Основные критерии эффективности воспитательной работы с классным коллективом и оценки успешности деятельности классного руководителя

Аналитическая деятельность заместителя директора

По воспитательной работе

 (методические рекомендации)

«Воспитание – великое дело:

 им решается участь человека»

В.Г.Белинский

 

Опыт работы с заместителями директоров образовательных учреждений по воспитательной работе дает основание говорить о серьезных затруднениях, которые имеются в образовательных учреждениях в области методической работы по вопросам воспитательной работы. При этом следует отметить, что эти затруднения касаются как работы с классными руководителями, которые, по сложившейся традиции, являются нередко единственно ответственными за весь процесс воспитания детей, так и в целом с педагогическим коллективом, который призван обеспечивать образовательно-воспитательную среду.

Существуют различные подходы к реализации этой важнейшей проблемы.      В первую очередь необходимо рассмотреть примерную схему анализа воспитательной работы за прошедший учебный год. Схема может включать следующие параметры:

· оценка общешкольных дел и мероприятий в решении поставленных задач и проблем школы, их результативность, влияние на изменение качества внеурочных дел и уровня воспитанности учащихся; новые подходы в организации и проведении общешкольных дел;

· оценка роли ученических объединений в организации разнообразной деятельности учащихся, в развитии творческого потенциала и самовыражения школьников; результативность дополнительного образования детей;

· оценка детского движения и ученического самоуправления в развитии самостоятельной личности, активной гражданской позиции;

· выявление причинно-следственных связей недостатков в воспитательной работе школы, в уровне воспитанности учащихся;

· оценка деятельности классных руководителей и их профессиональной компетенции;

· в организации воспитательной работы с учащимися класса;

· в овладении современными технологиями и формами организации внеурочной деятельности учащихся;

· в умении диагностировать уровень воспитанности учащихся и корректировать реальный рост их развития;

· оценка позитивных результатов в деятельности классных руководителей, в динамике развития классного ученического коллектива.

 

Выводы:

· что из намеченного дало эффективный результат, в чем он выразился, что не получилось и почему;

· какие позитивные изменения в области воспитательной работы произошли в работе педагогического коллектива;

· что нового появилось в организации и содержании воспитательной деятельности, чей опыт пропагандировался и внедрялся, каковы результаты его влияния на воспитательную деятельность.

Детальный анализ воспитательного процесса позволяет выстраивать воспитательные задачи на следующий временной период, при этом учитываются:

1. Деятельность школы по реализации Концепции российского образования.

2. Национально-региональные особенности воспитательного пространства школы.

3. Творческое саморазвитие детей и педагогов в учебно-воспитательном процессе.

4. Формирование в школьном коллективе уважительного отношения к правам и обязанностям.

5. Создание системы воспитания правовой культуры учащихся и родителей.

6. Повышение эффективности работы педагогического коллектива по воспитанию гражданственности и духовности личности школьника.

7. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, для воспитания стремления к здоровому образу жизни.

8. Создание условий для самореализации личности каждого учащегося через эффективное развитие системы дополнительного образования.

9. Оказание помощи учащимся в жизненном самоопределении.

10. Развитие личности школьника и активной жизненной позиции в школьной воспитательной системе.

При определении задач на год рекомендуется предусмотреть актуальные проблемы воспитания, вытекающие из нормативных документов, итогов анализа за прошлый учебный год, научно-методической проблемы образовательного учреждения, достижений психолого-педагогической науки и инновационного опыта работы.

         

 

Основные критерии эффективности воспитательной работы с классным коллективом и оценки успешности деятельности классного руководителя.

Свидетельством эффективности воспитательной работы являются:

Ø Уровень организации классного коллектива как в учебной, так и во внеучебной работе (дисциплина, порядок, четкая организация самообслуживания, обязательность выполнения заданий школьного коллектива и органов ученического самоуправления);

Ø Уровень учебной мотивации у учеников класса (постоянный рост качества знаний, эффективность работы со слабоуспевающими школьниками, активность участия учеников класса во внеурочной учебной работе: в факультативах, учебных кружках, в научно-исследовательской работе, в учебных экскурсиях, предметных олимпиадах, конкурсах, вечерах, в интеллектуальных марафонах и т.п.);

Ø Разнообразная и интересная для учеников внеучебная жизнь класса: походы, поездки, экскурсии, культпоходы, тематические классные часы, вечера, встречи, КВН, театральные постановки и т.п.;

Ø Постоянный рост уровня воспитанности учащихся, определяемый умением классного руководителя изучить уровень воспитанности школьника и организовать педагогическое руководство его самовоспитанием и самообразованием;

Ø Уровень развития классного коллектива (его сплоченность, поддержка друг друга, заинтересованность в делах класса, дружеские взаимоотношения, желание вместе развлекаться, общаться в свободное время; его организованность; развитость общественного мнения, характер связей в коллективе; активность и инициатива при участии в делах школьного коллектива; воспитательное влияние коллектива на его членов);

Ø Степень развития сотрудничества класса с классным руководителем (уровень взаимного доверия, степень включенности классного руководителя в дела класса, наличие актива и взаимодействия актива и классного руководителя, взаимное развитие инициативы и творчества);

Ø Контакты с семьями учащихся, активность участия родителей в воспитательном процессе;

Ø Глубина и серьезность работы с трудными учащимися, оказания им педагогической поддержки на основе сугубо индивидуального подхода к каждому из них;

Ø Комфортность и защищенность каждого воспитанника в классе и школе.

 

Свидетельством успешности деятельности классного руководителя являются:

o Высокая эффективность воспитательной работы с классным коллективом в соответствии с перечисленными выше критериями;

o Проявление и развитие творческой индивидуальности классного руководителя, наличие у него авторской педагогической технологии;

o Стиль отношений с воспитанниками, определяемый прежде всего личностью самого воспитателя, системой его педагогических приемов и способов взаимодействия с учениками;

o Степень его включенности в жизнь класса (участие в разнообразных делах классного коллектива, близость и частота личных контактов с учениками);

o Степень владения умениями и навыками классного руководителя (умение поставить цели, спланировать работу, осуществить ее, оценить, проанализировать, сделать выводы и поставить новые задачи);

o Степень сотрудничества и сотворчества с классным коллективом;

o Хороший контакт с родителями воспитанников и успешное привлечение их к сотрудничеству;

o Умение классного руководителя заинтересовать воспитанников своими увлечениями, умение организовать совместный интересный культурный досуг;

o Взаимный интерес классного руководителя и воспитанников друг к другу; любовь и уважение ребят к своему классному руководителю.

 

     Одним из сложных видов деятельности для педагогов, которые занимаются организацией воспитательного процесса в школе, является планирование. Предлагаем ряд рекомендаций, а также образцы различных видов планирования воспитательной деятельности.

 

1. Виды планов воспитательной работы в школе:

§ Годовой план воспитательной работы.

§ Текстовые планы воспитательной работы школы на каждую четверть.

§ Графические планы воспитательной работы школы на каждую четверть.

§ План работы объединений дополнительного образования.

§ Планы работы органов ученического самоуправления.

§ Планы работы классных руководителей по четвертям.

 

1. Разделы годового плана воспитательной работы школы:

§ Анализ внеучебной воспитательной деятельности педагогического коллектива и классных руководителей за предыдущий год.

§ Задачи внеучебной воспитательной работы на предыдущий год.

§ Работа с педагогическими кадрами, направленная на совершенствование педагогического мастерства учителя при осуществлении воспитательного процесса.

§ Вопросы, выносимые на педсоветы, совещания при директоре, совещания классных руководителей, на планерки.

§ Внеучебная работа с детским коллективом:

- Традиционные общешкольные дела;

- Режим работы школы в текущем году;

- Организация деятельности органов ученического самоуправления;

- Деятельность педагогического коллектива по развитию творческих способностей учащихся;

- Работа факультативов и объединений дополнительного образования;

- Основные дела во внеурочной деятельности школьного коллектива по месяцам и отдельные программы деятельности.

 

Осуществлению воспитательного процесса в школе мешают следующие проблемы:

· загруженность учителя;

· загруженность учащихся уроками и дополнительными заданиями;

· разобщенность поколений ребят, а также обособленность семьи от жизни школы, которая создает не просто преграды в воспитании детей школой, учителями, но и ставит некоторые воспитательные моменты в полное противоречие с требованиями школы;

· ограниченность материальных средств, выделяемых на воспитательный процесс.

Все это проблемы объективные, и их следует решать в процессе работы.

 

Кроме этого существуют проблемы, которые целиком зависят от нашей (учительской) работы, от нашего отношения к воспитанию:

· отсутствия единства требований к учащимся, порой даже внутри педагогического коллектива, работающего в одном классе;

· недостаточное внимание к воспитательному процессу в целом, в связи с чем воспитание становится чем-то формальным, утрачивает содержательность и одухотворенность;

· разобщенность педагогического коллектива и в некоторых случаях отсутствие заинтересованности учителей предметников (не классных руководителей) во внеклассных делах, их нежелание видеть необходимость во внеучебной деятельности.

Все эти проблемы, безусловно, заслуживают обсуждения.

Не каждый учитель должен вести специальную воспитательную работу, а вот содействовать воспитательному процессу должен обязательно. Видеть в каждом учителе союзника в воспитательной деятельности, вносящего свой вклад в ее осуществление.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: