Объяснительная записка

Утверждение свободы вероисповедания - одно из бесспорных достижений социального развития нашей страны. Еще в начале 90-х годов было ясно, что роль религиозного фактора в обществе усиливается, и, более того, по мере спада волны национального самосознания основным критериям самоидентификации личности становится религия (С. Хантингтон).

На Северном Кавказе (и не только) массовой школе пришлось столкнуться с одним из радикальных течений в исламе - ваххабизмом. С другой стороны, усилилась и прозелитизская деятельность различных религиозных объединений.

Государство, объявив себя "вне религии", полностью самоустранилось от контроля за качеством "духовной пищи", потом поручило эту работу правоохранительным органам и намеревается решить эту проблему силой, пытается издавать приказы, рекомендательные письма о пользе одной из религиозных конфессий.

Число детей, вовлеченных в различные религиозные организации, в нашей школе тоже стало увеличиваться, это приводило к конфликтам в семье и школе, углублялся отрыв детей от ценностей национальной культуры, разрушению подвергались национальная ментальность, историческое сознание, гражданственность, что заставило нас по-новому взглянуть на взаимоотношения с религией и религиозными организациями и серьезно заняться изучением истории религии. Педагоги, воспитанные советской школой, не обладали даже элементарной информацией, которая помогла бы уберечь ребенка, семью, школу от разрушительного влияния экстремизма, не могли объяснить грань между религиями, созидающими национальную культуру и ее разрушающими.
Большинство детей, оказавшихся вовлеченными в религиозные организации, оказалось из малообеспеченных, малоимущих, неполных семей. Эти ребята ничем особо в школе не выделялись, были пассивны в общественной жизни и почти всегда имели проблемы с обучением.

Было удивительно, как на наших глазах менялись дети: учащиеся, от которых, мы не могли добиться чтения "войны и мира", стали читать религиозные книги, те, которые не могли связать двух слов по-английски, стали читать молитвы на арабском языке, не отличавшиеся послушностью и дисциплиной стали старательно в день совершать пять обязательных намазов, держать пост, изменили свой внешний вид, перестали сквернословить и т.д.

Некоторые учащиеся отказывались вообще ходить в школу, а те, кто приходил, стали требовать изменить содержание образования, молитвенную комнату, отказывались приветствовать учителя стоя (и это на Кавказе), начались конфликты в семье и, что самое страшное, стали принуждать к принятию веры и своих сверстников где убеждением, а где и силой.

Мотивировали свое поведение тем, что религия не может быть делом лично каждого, потому что мы живем в обществе, и если религиозные дела и убеждения не связаны с общественной жизнью, они бесполезны.

Ученику, которому в школе, да и в семье было плохо, предлагались дружба, поддержка, единение с коллективом единоверцев, культовость, обрядность, которая исчезла из школы (обряд - не форма сознания, а действие). И шло жесткое сравнение по типу "они" и "мы" - посмотри, кто тебя учит, судит, оценивает, - люди, живущие по двойной морали, неудачники в жизни, пьяницы и т.д. После этого учащиеся, чувствующие себя униженными, зажатыми, подавленными, ведь с ними в школе так никто по-человечески и не говорил, начинали действовать.

Педагогическому коллективу нашей школы было ясно, что это не чужие, а наши дети, которые удаляются от нас, и мы стали встречаться с представителями различных конфессий.
Тем не менее сумели найти общий язык и стали проводить "круглые столы" с участием представителей различных религиозных организаций. Мы понимали и понимаем, что ведение диалога не есть способ разрешения вопроса, но речь шла о том, чтобы научиться слышать друг друга, базируясь на абсолютной неповторимости, уникальности, индивидуальности каждого человека, явлений, вещей. Исходя из этого пропагандировали (культурный плюрализм) недопустимость неуважительного отношения к культурным ценностям различных людей и наций, равноправное их сосуществование и взаимодействие, недопустимость разделения людей на "нормальных" и "неполноценных", "чистых" и "нечистых" и т.д.

"Я вспоминаю, когда мы проводили вечер памяти Николая Бердяева, напомнил собравшимся о том, как Бердяев ответил на атеистический софизм. У атеистов в 20 -е годы сложился такой софизм для незадачливых людей: может ли Бог создать такой камень, который бы сам не мог сдвинуть? Ну, мол, если Он не может, то Он не всемогущ, а если может, то опять не всемогущ - даже Он не может его сдвинуть. Бердяев ответил: "Может, и этот камень есть человек" Человек: Человек, потому что он образ и подобие Божие, не частица бога, не излияние Бога, а его alfer ego, его второе "Я", созданное, а не рожденное. (Александр Мень "Тайна жизни и смерти")".

В кабинете религии написаны слова Н.Гумилева: "Есть Бог, есть Мир - они живут вовек. А жизнь людей мгновенна и убога. Но все в себе вмещает человек, который любит Мир и верит в Бога".

Уважаемый коллега!

Религия - вот, возможно, основная причина, вызвавшая большинство войн и кровопролитий. Бесчетное количество миллионов людей было убито под прикрытием имен Бога, Аллаха, Будды. Мохаммеда, Христа. Тысячи лет христиане убивают евреев, евреи ненавидят мусульман, мусульмане против иудаизма, христиане воюют с христианами, шииты против шиитов, сикхы против индусов. Бескрайние реки крови проливались, по общему мнению людей, для того, чтобы избавить мир от плохих людей и пробить путь к миру.

Могут ли люди различных вер и культур жить в мире на Земле? Если только лишь подумать о том, что даже среди христиан существуют расколы, если подумать о неимеющем конца и края конфликте между палестинцами и евреями, - мирные перспективы кажутся окутанными густым туманом. Некоторые из тех, кто имеет представление о черных страницах истории, отменили бы все религии, другие - объединили бы все религии воедино.

Мы согласны с Б.С. Гершунским утверждающим: "Вера - источник подлинного духовного величия Человека, внутренний, а потому и единственно надежный стимулятор его стремления и к овладению Знанием, и продуктивному, творческому Труду, и к собственной всесторонней самореализации как необходимому условию удовлетворения своей состоявшейся жизнью, реализации ее высшего смысла:

" Ко всему этому, к этой Вере и к этому Знанию Новый Человек должен быть возведен в Храме, именуемом Школа, именуемом Образование ("Образование в третьем тысячелетии", Москва, Московский психолого-социальный институт, 1997 год) Б.С. Гершунский.
Достойный ответ

Один наш симпатичный, но подобалдевший от славы и похвал космонавт, хорошо выпив и закусив на обильном кремлевском приеме, вступил в беседу с рядом сидевшим духовным лицом:

- Владыко, а там ничего нету, - и показал пальцем вверх. - Я все облетал ничего там и нету!:
- Чего нету? - переспросило духовное лицо.

- Бога нету! - жизнерадостно воскликнул космонавт.

Святой отец по-отечески же тепло и пристально поглядел на всеми любимого, забалованного космонавта и спокойно сказал:

- Сын мой, бог-то не всякому дурачку открывается.

А вот американский космонавт, побывавший на Луне, заявил, что ему там помогал Бог и что совсем не важен человек на Луне, а важен Иисус Христос на Земле.

Важнейшей задачей на решение которой направлено изучение данной программы является - формирование культуры диалога верующих и неверующих, основанного на приоритете общечеловеческих ценностей, бережном отношении к культуре (в том числе и к религии как фактору культуры, к историческим традициям (в том числе к национальным).

При этом следует не забывать: общечеловеческие ценности (добро, справедливость, порядочность, милосердие и т.д.) являются продуктом развития культуры каждого народа, культурно-исторического процесса развития всего человечества, а не только открытием и достоянием только религий или марксизма, как иногда пытаются представить.

При этом следует сосредоточить внимание на решении следующих проблем:

пробуждение и стимулирование интереса учащихся к различным истокам духовной культуры и мировоззренческим вопросам (к философии, культурологии, религоведению, истории, фольклору и т.д.);

достижение системного восприятия учащимися сложного, противоречивого и длительного исторического процесса формирования человечества, его культурно- нравственных представлений, духовно-религиозных исканий, научных представлений об окружающей действительности;

осознание религии как исторически обусловленной формы сознания и составной части культуры; познание нравственных ценностей религии, ее роли в исторических судьбах и культурном развитии своего народа, народов Российской Федерации человечества;

воспитание у учащихся тактичного и уважительного отношения к чувствам верующих, к религиозным праздникам и обрядам, к прогрессивной деятельности религиозных организаций;

выработка веротерпимости как важного элемента культуры общения; освещение усилий людей различных религиозных верований и атеистов на пользу консолидации, достижения межнационального мира, социально-культурного прогресса;

критика попыток использовать религию в качестве орудия разобщения народов, разжигания межнациональной вражды и розни.

Программа по характеру является межпредметным - при его изучении следует активно использовать потенциал всех учебных предметов (проблемы,темы, процессы, явления, рассматриваемые в курсах истории, литературы, астрономии, физики, химии, биологии и др.).

При изучении курса рекомендуется и организация занятий, построенных на принципах взаимодействия различных искусств.

Курс имеет модульную структуру. Каждый модуль представляет собой серию из 4 -занятий, посвященных одной общей теме. Модули не образуют логически связанную последовательность, их можно менять местами или заменять, но лучше идти от первого к второму и т.д.


Вводный модуль -> Тематический модуль * * * Тематический модуль -> Завершающий модуль


Модуль - это логически законченная часть теоретического и (или) практического материала учебной дисциплины, которая завершается модульным контролем с выставлением модульной оценки. Разбивка учебного материала на модули предусматривается учебной программой.

Три типа модулей: вводный, завершающий и тематические. Основную часть программы занимают тематические модули. Каждый из тематических модулей может включать в себя шесть типовых этапов работы, схожих по своей организации.


Введение -> Обобщение -> исследование -> Рефлексия и подведение итогов

 








Модуль 1

Введение

Одним из главных элементов модуля является специально подобранный "крючок", интеллектуальная приманка, которая вызывает удивление. Она связана с реальной жгучей современной проблемой и задевает жизненные интересы людей живущих в конкретном регионе, местности.

Этот этап служит "точкой удивления", где школьники начинают длинный путь к рациональному осмыслению религии и поиску путей разрешения жгучих проблем современного общества.

 

Обобщение

Обобщение или генерализация предполагает проведение обсуждения случая или проблемы, который послужил "крючком" для данного модуля. Здесь чаще всего используется метод "сократовской беседы". Учащимся предлагается ответить на серию ключевых вопросов, самостоятельно определяя важные проблемы: гражданские права, ответственность граждан перед Богом, Конституцией страны, конфликт между совестью и долгом и т.п. Идеально если школьники выберут эти проблемы для детального исследования.

Исследование

Исследование составляет большую часть времени и включают в себя подготовительную фазу (планирование), проведение и обработку информации, результатов различных опросов, контакты с представителями различных конфессий, теологами, учеными, властью, сбор информации об их позициях и аргументах.
Исследовательская работа может включать встречи с представителями различных религий, посещение храмов, культовых сооружений, определение причин по которым они приняли веру, какие действия они предприняли когда стали адептами, какие чувства испытывали.

В процессе исследования учащиеся выясняют, как изучаемая проблема выглядит в свете закона, как различные ее аспекты соотносятся с конституцией страны и документами международного права.

Принятие решения.

 


Аналитика

Исследование - подготовительный шаг для обоснованного принятия решения. Обычно проводится она в виде "слушаний" или "научно - практической конференции", где каждый может представить аналитические результаты своей работы написать статью в газету, составить таблицу и т. д. Крайне важен сам факт выполнения некоторого "социального действия".

Модуль
Рефлексия и подведение итогов

Последний по порядку (и главный по методической значимости) блок каждого модуля - рефлексия. Учащиеся отвечают на несколько вопросов:

- Что нового узнали об этой религии?

- Что из того, что делали, помогало процессу изучения?

- Что из того, что делали, мешало процессу изучения?

- Какие аспекты работы были наиболее интересными, а какие скучными?


Вводный модуль

Тематическим модулем предшествует вводный модуль, с которого начинается курс. Задача вводного модуля - обеспечить пропедевтическое введение основных методических знаний, которые будут конкретизироваться и углубляться на протяжении курса. Здесь вводятся основные концепции, используемые в последующих исследованиях и дискуссиях. В ходе вводного модуля учащиеся узнают, что информация в руках исследователя всегда порождает новые вопросы, что многие вопросы не имеют простых однозначных ответов, что гипотезы и догадки необходимо аргументировать с помощью фактов и доказательств, что сотрудничество - высоко эффективное средство решения проблем, что у всех есть предрассудки и предпочтения (а значит и у нас самих), что во всяком человеческом сообществе есть свои недостатки и достоинства, в том числе и у церкви. Важным и необходимым элементом занятий является возможность делать свои собственные ошибки и учиться на своих ошибках.


Завершающий модуль

Включает в себя мета - рефлексию по всему изученному материалу и специально направлен на развитие критического мышления у школьников. Цель завершающего модуля - проследить вместе с учениками процесс становления их собственных мыслительных навыков. Рефлексируя этот процесс, школьники начинают осознавать основные элементы процесса изучения религии как социального феномена и принятия управленческих решений. Материал данного модуля можно назвать "повторение пройденного".

По своему подходу предлагаемая программа не замкнута на ограниченном наборе заранее набранных модулей. Более того она предполагает, что учитель может и должен разрабатывать, видоизменять существующие, а также создавать новые модули, поддерживает такую разработку соответствующей методикой. По своему подходу программа близка ко многим программам, которые используют проектный подход.
Основными методическими средствами в этой работе являются учебные проектные (каждый тематический модуль - самостоятельный законченный учебный проект) и последовательно выполняемые процедуры рефлексии.


Оценка результатов работы

Оценка результатов обучения - "обратная задача" определение содержания образования. В традиционной парадигме содержание определяется, в первую очередь, как объем подлежащих усвоению сведений. Для нас "фактическое" содержание образования не так важно, как "деятельностная составляющая", умение решать задачи (и не только учебные), ориентироваться и действовать в условиях реальной жизни.

Последовательное использование "проектного" стиля работы школьников позволяет вести оценку результатов обучения на основе коллекций работ учащихся, размещения подготовленных ими материалов в Интернете и т.д.

Модульная оценка- это количество баллов, которые набрал учащийся при модульном контроле. Суммарная модульная оценка определяется как сумма всех модульных оценок по этой программе.

Мой юный друг!

Мы приглашаем Вас в путешествие по сетевой образовательной программе: "В главном - единство, в спорном - свобода:" (История мировых религий). Она состоит из модулей:

Модуль 1 - "Введение"

Модуль 2 - "Мировые религии"

Модуль 3 - "Буддизм"

Модуль 4 - "Иудаизм"

Модуль 5 - "Христианство"

Модуль 6 - "Ислам"

Модуль 7 - "Завершающий. Подведение итогов"

Вы можете начать с любого модуля, но лучше идти от первого к второму и т.д.

По каждому модулю можно получить баллы, которые можно в итоге перевести в школьную отметку: пройти тестирование.

По журналу можно сравнить свои баллы с баллами других участников сети и возможно совместное общение по любому интересующему вопросу, можно задать свой вопрос Экспертному религиоведческому центру и получить необходимую консультацию. Сетевая образовательная программа - место встречи, где формируются отношения между авторами программы и учащимися. Эти отношения порождают норму и затем подчиняются этой норме. Мы можем вам предложить путешествовать по нашей программе играя конкретную роль:

1. Путешественник

2. Соавтор

3. Эксперт

4. Исследователь

Вы можете выбрать любую из этих ролей. Если вы путешественник можно будет пройти тестирование, если вы соавтор вы должны пройти тестирование и предложить разработку конкретной темы на религиозную тематику, если вы эксперт вы должны проанализировать всю программу и отметить удачные и неудачные места, если вы исследователь необходимо будет изучить религиозную ситуацию в вашем регионе, городе, селе и представить аналитический материал. Предъявление сетевой образовательной программы "В главном - единство, в спорном – свобода…" как новой общественной потребности требует создание сетевого Совета по религии, который может проводить постоянный семинар по проблемам апробации образовательной программы.
В Совет могли бы войти все учащиеся, которые успешно освоили программу и получившие сертификат об успешном прохождении программы. Вы:

· Дети разных вероисповеданий, разных национальностей из разных регионов страны лучше узнаете друг друга.

· Будете иметь возможность сравнить, выделить, общее, увидеть и понять различие в мировоззрениях.

· Программа даст возможность общаться, высказать свою точку зрения по любому из интересующих их проблем; поднять любую тему на злобу дня.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: