Перевод данных в процентное соотношение

СТИЛИ РУКОВОДСТВА КОЛИЧЕСТВО ЧЕЛОВЕК В ПРОЦЕНТНОМ ВЫРАЖЕНИИ
Директивный 11 78,6%
Попустительский 1 7,1%
Коллегиальный 2 14,3%

 

Рис. № 12. Стиль руководства во второй смене.

 

Очевидно, что у руководителя во второй смене преобладает директивный стиль руководства (79%).

Из этого сделаем выводы, что во второй смене операторов компании «Связной» преобладает авторитарный стиль руководства. Он напряжено влияет на социально-психологический климат коллектива. Так же выяснилось, что авторитарный стиль руководство отрицательно влияет на дела коллектива. Не способствует проявлению творчества в работе, индивидуальности, автономности. Вся инициатива отменяется сразу. В коллективе с авторитарным стилем руководства подчиненным не нравится работать, в связи с этим подчиненные не удовлетворенны, текучка коллектива. Постоянное смена коллектива отрицательно сказывается на результат работы и социально-психологический климат внутри коллектива.

 

Таб. № 10.  

Сводная таблица полученных данных

Испытуемые Удовлет. работой Климат Удовлет. отношениями с руководителем Влияние руководителя на дела коллектива Стиль руководства
Первая смена 63% Положи-тельный 56% 91% Коллегиальный (50%)
Вторая смена 23% Неопреде ленный 31% 29% Директивный (79%)

 

Рассматривая таблицу можно сказать, что гипотеза, выдвинутая в начале нашего исследования, подтвердилась. Когда руководитель придерживается демократического (коллегиального) стиля руководства, то и члены коллектива удовлетворены своей работой (63%). Психологический климат характеризуется как положительный. Отношения с руководителем у большинства испытуемых складываются хорошо (56%). 91% сотрудников первой смены считают, что руководитель имеет большое влияние на дела коллектива.

  Во второй смене у руководителя преобладает директивный (авторитарный) способ в управлении. Как видим удовлетворенность работой в коллективе снижается (23% испытуемых только, удовлетворены). Климат сложился неопределенный, отношения с руководителем трудно сказать что хорошие (всего 31%). Руководитель имеет слабое влияние на дела в коллективе. Это говорит о том, что при первой же возможности эти сотрудники могут покинуть компанию.

Рисунок текучки кадров.

    Обработка данных проводилась с помощью статистического пакета SPSS.

Используя анализ по Кендалла и Спирмена, при непараметрических корреляциях нам удалось установить:

1 существует связь между 2-я компонентами

2 существует тенденция к значимой связи между (0,3…) стилем руководства и психологическим климатом коллектива.

Данные приводятся в приложении №5.

Эти статистические данные подтвердили положительное влияние демократического стиля руководства на социально-психологического климат коллектива.

ВЫВОДЫ

В результате данного исследования было выявлено, что психологический климат в первой смене центра обслуживания вызовов ЗАО «Связной» сложился благоприятный. Наблюдая общую картину взаимодействия между людьми в коллективе можно сказать, что преобладает добродушный настрой. Управление коллективом ведется профессионально на основе демократичности и открытости.

В ходе эмпирического исследования было установлено:

1. По оценке сотрудников первого коллектива стиль руководителя демократический (50%) и климат характеризуется как положительный.

2. По оценке сотрудников второго коллектива стиль руководителя авторитарный (79%) и климат сложился неопределенный.

3. При демократическом стиле 1 смены 56% сотрудников удовлетворены отношениями с руководителем, и считают, что 91%. положительное влияние на дела коллектива составляет 91%.

4. При авторитарном стиле руководства всего 31% сотрудников удовлетворены отношениями с руководителем. и считают, что влияет он на дела коллектива всего на 29%, а остальные говорят об отрицательном..

 

Несколько рекомендаций руководителю для поддержания благоприятного климата в коллективе: анкета.

• всегда поддерживать своих подчиненных, в каких-либо начинаниях;

• уметь объективно оценивать положительные черты характера своих подчиненных и развивать их;

• использовать объективные критерии критики и похвалы, поощрения и наказания;

• вести регулярную работу по поддержанию положительного психологического климата, проводить диагностику с помощью опросника (использованного нами в данном исследовании), чтобы вовремя диагностировать «узкие места» требующие коррекции.

 

Основываясь на результаты нашего исследования, руководитель второй смены придерживается авторитарного стиля руководства, при этом в коллективе сложился неопределенный климат (по результатам наблюдения растет неудовлетворенность людей своей работой, отсутствует доверительность между членами коллектива).

Несколько рекомендаций руководителю второй смены для формирования благоприятного климата коллектива.

• развивать в себе недостающие качества, которые способствовали бы повышению авторитета (например, внимание к проблемам других людей, честность, умение выслушать);

• при решении общих задач учитывать мнение сотрудников;

• в качестве стимулирования чаще использовать поощрения и премии;

• проявлять гибкость и умение идти на компромисс при убеждении других;

• придерживаться демократического стиля, справедливо относиться ко всем членам коллектива;

• вести регулярную работу по поддержанию положительного психологического климата, используя в работе методики для определения уровня развития коллектива.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Подводя общие итоги теоретико-эмпирического исследования, представленного в настоящей работе, необходимо констатировать, что все поставленные задачи выполнены.

Психологический климат представляет собой специфическое явление, которое слагается из особенностей восприятия человека человеком, взаимно испытываемых чувств, оценок и мнений, готовности к реагированию определенным образом на слова и поступки окружающих. Он оказывает влияние на самочувствие членов коллектива; на выработку, принятие и осуществление совместных решений; на достижение эффективности совместной деятельности.

В зависимости от характера психологического климата его воздействие на личность будет различным - стимулировать к труду, поднимать настроение, вселять бодрость и уверенность, или, наоборот, действовать угнетающе, снижать энергию, приводить к производственным и нравственным потерям.

Признаки благоприятного психологического климата: доверие и высокая требовательность друг к другу; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи и т.д. Кроме того, можно выделить, что нельзя рассчитывать на то, что необходимые отношения в коллективе возникнут сами собой, их надо сознательно формировать.

Чтобы выявить влияние стиля руководства на психологический климат коллектива мы рассмотрели, какие существуют подходы к изучению стиля руководства (личностный, поведенческий и ситуационный подходы), остановившись на поведенческом подходе.

 

Подробно рассмотрено понятие психологического климата коллектива и стиля руководства, которые существуют на данный момент. Проанализированы, подходы к определению стиля руководства и факторы, влияющие на психологический климат коллектива. Также мы рассмотрели влияние стиля на состояние психологического климата в организации.

Материалы экспериментального исследования в ЗАО «Связной» позволили конкретизировать отдельные положения и выявить существенные закономерности формирования благоприятного психологического климата.

Вместе с тем за рамками обсуждения остался целый комплекс проблем, возникавших по ходу теоретического и экспериментального анализа.

Объем настоящей работы не позволил подробно остановится, на проблеме степени совпадения официальной и неофициальной структуры группы, т. е. соотношение руководства и лидерства, изучить более детально межличностные отношения и др.

Хочется надеяться, что сформулированные выше проблемы будут предметом самого подробного анализа и изучения в последующих работах.

Список литературы:

1. Аксененко Ю.Н., Каспарян В.Н., Самыгин С.И., Суханов И.О. Социология и психология управления. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 512 с.

2. Аксенов С.Л. Менеджмент персонала. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», издательство ЭКМОС, 1998. – 304 с.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 376 с.

4. Веснин В.Р. Менеджмент: учеб. -2-е изд. перераб. И доп. –М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.- 504 с.

5. Веснин В.Р. В.38. Основы менеджмента. Курс лекций для студентов высших учебных заведений. – М.: Общество «Знание» России. Центральный институт непрерывного образования. 1996. – 472 с.

6. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. – М.: Юристь. 2001. – 496 с.

7. Вершигора Е.Е. Менеждмент: Учебное пособие. – М.:ИНФРА –М, 1999. – 256 с.

8. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд.-М.:Гардарика,1998 г.– 352 с.

9. Глухов В.В. Менеджмент: Учебник. – СПб.: Специальная Литература, 1999. – 700 с.

10. Журавлев А.А. Стиль современной психологии управления М.: изд., «Экономика»,1994 г.– 322 с.

11. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие – М.: Гардарики, 2004. - 584 с.

12.  Климов Е. А. Психология профессионала: Учеб. пособие. — М.-Воронеж: Институт практической психологии, 1996 - 509 с.

13.  Коно т. Стратегия структура японских предприятий. Пер. с англ. - М,: «Дело», 1991 г.– 192 с.

14. Кричевский Р.Л., Если вы руководитель…Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. 3-е изд., доп. и перераб.- 78с

15. Ладанов И.Д. психология управления рыночными структурами: Преобразующее лидерство, - М.:УЦ «Перспектива», 1997, 288 с.

16.  Леонтьев А.Н. Психология руководителя. М.: изд. «Наука»,1996 г. – 576 с.

17. Марасанов Г.И. психолог в организации:Советы профессионалов. – М.: Когито центр», 2002. – 86 с.

18. Машков В.Н. психология управления: Учебное пособие, 2-е издание. – СПб., 2002. – 256 с.

19. Основы психологии: Практикум / Ред. – сост. Л.Д. Столяренко. Изд. 3-е, доп. и переработ. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. -704 с.

20.  Основы управления персоналом: Учебник для ВУЗов / под ред. Б.М. Генкина. - М.: 1996 - 240 с.

21. Парыгин Б.Д. Социальная психология: Учеб. Пособие. – СПб.: СПбГУП,2003. – 616 с.

22. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебник/Под общ. Ред. Проф. М.П. Переверзевцева. – М.: ИНФРА-М, 2004. -228 с. – (Высшее образование)

23. Полякова В.А. Технология карьеры: Практическое руководство. – М.: Дело ЛТД. 1995 – 128 с.

24. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента. / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Издательство С. Петербургского университета, 2001. – 240 с. (Серия «Практикум по психологии»).

25. Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2 т. – П 86 М.: гуманит.изд.центр. Владос, 1999. – Т.2 – 248 с.

26. Психология управления персоналом: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А.В.Батаршева, А.О. Лукьянова. 2-е изд., испр. – М.: Психотерапия, 2007. – 624 с.

27. Психология управления человеческими ресурсами: Учебное пособие / Т.С. Кабаченко.- СПб.: Питер, 2003.-400с. – (Серия «Учебное пособие»).

28. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 279 с. – (Серия «Управление персоналом»)

29. Пушкарев Н.Ф., Тоицкая Е.В., Пушкарев Н.Н. Практикум по кадровому менеджменту: для вузов. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 158 с.

30.  Райгородский Д.Я. Психология руководства. Учебное пособие для факультетов: психологических, экономических и менеджмента. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М.», 2005. - 768 с.

31. Розанова В.А. Психология управления. Учебное пособие – м.: ЗАО «Бизнес-школа» Интел-синтез». – 1999 – 352 с.

32. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Шило С.И., Ильинский С.В., Салимжанов И.Х. Управление персоналом. (Под ред. С.И. Самыгина). Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов н /Д «Феникс»,2001.512с

33. Свенцицкий А.Л. психология управления организациями: Учебное пособие – СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 1999.- 224 с.

34. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Головин. – Минск: Харвест 1997. – 800 с.

35. Станкин М.И. психологические способы установления контактов между людьми: Учеб.пособие – М.: издательство московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 400 с.

36. Старобинский Э.К. Основы менеджмента на коммерческой фирме А/О «Бизнес-школа»Интел-Синтез». – 1994. – 202 с.

37. Старобинский Э.К. Как управлять персоналом. - М.: АО «Бизне-школа» «Интел-синтез», 1995-240 с

38.   Стремякова И.Р. Моральная атмосфера теоретико-методологические                  аспекты. - Новосибирск: Наука. Сиб. ОТД. 1991 г.– 512 с.

39. Тарасов В.К. Персонал - технологии: Отбор и подготовка менеджеров. - Л.: Машиностроение 1989 - 368 с.

40. Толковый словарь по управлению. – М.: изд. «Аланс»,1994 г.– 688 с.

41. Травин В.В., Дятлов В.А.: Менеджмент персонала предприятия, М.: Дело, 1998.-272с.

42. Умаров А.М. Руководитель; размышление о стиле управления.- 2- изд., доп. - М.: Полит. Издат.,1987 г.- 54 с.

43. Уткин Э.А. Управление компанией, - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд. «Экмос», 1997 г.- 375 с.

44. Уткин Э.А. Финансовый менеджмент. Учебник для вузов.- М.: изд.: «Зерцало», 1998 г. – 492 с.

45. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я.Кибанова. – 3-е изд.доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2005 -638 с. – (Высшее образование)

46. Хентце И. Теория управления кадрами в рыночной экономике / Пер. с нем. - М.: Международ. отношения, 1997. - 662 с.

47. Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации. – Самара: Издательский дом «Бахрах – М», 2001. – 224 с.

48. Шекшня С.В. Управление персоналом в современной организации: Учебно-методическое пособие. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1996. с.148-180

49. Шепель В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. – Феникс Ростов на Дону, 1997. – 472 с.

50. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 1998. – 520 с.

51. Шпалинский В.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. 2-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 2003. -184 с.

52.  Шуванов В.И. Социальная психология менеджмента – М.: ЗАО «Бизнес – школа» Интел-синтез, 1997. – 256с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: