Импортные тарифы и пошлины

 

Импортные (ввозные) таможенные тарифы, в которых находят выражение импортные пошлины, в отличие от экспортных, широко используются в мировой практике.

Импортные пошлины устанавливаются на ввозимые в Россию товары и предназначены для решения следующих задач:

1. Защита национальных производителей от неблагоприятного воздействия нежелательной иностранной конкуренции, а также обеспечения условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику.

2. Оптимизации соотношения между экспортом и импортом с позиций требования платежного и торгового балансов страны.

3. Рационализация структуры ввозимых на территорию РФ товаров.

4. Создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РФ.

5. Пополнение доходной части бюджета РФ.

Их роль в механизме государственного регулирования реализуется через три основные функции, которые учитываются в процессе дифференциации ставок: регулирующую, фискальную, корректировочную.

Регулирующая функция импортного тарифа предполагает меры воздействия на внутреннюю экономику: от протекционизма, то есть защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции, до содействия развитию и насыщению рынка.

Фискальная функция проявляется обычно в установлении высокого уровня ставок импортных тарифов на ограниченную номенклатуру товаров. Ей присущ временный характер, как, впрочем, и корректировочной функции, с помощью которой достигается не столько сопоставимость импортных (мировых) и внутренних цен, сколько сокращение импортных потоков и изъятие доходов в пользу бюджета.

Особенно отчетливо это свойство проявляется в настоящих условиях состояния российской экономики, когда фискальный принцип изъятия таможенных пошлин становится главным в процессе формирования доходной части федерального бюджета.

Российским законом о таможенном тарифе предусмотрено применение трех видов таможенных пошлин: адвалорных, специфических и комбинированных.

Адвалорные начисляются по отношению к стоимости единицы экспортного товара и фиксируются в таможенном тарифе в процентах. Основой для начисления таможенной пошлины служит таможенная стоимость товаров.

Специфические пошлины устанавливаются в евро по отношению к физическому объему или весу единицы груза. Основой для начисления таможенной пошлины является количество товара.

Комбинированные предполагают одновременное использование названных выше пошлин по решению таможенных органов, например, при ввозе автомобилей. Основой для начисления таможенной пошлины является либо таможенная стоимость товара, либо его количество, в зависимости от того, какая из составляющих комбинированной ставки (адвалорная или специфическая) подлежит применению. Сначала рассчитывается величина таможенной пошлины по адвалорной составляющей, а затем по специфической. Если величина таможенной пошлины, рассчитанной по адвалорной составляющей, больше величины таможенной пошлины, рассчитанной по специфической составляющей, сумма таможенной пошлины, подлежащей взиманию, рассчитывается по адвалорной составляющей. Если величина таможенной пошлины, рассчитанной по адвалорной составляющей, меньше величины таможенной пошлины, рассчитанной по специфической составляющей, сумма таможенной пошлины, подлежащей взиманию, рассчитывается по специфической составляющей.

В целях оперативного регулирования используются сезонные пошлины, срок действия которых не превышает 6 месяцев.

Для обеспечения защиты экономических интересов России к ввозимым товарам применяются особые виды пошлин (специальные, антидемпинговые, компенсационные), процедура установления которых связана с предварительными рассмотрениями.

Специальные пошлины на ввоз продукции устанавливаются при словиях:

- количественного превышения импорта, способного нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров;

- как ответная мера на дискриминационные действия, ущемляющие интересы российских экспортеров со стороны других государств, международных союзов и сообществ.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную границу России товаров по заниженным ценам по сравнению с предельно оптимальной (трансакционной) стоимостью их в стране экспортера в момент вывоза. Такие пошлины могут быть назначены и в других ситуациях:

- при угрозе возникновения возможного ущерба для российских производителей;

- при создании препятствий процессам организации или расширению производства аналогичных товаров в России.

Компенсационные пошлины предусматриваются в случаях ввоза на территорию России продукции, при производстве которой использовались государственные субсидии в качестве поддержки экспортера страны производителя.

Базовые ставки импортных пошлин установлены в таможенном тарифе для товаров из стран, которым Россией предоставлен режим наибольшего благоприятствования на основе подписанных с ними торговых договоров и соглашений.

На 25% меньше базовых определены пошлины для товаров из развивающихся государств, и наоборот, вдвое выше - из стран, не пользующихся режимом благоприятствования, а также для товаров, страна происхождения которых не установлена. Для наименее развитых стран предусмотрен беспошлинный ввоз товаров. Во всех этих случаях принимается во внимание страна происхождения то­вара.

Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке.

Следующие товары считаются полностью произведенными в данной стране:

A) полезные ископаемые, добытые на ее территории или в ее континентальных водах;

Б) растительная продукция, выращенная и собранная на ее территории;

B) живые животные, родившиеся и выращенные в ней;

Г) продукция, полученная в этой стране от выращенных в ней животных;

Д) произведенная в ней продукция охотничьего, рыболовного или морского промыслов;

Е) вторичное сырье и отходы, являющиеся результатом производственных и иных операций, осуществляемых в данной стране;

Ж) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране;

3) товары, произведенные в данной стране исключительно из продукции, указанной в подпунктах "А" - "3".

Критериями достаточной переработки товаров в данной стране являются:

1. Изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне любого из первых 4-х знаков, произошедшее в результате переработки товара.

2. Выполнение производственных или технологических операций, достаточных или недостаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место.

3. Правило адвалорной доли - изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены поставляемого товара.

Страна происхождения товара, по которой определяются отклонения импортной пошлины от величины базовой ставки, подтверждается сертификатом, выдаваемым консулом страны импортера.

Система импортных пошлин включает три уровня: сырье, материалы и комплектующие изделия, полуфабрикаты и готовые изделия. При импорте продуктов, получаемых при переработке сырья, уровень ввозных пошлин, как правило, повышается, при этом ставки пошлин растут пропорционально повышению степени обработки сырья: на продукцию каждой последующей стадии обработки устанавливаются более высокие ставки пошлин. Такое построение системы тарифов называется тарифной эскалацией.

 

 

ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ

 

 

Начисление и уплата импортной пошлины предполагает определение таможенной стоимости ввозимого товара, то есть реальной (не заниженной) базы для таможенных платежей и возможных штрафных санкций.

Таможенная стоимость товара определяется декларантом и заявляется при ввозе на таможенную территорию, предполагая предоставление подтверждающих ее сведений.

В качестве основного документа, подтверждающего декларируемую стоимость товара, принимается счет-фактура, где указана цена сделки, включая некоторые дополнительные расходы (транспортные, комиссионные, по упаковке и т.п.). Однако если таможенные органы считают, что указанная в документе сумма не отражает действительной стоимости товара и завышена с целью уклонения от уплаты более значительного размера пошлины и налогов, они вправе для ее определения воспользоваться рядом других методов.

Согласно существующему порядку, таможенная стоимость может быть определена одним из шести установленных методов, каждый из которых применяется последовательно, если исключено использование предыдущего.

Первый из методов определяет стоимость как величину, равную цене сделки, фактически уплаченной и подлежащей оплате экспортером с дополнительным включением компонентов, ранее не учтенных в цене: расходы по доставке до порта или места ввоза на таможенную территорию (транспортные, страховые, погрузо-разгрузочные), затраты покупателя (комиссионные и брокерские вознаграждения, оплата контейнеров и многооборотной тары, расходы по упаковке), часть стоимости материалов и услуг, предоставленных покупателем, а также лицензионные и другие платежи, часть прямого или косвенного дохода продавца от последующих продаж на российском рынке.

Данный метод не может быть использован в случае имеющихся ограничений прав импортера на товар или установления тесной взаимосвязи и обоюдных интересов сторон (контрагентов) в процессе сделки.

Таможенная стоимость, определенная с помощью оценки двумя другими методами (вторым и третьим), означает, что за основу цены сделки принимается сделка с идентичным (однородным) товаром, скорректированная с учетом расходов покупателя (по доставке до места ввоза).

При этом под идентичностью подразумеваются равнозначность товаров по всем оцениваемым признакам (качеству, физическим свойствам, репутации на рынке), под однородностью - аналогичные товары, имеющие сходные характеристики, компоненты и коммерческая взаимозаменяемость.

Методы четвертый и пятый могут применяться в обратной последовательности по усмотрению декларанта.

В одном случае стоимость определяется исходя из цены единицы товара, по которой оцениваемые (идентичные или однородные) товары продаются наибольшей партией на российском рынке, исключая расходы на комиссионные вознаграждения, таможенные платежи при ввозе (пошлины, налоги, сборы), затраты на транс­портировку, страхование и погрузо-разгрузочные работы.

В другом - оценка таможенной стоимости складывается из затрат на материалы и издержек изготовителя, включая расходы на обеспечение вывоза товара из страны его происхождения, а также прибыль экспортера в результате таких поставок.

Резервный метод базируется на данных мировой торговли и рынков, базирующихся на предоставлении таможенным органам необходимой информации о ценах на товары, поступавшие ранее из страны-импортера на российский рынок и рынки третьих стран или стоимости аналогичных товаров отечественного производства.

Начисление и уплата таможенных пошлин при ввозе товаров физическими лицами осуществляется на общих принципах импортного регулирования и производится в случае, если целевое назначение товара - производственная или коммерческая деятельность, а общая их стоимость и количество превышают установленные квоты и ограничения.

 

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Таможенно-тарифная политика Российской Федерации является важнейшим инструментом регулирования внешней торговли и пополнения доходной части федерального бюджета. Цель исследования заключалась в определении эффективности выполнения российским таможенным тарифом возложенных на него задач и выработке предложений для его совершенствования.

Поиск оптимального соотношения действия функций таможенного тарифа как инструмента регулирования импорта и как источника формирования средств для бюджета федерации является сегодня наиболее актуальным вопросом в деятельности таможенных органов Российской Федерации. Решение этой проблемы позволит сделать более прозрачной внешнюю торговлю России, устранит экономические условия, способствующие криминализации импорта товаров, коррупции в таможенных органах, а также поспособствует тому, что таможенный тариф будет реально выполнять протекционистскую функцию по отношению к отечественным товарам.

Таможенно-тарифная политика в последние годы стала одним из ключевых элементов государственного регулирования экономики. Она является своего рода узлом, в котором сплетаются интересы национального хозяйства и внешней торговли. Устанавливая различные ставки пошлин, можно способствовать насыщению внутреннего рынка или, наоборот, защитить отечественного товаропроизводителя. Вводя новые таможенные режимы, можно привлечь иностранные инвестиции. Совершенствуя таможенные процедуры и отменяя необоснованные льготы, — привлекать дополнительные миллиарды рублей в федеральный бюджет. Сейчас уже созданы и функционируют основные элементы российской таможенно-тарифной политики. К ним относятся:

- дифференциация ставок пошлин по различным группам товаров;

- применение различных категорий пошлин (адвалорных,специфических, комбинированных, специальных и т.д.);

- использование национальной системы преференций;

- эффективный организационный механизм.

Важный инструмент макроэкономического регулирования национального хозяйства — импортный таможенный тариф. Действующий импортный таможенный тариф разрабатывался в 1993–1994 годах. Он включает семь уровней адвалорных ставок, применяемых к 11 032 тарифным позициям десятизначной товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).

Его излишне детализированная структура обосновывалась необходимостью дифференцированного применения импортных пошлин, в зависимости от чувствительности того или иного товара с точки зрения защиты внутреннего рынка и наполнения бюджета. Интенсивная корректировка таможенных пошлин, проводившаяся в 1995–1997 гг., первой половине 1998 г. и 2000 – 2005гг., была направлена на реализацию, прежде всего, протекционистской функции таможенного тарифа.

После дефолта 1998 года почти пятикратное изменение курса рубля по отношению к доллару автоматически в этой же степени увеличило защитный потенциал любой, даже минимальной ставки пошлины. Многие ставки ввозных пошлин после девальвации рубля оказались практически запретительными. На этом фоне масштабная дифференциация тарифа по товарным группам однородной продукции в условиях объективно слабого таможенного администрирования приводила к злоупотреблениям, связанным с занижением таможенной стоимости товаров, их неправильным декларированием. Что, соответственно, привело к резкому падению импортных поставок в Российскую Федерацию и снижению уровня собираемости таможенных платежей.

В этот период, к сожалению, не удалось сформировать и адекватную систему таможенного администрирования.

В сложившейся ситуации, с учетом макроэкономических прогнозов на ближайшие годы, темпов развития таможенной инфраструктуры и сроков изменения законодательства в этой области, а также требований вступления России в ВТО, назрела необходимость в адаптации таможенного тарифа к кардинально изменившимся условиям.

Суть предлагаемой Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации кардинальной реформы импортного тарифа состоит в его упрощении и рационализации. Необходимо повышать транспарентность тарифной системы с целью сокращения злоупотреблений, связанных с неправильным декларированием импортируемых товаров, улучшения качества таможенного администрирования. Также необходимо отказываться от неэффективных ограничений на ввоз товаров зарубежного производства, обусловленных «запретительным» уровнем ряда ввозных пошлин и искажением их структурного профиля в результате девальвационных процессов. Кроме того, обеспечение эффективной тарифной защиты предусматривает, в частности, снижение пошлин на прогрессивное технологическое оборудование, которое в России не производится.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: