Методические рекомендации для учителей начальной школы по повышению интереса младших школьников к физкультурно-оздоровительным мероприятиям

В задачи физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования, входят физическая рекреация и восстановление умственной работоспособности.

Основными формами физкультурно-оздоровительной работы с учащимися являются:

Ÿ гимнастика до занятий;

Ÿ физкультурные минутки на общеобразовательных уроках и во время самоподготовки;

Ÿ физические упражнения, подвижные и народные игры в перерывах между уроками;

Ÿ ежедневные занятия физическими упражнениями (спортивный час) в группах продлённого дня.

Утреннюю гигиеническую гимнастику рекомендуется проводить в государственных образовательных учреждениях с постоянным пребыванием обучающихся, а также выполнять физические упражнения дома с комплексом гигиенических процедур. Утренняя гигиеническая гимнастика позволяет сократить период врабатывания всех функций и систем организма. В этом заключается значение утренней гигиенической гимнастики.

Гимнастика до учебных занятий - это организованное начало учебного дня государственного образовательного учреждения. Она призвана решать следующие задачи:

- оптимизация уровня возбудимости и функциональной подвижности центральной нервной системы при воздействии на все органы и системы организма;

- вхождение организма в активную учебную деятельность;

- достижение оздоровительного эффекта;

- формирование правильной осанки, координации движений, повышение внимания и двигательной активности;

- формирование умения правильно выполнять физические упражнения.

Для классных руководителей, кураторов учебных групп, учителей начальных классов, воспитателей групп продлённого дня проводятся семинары по основам проведения комплексов гимнастических упражнений для гимнастики до учебных занятий физкультурных пауз, физкультурных минуток и динамических перемен.

Учитель, у которого первый урок по расписанию приходит до звонка на гимнастику до занятий, проверяет готовность места её проведения. Каждый класс (группа) строится для выполнения упражнений на закреплённом за ним месте школьной площадки (в ненастную погоду - в помещении государственного образовательного учреждения) или в учебном классе. За 15 минут до начала уроков звучит предупредительный звонок, оповещающий о том, что через 1 минуту начинается гимнастика, включается музыкальное сопровождение и по сигналу начинается выполнение упражнений.

Гимнастика до учебных занятий представляет собой ежедневное
выполнение перед первым уроком под музыку в течение 6-8 минут
комплекса         общеразвивающие упражнений, выполняемых в

последовательности:

■ упражнения для осанки;

■ для мышц плечевого пояса и рук;

■ мышц туловища;

■ мышц ног;

■ упражнения на дыхание и внимание.

Комплексы упражнений необходимо менять не реже одного раза в течение 2-3 недель или последовательно заменять по одному упражнению каждые 2-3 дня. Рекомендуются упражнения, включающие элементы взаимодействия с партнёром («зеркальное» выполнение движений, хлопки в ладошки партнёра и др.), имитационные движения, включающие подражание явлениям природы, животным и др. Разучивание комплексов упражнений можно проводить в процессе учебных занятий физической культурой и в виде домашних заданий.

Утренняя гигиеническая гимнастика состоит из комплексов общеразвивающих упражнений, выполняемых в сочетании с ходьбой и бегом, в течение 10-15 минут.

Гимнастику до занятий и утреннюю гигиеническую гимнастику рекомендуется проводить с притоком свежего воздуха. Гимнастика выполняется в повседневной, свободной одежде. Девочки при выполнении упражнений располагаются за мальчиками.

Для обучающихся начальных классов составляются отдельные комплексы упражнений, которые проще в выполнении. Помогают учителям начальных классов физкультурные активисты из числа обучающихся старших классов, у которых первый урок физическая культура.

Физкультурные минутки рекомендуется по возможности проводить на каждом уроке. Время проведения физкультурных минуток определяет учитель по внешним признакам утомления. Как правило, это происходит примерно на 20-й - 30-ой минутах урока. Физкультурные минутки не проводятся во время контрольных, самостоятельных работ и диктантов.

В комплексы физкультурных минуток включаются, как правило, 4-5 упражнений с общей продолжительностью их выполнения 1,5-2 минуты. Первое упражнение - потягивания, второе - третье для мышц шеи и рук, четвёртое - для мышц туловища, пятое - для мышц ног. Упражнения рекомендуется выполнять в положении сидя или стоя. Комплексы упражнений меняются один раз в две недели.

Учителю следует рекомендовать обучающимся применять разученные на уроках комплексы общеразвивающих упражнений при выполнении домашних заданий.

Учитель, как правило, проводит физкультурную минутку только при разучивании нового комплекса. В остальных случаях это право предоставляется физоргу или наиболее подготовленным ученикам класса (группы), а учитель следит за правильностью выполнения упражнений и осанкой обучающихся.

1. Среди различных видов физкультурно-оздоровительной работы особое место занимает проведение физических упражнений и подвижных игр. Известно, что в результате учебной деятельности, связанной с длительным поддержанием статической позы, у обучающихся развивается утомление, нарушается внимание, снижается усвоение учебного материала. Регулярное проведение физических упражнений, подвижных игр повышает мышечный тонус организма, восстанавливает работоспособность и внимание, что содействует лучшему восприятию учебного материала.

2. Физические упражнения, подвижные игры в перерывах между уроками служат одним из активных средств формирования и закрепления умений и навыков, формированию желания самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Их можно проводить на открытом воздухе, что наряду с фактором оздоровления способствует закаливанию организма обучающихся.

3. Для проведения игр и упражнений каждому классу (группе) заранее определяются места на пришкольных площадках, в рекреациях. Успех проведения физических упражнений, подвижных игр в перерывах между уроками во многом зависит от подготовки мест, где они планируются. Можно использовать волейбольные, баскетбольные и другие площадки, беговые дорожки, гимнастический городок и в обязательном порядке иметь в достаточном количестве мелкий спортивный инвентарь различного назначения: мячи, скакалки, обручи, гантели, комплекты бадминтона, флажки, эстафетные палочки и т.д.

4. Обучающиеся на переменах с физическими упражнениями, подвижными и играми занимаются в повседневной одежде. Если они проводятся на открытом воздухе, следует следить, чтобы все обучающиеся были одеты в соответствии с погодными условиями. Упражнения выполняются как всем классом (группой), так и индивидуально.

5. В случае плохой погоды, для таких занятий предусматриваются места в спортивном и тренажёрном залах, игровых комнатах, рекреациях и других приспособленных помещениях. Заканчивается двигательно-активная перемена физическими упражнениями восстановительного характера.

6. Обучающиеся, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе и группе лечебной физической культуры, выполняют специальные комплексы упражнений, характерные типологии заболеваний, играют в доступные игры или просто гуляют на свежем воздухе.

7. Общее руководство организацией и проведением физических упражнений, подвижных и игр в перерывах между уроками осуществляет директор государственного образовательного учреждения, его заместители и учитель физической культуры. Непосредственное проведение активных перерывов возлагается на учителей, классных руководителей (кураторов групп), физкультурный актив государственного образовательного учреждения. Особая роль в этом отводится обучающимся старших классов (курсов) - общественным инструкторам.

8. Намечая различные варианты проведения динамических перемен, учитель физической культуры планирует, использование физкультурного актива государственного образовательного учреждения, распределяет их по местам проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. Например, двое обучающихся организуют броски мячей в баскетбольное кольцо, другие активисты организуют мероприятия на волейбольной, футбольной, гандбольной площадках и других спортивных сооружениях.

9. Физические упражнения, подвижные игры на переменах необходимо подбирать с учётом возрастных особенностей обучающихся. Содержание физических упражнений и подвижных игр составляет материал, который освоен на уроках физической культуры и секционных занятиях. Следует широко использовать общеразвивающие упражнения: упражнения с мелким спортивным инвентарём, элементы спортивных игр (футбол, волейбол, баскетбол, гандбол, настольный теннис), подвижные игры, фитнес, аэробику и другие виды физической подготовки.

10.В зимнее время физические упражнения, подвижные игры на переменах проводятся в помещении государственного образовательного учреждения.

11.У младших школьников учебная деятельность вызывает наиболее быстрое утомление. Лучшей формой проведения активного отдыха для них является организация подвижных игр. Обучающиеся младших классов не имеют достаточного двигательного опыта и умений самостоятельно организовать игры. Поэтому здесь роль учителя становится необходимым условием. Кроме учителя, рекомендуется привлекать старшеклассников, имеющих опыт спортивной деятельности. Физические упражнения и подвижные игры с обучающимися младших классов проводятся под постоянным контролем учителя.

Спортивный час в группах продлённого дня (далее ГПД) способствует укреплению здоровья, физическому развитию обучающихся, повышению их работоспособности. Занятия должны быть разнообразными по характеру и интенсивности, доступными и проводиться, как правило, на открытом воздухе и иметь оздоровительную направленность.

При определении времени проведения спортивного часа следует иметь в виду, что у младших школьников снижение умственной работоспособности происходит после 3-4 уроков. Поэтому оптимальными сроками в режиме дня для спортивного часа является время с 12.00 до 13.00 и с 17.00 до 18.00.

§.Содержание спортивного часа должно быть взаимосвязано с учебной программой по физической культуре. Основу составляют общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, упражнения на простейших тренажёрах В подготовительной части желательно чаще использовать упражнения с различными предметами. Упражнения с предметами способствуют укреплению осанки и развитию координации движений.

В основной и заключительной части часа активного отдыха наибольший эффект даёт применение игрового и соревновательного методов.

Не менее важно учитывать и состояние здоровья обучающихся. Детям, менее физически крепким и отстающим в физическом развитии, следует оказывать особое внимание, регламентируя объём и интенсивность упражнений. При выборе соответствующих упражнений и нагрузок, воспитателю необходимо консультироваться с учителем физической культуры, так как оздоровительный эффект занятий физическими упражнениями и подвижными играми, помимо других условий, во многом зависит от правильного дозирования нагрузки. В этих целях следует быть внимательным к проявлению внешних признаков утомления обучающихся.


 




Заключение

В последние годы в России наблюдаются негативные тенденции в динамике здоровья детей. Ухудшению здоровья детского населения способствует целый ряд факторов. Среди них наиболее серьезными является неблагоприятная экономическая, экологическая обстановка, а также такие факторы, как стресс повседневной жизни школьников, увеличение количества социопатических семей, медикаментозная агрессия. Большие нагрузки в школе приводят к хроническому стрессу, последствиями которого становятся повышение невротизации детей, дефицит сна, гиподинамия и гипокинезия. В современном обществе приоритетной стало здоровье человека. Его установки на здоровый образ жизни относятся к высшим жизненным ценностям и провозглашаются как нормы жизни. Поэтому, физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебной – воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно – полезному труду. Доказано, что занятия физическими упражнениями оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка. Педагогу необходимо очень точно и доходчиво разъяснить школьникам смысл, значение и содержание занятия. В любую задачу следует вкладывать личностный смысл и давать ученикам возможность ощутить результаты их деятельности, доводить до сознания школьников необходимость длительного и упорного труда для достижения результатов.

У младших школьников интерес, как правило, рождают положительные эмоции, вызванные процессом выполнения упражнений.

Пробуждению у школьников интереса к занятиям физическими упражнениями способствуют качественное проведение всех форм занятий в школе, хорошее оснащение и эстетическое оформление материально спортивной базы. Очень важным условием воспитания интереса являются посильные задания, обеспечивающие успешность процесса обучения.

Организм младшего школьника находится на стадии формирования, становления. Особенный скачок в развитии делается в опорно-двигательном аппарате и нервной системе, благоприятной для развития физических качеств, таких как быстрота, ловкость. Особенное внимание требует первый год обучения, так как проходит период адаптации к школе. Что сопровождается напряженным ритмом работы всего организма и требует дополнительной работы по физическому воспитанию.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня – важный составной компонент двигательной активности школьников с особенностями психофизического развития. Формами их реализации являются: гимнастика до учебных занятий, подвижная (динамическая) перемена, физкультурные паузы во время уроков и спортивный час в группе продленного дня. Они являются рекомендуемыми, имеют узкую направленность и решают совокупность частных специфических задач.

Роль подвижных игр в системе физического и спортивного воспитания огромна. Подвижная игра, как и любая другая сопровождает человека все его детские годы, подвижные игры не только укрепляют здоровье и развивают организм, но они также являются средством культурно – нравственного воспитания и приобщения человека к обществу.

Приобщение ребенка к физкультуре важно не только с точки зрения укрепления их здоровья, но и для выработки привычки к занятиям спортом. Многим детям тяжело подниматься с теплой постели на зарядку. Но проходит время, неделя-другая, и малыш бодро вскакивает при первых звуках спортивного марша или иной музыки сопровождающей утреннюю зарядку. Вырабатывается условный динамический стереотип поведения, который вносит определенный ритм в утренний режим и не требует дополнительных волевых усилий.

Все поставленные нами задачи, а конкретно, следующие:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу, с целью выявления проблемы формирования интереса младших школьников к физкультурно-оздоровительным мероприятиям в режиме учебного дня.

2. Выявить наиболее целесообразные виды, средства работы с младшими школьниками на к физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме учебного дня.

3. Выявить интерес учащихся начальных классов к физкультурно-оздоровительным мероприятиям в режиме учебного дня.

4. Разработать и провести физкультурно-оздоровительные мероприятия способствующие повышению интереса.

5. Разработать методические рекомендации для учителей начальной школы.

были успешно выполнены. Поставленная цель: определить формы проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий и стимулировать к ним интерес, достигнута. Таким образом, мы можем сказать, что физкультурно-оздоровительные мероприятия – это не просто набор физических действий, а прежде всего живое участие, активность, эмоциональность детей. Игры, способствуют созданию положительной эмоциональной атмосферы, помогают поддерживать её и с помощью неё формировать интерес к спортивно-оздоровительным мероприятиям в режиме учебного дня. Тем самым мы выполняем основную задачу приучения детей к здоровому образу жизни.


 


Список литературы

 

1. Закон РФ «Об образовании» // Школа 1996. - № 3. – С. 2-26.

2. Акбашев Т.Ф. Третий путь. М., 1996.

3. Актуальные проблемы валеологии в образовании: Материалы I съезда валеологов. – М., 1998.

4. Амонашвили Ш.А., Плексин А.Г. и др. Педагогика здоровья. – М.: Педагогика, 1990.

5. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1987, 63 с.

6. Апанасенко Г.А. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование? // Валеология. 1996, №2, с. 9-14.

7. Апанасенко Г.А. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993, с. 49-60.

8. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993, с. 33-48.

9. Басалаева Н.М., Савкин В.М. Здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России // Валеология. 1996, №2, с. 35-37.

10. Белов В.И. Психология здоровья. СПб, 1994, 272 с.

11. Березин И. П., Дергачев Ю. В. Школа здоровья. – М., «Физкультура и спорт», 1990.

12. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – 2-е изд. – М.: Физкультура и спорт, 1990.

13. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. Л., 1987. 125 с.

14. Валеология человека. Здоровье - Любовь - Красота / Под ред. Петленко В.П. СПб, 1997, Т.5.

15. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993, 269 с.

16. Васильева О.С. Валеология - актуальное направление современной психологии // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып.3. с. 406-411.

17. Васильева О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып.3. с. 420-429.

18. Воробьев В. И. Слагаемые здоровья. – М., «Физкультура и труд», 1986.

19. Гарбузов В.И. Человек - жизнь - здоровье // Древние и новые каноны медицины. СПб, 1995.

20. Горчак С.И. К вопросу о дефиниции здорового образа жизни // Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 1991, с. 19-39.

21. Громбах С.И. Учитель и здоровье школьника. В сб. воспитание здорового школьника / Сост. Н.Б. Коростель. – М., 1971.

22. Давидович В.В., Чекалов А.В. Здоровье как философская категория // Валеология. 1997, №1.

23. Давыдов В.В. “Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования” – М: Педагогика, 1986 г. - 240ст.

24.  Долинский Г.К. К понятийному аппарату валеопсихологии // Здоровье и образование. Педагогические проблемы валеологии. СПб, 1997.

25. Дубровский А.А. Лечебная педагогика. – М.: АПН СССР, 1989.

26. Дубровский В.И. Валеология: ЗОЖ: Учебное пособие. – М.: Флинта, 1999.

27. Зак А.З. “Развитие умственных способностей младших школьников” - М: Просвещение 1994 г.

28.  Здоровый образ жизни - залог здоровья / под ред. Ф.Г.Мурзакаева. Уфа, 1987, 280 с.

29.  Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 1991, 184 с.

30.  Здоровье, развитие, личность / под ред. Г.Н.Сердюковой, Д.Н. Крылова, У. Кляйнпетер М., 1990, 360 с.

31.  Иванюшкин А.Я. “Здоровье” и “болезнь” в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН СССР. 1982. Т.45. №1, с.49-58, №4, с.29-33.

32.  Казначеев В.П. Основание формирования программы общей и частной валеологии // Валеология. 1996, №4, с. 75-82.

33. Колбанов В.В., Зайцев Г.К. Валеология в школе. – СПб., 1992.

34.  Коростель Н. Б. От А до Я. – М., «Физкультура и спорт», 1995

35. Куценко Г. И., Новиков Ю. В. Книга о здоровом образе жизни. – СПб., 1997.

36. Ленсгафт П. Ф. Избранные сочинения. – М., «Педагогика», 1988.

37. Лещинский Л. А. Берегите здоровье. – М., «Физкультура и спорт», 1995.

38. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1982, 40 с.

39. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. М., 1986, 192 с.

40. Лисицын Ю.П., Полунина И.В. Здоровый образ жизни ребенка. М., 1984.

41. Максимов Л.К. О некоторых вопросах исследования мотивации учения младшего школьника // Мотивация учения. - Волгоград, 1976. С. 53-60.

42.  Мерклина Л.А., Понедельник С.В. Участие медицинских работников Ростовской области в формировании здорового образа жизни семьи // Современная семья: проблемы и перспективы. Ростов-на -Дону, 1994, с. 133-134.

43. Настольная книга учителя физической культуры. / Под ред. Л. Б. Кофмана. – М., «Физкультура и спорт», 1998.

44. Обухова Л.Ф. “Детская психология: теория, факты, проблемы, - М: Тривола, 1995 г.

45. Педагогика. / Под ред. В. В. Белорусовой и И. Н. Решетень. – М., «Физкультура и спорт», 1978.

46. Петровский Б. В. Популярная медицинская энциклопедия. – М., 1981.

47.  Понедельник С.В. Формирование здорового образа жизни семьи в системе школьного образования // Современная семья: проблемы и перспективы. Ростов-на -Дону, 1994, с. 132-133.

48.  Попов С.В. Валеология в школе и дома // О физическом благополучии школьников. СПб, 1997.

49. Психология. – Под ред. В. М. Мельникова. – М., «Физкультура и спорт», 1987.

50.  Психология. Словарь / под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М., 1990, 494 с.

51.  Семенова В.Н. Валеология в практике работы школы // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1998, №3, с. 56-61.

52. Советская система физического воспитания. / Под ред. Г. И. Кукушкина. – М., «Физкультура и спорт», 1975.

53.  Степанов А.Д., Изуткин Д.А. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования // Советское здравоохранение. 1981. №5. с.6.

54. Формирование учебной деятельности школьников. Под ред. В.В. Давыдова и др. М., 1982.

55.  Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. 1997, №2, с. 3-14.

56.  Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. М., 1997.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: