Разработка системы региональной поддержки отрасли туризм в Пермском крае

 

Деятельность органов краевой власти по реализации общесистемных мероприятий должна быть направлена на формирование общих благоприятных условий для эффективного развития туристкой отрасли, которые призваны стать основой для повышения конкурентоспособности туристской отрасли и расширения рынка туристских услуг.

Основными инструментами при формировании благоприятных условий для эффективного развития туристской отрасли в Пермском крае, на наш взгляд, должны стать:

- бюджетно-налоговое регулирование;

- развитие эффективных механизмов частно-государственного партнерства;

- кадровая политика в системе образования и научной сфере;

- информационная поддержка туристской деятельности.

Необходимым этапом в деятельности органов государственной власти по формированию благоприятных условий для эффективного развития туризма является взаимодействие с представителями бизнес-структур, общественных организаций, организаций некоммерческого партнерства, заинтересованными в реализации государственной политики в области туризма на территории Пермского края, привлечение их к разработке проектов нормативных правовых актов.

Предлагаемый нами механизм реализации мер региональной поддержки в сфере туризма Пермского края может включать:

1. Рассмотрение возможности предоставления льгот по налогам и иным платежам (уменьшение суммы налога на прибыль в части средств, зачисляемых в областной бюджет, уменьшение суммы налога на имущество организаций и т.д.).

Действие данных льгот должно распространяться на те организации туристской отрасли, объем реализации товаров (работ, услуг) которых в части приоритетных направлений туризма в совокупности составляет в общем объеме не менее 75 %.

2. Создание областного информационно-аналитического туристского центра с сетью представительств в городах края.

3. Создание и наполнение раздела по туризму на региональном интернет-сайте.

4. Разработку и реализацию рекламно-информационных кампаний по въездному и внутреннему туризму (издание каталогов, путеводителей, буклетов, плакатов, карт и иной рекламно-информационной продукции о туристских возможностях региона, организация проведения рекламных туров для отечественных и зарубежных туроператоров и специализированных средств массовой информации).

5. Организацию участия в крупных межрегиональных, российских, международных туристских выставках единым региональным туристским стендом с привлечением органов местного самоуправления.

6. Содействие продвижению инвестиционных проектов в соответствии с законодательством о предоставлении государственной поддержки разработки и реализации инвестиционных проектов, а также законодательством о государственной поддержке малого предпринимательства на территории Пермского края.

7. Бюджетное финансирование проектов на условиях конкурсного размещения заказов, а также в рамках текущих расходов бюджета.

8. Финансирование строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры, имеющей непосредственное отношение к индустрии туризма, из бюджета строительства объектов социальной инфраструктуры.

9. Финансирование строительства объектов транспортной инфраструктуры в приоритетных туристских районах.

10. Активизация работ по участию Пермского края в федеральных и областных целевых программах.

11. Содействие органам местного самоуправления в развитии туризма на своих территориях.

12. Координацию межотраслевого и межрегионального взаимодействия путем создания при администрации края межведомственной комиссии по совершенствованию туристской инфраструктуры и смежных отраслей.

13. Организацию ведения статистического учета в региональном туризме по направлениям: создание реестров туристских ресурсов, субъектов туристской деятельности, а также проведения мониторинга туристских потоков.

Учитывая реформирование системы местного самоуправления в Пермском крае и повышение роли органов местного самоуправления окружного, районного и поселенческого уровня в развитии индустрии гостеприимства, необходимо рекомендовать органам местного самоуправления разработать систему мер поддержки отрасли. Необходимо ввести следующую государственную поддержку предприятий работающих на туристском рынке Пермской области:

- льготное кредитование. Компенсация может предоставляться из средств областного бюджета путем перечисления уполномоченным банкам части процентов за пользование долгосрочными льготными кредитами в размере 1/2 -2/3 ставки рефинансирования Банка России, действующей на

дату предоставления кредита. Компенсация предоставляется на срок действия кредитного договора, но не более трех лет. Основанием должно являться постановление Правительства Пермского края.

- возмещение части процентной ставки по кредитам коммерческих банков. Компенсация может предоставляться по валютным и рублевым кредитам пределах средств, выделенных на эти цели федеральным бюджетом. Основанием должно являться постановление Правительства Пермского края.

- возмещение из средств областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в коммерческих банках для реализации проектов в рамках краевой целевой программы «Развитие туризма в Пермском крае (2008-2011 гг.)». Возмещение может предоставляться по валютным и рублевым кредитам только в рамках проектов:

1. приобретение, реконструкция и переоборудование транспортных средств для перевозки туристов;

2. создание гостинично-туристских комплексов в крупных туристских центрах области (в том числе гостиниц туристского класса, кафе, сувенирных магазинов), а также развитие инфраструктуры средств лечебно-рекреационного типа;

3. развитие сферы дополнительных услуг: питания, транспорта. Организации кемпингов на рекреационных территориях, развитие сельского туризма и размещение в системе B&B.

Основанием должно являться постановление Правительства Пермского края.

- выделение средств на реализацию проектов в рамках краевой целевой программы «Развитие туризма в Пермском крае (2008-2012 гг.)».

- выделение средств в рамках местных программных документов городов Пермского края.

Привлечение внешних и внутренних инвестиций должно осуществляться в плановом порядке. Для привлечения внешних инвестиций может использоваться также областная система маркетинга, оказывающая содействие в развитии контактов с российским и международным финансовыми рынками и обеспечивающая обмен информацией об условиях участия в проектах и получения кредитов.

Для осуществления функции координирования интересов участников рынка, можно предложить создание Координационного совета по развитию туризма в Пермском крае, который будет являться коллегиальным совещательным органом и формируется из представителей органов государственной власти края, муниципальных образований, туристского бизнес-сообщества, общественных организаций.

Правительство края должно содействовать созданию турпродуктов на основе событийных, деловых и спортивных мероприятий, проводимых в Пермском крае.

Формирование (создание) и продвижение современного туристского продукта, сопровождающего проведение значимых событийных, деловых и спортивных мероприятий и (или) связанного со значимыми, наиболее привлекательными туристскими объектами Пермского края, имеет особо важное значение для развития туристской отрасли, особенно на этапе ее становления.

 



Выводы и предложения

К вероятным последствиям реализации предлагаемой системы мероприятий программы туризма Пермского края относятся создание эффективной системы государственной поддержки развития туризма в регионе, разработка механизмов стимулирования внутриотраслевой динамики и влияния туризма на социально-экономическое развитие рассматриваемых территорий после создания единого субъекта Федерации.

В результате для реализации предлагаемых нами новых целей программы будут созданы:

- эффективная система управления процессами в сфере туризма и туристского сервиса во вновь созданном субъекте РФ;

- усовершенствован механизм межведомственного и межсекторного взаимодействия и координации всех видов ресурсов в сфере туризма;

- современная нормативная база, адекватная целям и задачам программы;

- условия для формирования сбалансированного туристско-рекреационного комплекса, развитой туристской индустрии и инфраструктуры;

- стратегия регионального маркетинга и рекламно-информационного обеспечения развития туризма.

В итоге это позволит обеспечить динамичное развитие въездного и внутреннего туризма в Пермском крае, привлечь внимание общественности к проблемам и особенностям развития туристской отрасли во вновь созданных субъектах РФ. Цели выживания вновь создаваемых регионов посредством развития туризма должны основываться не на развитии конкуренции между предприятиями, а на объединении их общих усилий, с целью формирования нового туристского региона как целостной конкурентоспособной единицы посредством объединения туристских ресурсов в единую систему.

 



Список литературы

1. Балабанов, И.Т. Экономика туризма: Учебное пособие/ Балабанов И.Т., Балабанов А.И. –М.: Финансы и статистика, 2002.-176с.- 4000экз.

2. Внутренний туризм: в этой игре каждый участник в выигрыше // Туризм. – 2000. - № 10. – с.23.

3. В поисках инвестора // Турбизнес. – 2001. - №12. – с. 16.

4. Гапоненко, А.Л. Общий и специальный менеджмент. Под ред. Гапоненко А.Л., Панкрухина А.П. – М.: Изд-во РАГС, 2001. — 568 с.

5. Гостеприимный маркетинг // Турбизнес. – 2005. - №1. – с.9-11.

6. Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: ГУ ВШЭ, 2001. – 495 с.

7. Доронин, А. Рынок делового туризма в цифрах и фактах / А. Доронин // Туризм. – 2005. - №7. – с. 29.

8. Дурович, А.П. Маркетинг в туризме: Учебное пособие для вузов/ А.П. Дурович.- 4-е изд., стереотип.- Мн.: Новое знание, 2004.-496с.- 3550экз.

9. Дурович, А.П. Маркетинговые исследования в туризме: Учебно-практическое пособие/ А.П. Дурович, Л.Анастасова.- М.: Новое знание, 2002.- 3010экз.

10. Есть спрос, есть предложение, но отстает инфраструктура // Туризм – 2002. - №1. – с. 46-49.

11. Ефремова, М.В. Организационно-экономические основы развития туризма в России: Монография/ М.В. Ефремова.- Н.Новгород: издательство НГУ им. Н.И. Лобачевского, 2004.- 317с.- 700экз.

12. Жукова, М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации/ М.А.Жукова.- М.: Финансы и статистика, 2002.-200с. –3500 экз.

13. Закон Пермского края от 09.03.2006 N 2903-656 «О туризме и туристской деятельности»

14. Закон Пермского края от 14.11.2008 года № 332-ПК «О краевой целевой программе «Развитие туризма в Пермском крае (2008-2012 гг.)»

15. Закон Пермской области от 05.02.2003 N 620-120 «Об областных целевых программах»

16. Здоров, А.Б. Экономика туризма: Учебник/ А.Б. Здоров.- М.: Финансы и статистика, 2004.-272с. –5000экз.

17. Зорин, И.В. Энциклопедия туризма: Справочник/ И.В.Зорин, В.А. Квартальнов.- М.: Финансы и статистика, 2003.- 368с.- 3000экз.

18. Ильина, Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебное пособие для вузов/ Е.Н. Ильина.- М.: Финансы и статистика, 2002.-256с.- 4000экз.

19. Ильина, Е.Н. Туроперейтинг: стратегия и финансы: Учебник для вузов/ Е.Н. Ильина.- М.: Финансы и статистика, 2004.- 192с.- 4000экз.

20. Исмаев, Д.К. Маркетинг иностранного туризма в Российской Федерации. Теория и практика деятельности туристских фирм: Учебное пособие для вузов/ Д.К.Исмаев.- М.: Мастерство, 2002.- 192с.- 1500 экз.

21. Кабушкин, Н.И. Менеджмент туризма: Учебник для вузов/ Н.И. Кабушкин.-4-е изд., перераб.- Мн.: Новое знание.-2004.-409с.- 3550 экз.

22. Кваратальнов, В.А. Туризм: Учебник/ Квартальнов В.А.. – М.: Финансы и статистика, 2002.-320с.- 5000 экз.

23. Квартальнов, В.А. Туризм как объект управления: Учебник для вузов/ Гл. ред. В.А.Квартальнов.- М.: Финансы и статистика, 2004.-304с.-(Менеджмент туризма). – 4500 экз.

24. Кистанов, В.В. Объединение регионов России (преимущества для управления и предпринимательства): К реформе территориального устройства /Кистанов В.В. – М.: Экономика, 2007.- 151 с.

25. Ковалев, С.Н. Экономические механизмы развития туризма в крупном городе: Дис.канд.эконом.наук: 08.00.05. / С.Н. Ковалев. – Спб., 1998. – 179 с.

26. Козлов, Д.А. Прогнозирование в индустрии гостеприимства и его совершенствование в условиях перехода к рыночной экономике: Дис.канд.эконом.наук: 08.00.05. / Д.А. Козлов. – М., 2000. – 175 с.

27. Кундина, Л.Ю. Влияние туристских транснациональных компаний на экономику принимающих стран / Л.Ю. Кундина // Сборник научных статей аспирантов и соискателей Нижегородского коммерческого института.– Н.Новгород: НКИ. – 2002. – Вып.5.

28. Кундина, Л.Ю. Процессы концентрации производства в туризме и гостиничном бизнесе / Л.Ю. Кундина // Сборник научных статей аспирантов и соискателей Нижегородского коммерческого института. – Н.Новгород: НКИ. –2002. – Вып.5.

29. Любовный, В.Я. Целевые программы развития регионов: Рекомендации по совершенствованию разработки, финансирования и реализации / В.Я. Любовный, И.Ф. Зайцев, А.Б. Воякина и др.; Отв. ред.: В.Я. Любовный и др.; Моск. обществ. науч. фонд, Ин-т макроэкон. исслед. (ГУ ИМЭИ при Минэкономики России). - М., 2000. - 179 с. - (Б-ка мест. самоуправления; Вып. 20).

30. Мишуров, С.С., Щуков В.Н. Основы регионалистики: Учебное пособие. - Иваново: ИГТА, 2003. - 75 с.

31. Морозов, В.А. Социально-экономические аспекты формирования туристской индустрии / В.А. Морозов // Вестник Московского университета. – 2004. - №6. – с. 85-96.

32. Морозов, М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: Учебник для вузов/ М.А.Морозов.- М.:Академия, 2004.- 288с.- (Высшее профессиональное образование).- 5100экз.

33. О развитии туризма в России. Статистический бюллетень №8 (107). Федеральная служба государственной статистики. – Москва. – 2004. – октябрь. – с. 20-39

34. Папирян, Г.А. Международные экономические отношения: маркетинг в туризме/ Папирян Г.А.- М.: Финансы и статистика, 2000.- 160с.- 2500 экз.

35. Постановление Законодательного Собрания Пермской области от 17.02.2005 N 2086 «О концепции развития туризма в Пермской области на 2005-2010 годы»

36. Постановление Законодательного Собрания Пермского края от 19.04.2007 N 166 «О концепции целевой программы "Развитие туризма в Пермском крае (2008-2012 годы)»

37. Россейкина, Е.Л. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. Часть I. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2002. - 34 с.

38. Россейкина, Е.Л. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. Часть II. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2003. - 42 с.

39. Россейкина, Е.Л. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. Часть III. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2004. - 39 с.

40. Россия в цифрах, 2005: Крат.стст.сб./Росстат. – М., - 477 с.

41. Российский статистический справочник ежегодник. 2007: Стат.сб. / Госкомстат Р76 России. – М., 2003. – с. 75

42. Сенин, В.С. Организация международного туризма: Учебник для вузов/ Сенин В.С.- Учебник для вузов/ Сенин В.С.- М.: Финансы и статистика, 2006.- 400с.- 3000 экз.

43. Соболева, Е.А., Соболев И.И. Финансово-экономический анализ деятельности турфирмы: Учебо-методическое пособие/ Соболева Е.А., Соболев И.И.- М.: Финансы и статистика, 2007.- 128с.- 3000экз.

44. Темный, Ю.В. Экономика туризма: Учебник для вузов/ Ю.В.Темный, Л.Р.Темная.- М.: Советский спорт, 2006.- 416с.- 1500экз.

45. Третьякова, Е.Ф. Экономика торгового предприятия: Учебное пособие / Е.Ф.Третьякова. – Нижний Новгород: НКИ, 2006. – 288 с.

46. Труды Академии Туризма: Сб. науч. тр. Вып. 5 / Под ред. Ю.В. Кузнецова, А.Т. Кириллова, Г.А. Карповой, Н.Н. Воскобойниковой, Е.В. Масловой. - СПб.: Невский Фонд, 2005.

47. Указ губернатора Пермской области от 27.06.2003 N 122 «Об утверждении Порядка разработки и реализации областных целевых программ»

48. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

49. Федеральный Закон от 05.02.2007 N 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

50. Челноков, И.В., Герасимов Б.И., Быковский В.В. Региональная экономика: организационно-экономический механизм управления ресурсами развития региона. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. - 112 с. Челноков И.В., Герасимов Б.И., Быковский В.В. Региональная экономика: организационно-экономический механизм управления ресурсами развития региона. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. - 112 с.

51. Чичкина, С. Инвестиционная привлекательность регионов + Федеральная политика властей = ИМИлж России / С. Чичкина // Туризм. – 2005. - №2. – с. 62-63

52. Чудновский, А.Д., Жукова М.А., Сенин В.С. Управление индустрией туризма: Учебное пособие/ А.Д. Чудновский. – М.: КНОРУС, 2004. – 448 с. – 5000 экз.

53. Чудновский, А.Д. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: Учебное пособие/ А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. – М.: КНОРУС, 2005. – 320 с. – 10000 экз.

54. Щуков, В.Н. Экономический потенциал регионов России и эффективность его использования: Учебное пособие. - Иваново: ИГТА, 2002. - 58 с.

55. Юсупов, К.Н. Региональная экономика: учебное пособие / К.Н. Юсупов, А.Р. Таймасов, А.В. Янгиров, P.P. Ахунов. - М: КНОРУС, 2006. - 232 с.

56. Янкевич, В.С. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт / В.С. Янкевич, Н.Л. Безрукова. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 416 с.

57. Ясин, Е. Перспективы российской экономики: проблемы и факторы роста // Вопросы экономики. – 2002. - №5. – с. 4-7

58. www.russiatourism.ru

 


[1] www.russiatourism.ru

[2] www.russiatourism.ru

[3] Чудновский. А.Д., Жукова М.А., Сенин В.С. Управление индустрией туризма: Учебное пособие/ А.Д. Чудновский. – М.: КНОРУС, 2004.

[4] По данным Росстата

[5] По данным Высшей школы экономики

[6] Ефремова. М.В. Организационно-экономические основы развития туризма в России: Монография/ М.В. Ефремова.- Н.Новгород: издательство НГУ им. Н.И. Лобачевского, 2004.

[7] Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2001.- с. 41-43

[8] Менеджмент туризма: Экономика туризма: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2002, с.113-114.

[9] Экономика современного туризма. Под ред. Г.А. Карповой. - М, СПб.: 1998., с. 94-95

[10] Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. – Мн.: 1999, с 117-118

 

[11] Менеджмент туризма: Экономика туризма: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2002, с.131.

[12] Менеджмент туризма: Экономика туризма: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2002, с.132

[13] Отчет о стажировке участников проекта «Создание в городе Нижнем Новгороде основ туристской информационной системы Приволжского федерального округа» в г. Филадельфия (Пенсильвания, США) (проект «Партнер» (IREX)

[14] По материалам исследования, проведенного туристской волонтерской студенческой при поддержке администрации города Пермского края.

 

[15] Закон Пермского края от 14 ноября 2008 года № 332-ПК «О краевой целевой программе «Развитие туризма в Пермском крае (2008-2012 гг.)»



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: