Государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Волгодонский педагогический колледж
Допущена к защите
“____”____________200__г. Защищена с отметкой:______
Зам. директора по управлению Протокол ИГА №__________
образовательным процессом ________________________
________________________
Выпускная квалификационная работа
Тема: «Алгебраические уравнения с одной неизвестной и способы их решения в основной школе»
Специальность: 050201_Математика
Выполнил(а):
студент(ка)
Руководитель:
Волгодонск 2007 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………......3
ГЛАВА I. Теоретические особенности алгебраических уравнений.
|
|
§1. Уравнения с одним неизвестным. Корень уравнения…………...6
§2. Линейные уравнения………………………………………………....10
§3. Квадратные уравнения. Теорема Виета (прямая и обратная)…….......13
§4. Разложение квадратного трехчлена на множители……………….......21
§5. Уравнения, приводимые к линейным и квадратным………………23
§6. Уравнения третей степени…………………………………………...26
§7. Уравнения четвертой степени……………………………………….29
§8. Уравнения, содержащие неизвестное под знаком абсолютной
величины………………………………………………………………32
ГЛАВА II. Использование способов решения алгебраических уравнений на педагогической практике.
§1. Задачи, условия и этапы организации экспериментальной работы по
внедрению алгебраических уравнений на уроках математики в 8 классах…………………………………………………………….34
§2. Эффективность использования разработанной системы………......41
Заключение…………………………………………………………………........43
Список литературы………………………………………………………….......44
Приложения……………………………………………………………………...46
Введение
Велика роль математики в современном мире. Она занимает почетное место в сложном и бурном процессе развития человеческого общества и сама становится производительной силой. Практика наших дней оказывается богатейшим источником новых типов математических задач. Все эти задачи не только выдвинули физические, инженерные и технологические проблемы, но и привели к созданию новых разделов математики, таких как программирование для ЭВМ, ветвящиеся случайные процессы, теория оптимального уравнения и многие другие.
|
|
Сегодня понятие «алгебраические уравнения» стало необходимым элементом общей математической культуры. При этом учащиеся должны не только знать основные определения данного материала, но и осознавать необходимость глубокого изучения алгебраических уравнений, их решений. Изучение уравнений способствует расширению кругозора учащихся, улучшению качества их знаний и помогает при поступлении в ВУЗы. Поэтому актуальностью исследования является изучение и решение алгебраических уравнений.
Рассмотрение этого вопроса в научно-методической литературе не решает проблемы по изучению данного материала в школьном курсе математики. Во-первых, не выделяется достаточно времени на более глубокое изучение исследуемых понятий; во-вторых, программой не предусмотрен достаточно подробный разбор уравнений, их решений в основной общеобразовательной школе, которые содействуют развитию математического мышления, формированию научного мировоззрения.
На современном этапе развития общества к математике предъявляются серьезные требования с технологизацией и информатизацией.
Поэтому проблему нашего исследования мы видим в необходимости систематизации и углубления знаний учащихся по данному материалу и отсутствии системности при изучении этого материала в курсе основной школы, что не позволяет сделать процесс обучения оптимальным.
Объект исследования: процесс обучения математики в основной общеобразовательной школе.
Предмет исследования: алгебраические уравнения и способы их решения как составляющая курса обучения математики.
Цель исследования: изучить в теории и практике способы решения алгебраических уравнений с одним неизвестным, выявить методические условия, способствующие повышению знаний, умений и навыков учащихся по решению различных видов алгебраических уравнений и апробировать их на практике.
Исходя из поставленных целей исследования, вытекают следующие задачи:
1. Выявить различные виды и способы решения алгебраических уравнений с одним неизвестным.
2. Определить методологические условия, способствующие качественному формированию знаний, умений и навыков в решении алгебраических уравнений.
3. Апробировать на практике в основной школе различные способы решения алгебраических уравнений.
Гипотеза: системное изложение учебного материала по алгебраическим уравнениям в курсе основной общеобразовательной школы будет способствовать углублению и оптимизации знаний по математике и созданию прочной базы для усвоения курса высшей математики.
Методологической основой нашего исследования явилась гуманистическая личностно-ориентированная концепция обучения, которая позволяет поставить потребности учащихся в центре всей педагогической системы.
Теоретическая значимость: на основе теоретического обобщения научно-методических источников выявлен наиболее оптимальный способ решения алгебраических уравнений с одним неизвестным.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, методы эмпирического исследования: наблюдение, анкетирование, контрольные задания, экспериментальные методы статистической обработки результатов.
База исследования: теоретические разработки исследования апробировались в 8 классе средней общеобразовательной школы №4 Мартыновского района, хутора Малоорловский.
ГЛАВА I. Теоретические особенности алгебраических уравнений.
Уравнения с одним неизвестным. Корень уравнения.
Буквенные величины, входящие в равенство двух выражений и : , по условию задачи могут быть неравноправными. Одни из них считаются известными, или параметрами. Они могут принимать все свои допустимые значения. Другие буквенные величины являются неизвестными.
|
|
Равенство, содержащее неизвестные числа, обозначенные буквами, называется уравнением.
В зависимости от числа неизвестных, входящих в уравнение, рассматривают уравнения с одним, с двумя и т.д. неизвестными.
Неизвестные величины в уравнениях обычно обозначают буквами а известные (или параметры) – буквами
Будем сначала рассматривать уравнение с одним неизвестным
Выражения, стоящие слева и справа от знака равенства, называются левой и правой частями уравнения. Каждое слагаемое части уравнения называется членом уравнения.
Областью допустимых значений (сокращенно ОДЗ) или областью определения уравнения называется множество всех числовых значений неизвестного , при каждом из которых имеют смысл выражения и одновременно.
Определение. Корнем (или решением) уравнения называется то значение неизвестного, при котором это уравнение обращается в верное равенство. [20, c.34]
Очевидно, что корень уравнения принадлежит ОДЗ этого уравнения.
Решить уравнение - это значит найти все его корни или установить, что их нет.
Например, уравнение имеет единственный корень ; уравнение не имеет корней во множестве R: для любого действительного числа всегда .
Определение. Два уравнения называются равносильными (эквивалентными), если всякий корень одного уравнения является корнем другого, и наоборот. Если оба уравнения не имеют корней (решений), то они также считаются равносильными. [20, c.34]
Иначе говоря, равносильными называются уравнения, множества корней которых совпадают.
Если уравнения и равносильны, то пишут .
Например, ; , так как эти уравнения не имеют действительных корней. Ясно, что уравнения и неравносильны.
При решении уравнения путем различных преобразований стараются заменить его более простым, равносильным ему уравнением. Однако такая замена не всегда удается. Тогда возможны следующие два случая:
1. При переходе к новому уравнению может произойти потеря корней. Например, при переходе от уравнения к уравнению сокращением на неизвестное происходит потеря корня . Поэтому при переходе к новому уравнению надо учитывать возможность потери корня данного уравнения.
|
|
2. Новое уравнение может содержать корни, не являющиеся корнями
данного уравнения (так называемые посторонние корни). Например, при переходе от уравнения к уравнению возведением в квадрат обеих частей исходного уравнения получим - посторонний корень этого уравнения. Поэтому часто делают проверку корней, подставив их в данное уравнение.
Напомним, что числовые равенства обладают следующими свойствами:
1) числовое равенство не нарушится, если к обеим его частям прибавить
одно и то же число;
2) числовое равенство не нарушится, если обе его части умножить или
разделить на одно и то же число, отличное от нуля.
Из свойств числовых равенств и понятия равносильных уравнений вытекают следующие основные свойства уравнений:
1) Уравнение , (1) равносильно уравнению , (2) где - число или некоторое выражение, имеющее смысл на множестве допустимых значений (т.е. на ОДЗ) уравнения .
Доказательство:
Обозначим через множество решений уравнения (1), а через множество решений уравнения (2). Тогда уравнения (1) и (2) будут равносильны, если . Но чтобы убедиться в этом, необходимо показать, что любой корень из является корнем уравнения (2) и, наоборот, любой корень из является корнем уравнения (1).
Пусть число -корень уравнения (1). Тогда и при подстановке в уравнение (1) обращает его в истинное числовое равенство ,а выражение обращает в числовое выражение . Прибавим к обеим частям истинного равенства числовое выражение . Получим согласно свойствам истинных числовых равенств истинное числовое равенство .
Но это равенство говорит о том, что число является также и корнем уравнения (2).
Итак, доказано, что каждый корень уравнения (1) является корнем и уравнения (2), т.е. .
Пусть теперь - корень уравнения (2). Тогда и при подстановке в уравнение обращает его в истинное числовое равенство .
Прибавим к обеим частям этого равенства числовое выражение . Получим истинное числовое равенство , которое говорит о том, что число - корень уравнения (1).
Итак, доказано, что каждый корень уравнения (2) является и корнем уравнения (1), т.е. .
Так как и , то по определению равных множеств , а значит, уравнения (1) и (2) равносильны, ч.т.д.
Следствие. Любое слагаемое можно перенести из одной части уравнения в другую с противоположным знаком.
Например, .
2) Уравнение равносильно уравнению , где - число или некоторое выражение, имеющее смысл на множестве допустимых значений уравнения и не обращающееся на нем в нуль.
Доказательство этого свойства аналогично доказательству свойства 1.
Следствие. Обе части уравнения можно сокращать на общий множитель, не обращающийся в нуль на множестве допустимых значений
данного уравнения.
Действительно, уравнение , т.е.
равносильно уравнению .
3) Уравнение равносильно уравнению , рассматриваемому на множестве допустимых значений исходного уравнения или на своем множестве при дополнительном условии , .
Эти свойства используются при решении уравнений. [5, c.116]
Линейные уравнения.
Определение. Уравнением первой степени с одним неизвестным называется уравнение вида , где - заданные числа, причем , а - неизвестное.
При этом число называется коэффициентом при неизвестном ,
число - свободным членом уравнения.
Это уравнение равносильно уравнению , из которого получаем, что . Таким образом, уравнение первой степени всегда имеет единственный корень .
Уравнение первой степени является частным случаем линейного уравнения , где - заданные числа, а - неизвестное.
Линейное уравнение сводится к равносильному ему уравнению вида , где и - известные числа. При этом число - коэффициент при неизвестном , может оказаться равным нулю, в отличие от коэффициента при неизвестном в уравнении первой степени.
Может оказаться, что линейное уравнение не имеет корней или имеет бесконечное множество корней. [5, с.118]
Пример 1. Показать, что уравнение не имеет корней.
Решение. Данное уравнение равносильно уравнению
или .
Это уравнение не имеет корней, так как левая часть равна нулю при любом , а значит, не равна 3. [1, c.34]
Пример 2. Решить уравнение .
Решение. Это уравнение содержит параметр (переменную, которая в условии данной задачи сохраняет одно и то же значение).
Если , то , т.е. - единственный корень уравнения. Если , то уравнение принимает вид и его корнем является любое действительное число . [1, c.35]
Пример 3. Решить уравнение
.
Решение.
1) После приведения дробей к общему знаменателю получим линейное уравнение , равносильное исходному, при условии, что , т.е. , .
2) После приведения подобных членов и сведения полученного уравнения к стандартному для линейного уравнения виду имеем , (*)
3) а) Если , то . Теперь необходимо исключить те значения параметра , при которых найденное значение равно , чего не может быть по области определения (ОДЗ) исходного уравнения. Приравняем дробь к :
, , .
Таким образом, при полученное в результате преобразования линейное уравнение имеет корень , посторонний для исходного уравнения.
б) Если , то уравнение (*) примет вид или - неверное равенство, т.е. уравнение (*) не имеет корней.
Вообще, если уравнение не имеет корней, то говорят также, что множество корней уравнения пустое, и обозначают Ø.
Ответ. 1) При , и уравнение имеет единственное решение ;
2) при данное уравнение не имеет смысла;
3) при и нет решений.
Ответ можно записать короче:
1) если , то ; 2) если , то Ø. [14, c.42]