Распространение анкет

Введение                                                                                     3

Теоретическая часть

Общие сведения                                                                  4

Метод исследования                                                          4

Содержание анкеты                                                       5

Содержание вопросов                                                     5

Распространение анкет                                                7

Типы исследовательских задач                                        8

Практическая часть                   

Анализ «паспортички»                                                      9 

Факторы, определяющие занятость молодежи           10

Характер занятости студентов                                    13

Совмещение учёбы и работы                                           15       

Заключение                                                                               17

Список литературы:                                                              19

Приложение                                                                             20

 

                                     

Введение

Большая часть молодежи родилась и социализировалась в период рыночной экономики. Практический интерес представляет собой изучение  трудовой  занятости молодежи как одного из процессов социализации и становления молодых людей как полноценных функционеров общества.

Существует две концепции дополнительной трудовой занятости. Первая ‑ статистическая, согласно которой к дополнительной работе относится работа, выполняемая помимо и параллельно с основной. Согласно этому пониманию, заработки неработающих категорий населения (студентов или пенсионеров) не могут быть отнесены к дополнительным.

При втором подходе – социологическом – дополнительная работа подразумевается как «дополнительная занятость работающего населения и занятость категорий населения, которые определяют свое основное занятие как «пенсионер», «безработный», «учащийся», «занятый в домашнем хозяйстве». В курсовой работе использован именно этот подход.

Исследования мотивации занятости российских граждан свидетельствуют, что включенность во дополнительную трудовую занятость направлена в первую очередь на увеличение личного материального дохода. Вторым мотивом дополнительной занятости является реализация собственного трудового и культурного потенциала.

Особенностью молодежного рынка труда является низкая конкурентоспособность молодежи по сравнению со старшими возрастными группами. Эта проблема не так актуальна для тех, чей возраст приближается к 30-ти, однако очень остро стоит перед молодежью студенческого возраста. На сегодняшний день на рынке труда для них практически не представлены вакансии. К тому же законодательство Российской Федерации требует от работодателя соблюдения строгих норм и правил по отношению к работающим студентами, что зачастую препятствует их трудоустройству по причине «невыгодности» для работодателя.

При невозможности предложить себя в качестве квалифицированной и опытной рабочей силы ведущим мотивом трудовой занятости молодежи является материальное обеспечение собственных интересов или поддержка семьи, а о приобретении трудовых навыков в большинстве случаев подрабатывающая молодежь не думает. [10]

 

Объект: студенты дневной формы обучения.

 

Предмет: трудовая занятость студентов.

 

Цель данной работы: провести анализ трудовой деятельности студентов методом анкетирования, исследовать причины и влияние трудовой занятости на жизнь студентов.

 

Теоретическая часть

Общие сведения

Трудовая деятельность независимо от целей, способствует приобретению профессиональных и коммуникативных навыков, пусть даже и в минимальном объеме. Именно поэтому одной из задач  курсовой работы было выявление степени влияния опыта дополнительной занятости на формирование качественных трудовых ресурсов, отвечающих требованиям рынка. Под такими ресурсами мы подразумеваем молодежь с высокими жизненными притязаниями, относящуюся к работе как к возможности реализации собственного творческого потенциала и источнику доходов для достижения поставленных перед собой целей. Наличие профессионально-статусных амбиций (желаемая в будущем должность и достаточный уровень образования) являются значимым стимулом для индивидуального развития, что и определяет в конечном итоге позицию молодежи как социальной группы на рынке труда.

В самом общем виде можно выделить два вида трудовой занятости студентов: временная занятость, носящая «разовый» или «периодический» характер, и постоянная дополнительная работа.

Проведенные в России исследования структуры дополнительной трудовой занятости россиян демонстрируют значительное превалирование временной работы над постоянной дополнительной. Согласно этим исследованиям, в 2007 г., например, среди всех дополнительных заработков случайные составляли около 75%, в то время как постоянные ‑ 25%. [2]

Результаты  исследования показали практически аналогичную структуру занятости молодежи Самарской области. Около 80% всех дополнительных заработков составляют случайные приработки, и около 20% - постоянные. Именно поэтому при анализе вторичной занятости  в большинстве случаев использовался суммарный показатель дополнительной работы, который включал в себя оба вида дополнительной занятости. [11]

Метод исследования

Методом исследования был выбран метод анкетирования.

Анкета (расследование) является одним из условий получения объективно значимых результатов  о различного рода опросах населения. Поэтому разработке анкеты социологи придают особое значение. Созданию анкеты предшествует длительный этап разработки программы исследований, так как в анкету закладываются гипотезы, сформулированные задачи, которые предстоит решить в ходе социологического исследования.

Следует помнить, что при разработке анкеты исследования встречаются трудности, которые социолог непременно должен себе представлять. Если не учитывать особенностей формулировки вопросов в анкете, то даже при соблюдении всех остальных требований методики социологического исследования можно получить ошибочные результаты.

Содержание анкеты

Каждое конкретное социологическое исследование требует создания особой анкеты, но все они имеют общую структуру. Любая анкета включает в себя три основные части:

1) вводную

2) содержательную (основную) часть

3) заключительную часть (паспортичку)

Во введении указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи, способ заполнения анкеты, подчеркивается анонимный характер ее заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.

Паспортичка (демографическая часть) содержит в себе сведения о респондентах с целью проверки надежности информации. Это вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, социального положения и происхождения, стажа работы респондента и др.

Особое значение имеет составление основной части анкеты, т.к. от этого во многом зависит успех проводимого исследования.

Содержание анкеты  (характер и виды задаваемых вопросов, порядок их размещения, формализация предполагаемых ответов) определяется стремлением получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объекте. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых формируется содержательная часть анкеты. Формулировка вопросов – самый сложный этап составления анкеты.[4]

Содержание вопросов

По предметному содержанию вопросы можно поделить на  :

Вопросы о фактах. Целью этих вопросов является получение информации о социальных явлениях, о поведении окружающих. Они могут касаться и личности самого респондента, когда он заполняет данные паспортички, а также нести информацию о его действиях, поступках или их последствиях.

Вопросы о знании. Их цель состоит в раскрытии того, что знает и что может изложить респондент. Как правило, это вопросы экзаменационного типа, имеющие целью выявить уровень информированности респондента и его знания в определенной области. Такие вопросы могут содержать задания, экспериментальные и игровые ситуации, решение которых требует от опрашиваемого использования определенных навыков, знания конкретных фактов, событий, имен.

Вопросы о мнении. Эти вопросы направлены на фиксацию фактов, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и могут касаться любых проблем и личности самого респондента. Ответом в этом случае выступают оценочные суждения основанные на индивидуальных представлениях. Через мнения выявляется отношение человека к тем или иным событиям.

Вопросы о мотивах. Эти вопросы призваны выявить субъективное представление человека о мотивах своей деятельности. Один вопрос о мотивах не может дать подлинную картину мотивации деятельности, для этого необходим целый комплекс подобных вопросов.

По своей логической природе вопросы подразделяются на:

Основные вопросы. На основе ответов на эти вопросы строятся выводы об изучаемом явлении, они составляют большую часть анкеты.

Вопросы-фильтры. Эти вопросы создаются для отсева некомпетентных лиц при опросе по изучаемой проблеме или же с целого выделения части респондентов из всего массива по определенному признаку.

Контрольные вопросы. Служат для проверки устойчивости, правдивости и непротиворечивости ответов, определения их искренности и достоверности.

Наводящие вопросы оказывают помощь респонденту в правильном осмыслении основного вопроса, помогают дать более точный ответ.

По своей психологической функции, определяющей отношение респондента к самому факту анкетирования и к тем вопросам, на которые ему предстоит ответить, вопросы делятся на:

Контактные вопросы служат для установления контакта с респондентом. Их цель – создать интерес к исследованию, побудить принять в нем участие. Как правило, это первый или один из первых вопросов анкеты, который по форме должен быть весьма простым и касаться самого респондента, как бы настраивать его на заинтересованное участие в анкетировании. В качестве контактных вопросов часто используют вопросы чисто событийного характера. Главная же функция этого вида вопросов – облегчение взаимодействия с респондентом во время опроса, побуждение его к наиболее полному и искреннему представлению своего мнения по существу исследуемой проблемы.

Буферные вопросы. Целью этого вида вопросов является переключение внимания при переходе от одного тематического блока к другому, причем часто этот вид вопроса представляет не только собственно вопрос, но и повествовательную преамбулу к нему, где исследователь поясняет логику мысли, создавая этим симметрию общения: респонденту конкретно предполагается переключиться с одной проблемы не другую и объясняется, для чего это необходимо сделать, вновь заострить внимание, переключиться. Вопросы этого вида как правило начинаются с общей формулы: “Как вы думаете?” – и далее идет описание новой проблемы.

Прямые вопросы направлены на выражение отношения респондента – по поводу анализируемой проблемы, их оценку с его собственной позиции.

Косвенные вопросы. При ответе на эти вопросы респондент отвечает от имени группы, коллектива, в безличной форме, что позволяет ему как бы скрыть свою собственную позицию и усилить критический акцент своих высказываний. Кроме того, косвенные вопросы задаются и тогда, когда прямые вопросы не вполне удобно задавать или есть предположение, что на них не будет получено искренних ответов, это ситуации, касающиеся частных, интимных сторон человеческой жизни или их отношения к власти, к своему непосредственному начальнику и т.д.[7]

По характеру ответов на составленные вопросы они подразделяются на следующие виды:

Открытые вопросы предполагают оригинальный повествовательный ответ в виде слова, предложения или нескольких предложений. Формально эти вопросы выделяются тем, что за ними следует несколько пустых строк, которые и следует заполнить. Полученный ответ при этом носит естественный характер, дает максимум информации по теме исследования, что является весьма важным для социолога.

Полузакрытые вопросы. Здесь наряду с набором определенных вариантов ответов в ситуации невозможности выбрать подходящий вариант из предложенного перечня, респонденту предоставляется возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме в свободной форме, т.е. соединяются признаки открытости и закрытости.

Шкальные вопросы. Ответ на эти вопросы дается в виде шкалы, в которой необходимо отметить тот или иной показатель.

Вопросы-меню. Здесь респонденту предлагается выбрать любое сочетание вариантов предлагаемых ответов.

Альтернативные вопросы предполагают ответы по принципу “да - нет”, носят взаимоисключающий характер. При этом предложенный перечень альтернатив должен быть полностью исчерпывающим, а сами альтернативы должны быть перемешаны без смещения в какую-либо сторону, т.е. уравновешены.

Сама же последовательность вопросов может быть сформирована либо методом воронки (компоновка вопросов от наиболее простых к наиболее сложным), либо определена методом постадийного развертывания вопросов. При этом необходимо помнить, что в любом случае количество вопросов в анкете лимитировано. Практика показывает, что анкета, требующая для заполнения более 45 минут, несет в себе больше случайной или недостаточной информации. Поэтому оптимальным считается время заполнения анкеты в течение 35-45 минут (чему соответствует 25-30 вопросов по теме исследования).[8]

Распространение анкет

По способу распространения анкет опросы подразделяются на:

* раздаточные (анкетный опрос, при котором анкетер лично вручает анкету и либо ждет, пока она заполняется, и тут же получает ее – очный раздаточный опрос, либо получает заполненную анкету через несколько дней – заочный раздаточный опрос)

* почтовые (анкета по предварительному согласию высылаетс и получается через почту)

* прессовые (анкета предлагается читателю через печатный орган)[6]

Типы анкет

По типу исследовательских задач опросы бывают:

* глубинный (нацелен на получение поисковой информации)

* фокусированный (собираются данные по конкретной ситуации)

* стандартизированный (нацелен на получение статистической информации)

*социометрический (нацелен на получение информации о взаимоотношениях в малых группах)

После сбора анкет начинается их обработка и анализ данных.

Из проведенного анализа следует, что метод анкетного опроса является наиболее важным методом сбора первичной информации в социологическом исследовании.[6]

Практическая часть

Анализ «паспортички»

Респондентами являлись учащиеся 3-4 курсов СамГТУ и СГЭУ. Интересовало  положение с занятостью среди наиболее массовых слоев студенчества, обучающихся в государственных вузах, поэтому для исследования отбирались отраслевые вузы и университеты, получающие финансирование из федерального бюджета.

Респонденты распределились по полу почти поровну: 49,2% юношей, 50,8% девушек.

Родители студентов относятся преимущественно к профессиональной интеллигенции. Самой многочисленной группой остаются высококвалифицированные специалисты (40,2% опрошенных). Руководители и предприниматели составляют вторую по значимости группу (33,2%). Затем следует группа служащих со средним специальным образованием (техники, секретари, медсестры, лаборанты и др.) — 26,2% опрошенных. Дети промышленных и сельскохозяйственных рабочих составляют меньшинство — 10%.

Более половины респондентов продолжали жить с родителями. 29% проживали в общежитиях, 9,7% снимали жилье и еще 7,3% имели собственную комнату или квартиру.

 

 

2. 2.Факторы, определяющие занятость молодежи

Что же делает трудовую занятость неотъемлемым элементом жизни современного студента? Это тем более важно выяснить, что обследованные студенты в подавляющем своем большинстве не платят за учебу, а по своему социальному происхождению относятся к более или менее обеспеченной среде. [13]

Материально-бытовые условия жизни студента помогает уяснить анализ его бюджета. Студентам было предложено определить, из каких средств складывается их бюджет. Трудовая занятость для студента — важный, хотя далеко не единственный и даже не основной источник существования. Подавляющее большинство студентов находятся на содержании родителей: этот источник упоминают 92,5% студентов, а в общем объеме бюджета на долю родителей приходится 62,4%.

И сегодня помощь родительской семьи весьма обширна и разнообразна, от нее зависит не только физическое существование молодого человека, его жилищные условия, учеба, но и во многом его работа: большинство работающих студентов находит ее с помощью родителей, родных, а также знакомых. Стипендия, хотя и упоминается двумя третями студентов, в структуре бюджета занимает небольшую долю — всего 11,8%. Между тем, она сохраняет высокую символическую значимость. Именно стипендия, являясь непосредственной формой не только материальной поддержки, но отчасти и оплаты учебного труда студента, выступает подтверждением полноценности его социального статуса. Собственный заработок является третьим по частоте упоминания источником существования (40,6%) и вторым по объему в структуре бюджета (16,8%). По своей значимости собственный заработок опережает стипендии и тем более такие источники, как  средства спонсоров, образовательный кредит, доля которых в структуре бюджета совсем незначительна.

Анализ данных о мотивах занятости работающих студентов позволил обнаружить их двоякий характер. На первом месте стоит желание иметь личные деньги — этот мотив отмечают 67,5% работающих респондентов. Показательно, что необходимость обеспечить себе средства существования стоит лишь на втором месте (57,9% высказываний). Следовательно, заработок занимает в мотивациях вспомогательное место, он понимается как средство, обеспечивающее, прежде всего, досуговое потребление, символические атрибуты жизни — соответствующие одежду, услуги и т. д.

Тот факт, что побуждением к заработку не является обеспечение первичных материальных потребностей, подтверждается данными о том, что среди мотивов трудовой занятости помощь родителям, необходимость оплаты жилья, учебы, содержания собственной семьи стоят далеко не на первых местах и, кроме того, перемежаются мотивами нематериального порядка. Так, мотив "надо помогать родителям" (19,8% высказываний) уступает по значимости мотиву, связанному с установлением профессиональных корпоративных связей (позицию "работа позволяет устанавливать контакты и налаживать связи, которые могут пригодиться в будущем", отмечают гораздо больше опрошенных (29,7%), чем позицию "надо помогать родителям"). Стремление к самореализации (11,9% высказываний) опережает необходимость платить за жилье (8,8%), обеспечивать собственную семью (7,9%) и платить за учебу (6,8%).

                                                                                                       Таблица 1                                

Мотивы трудовой занятости работающих студентов и мотивы поиска работы неработающими студентами, %

Варианты ответов Мотивы занятости работающих студентов*  
Желание иметь свои личные деньги 67.5
Необходимость обеспечивать себе средства существования 57.9
Работа позволяет устанавливать контакты и налаживать связи, которые могут пригодиться в будущем      29.7
Надо помогать родителям 19.8
Стремление к собственной реализации   11.9
Надо платить за жилье 8.8
Необходимость платить за учебу 6.8
Другое 1.1

* Респонденты могли отмечать до трех позиций при ответе на этот вопрос.

 

Существуют группы работающих студентов, которые можно назвать проблемными — студенты из низкооплачиваемых семей, из семей пенсионеров и безработных, имеющие собственные семьи, живущие в общежитиях и снимающие жилье, — структура мотиваций которых имеет свою специфику. Если у всех работающих студентов в целом первое место занимает стремление иметь "карманные" деньги, а второе — обеспечить себя средствами существования, то у проблемных групп приоритеты другие, для них необходимость обеспечивать себя средствами существования играет главную побудительную роль (70,3%). На втором месте стоит желание иметь свои личные деньги (63,4%), а на третьем — необходимость помогать родителям (27,7%). Непосредственные экономические нужды у этих студентов теснят все другие побуждения, и в частности, стремления, так или иначе связанные с профессионализацией. Что касается среднеобеспеченных и особенно высокообеспеченных студентов, в их мотивационной структуре соотношение отдельных мотивов иное. На первом месте у них стоит желание иметь свои личные деньги (соответственно 71,4% и 72,7%); интенсивность потребности "обеспечивать себе средства существования" гораздо ниже: у высокообеспеченных этот мотив отмечают 36,4%, столько же, сколько и "желание быть среди интересных людей". Среди них выше, чем среди малообеспеченных, доля тех, кто выражает "желание лучше овладеть изучаемой профессией", кто считает, что "работа позволяет устанавливать контакты и налаживать связи, которые могут пригодиться в будущем", кто обнаруживает "стремление к творческой самореализации". Как видим, потребность в работе формируется не только под воздействием сугубо экономической необходимости. У обеспеченных студентов мотивация занятости очень существенна, но она базируется на ином спектре потребностей, чем у других.

В целом из структуры мотивационных приоритетов не следует, что работа является для студентов первейшим условием жизнеобеспечения. Важно также, что материальные потребности студентов — далеко не единственное, что заставляет их искать работу. Помимо чисто экономических, большое место занимают стремления и потребности, связанные, в частности, с будущей профессиональной деятельностью, такие, как налаживание контактов и связей, самореализация в профессии, общение. [16]

Сравнение структуры мотивации студенческой занятости со структурой расходования зарабатываемых ими денег позволяет увидеть, что реальность вносит существенные коррективы в намерения студентов. Рассмотрим усредненную структуру расходования заработанных денег работающими студентами (табл. 2). Как видим, главная статья расходов связана с обеспечением ежедневного существования. На жилье, питание, одежду, транспорт студенты тратят 51,3% всех своих заработанных денег. Если к этому присоединить еще 11,8% расходов, связанных с учебным процессом, то окажется, что почти две трети бюджета приходится на потребности материального порядка.                                                                                                                                

                                                                                                           

 

                                                                                                        Таблица 2

                                            Основные статьи расходов, %

Статьи расходов Усредненная структура бюджета  
Жилье, питание, одежда, транспорт 51.3
Развлечения, культура, досуг, путешествия 33.7
Оплата учебы, учебники, расходы, связанные с учебным процессом 11.8
Другое 3.2

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow