Примерный перечень надпредметных способов деятельности и ключевых компетенций

(выделяемых ак. Поташником М. М.)

I. Учебно-интеллектуальные умения

Умение диалектически анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, конкретизировать, систематизировать, выделять главное, существенное, устанавливать причинно-следственные связи, умение проводить аналогии, находить ассоциации и пользоваться ими.

Исследовательские умения поставить задачу, сформулировать гипотезу, выбрать методы решения, осуществить доказательства и проверить.

 

II. Учебно-познавательные умения

Умение составить план ответа или выступления (тезисы, реферат, доклад), аннотации, конспекты, рецензии; умение пользоваться различными видами чтения (скорочтение), умение участвовать в учебной дискуссии, вести полемику, умение задавать вопросы.

Практические исследовательские умения наблюдать, ставить опыты, проводить эксперименты, измерения, конструировать, моделировать, пользоваться поисково-информационными, техническими средствами обучения.

III. Поисково-информационные умения

Умение обращаться со словами, энциклопедиями, электронными каталогами.

IV. Учебно-организационные умения

Умение планировать текущую и перспективную учебную работу

организовывать самого себя, самоконтроль, самоанализ, познавательная деятельность в коллективе, умение сотрудничать при решении учебной задачи.

Резюме: обслуживающие действия со всеми предметами названы выше. Главные: опознание категории формы, величины, функции, причины, следствия, повода определение поэлементного состава объекта, связи целого и его части, обязательное усматривание альтернативы, видение диалектической сущности любого явления и сущности.

 

Алгоритм освоения надпредметных способов деятельности и ключевых компетенций.

1. Диагностика и выбор.

2. Мотивация и целеполагание.

3. Инструктирование.

4. Реализация.

5. Анализ.

6. Упражнения доведения умения до навыка.

7. Перенос в другие области.

 

Условия эффективного формирования надпредметных способов деятельности и ключевых компетенций.

1. Включение в ткань урока или внеурочной работы.

2. Обеспечение единства действий всех учителей и воспитателей школы.

3. Наличие вспомогательного материала в виде памяток для каждого ученика, в соответствии с его особенностями (обязательно для всех).

4. Возможные уровни обязательного усвоения учебного материала:

А) знание (запоминание, воспроизведение);

Б) понимание (объяснение, изложение, интерпретация);

В) применение (по образцу, в исходной ситуации и в измененной ситуации);

Г) уровень обобщения и систематизациии (выделение части из целого и комбинации элементов для получения целого нового);

Д) уровень эмоционально-ценностного отношения.

 

Резюме: каждый высший уровень включает в себя требование предыдущего.

 

Учебный план сетевой образовательной программы «Восхождение на Эльбрус»

Цель программы: возрождение субъективной позиции самого ученика.

Категория слушателей: учащиеся и учителя.

Форма обучения: Интернет.

Срок обучения: индивидуально.

Режим занятий: индивидуален.

 

Наименование модулей время Форма контроля
1. Диагностика a) Тестирование b) Приглашение к восхождению на Эльбрус.   Тестирование    
2. Путеводитель   Тестирование
3. «Айкидо» - или умение общаться a) Групповая работа b) Роль в группе       Самостоятельная работа
4. Приемы – умения – навыки a) Что понимается под надпредметными умениями и навыками? b) География c) Математика d) Биология e) Русский язык f) Физика g) История   Размышление Ш. Холмса     Решение задач, выполнение заданий.   Анализ дневника Танеева
5. Методы активизации мыслительной деятельности   Самостоятельная работа
6. Подготовка отчета о восхождении на Эльбрус Экспертиза чужого отчета   Отчет Экспертное заключение
7. Подготовка собственного маршрута   Составление образовательной программы

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

В главном - единство, в спорном - свобода

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: