Инвестиционный климат в КНР

В рамках процессов трансформации мировой экономики и международных экономических отношений под мощным воздействием процессов глобализации, интернационализации, научно - производственно - информационной революции, формирования глобального информационного общества, и обострения международной, межстрановой и внутристрановой конкуренции резко усилилась дифференциация стран мира. Для развивающихся стран сейчас центральной проблемой их экономического развития в условиях этих процессов является именно обеспечение доступа к мировым финансовым, научно-техническим и научно-технологическим ресурсам, которые все в большей степени оказываются под контролем развитых стран (их ТНК и ТНБ). В этих условиях резко возрастает значение и роль формирования инвестиционного климата для привлечения внешних источников финансирования.

Инвестиционный климат – это экономические, политические, финансовые условия, оказывающие влияние на приток внутренних и внешних инвестиций в экономику страны. Благоприятный климат характеризуется политической устойчивостью, наличием законодательной базы, умеренными налогами, льготами, представляемыми инвесторам.[40]

Пресс-представитель министерства коммерции КНР Яо Цзянь 16 марта 2009 года в Пекине, на регулярной пресс-конференции заявил, что Китай по-прежнему является одной из стран мира, которые больше всех привлекают наибольшее количество инвестиций, хотя в феврале 2009 года сумма фактического использования иностранных инвестиций в стране составила 5,833 млрд. долларов США, что на 15,81% меньше, чем в аналогичный период прошлого года. Число новых предприятий с участием иностранного капитала составило 1265 - снижение на 13% по сравнению с прошлым годом. В сравнении с январскими показателями темпы падения немного замедлились. Данные свидетельствуют о том, что за первые 2 месяца 2009 года объем фактического использования иностранного капитала составил 13,374 млрд. долларов США, что на 26,23% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Количество новых предприятий с иностранными инвестициями составило 2761, снижение на 36,85% по сравнению с прошлым годом[41].

В настоящее время в сфере прямых международных инвестиций явно наметилось замедление. Ссылаясь на статистические данные ООН, Яо Цзянь сказал, что в 2008 году объем прямых глобальных трансграничных инвестиций сократился на 21 процент, в этом году ожидается дальнейшее сокращение этого показателя на 30-40%. Это «в определенной степени скажется на привлечении Китаем иностранных инвестиций». [42]

Для сравнения, с января по июнь 2007 года были учреждены 18683 новых предприятия с участием иностранных капиталов, что на 5.4% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По состоянию за январь 2008 г. были учреждены 2918 новых предприятий с участием иностранных инвестиций, что снизилось на 13.41% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года[43]. С января по октябрь 2008 г. были учреждены 22736 новых предприятий с участием иностранного капитала при снижении на 26,24%, объем фактически освоенных иностранных инвестиций составил 81,096 млрд. дол. США с приростом на 35,06%.[44]

Однако Китай по-прежнему очень привлекателен для прямых международных инвестиций. По итогам исследования, проведенного американо-китайской торговой комиссией, 88% иностранных респондентов –предприятий, которые инвестируют в Китай, получают прибыль, у 81% из них показатель прибыли превышает коэффициент подобной прибыли во всем мире, 85% предприятий ставят Китай на первое место в своих планах развития собственного бизнеса за рубежом[45].

Чтобы стимулировать иностранных инвестиций, министерство коммерции КНР объявило, что те иностранные компании, объем зарегистрированного капитала которых составляет 100 млн. долларов или ниже, смогут получить одобрение на свою деятельность со стороны главных коммерческих ведомств на уровне провинций. Министерство коммерции также заявило, что будут поощрять иностранных бизнесменов делать инвестиции в сферу новой и высокой техники, сферу экономии энергии и охраны окружающей среды, в современный сервис, содействовать отраслевому развитию в государственных зонах технико-экономического освоения.

Главный специалист в области макроэкономики Су Чан считает, что региональное регулирование иностранных инвестиций поможет добиться эффекта взаимной выгоды, благодаря оптимальному сочетанию с региональным размещением. Су Чан сказал: «Например, компания Фушикан закрыла предприятия в Шэньчжэне, но открыла новые в Шаньси. Шанхайское предприятие по изготовлению компьютерных чипов перевело производствоо в город Чэнду. Новое перемещение, возможно, будет полезным для стабилизации китайской экономики на длительную перспективу». Господин Су Чан считает, что, по сравнению с другими экономическими сообществами Китай, имеют намного большие преимуществ в привлечении иностранного капитала [46].

Китай остается привлекательным для иностранных инвесторов благодаря своей растущей экономике, наличию сравнительно большого количества капиталов и постоянно улучшающемуся инвестиционному климату.

Для стабилизации уровня привлечения иностранного капитала и повышения качества его использования, как отметили в Министерстве Коммерции КНР, в 2009 году внимание будет акцентировано на четырех направлениях, а именно - совершенствовании условий для инвестирования, оптимизации структуры размещения иностранных инвестиций с повышением доли высокотехнологичных отраслей, сферы энергосбережения и охраны окружающей среды и индустрии услуг, поощрении инвестирования в Центральный и Западный Китай, содействии стимулирующей роли иностранного капитала в реформировании отечественных предприятий и модернизации китайского производства. Представитель министерства Яо Цзянь высказал мнение, что благодаря дальнейшему совершенствованию правовой среды и системы правительственных услуг, а также набирающей обороты урбанизации в стране в 2009 году сохранится рост притока иностранных инвестиций. [47]

Важнейшим фактором привлечения прямых иностранных инвестиций в Китай является эффективная деятельность по формированию и улучшению инвестиционного климата в стране.

Китайское правительство готово уделять больше внимания улучшению инвестиционного климата и качеству иностранных инвестиций, сообщал вице-премьер Госсовета КНР Ван Цишань, выступая 8 сентября 2008 на форуме по вопросам международных инвестиций в рамках 12-й Китайской международной инвестиционно-торговой ярмарки. Он отмечал, что китайское правительство планирует в дальнейшем усовершенствовать систему рыночной экономики, усилить работу по созданию законодательной базы и защите интеллектуальной собственности, и таким образом создать более справедливый, прозрачный и стабильный климат для инвесторов. Ван Цишань также сообщил, что правительство намерено в полной мере проявить роль иностранных инвестиций в таких сферах, как стимулирование самостоятельных инноваций, интенсификация индустрии, обеспечение баланса развития регионов и т.д. По его словам, китайское правительство оказывает активное содействие зарубежным инвесторам в их участии в возрождении старых промышленных баз Северо-Восточного Китая и развитии западных районов страны, и, вместе с тем, вводит строгие ограничения[48].

Иностранным инвесторам запрещено осуществлять инвестиции, затрагивающие национальную безопасность Китая, причиняющие ущерб социально-экономическому развитию страны и общественным интересам, загрязняющим окружающую среду.

Как сообщается, за годы после начала проведения в Китае политики реформ и открытости объем освоенных Китаем иностранных инвестиций превысил 700 млрд. долларов. Свыше 100 отраслей индустрии услуг Китая открыты для зарубежного капитала.[49]

 Важным фактором, обусловливающие приток ПИИ в Китай является быстро развивающаяся экономика страны. Стоимость валового внутреннего продукта с 1991 год по 2001 год увеличилась в 4,4 раза. Темп роста ВВП Китая поддерживался на уровне выше 7%. Если по общему объему импорта и экспорта Китай занимал в мире 32-е место в 1978 году,- 10-е в 1997 году, то в 2001 году - 6-е место. Курс китайской валюты сохранял стабильность. За этот период снизились темпы инфляции: в 2001 году общий уровень цен повысился лишь на 0,7%. Развитие экономики привело к улучшению рыночной инфраструктуры, повышению уровня жизни народа, что, в свою очередь, повысило привлекательность Китая для иностранных инвесторов. Как было намечено XVI Всекитайским съездом Коммунистической партии Китая, к 2020 году ВВП увеличится в 4 раза по сравнению с 2000 годом (ежегодный прирост ВВП составит 7%), ВВП на душу населения достигнет 3 тыс. долл. США, и Китай станет страной со средним доходом в мире.

По опубликованным оценкам, в рейтинге всемирного индекса инвестиционной уверенности привлечения иностранных инвесторов в 2002 году, ежегодно составляемом консалтинговой фирмой А.Т. Kearney, первое место занимает Китай, опередивший бессменного лидера – США. Ключевыми факторами этого успеха авторы индекса называют стабильную политическую обстановку, вступление страны в ВТО и успех в конкурсе на проведение Олимпийских игр 2008 года Предпринимателей не смутило ни состояние банковской системы, пораженной проблемными долгами, ни сомнительная государственная статистика. «Большинство опрошенных говорили, что Китай дает им то, что они особенно ценят: размер рынка и последовательную политику государства по поддержке бизнеса» сказал Пол Лодисина, вице-президент A.T. Kearney и главный координатор проекта[50].

По мнению многих экономистов, в частности российских, к важным факторам для зарубежных инвесторов при размещении своих капиталов в других странах необходимо относить размер рынка. Китай, население которого составляет 1,3 млрд. человек[51], является страной с огромным потенциалом рынка. Иностранные инвесторы рассматривают китайский рынок как довольно емкий, с огромными перспективами роста, поэтому многие из них вкладывают капитал в Китай, прежде всего, чтобы занять этот рынок, а затем уже извлекать прибыль. Такой стратегии придерживаются инвесторы США.

Особенностью деятельности компаний США в КНР является реализация продукции, произведенной на предприятиях с участием американского капитала, на территории самого Китая. Для инвестиционной политики фирм Японии основной фактор вложения капиталов в экономику Китая – дешевая и высококвалифицированная рабочая сила, а также низкие издержки производства.

Вступление Китая во Всемирную торговую организацию (ВТО) - фактор значительного повышения интереса транснациональных корпораций к долгосрочному инвестированию в Китае. Это обусловлено следующими причинами:

- во-первых, вступление в ВТО приводит к радикальному изменению инвестиционной среды в целом для зарубежных инвесторов. Китай, соблюдая принципы ВТО и выполняя соответствующие соглашения, перестраивает нормативно—законодательную базу, регулирующую вопросы международных отношений и обеспечивающую систему защиты собственности иностранных инвесторов в Китае. С начала 2002 года Китай снизил импортные пошлины на 5000 видов товаров с 15,3% до 12%, отменил лицензии на объем импорта зерновых, овечьей шерсти, удобрений и т.д.;

- во-вторых, вступление Китая в ВТО расширяет сферу деятельности ТНК. Разрешение транснациональным корпорациям осуществлять капиталовложения в китайскую экономику в форме слияния и поглощения - одной из самых распространенных форм инвестирования в мире - позволяет им более широкомасштабно инвестировать капитал в китайскую экономику. Открытие для ПИИ таких сфер, как банковское дело, страхование, электронные коммуникации, фондовый рынок, туризм и др., создают более обширное пространство для инвестирования ТНК;

- в-третьих, после вступления Китая в ВТО китайские экспортные товары смогут пользоваться режимом наибольшего благоприятствования, льготами по снижению таможенных пошлин и отмене нетаможенных барьеров, получить больше возможности для развития торговли, для подъема национальной обрабатывающей промышленности[52].

Необходимо обратить внимание на то, что динамика иностранных инвестиций в Китай отличается от тенденций, связанных с движением международных инвестиций в мире. В 1992-1994 годах объем прямых иностранных инвестиций в мире рос медленно, а в Китае значительно увеличивался. В 1995 году прирост общего объема прямых иностранных инвестиций в мире ускорился, а в Китае замедлился. В 1997 г. в мировом масштабе - снизился, а в Китае повысился. В 1998-1999 годах ПИИ в глобальном масштабе развивались быстрыми темпами, а в Китае наблюдалась обратная ситуация; в 2001 году в мире, может быть, впервые проявился спад объемов ПИИ, а в Китае ПИИ возросли на 14,9%[53].

Подобная закономерность обусловлена, следующим:

- во-первых, несмотря на спад мировой экономики в последние годы, китайская экономика стабильно растет, поэтому Китай стал выгодным местом вложения иностранных инвестиций. В 2001г. прирост ВВП Китая составлял около 7,3%, т.е. был в три раза выше, чем в экономически развитых странах. Привлекательность Китая как безопасного и стабильного места для инвестирования капитала повысилась после теракта 11 сентября в США;

- во-вторых, по данным китайских и западных специалистов, новое изменение промышленной структуры в мировом масштабе эффективно влияет на привлечение иностранных инвестиций в Китай. Стабильный рост экономики зависит в настоящее время не столько от научно-технического прогресса, сколько от снижения издержек и расширения рынка.[54] Это вызвало изменения направленности инвестиций в глобальном масштабе. В развитых странах рынок относительно насыщен, и требуется выход на новые рынки. Все это предоставило Китаю хороший шанс привлечь иностранные инвестиции;

- в-третьих, когда улучшалась ситуация инвестирования в мире, факторные преимущества привлечения инвестиций в Китае не вызывали притока зарубежного капитала, но когда ситуация инвестирования в мире ухудшалась, факторные преимущества привлечения инвестиций в Китай проявлялись весьма заметно;

Политика Китая на привлечение иностранных инвестиций остается необратимой, страна продолжит расширять сферу открытости внешнему миру и совершенствовать инвестиционный климат в целях непрерывного расширения масштабов и повышения уровня использования зарубежных инвестиций, а также содействия быстрому и здоровому развитию национальной экономики.

Отсюда, однако, не следует, что в Китае все проблемы, связанные с формированием инвестиционного климата и привлечением иностранных инвестиций, решены.

Инвесторы продолжают сталкиваться с отсутствием прозрачности, непоследовательно насильственных законов и постановлений, слабая защита интеллектуальной собственности, коррупция политики защиты местных фирм, а также ненадежности правовой системы неспособны гарантировать неприкосновенность контрактов. В Китае существует мощнейшая государственная бюрократия, которая имеет огромную власть. Однако в Китае с ней активно борются, причем достаточно жестко. Госаппарат Китая является проводником курса власти на развитие экономической мощи Китая, власть жестко спрашивает с чиновников.

Противоречив механизм урегулирования споров, ни один из которых не независим от правительства. Правительство часто вмешивается в споры высокого профиля. Коррупция может также повлиять на судебныхе решения, местные чиновники могут повлиять на решения национальных судов. Правовая система КНР редко обеспечивает выполнение решений иностранного суда. Иностранные адвокаты не могут выступать в качестве адвокатов в китайских судах, но могут наблюдать разбирательства. Местные органы власти также работают с большой автономией от центрального правительства. Китайские визы, юридические оформление проживания и разрешения на работу, строго регламентированы, и могут сдерживать инвесторов. Иностранные инвесторы, работающие через создание юридических фирм, как правило, в состоянии удовлетворить эти требования. Тем не менее, в марте 2007 года Всекитайское собрание народных представителей приняло новый закон о подоходном налоге, в котором устранены многие налоговые преимущества, которые имеют иностранные инвесторы.

Широкая открытость внешнему миру влечет усиление зависимости национальной экономики от мировой. Это становится особенно опасным в моменты резких колебаний мировой конъюнктуры. Многие иностранцы, пострадавшие от кризиса, закрывают свои предприятия.

С самого начала политики реформ Пекин делал ставку на использование своего основного сравнительного преимущества - гигантских ресурсов дешевой рабочей силы для производства дешевых товаров на экспорт. Такие товары поставляют прежде всего предприятия с иностранным капиталом. Для его привлечения Пекин многие годы создавал путем предоставления различных льгот и привилегий чрезвычайно благоприятный инвестиционный климат, намного более выгодный для иностранцев, чем для отечественных предпринимателей[55]. Статистика показывает, что на приток иностранных капиталовложений оказывают влияние не только дешевизна рабочей силы, но и масштаб местного рынка. Крупные страны имеют в этом смысле некоторое преимущество. Международные инвесторы признают высокую инвестиционную привлекательность Китая. КНР оценивается ведущим мировым производителем и наиболее быстро растущим рынком товаров народного потребления, опережает, к примеру, Индию по размерам рынка, инфраструктуре и макроэкономическому климату[56].

Китай предлагает инвесторам комплексную систему стимулов на национальном, региональном и местном уровнях. В особых экономических зонах (ОЭЗ) в Шэньчжэнь, Шаньтоу, Чжухай, Сямынь и Хайнань, 14 прибрежных городах, зонах развития для инвесторов сокращаются национальные и местные подоходные налоги, сборы землепользования и импортные, экспортные пошлины, а также в приоритетном порядке в получении базовых инфраструктурных услуг. Многие предлагают высокий уровень поддержки и услуг для предприятий. Китайские власти также создали целый ряд свободных портов. Наконец, Китай обладает многочисленными национальными парками науки. В наукопарках обеспечена инфраструктура, управление и финансирование поддержки для начинающих иностранных фирм.

В декабре 2003 года Всемирный Банк (ВБ) опубликовал рапорт на тему «Улучшение инвестиционного климата и повышение конкурентоспособности городов Китая: рейтинг 23 китайских городов», который вызвал большой резонанс в Китае. Среди 23 городов в списке, к первой категории А+ были отнесены Ханчжоу, Шанхай, Гуанчжоу и Шэньчжэнь; во вторую категорию А попали Чунцин, Цзянмэнь, Чанчунь и Вэньчжоу; категорию А– представили Тяньцзинь, Далянь, Пекин и Чжэнчжоу; Ухань, Наньчан, Сиань и Чанша были отнесены к категории В+; Чэнду, Гуйян, Куньмин и Наннин – к категории В, Харбин, Ланчжоу и Бэньси – к категории В–[57].

Рейтинг 200 наиболее привлекательных для инвестиции городов рассчитывался согласно «жесткому» и «мягкому» индексам. Вице-президент ВБ Кейт Серра отметила, что «жесткие индексы» подразумевают объекты инфраструктуры, предназначенные для обеспечения электроэнергетики, коммуникаций, транспортной и экологической сфер безопасными и постоянными услугами. В этом отношении Китай справляется «на отлично». «Мягкие индексы» показывают инвестиционный климат, диверсификационную технологическую характеристику, уровень инноваций и научных исследований[58].

В рапорте 2003 года Всемирный Банк выделил требования инвесторов к инвестиционному климату: стабильная макроэкономика и политическая обстановка, стабильная внешнеторговая инвестиционная политика, эффективная система государственного контроля и надзора, гибкость отношений между работодателями и рабочими, эффективность и прозрачность финансирования и системы налогообложения, а также эффективность исполнения соответствующих законов и нормативных актов в сферах экологии, безопасности, здравоохранения и других областях, количество и качество инфраструктуры в электроэнергетике, в сфере транспорта, коммуникаций и банковского обеспечения. Для оценки инвестиционного климата были использованы индексы развития инфраструктуры, ограничения возможности выезда за границу, уровень технической квалификации на рынке рабочей силы, степень интеграции в мировой рынок, доля частных инвестиций, налоговой нагрузке, правовой эффективности и финансировании. Позиции всех городов были определены с учетом вышеперечисленных факторов.[59]

Публикуемые Всемирном банком «Обзоры инвестиционного климата» свидетельствует, что Китай создал в основных промышленных центрах такой инвестиционный климат, которому многие развивающиеся страны могут лишь завидовать, и это относится не только к уровню зарплат и ставкам валютного курса. Как показывают названные исследования, в ведущих индустриальных центрах издержки, вызванные недостатком инфраструктуры, преступностью, взяточничеством, правовым регулированием и трудностями обеспечения исполнения контрактов, охватывают в среднем менее 14%. Это намного меньше аналогичного показателя в таких странах, как Бразилия и Пакистан. Китаю предстоит пройти еще длинный путь, особенно в плане распространения аналогичных улучшений на остальные районы страны, однако в свете сказанного его успехи не вызывают сомнений.[60]

Государство поощряет иностранных инвесторов за участие в китайских приоритетных проектах и программах (электроника, вычислительные отрасли, энергосберегательные и экологические технологии, валютно-доходные отрасли, объекты с новыми технологиями и новым оборудованием последнего поколения и др.)

В Китае отмечается резкое сокращение объемов прямых иностранных инвестиций, которые всегда были одним из важнейших факторов быстрого экономического роста страны. Впрочем, китайское правительство настроено достаточно оптимистично и считает, что в долгосрочной перспективе приток инвестиций стабилизируется. Так или иначе, правительство КНР уже продемонстрировало решимость бороться с экономическими потрясениями, выделив на поддержку основных отраслей народного хозяйства 4 трлн. юаней. Этот стимуляционный антикризисный пакет мер рассчитан на ближайшие два года и может быть дополнен, «если в этом возникнет необходимость». В целом, власти сейчас рассчитывают крупными инвестициями поддержать экономический рост, направляя средства на «социально значимые проекты», а также стимулирование внутреннего спроса. Китайское правительство признается, что это будет непростая задача, однако для ее выполнения «есть все необходимые условия».

Власти Китая делают очень многое для дальнейшего развития конкурентного инвестиционного климата. Они создают современную рыночную инфраструктуру, активно работают над строительством автодорог, железнодорожных путей, развитием энергетики. В стране идет настоящий строительный бум, бурно развиваются города. Имеются серьезные планы по развитию атомной энергетики. Китай уже давно используют привлечение частных инвестиций для строительства платных дорог и инфраструктуры. Имеются амбициозные планы по строительству аэропортов, регионального развития. По общей протяженности скоростных автострад Китай занимает 2 место в мире - 41 тыс.км.[61]. В 1999 году создана система кредитования частного жилищного строительства, призванная решить жилищную проблему путем использования сбережений населения.

Слишком высокие показатели производственных накоплений (инвестиций) могут повлечь за собой недостаток потребительского спроса, затруднения в реализации продукции. Так, в КНР периодически (1986-1988, 1993-1995) возникали «перегревы» экономики, связанные с чрезмерным расширением фронта капитального строительства и кредита, вызывавшие инфляционные тенденции, перебои в работе транспорта и энергетики. В таких случаях экономику «охлаждают»: ограничивают кредит и повышают ставку ссудного процента, вводят административные ограничения на новое строительство и перепродажу жилья, замораживают цены и деловую активность в секторе недвижимости. Одним из индикаторов «перегрева» экономики служит слишком высокий рост цен на рынке недвижимости. В 2005 году он составил в КНР 6.6%. Однако без постоянного увеличения инвестиций экономический рост не бывает стабильным[62].

В 2009 году главными задачами торгово-промышленных административных ведомств станут дальнейшее формирование благоприятных условий для устойчивого развития предприятий с участием зарубежных инвестиций, совершенствование механизма инноваций, усиление консультационно-управленческой работы, а также предоставление предприятиям всех необходимых условий для их регистрации.[63]

С самого начала «политики внешней открытости» установлен и по сей день фактически сохраняется льготный инвестиционный режим для иностранных вкладчиков капитала.

Практика широкого привлечения иностранных инвестиций в экономику Китая и, одновременно, государственная политика по формированию благоприятного и эффективного инвестиционного климата в стране явились прямым следствием и составной частью единой долгосрочной государственной стратегии социально-экономического развития Китая.

Широкомасштабное (с 1978 года) привлечение ПИИ и эволюционное формирование инвестиционного климата осуществляются в Китае на базе долгосрочной инвестиционной стратегии, совершенствуются с ходом осуществляемых реформ и с долгосрочными целями развития экономики страны.

К числу привлекательных, стимулирующих факторов инвестиционного климата для ПИИ в Китае следует отнести: стратегические положение Китая в АТР, прогрессирующее расширение внутреннего рынка страны, наличие многих инвестиционных ресурсов (сырья, рабочий силы и др.), политическую стабильности, возможности реэкспорта, быстрое развитие инфраструктуры, низкую подоходную ставку, наличие крупных финансовых ресурсов в международном финансовом центре Сянган (Гонконг) и ряд других.

Созданный в КНР благоприятный инвестиционный климат, способствует как, привлечению ПИИ в экономику страны, так и, что не менее важно, превращению Китая в глобального игрока, без которого невозможно представить эффективное развитие международного экономического сотрудничества (особенно в зоне АТР).

Улучшению инвестиционного климата в КНР во многом способствует создание зон совместного предпринимательства. Эти зоны характеризуются разнообразием форм, гибкой адаптацией к местным условиям, что позволяет добиваться увеличения темпов экономического роста в зонах эффективного освоения иностранных инвестиций с учетом приоритетных направлений развитии экономики КНР.

Таким образом, привлекательность КНР как реципиента иностранного капитала определяется поддержанием высокого уровня социально-экономической и политической стабильности, наличием емкого внутреннего рынка и дешевой рабочей силы, а так же активной национальной инвестиционной политикой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: