(выделяемых ак. Поташником М. М.)
I. Учебно-интеллектуальные умения
Умение диалектически анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, конкретизировать, систематизировать, выделять главное, существенное, устанавливать причинно-следственные связи, умение проводить аналогии, находить ассоциации и пользоваться ими.
Исследовательские умения поставить задачу, сформулировать гипотезу, выбрать методы решения, осуществить доказательства и проверить.
II. Учебно-познавательные умения
Умение составить план ответа или выступления (тезисы, реферат, доклад), аннотации, конспекты, рецензии; умение пользоваться различными видами чтения (скорочтение), умение участвовать в учебной дискуссии, вести полемику, умение задавать вопросы.
Практические исследовательские умения наблюдать, ставить опыты, проводить эксперименты, измерения, конструировать, моделировать, пользоваться поисково-информационными, техническими средствами обучения.
III. Поисково-информационные умения
|
|
Умение обращаться со словами, энциклопедиями, электронными каталогами.
IV. Учебно-организационные умения
Умение планировать текущую и перспективную учебную работу
организовывать самого себя, самоконтроль, самоанализ, познавательная деятельность в коллективе, умение сотрудничать при решении учебной задачи.
Резюме: обслуживающие действия со всеми предметами названы выше. Главные: опознание категории формы, величины, функции, причины, следствия, повода определение поэлементного состава объекта, связи целого и его части, обязательное усматривание альтернативы, видение диалектической сущности любого явления и сущности.
Алгоритм освоения надпредметных способов деятельности и ключевых компетенций.
1. Диагностика и выбор.
2. Мотивация и целеполагание.
3. Инструктирование.
4. Реализация.
5. Анализ.
6. Упражнения доведения умения до навыка.
7. Перенос в другие области.
Условия эффективного формирования надпредметных способов деятельности и ключевых компетенций.
1. Включение в ткань урока или внеурочной работы.
2. Обеспечение единства действий всех учителей и воспитателей школы.
3. Наличие вспомогательного материала в виде памяток для каждого ученика, в соответствии с его особенностями (обязательно для всех).
4. Возможные уровни обязательного усвоения учебного материала:
А) знание (запоминание, воспроизведение);
Б) понимание (объяснение, изложение, интерпретация);
В) применение (по образцу, в исходной ситуации и в измененной ситуации);
Г) уровень обобщения и систематизациии (выделение части из целого и комбинации элементов для получения целого нового);
|
|
Д) уровень эмоционально-ценностного отношения.
Резюме: каждый высший уровень включает в себя требование предыдущего.
Учебный план сетевой образовательной программы «Восхождение на Эльбрус»
Цель программы: возрождение субъективной позиции самого ученика.
Категория слушателей: учащиеся и учителя.
Форма обучения: Интернет.
Срок обучения: индивидуально.
Режим занятий: индивидуален.
№ | Наименование модулей | время | Форма контроля |
1. | Диагностика a) Тестирование b) Приглашение к восхождению на Эльбрус. | Тестирование | |
2. | Путеводитель | Тестирование | |
3. | «Айкидо» - или умение общаться a) Групповая работа b) Роль в группе | Самостоятельная работа | |
4. | Приемы – умения – навыки a) Что понимается под надпредметными умениями и навыками? b) География c) Математика d) Биология e) Русский язык f) Физика g) История | Размышление Ш. Холмса Решение задач, выполнение заданий. Анализ дневника Танеева | |
5. | Методы активизации мыслительной деятельности | Самостоятельная работа | |
6. | Подготовка отчета о восхождении на Эльбрус Экспертиза чужого отчета | Отчет Экспертное заключение | |
7. | Подготовка собственного маршрута | Составление образовательной программы |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
В главном - единство, в спорном - свобода