Уравнения с одним неизвестным. Корень уравнения

Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Волгодонский педагогический колледж

Допущена к защите

“____”____________200__г.                                Защищена с отметкой:______

Зам. директора по управлению                             Протокол ИГА №__________

образовательным процессом                                ________________________

________________________

Выпускная квалификационная работа   

Тема: «Алгебраические уравнения с одной неизвестной и способы их решения в основной школе»

Специальность: 050201_Математика

                              

                            Выполнил(а):

                            студент(ка)

                               

                            Руководитель:

                                

Волгодонск 2007 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………......3

ГЛАВА I. Теоретические особенности алгебраических уравнений.

§1. Уравнения с одним неизвестным. Корень уравнения…………...6

§2. Линейные уравнения………………………………………………....10

§3. Квадратные уравнения. Теорема Виета (прямая и обратная)…….......13

§4. Разложение квадратного трехчлена на множители……………….......21

§5. Уравнения, приводимые к линейным и квадратным………………23

§6. Уравнения третей степени…………………………………………...26

§7. Уравнения четвертой степени……………………………………….29

§8. Уравнения, содержащие неизвестное под знаком абсолютной

          величины………………………………………………………………32

ГЛАВА II. Использование способов решения ал­гебраических уравнений на педагогической практике.

§1. Задачи, условия и этапы организации экспериментальной ра­боты по

внедрению алгеб­раических уравнений на уроках математики                       в 8 классах…………………………………………………………….34

§2. Эффективность использования разработанной системы………......41

Заключение…………………………………………………………………........43

Список литературы………………………………………………………….......44

Приложения……………………………………………………………………...46

 

Введение

  

Велика роль математики в современном мире. Она занимает почетное место в сложном и бурном процессе развития человеческого общества и сама становится производительной силой. Практика наших дней оказывается богатейшим источником новых типов математических задач. Все эти задачи не только выдвинули физические, инженерные и технологические проблемы, но и привели к созданию новых разделов математики, таких как программирование для ЭВМ, ветвящиеся случайные процессы, теория оптимального уравнения и многие другие.

Сегодня понятие «алгебраические уравнения» стало необходимым элементом общей математической культуры. При этом учащиеся должны не только знать основные определения данного материала, но и осознавать необходимость глубокого изучения алгебраических уравнений, их решений. Изучение уравнений способствует расширению кругозора учащихся, улучшению качества их знаний и помогает при поступлении в ВУЗы. Поэтому актуальностью исследования является изучение и решение алгебраических уравнений.

Рассмотрение этого вопроса в научно-методической литературе не решает проблемы по изучению данного материала в школьном курсе математики. Во-первых, не выделяется достаточно времени на более глубокое изучение исследуемых понятий; во-вторых, программой не предусмотрен достаточно подробный разбор уравнений, их решений в основной общеобразовательной школе, которые содействуют развитию математического мышления, формированию научного мировоззрения.

На современном этапе развития общества к математике предъявляются серьезные требования с технологизацией и информатизацией.

Поэтому проблему нашего исследования мы видим в необходимости систематизации и углубления знаний учащихся по данному материалу и отсутствии системности при изучении этого материала в курсе основной школы, что не позволяет сделать процесс обучения оптимальным.

Объект исследования: процесс обучения математики в основной общеобразовательной школе.

Предмет исследования: алгебраические уравнения и способы их решения как составляющая курса обучения математики.

Цель исследования: изучить в теории и практике способы решения алгебраических уравнений с одним неизвестным, выявить методические условия, способствующие повышению знаний, умений и навыков учащихся по решению различных видов алгебраических уравнений и апробировать их на практике.

Исходя из поставленных целей исследования, вытекают следующие задачи:

1. Выявить различные виды и способы решения алгебраических уравнений с одним неизвестным.

2. Определить методологические условия, способствующие качественному формированию знаний, умений и навыков в решении алгебраических уравнений.

3. Апробировать на практике в основной школе различные способы решения алгебраических уравнений.

Гипотеза: системное изложение учебного материала по алгебраическим уравнениям в курсе основной общеобразовательной школы будет способствовать углублению и оптимизации знаний по математике и созданию прочной базы для усвоения курса высшей математики.

    Методологической основой нашего исследования явилась гуманистическая личностно-ориентированная концепция обучения, которая позволяет поставить потребности учащихся в центре всей педагогической системы.

Теоретическая значимость: на основе теоретического обобщения научно-методических источников выявлен наиболее оптимальный способ решения алгебраических уравнений с одним неизвестным.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, методы эмпирического исследования: наблюдение, анкетирование, контрольные задания, экспериментальные методы статистической обработки результатов.

База исследования: теоретические разработки исследования апробировались в 8 классе средней общеобразовательной школы №4 Мартыновского района, хутора Малоорловский.

 

ГЛАВА I. Теоретические особенности алгебраических уравнений.

Уравнения с одним неизвестным. Корень уравнения.

 

Буквенные величины, входящие в равенство двух выражений  и : , по условию задачи могут быть неравноправными. Одни из них считаются известными, или параметрами. Они могут принимать все свои допусти­мые значения. Другие буквенные величины являются неизвестными.

Равенство, содержащее неизвестные числа, обозначенные буквами, называется уравнением.

В зависимости от числа неизвестных, входящих в уравнение, рассматривают уравнения с одним, с двумя и т.д. неизвестными.

Неизвестные величины в уравнениях обычно обозначают буквами  а известные (или параметры) – буквами

Будем сначала рассматривать уравнение с одним неизвестным    

Выражения, стоящие слева и справа от знака равенства, называются левой и правой частями уравнения. Каждое слагаемое части уравнения называется членом уравнения.

Областью допустимых значений (сокращенно ОДЗ) или областью определения уравнения  называется множество всех числовых значений неизвестного , при каждом из которых имеют смысл выражения  и  одновременно.

Определение. Корнем (или решением) уравнения называется то значение неизвестного, при котором это уравнение обращается в верное равенство. [20, c.34]

Очевидно, что корень уравнения принадлежит ОДЗ этого уравнения.

Решить уравнение - это значит найти все его корни или установить, что их нет.

Например, уравнение  имеет единственный корень ; уравнение  не имеет корней во множестве R: для любого действительного числа  всегда .

Определение. Два уравнения называются равносильными (эквивалентными), если всякий корень одного уравнения является корнем другого, и наоборот. Если оба уравнения не имеют корней (решений), то они также считаются равносильными.  [20, c.34]

Иначе говоря, равносильными называются уравнения, множества корней которых совпадают.

Если уравнения  и  равносильны, то пишут .

Например, ; , так как эти уравнения не имеют действительных корней. Ясно, что уравнения  и  неравносильны.

При решении уравнения путем различных преобразований стараются заменить его более простым, равносильным ему уравнением. Однако та­кая замена не всегда удается. Тогда возможны следующие два случая:

1. При переходе к новому уравнению может произойти потеря корней. Например, при переходе от уравнения  к уравнению  сокращением на неизвестное  происходит потеря корня . Поэтому при переходе к новому уравнению надо учитывать возможность потери корня данного уравнения.

2. Новое уравнение может содержать корни, не являющиеся корнями
данного уравнения (так называемые посторонние корни). Например, при переходе от уравнения  к уравнению  возведением в квадрат обеих частей исходного уравнения получим  - посторонний корень этого уравнения. Поэтому часто делают проверку кор­ней, подставив их в данное уравнение.

Напомним, что числовые равенства обладают следующими свойствами:

1) числовое равенство не нарушится, если к обеим его частям прибавить
одно и то же число;

2) числовое равенство не нарушится, если обе его части умножить или
разделить на одно и то же число, отличное от нуля.

Из свойств числовых равенств и понятия равносильных уравнений вытекают следующие основные  свойства  уравнений:

1) Уравнение , (1) равносильно уравнению , (2) где  - число или некоторое выражение, имеющее смысл на множестве допустимых значений (т.е. на ОДЗ) уравнения .

Доказательство:

Обозначим через  множество решений уравнения (1), а через  множе­ство решений уравнения (2). Тогда уравнения (1) и (2) будут равносильны, если . Но чтобы убедиться в этом, необходимо показать, что любой корень из  является корнем уравнения (2) и, наоборот, любой корень из  является корнем уравнения (1).

Пусть число  -корень уравнения (1). Тогда  и при подстановке в уравнение (1) обращает его в истинное числовое равенство ,а выражение  обращает в числовое выражение . Прибавим к обеим частям истинного равенства   числовое выражение . Получим согласно свойствам истинных числовых равенств истин­ное числовое равенство .

Но это равенство говорит о том, что число   является также и корнем уравнения (2).

Итак, доказано, что каждый корень уравнения (1) является корнем и уравнения (2), т.е. .

Пусть теперь   - корень уравнения (2). Тогда   и при подстановке в уравнение обращает его в истинное числовое равенство .

Прибавим к обеим частям этого равенства числовое выражение . Получим истинное числовое равенство , которое говорит о том, что число  -   корень уравнения (1).

Итак, доказано, что каждый корень уравнения (2) является и кор­нем уравнения (1), т.е. .

Так как  и , то по определению равных множеств , а значит, уравнения (1) и (2) равносильны, ч.т.д.

Следствие. Любое слагаемое можно перенести из одной части уравнения в другую с противоположным знаком.

Например, .

2) Уравнение  равносильно уравнению , где - число или некоторое выражение, имеющее смысл на множестве допустимых зна­чений уравнения  и не обращающееся на нем в нуль.

Доказательство этого свойства аналогично доказательству свойства 1. 

Следствие. Обе части уравнения можно сокращать на общий множитель, не обращающийся в нуль на множестве допустимых значений
данного уравнения.

Действительно, уравнение , т.е.

равносильно уравнению .

3) Уравнение  равносильно уравнению ,  рассматриваемому на множестве допустимых значений исходного уравнения  или на своем множестве при дополнительном условии , .

Эти свойства используются при решении уравнений. [5, c.116]

 





Линейные уравнения.

Определение. Уравнением первой степени с одним неизвестным называется уравнение вида , где  - заданные числа, причем , а  - неизвестное.

При этом число  называется коэффициентом при неизвестном ,

чис­ло  - свободным членом уравнения.

Это уравнение равносильно уравнению , из которого получаем, что . Таким образом, уравнение первой степени всегда имеет единственный корень .

Уравнение первой степени является частным случаем линейного уравнения , где  - заданные числа, а  - неизвестное.

Линейное уравнение сводится к равносильному ему уравнению вида , где  и  - известные числа. При этом число  - коэффициент при неизвестном , может оказаться равным нулю, в отличие от коэффи­циента при неизвестном в уравнении первой степени.

Может оказаться, что линейное уравнение не имеет корней или имеет бесконечное множество корней. [5, с.118]

Пример 1. Показать, что уравнение  не имеет корней.

Решение. Данное уравнение равносильно уравнению

 или .

Это уравнение не имеет корней, так как левая часть  равна нулю при любом , а значит, не равна 3. [1, c.34]

Пример 2. Решить уравнение .

Решение. Это уравнение содержит параметр  (переменную, которая в условии данной задачи сохраняет одно и то же значение).

Если , то , т.е.  - единственный корень уравнения. Если , то уравнение принимает вид  и его корнем являет­ся любое действительное число . [1, c.35]

Пример 3. Решить уравнение

.

Решение.

1) После приведения дробей к общему знаменателю  получим линейное уравнение , равносильное исходному, при условии, что , т.е. , .

2) После приведения подобных членов и сведения полученного уравнения к стандартному для линейного уравнения виду  имеем , (*)

3) а) Если , то . Теперь необходимо исключить те значения параметра , при которых найденное значение  равно , чего не может быть по области определения (ОДЗ) исходного уравнения. Приравняем дробь  к :

, , .

  Таким образом, при  полученное в результате преобразования линейное уравнение имеет корень , посторонний для исходного уравнения.

  б) Если , то уравнение (*) примет вид  или  -  неверное равенство, т.е. уравнение (*) не имеет корней.

Вообще, если уравнение не имеет корней, то говорят также, что множество корней уравнения пустое, и обозначают Ø.

Ответ. 1) При ,  и  уравнение имеет единственное решение ;

2) при  данное уравнение не имеет смысла;

3) при  и  нет решений.

Ответ можно записать короче:

1) если , то ; 2) если , то Ø. [14, c.42]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: