Цели, принципы и инструменты государственного регулирования денежного рынка

 

Под денежно-кредитной политикой государства понимается со­вокупность экономических мер по регулированию кредитно-денежного обращения, направленных на обеспечение устойчивого эконо­мического роста путем воздействия на уровень и динамику производ­ства, занятости, инфляции, инвестиционной активности и других макроэкономических показателей.

Денежно-кредитная политика проводится главным образом Цен­тральным банком. Конечной целью проводимой Центральным бан­ком и государственными институтами денежно-кредитной полити­ки является организация стабильности денежного обращения, обес­печивающего достижение устойчивого роста национального производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в регулировании денежного предложения: во время экономического спада — в уве­личении предложения денег для стимулирования поощрения расхо­дов, а во время экономического роста, сопровождаемого инфляци­ей, — в ограничении предложения денег для ограничения расходов.

Субъектом денежно-кредитной политики является Центральный банк страны, который с помощью определенных методов воздей­ствует на предложение и спрос на денежном рынке. Центральный банк меняет объем денежного предложения в стране путем регули­рования размеров избыточных резервов, имеющихся в коммерче­ских банках, которые имеют решающее значение для способности банковской системы создавать деньги. В его распоряжении имеются инструменты прямого (операции с государственными облигациями на рынке ценных бумаг) и косвенного действия (изменение учетной ставки и нормы обязательных резервов). Все эти инструменты вли­яют на резервы коммерческих банков и тем самым на норму про­цента и предложение денег.

Операции на открытом рынке (с государственными ценными бумагами).В современной практике рыночного хозяйствова­ния основным инструментом регулирования денежной массы явля­ются операции на открытом рынке. Это постоянно применяемый способ контроля денежного предложения. Операции на открытом рынке — это покупка и продажа Центральным банком государствен­ных ценных бумаг. В качестве экономических партнеров при этом выступают коммерческие банки и население. Путем покупки или продажи на открытом рынке государственных ценных бумаг (госу­дарственных облигаций) Центральный банк может осуществлять либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо их изъятие.

Центральный банк осуществляет выпуск государственных крат­косрочных ценных бумаг с целью покрытия дефицита государствен­ного бюджета (той части государственных расходов, которая не покрывается за счет сбора налогов). Операции на открытом рынке проводятся Центральным банком обычно совместно с группой круп­ных банков и других финансово-кредитных учреждений.

Отметим, что купля или продажа коммерческим банком госу­дарственных облигаций приводит к изменению его активов и неиз­бежно затрагивает резервы банка, увеличивая или уменьшая их про­порционально норме резервов. Регулируя резервы коммерческих банков, Центральный банк контролирует сумму банковских денег, которые они могут создавать.

Рассмотрим, как купля и продажа государственных ценных бу­маг влияет на избыточные резервы коммерческих банков и тем са­мым на предложение денег. Допустим, что ^на денежном рынке имеется излишек денежной массы в обращении и Центральный банк ставит цель ограничить или ликвидировать этот излишек (умень­шить количество денег в обращении).

Для этого он начинает активно продавать государственные цен­ные бумаги на открытом рынке коммерческим банкам или населе­нию. Так как предложение государственных ценных бумаг увеличи­вается, то их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут. Это делает их более привлекательными для покупателей, и коммерческие банки или население начинают активно скупать го­сударственные ценные бумаги. Коммерческие банки при оплате этих ценных бумаг выписывают чеки на свои вклады, т.е. свои резервы, которые находятся в Цент­ральном банке. Последний, естественно, учитывает эти чеки, умень­шая на соответствующую величину резервы коммерческих банков. Таким образом, продавая государственные ценные бумаги, Центральный банк уменьшает предложение денег.

Теперь предположим, что на денежном рынке имеется недоста­ток денежных средств в обращении. В этом случае Центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного пред­ложения, и начинает скупать ценные бумаги у коммерческих бан­ков и населения. Следствием этого является увеличение спроса на государственные ценные бумаги. При этом их рыночная цена воз­растает, а процентная ставка по ним падает. Это делает государ­ственные ценные бумаги непривлекательными для их владельцев, и коммерческие банки и население начинают активно продавать государственные ценные бумаги.

Центральный банк оплачивает покупку ценных бумаг у коммер­ческих банков путем увеличения их резервов на сумму покупки. Можно сделать вывод о том, что покупка Центральным банком государственных ценных бумаг у коммерческих банков в конечном счете приводит к росту их резервов и, следовательно, возможности у коммерческих банков для выдачи кредитов возрастают. Покупка Центральным банком государственных ценных бумаг у населения приводит к тем же конечным результатам. Таким образом, покупая государственные ценные бумаги, Цент­ральный банк увеличивает предложение денег.

Центральный банк также регулирует размер денежной массы в экономике в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО).В этом случае он, например, продает государственные облигации с обяза­тельством выкупить их, по определенной (более высокой) цене че­рез определенный срок. Процентом за полученные денежные сред­ства взамен предоставленных ценных бумаг служит разница между ценой продажи и обратного выкупа,

Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования). Учетная ставка представляет собой второй по важности инструмент кредит­но-денежной политики, который используется для осуществления контроля за предложением денег. Учетная ставка — это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммер­ческим, банкам. Как правило, такой кредит предоставляется не всем коммерческим банкам, а лишь тем, которые имеют прочное фи­нансовое положение и в данный.момент нуждаются в дополни­тельных денежных средствах. Уровень учетной ставки устанавливает Центральный банк. Коммерческий банк, получая ссуду, выдает свое долговое обязательство, гарантируемое дополнительным финансо­вым обеспечением в виде государственных краткосрочных облига­ций и коммерческих векселей. Центральный банк может заинтересовывать коммерческие бан­ки обращаться к нему за финансовой помощью путем снижения учетной ставки. Уменьшение последней делает для коммерческих банков займы резервных фондов более дешевыми. Как только уровень учетной ставки падает ниже ставки процента межбанковского кредита, денежные издержки, связан­ные с привлечением средств путем займов у Центрального банка, уменьшаются по сравнению с соответствующими издержками по­лучения ссуд у других коммерческих банков. Однако такое расширение имеет некий предел, по достижении которого коммерческие банки отка­жутся от дальнейших займов у Центрального банка даже в том слу­чае, когда уровень банковской учетной ставки будет значительно ниже ставки межбанковского кредита. Коммерческие банки обра­щаются за займами Центрального банка только до того момента, пока не установится равенство между полными издержками, свя­занными с привлечением каждого дополнительного рубля из Цен­трального банка и ставкой ссудного процента по межбанковским займам.

Денежные средства, которые банки предоставляют друг другу в форме межбанковских ссуд, не оказывают никакого воздействия на величину суммарных банковских резервов; путем такого рода займов резервы движутся по кругу, переходя со счетов одного бан­ка на счета другого. Денежные средства, взятые в кредит у Цент­рального банка, представляют собой чистые дополнительные резер­вы. Они образуют основу процесса мультипликативного расшире­ния депозитов аналогично резервам, получаемым в банковской системе путем операций на открытом рынке.

Повышая учетную ставку, Центральный банк снижает заинте­ресованность коммерческих банков в получении у него ссуд и тем самым ограничивает предложение денег. Если учетная ставка повы­шается до уровня выше ставки межбанковского кредита, то займы резервных фондов становятся невыгодными. В ряде случаев некото­рые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими (невыгодны­ми). Сокращение банковских резервов приводит к мультипликатив­ному сокращению денежного предложения.

Среди инструментов денежно-кредитной политики регулирова­ние учетной ставки является вторым по важности методом управ­ления предложением денег. На практике, как правило, Централь­ный банк сочетает использование двух инструментов: проведение операций на открытом рынке и регулирование учетной ставки.

Изменение нормы обязательных резервов Изменение нормы обя­зательных резервов также выступает важным инструментом денеж­но-кредитной политики, активно используемым Центральным бан­ком для контроля за предложением денег. В общем виде механизм действия этого инструмента следующий: при увеличении Центральным банком нормы обязательных резервов сокращаются избыточ­ные резервы коммерческих банков, что ведет к мультипликативно­му уменьшению денежного предложения; при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение денег.

Рост нормы обязательных резервов увеличивает количество не­обходимых резервов коммерческих банков. При этом у банков есть две альтернативы: либо уменьшить избыточные резервы путем вы­дачи кредитов, что снизит их способность создавать деньги; либо они, если посчитают свои резервы недостаточными, будут вынуж­дены уменьшить свои чековые счета и тем самым денежное пред­ложение. Чтобы сократить свои текущие счета, коммерческий банк может установить срок погашения ссуд и получить выплату по ним, не выдавая новых кредитов. Для увеличения своих резервов банк может продать часть имеющихся у него ценных бумаг и полученные средства добавить к своим резервам. В рамках всей банковской сис­темы такие действия приведут в конечном счете к снижению де­нежного предложения.

Снижение Центральным банком нормы обязательных резервов приводит к уменьшению обязательных резервов коммерческих бан­ков и к увеличению избыточных резервов, В результате этого способность к кредитованию отдельных коммерческих банков возрас­тает, что в рамках всей банковской системы приводит через муль­типликативные эффекты к увеличению предложения денег в стране. Следовательно, понижение нормы обязательных резервов ведет к переводу этих резервов в избыточные, что увеличивает возможность коммерческих банков путем нового кредитования создавать новые деньги, увеличивая тем самым денежное предложение.

Способность банковской системы к созданию денег меняется в зависимости от изменения нормы обязательных резервов посред­ством влияния последней на размер избыточных резервов и на ве­личину денежного мультипликатора.

Таким образом, изменение нормы обязательных резервов бан­ков является одним из важнейших инструментов денежно-кредит­ной политики. Даже небольшое изменение уровня нормы обяза­тельных резервов, оказывающее влияние на всю банковскую сис­тему, может привести к значительным изменениям в объемах депозитов и кредитов коммерческих банков и, следовательно, пред­ложения денег в стране.

Политика дешевых и дорогих денег. Денежно-кредитная полити­ка оказывает самое непосредственное влияние на такие важные макроэкономические показатели, как ВВП, занятость, уровень цен. Рассмотрим механизм этого воздействия.

Предположим, что состояние национальной экономики харак­теризуется спадом производства и ростом безработицы. Централь­ный банк для стимулирования роста производства начинает проводить политику по увеличению денежного предложения посредством проведения мер, способствующих повышению избыточных резер­вов коммерческих банков.

Для реализации такой политики Центральный банк осуществ­ляет комплекс следующих мер. Во-первых, он начинает покупать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к увеличению резервов коммерческих банков. Во-вторых, он сни­жает норму обязательных резервов, что способствует автоматиче­скому переводу необходимых резервов в избыточные и увеличению размера денежного мультипликатора. В-третьих, он снижает учет­ную ставку для того, чтобы стимулировать коммерческие банки к увеличению своих резервов посредством заимствования средств у Центрального банка.

Проведение такого комплекса мер называется политикой деше­вых денег. Ее целью является стимулировать рост производства и занятости посредством расширения предложения денег и удешев­ления кредита (удешевления денег, направляемых на инвестиции). При этом последовательность взаимосвязей такова: увеличение пред­ложения денег при том же спросе снижает норму процента, кото­рый удешевляет кредит, а более дешевый кредит повышает инвестиционный спрос в экономике, что способствует росту инвестиций и расширению производства и занятости.

Теперь предположим, что ситуация в экономике характеризует­ся наличием излишних расходов и наличием высокой инфляции. Центральный банк для стабилизации экономики начинает проводить политику по снижению общих расходов и ограничению или сокращению предложения денег посредством комплекса мер, способствующих понижению резервов коммерческих банков.

Для реализации такой политики Центральный банк осуществляет комплекс следующих мер. Во-первых, он начинает продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит  к уменьшению резервов коммерческих банков. Во-вторых, он уве­личивает норму обязательных резервов,  что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает  размер денежного мультипликатора. В-третьих, он поднимает учет­ную ставку, что снижает заинтересованность коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования средств у Центрального банка.

Проведение такого комплекса мер называется политикой доро­гих денег. Ее целью являются понижение общих расходов и сдерживание инфляции посредством ограничения предложения денег и Удорожания кредита (удорожания денег). В результате уменьшения предложения денег денежные ресурсы станут дорогими, повысится норма процента, подорожает кредит, снизится инвестиционный спрос в экономике сократятся инвестиции, производство и заня­тость.

В качестве инструментов прямого регулирования также выступа­ют установление лимитов кредитования и прямое регулирование ставки процента Центральным банком. С помощью рассмотренных инструментов Центральный банк реализует основные цели кредит­но-денежной политики.

Специфика денежно - кредитной политики в России обусловле­на особенностями ее экономики в переходный период. Регулирова­ние денежного обращения в России осуществляется Центральным банком путем определения потребностей в денежной массе на ос­нове ожидаемых темпов инфляции и динамики ВНП. Современная экономическая ситуация в России характеризуется действием це­лого ряда негативных тенденций. Поэтому в настоящее время ос­новной целью кредитно-денежной политики в стране является обес­печение условий для финансовой стабилизации, постепенного ро­ста производства, улучшения занятости и сдерживания инфляции.

Таким образом, регулирование денежного предложение осуществляется за счет проведения денежно-кредитной политики: во время спада – увеличение предложения денег, во время роста – его ограничение. Проводя денежно-кредитную политику, Центральный банк с помощью определенных методов воздействует на предложение и спрос на денежном рынке. В его распоряжении имеются инструменты прямого регулирования (операции с государственными облигациями) и косвенного (изменение учетной ставки и нормы обязательных резервов).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: