Экономические основы эволюции маркетинга в западных странах

Оглавление

Введение

1. Теоретические аспекты стратегического маркетинга

1.1 Экономические основы эволюции маркетинга в западных странах

1.2 Эволюция теории маркетинга

1.3 Выбор стратегий развития предприятия

2. Анализ маркетинговых стратегий компании Starbucks

2.1 Принципы работы компании Starbucks

2.2 Анализ маркетинговых стратегий компании Starbucks

2.3 Рекомендации по улучшению маркетинговой стратегии

Заключение

Список использованных источников

Маркетинг конкурентный ценообразование стратегия

 



Введение

Развитие рыночной экономики в России определяет необходимость создания новой модели управления с использованием адекватных рыночных организационно-экономических механизмов. Быстрое развитие рыночной экономики в России сочетается с медленной эволюцией маркетинговой деятельности российских предприятий различных отраслей народного хозяйства, в том числе - и сферы услуг. В этой связи происходит перестройка целей, задач и функций управления, диктуется необходимость перемен старых и формирования принципиально новых для российской экономики рычагов управления. Преобразования сферы управления выдвинули на первый план освоение новых систем, технологий и создание модифицированных организационных структур.

Сегодня доказано, что определяющую роль в успешном маркетинге играет стратегический маркетинг, который повсеместно развивается в США и европейских странах с 70-х годов XX века, а в Японии и азиатских странах с растущей экономикой - намного раньше.Поэтому важен комплексный анализ маркетинговой деятельности зарубежных компаний, в частности, Starbucks, с целью выделить направления развития и российских предприятий.

Состояние изученности проблемы. В отечественной экономической науке конца XX - начала XXI вв. вопросам маркетинга в целом начали уделять заметное внимание. Это связано с процессами трансформации экономики и объективной необходимостью становления новой системы отношений, основанной на рыночных принципах. Укрепление позиций российских предприятий на внутреннем рынке в их конкурентной борьбе с национальными, международными компаниями, работающими как на российском рынке, так и на мировой арене в связи с интеграцией в мировую экономику, потребовало углубления и расширения теории и практики стратегического маркетинга.

Значительный вклад в развитие теории маркетинга и стратегического маркетинга в преломлении к сфере услуг, в том числе внесли такие ученые, как О.Н. Беленов, А.В.Браверман, М.Д. Валовая, А.М. Годин, А.В Гольцов, А.Е.Гонтмахер, Р.С. Ибрагимова, С.А Масютин, Е.А Никифоров, В.В.Поташников, С.Р Хисамутдинов, Р.А Фатхутдинов. Среди зарубежных ученых исследованию теории маркетинга посвящены работы А.Адизеса, В.Андреффа, И.Ансоффа, А.Асселя, А.Вебера, А.Вербеке, Дэц Д. Ж.Ламбен В.Лаундхардта, Д. Линч, М, Моришимы, Б. Олина, М. Портера, А.Рагмена, Ф.Котлера, Э.Хекшера. Дж. Эткинсон и др.

Всестороннее изучение трудов отечественных и зарубежных ученых показало, что практически все они сосредоточены в основном на проблемах маркетинга как составной части менеджмента и отдельных аспектах стратегического маркетинга, однако отсутствует исследование маркетинговых стратегий таких крупных западных компаний как, например Starbucks.Таким образом, объектом исследования является маркетинговые стратегии как часть стратегического управления. Предметом исследования являются маркетинговые стратегии компании Starbucks.

Задачами исследования является:изучить теоретические аспекты стратегического маркетингавыявить и проанализировать различия меду операционным и стратегическим маркетингомпроследить эволюцию развития маркетинга как наукипроанализировать маркетинговые стратегии компании Starbucks.дать рекомендации по улучшению маркетинговой стратегии

 



Теоретические основы стратегического маркетинга

 

Экономические основы эволюции маркетинга в западных странах

 

По определению крупнейшего в мире теоретика менеджмента Питера Друкера, маркетинг - это не отдельная функция бизнеса, а весь бизнес, взятый с точки зрения его конечного результата, то есть с точки зрения покупателя. Существует несколько сотен определений маркетинга, в целом же их можно свести к следующему: Маркетинг - процесс, направленный на удовлетворение потребностей потребителей (населения и организаций) через организацию конкурентного обмена товарами и услугами, соответствующих спросу. На самом деле опыт развития рыночных отношений показывает, что именно от маркетинга в значительной степени зависит рост или же банкротство любой компании, независимо от ее размера и рынка, на котором она функционирует.Некоторые западные и большинство японских ученых считают, что маркетинг на самом деле был изобретен токийским торговцем Мицуи еще в 17 веке. Открыв первый в мире крупный магазин, торгующий разнообразными товарами он начал проводить гибкую торгово- закупочную политику, которая во многом сформировала будущий маркетинг. Для завоевания покупателей он ввел возврат товаров и денег, изучая спрос своих клиентов, закупал те товары, которые их интересовали помимо тех, которые были в его кофейне. На Западе маркетинг как целостная функция рыночной экономики появляется значительно позже, фактически через 200 лет. Его изобретателями являются главные агенты капиталистического рынка - предприниматели, которые благодаря различным научным и организационно-управленческим нововведениям получили возможность существенно повысить производительность труда своих предприятий. Налаживается массовое производство, требующее адекватной системы сбыта. Однако на этом этапе, этапе ненасыщенного товарами рынка преобладания спроса над предложением, предприниматели фактически диктуют потребителям свои условия сбыта и навязывают свои ассортимент продукции. Этот период охватывает по единодушному мнению исследователей, 1860-е - 1930-е годы.

Он вошел в историю маркетинга как период его зарождения, характеризующийся "товарной ориентацией", т.е. стремлением к улучшению качества товаров практически без учета потребностей, а часто и возможностей покупателей. До начала 20 века этот период известен как эра капитализма свободной конкуренции, с предпринимателем в центре рынка вплоть до начала 20 века. С наступлением 20 века ситуация меняется и центральным агентом рынка становится крупная фирма. Обогатившаяся в течение нескольких десятилетий группа крупных предпринимателей путем разорения конкурентов и увеличения собственных масштабов производства переходит к образованию крупных частных предприятий фирм и компаний.

Отношение крупной фирмы к маркетингу и потребностям покупателей можно выразить словами Г. Форда: "Любой покупатель может получить автомобиль любого цвета, какого пожелает, пока автомобиль остается черным".

По мере насыщения рынка товарами, возможности маркетингового диктата крупными компаниями сокращаются. Встает новый вопрос - сбыт продукции. Кризис 29-30-х гг. 20 веков углубили эту проблему, и капиталистическое производство начинает уделять больше внимания маркетингу. Так, 1930-е - 1950-е годы стали известны как период развития "сбытовой ориентации", т.е. обеспечения максимизации продаж с помощью рекламы и других методов воздействия на покупателя с целью заставить совершить покупку. В итоге этих преобразований появилось новое организационно-управленческое образование на капиталистическом рынке. Ею явилась модель нынешней командно-контрольной организации с ее упором на централизацию, аппарат, управление персоналом, бюджет и контроль, а также с весьма существенными различиями между политикой и оперативной деятельностьюС начала 60-х годов 20 в. деловой мир вступил в третий период изменений: "суть его в переходе от организации командно-контрольного типа, основанной на административной иерархии и линейно-функциональном взаимодействии отделов и подразделений, к организации, базирующейся на переработке информации, способной обеспечить взаимодействие специалистов различных отраслей знания". Это было связано с целым рядом факторов, уже упомянутых в предыдущем параграфе, а также с дальнейшим насыщением рынка разнообразными товарами, что постепенно приводило к превышению предложения над спросом.

Так, 1950-е - 1960-е годы внесли "рыночную ориентацию" в деятельность капиталистических производителей. Происходит выделение пользующихся повышенным спросом товаров высокого качества и обеспечение максимума продаж именно этих товаров. Впервые в компаниях выделяются специальные отделы маркетинга. Наконец, массовое перепроизводство товаров, появление серьезного конкурента в лице Японии, быстро внедряющего последние технологии и производящего массу более дешевых, качественных товаров, чем западные заставило западных производителей повернуться к изучению спроса. В связи с этим значительно изменилась роль маркетинга, который из подчиненной функции превращается постепенно в диктатора производства.

Так, 1960-е годы по настоящее время знаменуют приход эры "Стратегического Маркетингового Управления", т.е. долгосрочного планирования и прогнозирования, опирающегося на исследования рынка, товара и покупателей; использование комплексных методов формирования спроса и стимулирования сбыта; ориентация на товары "рыночной новизны", удовлетворяющие требованиям тщательно "вычисленных" потенциальных покупателей". П. Друкер, осмысливая основные черты нашей эпохи, считает, что возникающее новое общество становится "обществом организаций, главная функция которых - производительное использование накопленного знания постоянное совершенствование всего, чем они занимаются, налаживание беспрерывного инновационного процесса". Таким образом, постепенно за 150 лет командные высоты в капиталистической экономике перешли от предпринимателя, названного знаменитым ученым И. Шумпетером "капитаном промышленности", к организации. Формирование крупных организаций требует формализованных способов управления именно поэтому в начале 60-х гг. фирмы переходят к "маркетинговому управлению".В середине 60-х годов известный экономист Дж. Гэлбрейт констатирует в своей работе "Новое индустриальное общество" что "для "западного общества" типично господство крупных корпораций, занимающих фактически монопольное положение" Именно они получают возможность диктовать рынку свои условия производства и сбыта и организовать маркетинг таким образом, что мелкие производители не выдерживают с ними конкуренции.

Рассматривая вопрос о силах, действующих в современной западной экономике, нельзя обойти роль разнообразных общественных организаций.

Такие организации, как профсоюзы и потребительские общества, действуют в повседневных интересах непосредственных производителей и потребителей и тем самым несколько ограничивают монополистические тенденции и способствуют тому, чтобы конкуренция была обращена к экономическому прогрессу. Анализируя все этапы развития маркетинга можно сделать вывод о том, что маркетинг и его функции постоянно эволюционировали в соответствии с изменениями производства и рынка в целом. Изначально понимание маркетинга трактовалось только, как всестороннее изучение и поиск рынка сбыта, а также эффективная организация самого процесса сбыта уже произведенной продукции. Это предполагало, что производство формирует спрос, В этой схеме интересам потребителей отводилась только подчиненная роль. Причем до середины 50-х годов маркетинг занимался в основном текущим сбытом, не рассматривая рынки в перспективном ключе.

В шестидесятые годы начался генезис такого маркетинга, который был основан на изучении нужд потребителей путем интенсивно проводимых разнообразных маркетинговых исследований. Этот период совпадает на Западе с кризисными процессами, возникшими, в том числе и за счет развития научно-технической революции, стремительно меняющей мировые и национальные рынки. В это же время начинается мощное развития японской экономики, крупного конкурента уже имеющихся двух центров силы в капиталистической экономике - Западной Европе и США. Экономические успехи этой страны в значительной степени связаны с органичным сочетанием стратегического планирования и тактического управления, в том числе и маркетингом. Маркетинг постепенно в 60-е годы встраивается в общую систему всего менеджмента вначале крупных корпораций, а затем среднего и мелкого бизнеса. Методы перспективного планирования и долгосрочного прогнозирования, основанные на исследованиях рынков вместе с использованием комплексных методов формирования спроса и стимулирования сбыта становятся основными инструментами маркетинга в это время. В 80-е годы наступает новый этап развития маркетинга, связанный в значительной степени с кризисом начала 70-х годов и правящей концепции кейнсианства, которое опиралось на государственное регулирование.

Внедрение рейганомики и тетчеризма отражало отход в сторону свободного предпринимательства, которое на данном этапе начало органично сочетать в себе долгосрочное планирование с текущим управлением. Это привело к появлению и широкому внедрению стратегического маркетинга в западную экономику. Основной смысл и содержание, которого как специфической функции управления состоит в определении целей и стратегии развития фирмы. Ядром маркетинговой деятельности теперь является разработка маркетинговых программ, локальных планов, выступающих исходным моментом общего планирования. Стратегический маркетинг представляет собой комплекс мероприятий по исследованию всех вопросов, связанных с процессом реализации товаров или услуг и ориентированный в первую очередь на изучение потребителя. В новых условиях, когда научный прогресс приводит к стремительному изменению технологических процессов и методов производства, они очень быстро становятся достоянием всех компаний на рынке. Удержать конкурентное преимущество в таких условиях становится все труднее и труднее.

Кроме того, начиная с 80-х годов многие открытия теряют свою уникальность, поскольку совершаются одновременно в разных странах.

Это приводит к тому, что права на патентную защиту оспариваются и в условиях массированного импорта просто не принимаются во внимание.

Все вышеуказанное делает стратегический маркетинг все более и более насущной необходимостью не только высокой конкурентоспособности, но и простого выживания компаний. В последние десять лет на мировой арене значительно возрастает роль развивающихся стран как серьезного конкурента старым экономикам. В них производятся средства производства, предметы потребления долговременного пользования, как компьютеры, холодильники, автомашины и так далее.

Это привело к существенной реструктуризации американского рынка, который перестал быть полипродуктовым. Появление в результате развития экономики практически двух классов - людей с очень высокими доходами и людей с низкими доходами за счет медленного уничтожения среднего класса.

Если этот класс в 1973 году составлял 51% населения США, то к настоящему времени по разным оценкам его размер снизился едва ли не до 30. В период рейганизма процесс размывания среднего класса существенно усилилось. Еще одной важной переменой в экономике развитых стран явилась интенсивно развивающаяся глобализация мировой экономики. Лидерами этого процесса являются некоторые отрасли, такие как автомобильная, телевизионная, компьютерная, строительное оборудование, хотя процесс затрагивает практически все отрасли народного хозяйства. Это означает ужесточение условий конкуренции и с другой стороны появление новых рынков, к которым необходимо адаптироваться в сжатые сроки. Новые отрасли промышленности (компьютеры и электроника) переживают период небывалого роста, а традиционные отрасли стагнируют (показывают фактически нулевой рост), именно в них происходит ожесточенная борьба за новые рынки сбыта, что выдвигает маркетинг на одно из первых мест при разработке стратегии управления всей компанией. Развивающееся параллельно с укреплением централизации в транснациональных корпорациях, де-регулирование в различных отраслях накладывает новые требования на процесс производства и сбыта, поскольку это приводит к появлению новых конкурентов и существенно меняет структуру и объем старых рынков. С момента либерализации управления экономикой США и Великобритании началось постепенное ослабление государственного контроля за развитием всех отраслей. В США это вызвало банкротство целого ряда компаний, традиционно поддерживаемых государством, таких как Дельта, ПанАМ, Винчестер и многих других.

Кроме того, дерегулирование экономики позволило в начале 2000-х годов многим компаниям осуществить переброс рабочих мест в развивающиеся страны, что привело к беспрецедентному росту безработицы в развитых странах, особенно в США.

В связи с этим существенно меняется структура потребления в Америке, и соответственно возникают новые требования к маркетингу. Особенно ощутимый удар по старому маркетингу нанесло изменение каналов распределения продукции в пользу новых сетей продаж. В последние 10-15 лет возникли и стали пользоваться большим спросом населения новые каналы, которые минуют привычную розничную сеть. Маркетинговые менеджеры компаний-производителей ввиду растущей конкуренции все больше выходят на потребителей через оптовые магазины, организацию собственной сети торговых центров, образования магазинов-складов. Эти магазины не имеют таких торговых помещений как супермаркеты, но прельщают потребителей дешевизной товара ввиду отсутствия больших наценок, существующих в розничной торговле. Кроме того, они используют продажу через Интернет - магазины, через сеть дистрибьюторов и сетевой маркетинг.

Появление «системного подхода» к продажам, когда для завоевания покупателей производители продают не только основной товар, но и целую систему товаров, а в последнее время и услуг по обслуживанию товара, также существенно изменило маркетинг. Все вышеперечисленные факторы оказывали и оказывают важное влияние на развитие практики и теории маркетинга. Действительность свидетельствует, что для выживания на сегодняшнем рынке мало быть ориентированным на производство и маркетинг, а необходимо ставить маркетинг в центр всех действий компании. Это предполагает, что маркетинговые исследования должны изучать не только явные потребности потенциальных покупателей, но и вскрывать внутренние, скрытые возможности, имеющиеся в данной нише рынка. Только такой подход позволяет сегодня опередить конкурентов, поскольку помогает не только удовлетворять, а генерировать спрос на создаваемую продукцию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: