Деятельность органов краевой власти по реализации общесистемных мероприятий должна быть направлена на формирование общих благоприятных условий для эффективного развития туристкой отрасли, которые призваны стать основой для повышения конкурентоспособности туристской отрасли и расширения рынка туристских услуг.
Основными инструментами при формировании благоприятных условий для эффективного развития туристской отрасли в Пермском крае, на наш взгляд, должны стать:
- бюджетно-налоговое регулирование;
- развитие эффективных механизмов частно-государственного партнерства;
- кадровая политика в системе образования и научной сфере;
- информационная поддержка туристской деятельности.
Необходимым этапом в деятельности органов государственной власти по формированию благоприятных условий для эффективного развития туризма является взаимодействие с представителями бизнес-структур, общественных организаций, организаций некоммерческого партнерства, заинтересованными в реализации государственной политики в области туризма на территории Пермского края, привлечение их к разработке проектов нормативных правовых актов.
|
|
Предлагаемый нами механизм реализации мер региональной поддержки в сфере туризма Пермского края может включать:
1. Рассмотрение возможности предоставления льгот по налогам и иным платежам (уменьшение суммы налога на прибыль в части средств, зачисляемых в областной бюджет, уменьшение суммы налога на имущество организаций и т.д.).
Действие данных льгот должно распространяться на те организации туристской отрасли, объем реализации товаров (работ, услуг) которых в части приоритетных направлений туризма в совокупности составляет в общем объеме не менее 75 %.
2. Создание областного информационно-аналитического туристского центра с сетью представительств в городах края.
3. Создание и наполнение раздела по туризму на региональном интернет-сайте.
4. Разработку и реализацию рекламно-информационных кампаний по въездному и внутреннему туризму (издание каталогов, путеводителей, буклетов, плакатов, карт и иной рекламно-информационной продукции о туристских возможностях региона, организация проведения рекламных туров для отечественных и зарубежных туроператоров и специализированных средств массовой информации).
5. Организацию участия в крупных межрегиональных, российских, международных туристских выставках единым региональным туристским стендом с привлечением органов местного самоуправления.
6. Содействие продвижению инвестиционных проектов в соответствии с законодательством о предоставлении государственной поддержки разработки и реализации инвестиционных проектов, а также законодательством о государственной поддержке малого предпринимательства на территории Пермского края.
|
|
7. Бюджетное финансирование проектов на условиях конкурсного размещения заказов, а также в рамках текущих расходов бюджета.
8. Финансирование строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры, имеющей непосредственное отношение к индустрии туризма, из бюджета строительства объектов социальной инфраструктуры.
9. Финансирование строительства объектов транспортной инфраструктуры в приоритетных туристских районах.
10. Активизация работ по участию Пермского края в федеральных и областных целевых программах.
11. Содействие органам местного самоуправления в развитии туризма на своих территориях.
12. Координацию межотраслевого и межрегионального взаимодействия путем создания при администрации края межведомственной комиссии по совершенствованию туристской инфраструктуры и смежных отраслей.
13. Организацию ведения статистического учета в региональном туризме по направлениям: создание реестров туристских ресурсов, субъектов туристской деятельности, а также проведения мониторинга туристских потоков.
Учитывая реформирование системы местного самоуправления в Пермском крае и повышение роли органов местного самоуправления окружного, районного и поселенческого уровня в развитии индустрии гостеприимства, необходимо рекомендовать органам местного самоуправления разработать систему мер поддержки отрасли. Необходимо ввести следующую государственную поддержку предприятий работающих на туристском рынке Пермской области:
- льготное кредитование. Компенсация может предоставляться из средств областного бюджета путем перечисления уполномоченным банкам части процентов за пользование долгосрочными льготными кредитами в размере 1/2 -2/3 ставки рефинансирования Банка России, действующей на
дату предоставления кредита. Компенсация предоставляется на срок действия кредитного договора, но не более трех лет. Основанием должно являться постановление Правительства Пермского края.
- возмещение части процентной ставки по кредитам коммерческих банков. Компенсация может предоставляться по валютным и рублевым кредитам пределах средств, выделенных на эти цели федеральным бюджетом. Основанием должно являться постановление Правительства Пермского края.
- возмещение из средств областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в коммерческих банках для реализации проектов в рамках краевой целевой программы «Развитие туризма в Пермском крае (2008-2011 гг.)». Возмещение может предоставляться по валютным и рублевым кредитам только в рамках проектов:
1. приобретение, реконструкция и переоборудование транспортных средств для перевозки туристов;
2. создание гостинично-туристских комплексов в крупных туристских центрах области (в том числе гостиниц туристского класса, кафе, сувенирных магазинов), а также развитие инфраструктуры средств лечебно-рекреационного типа;
3. развитие сферы дополнительных услуг: питания, транспорта. Организации кемпингов на рекреационных территориях, развитие сельского туризма и размещение в системе B&B.
Основанием должно являться постановление Правительства Пермского края.
- выделение средств на реализацию проектов в рамках краевой целевой программы «Развитие туризма в Пермском крае (2008-2012 гг.)».
- выделение средств в рамках местных программных документов городов Пермского края.
Привлечение внешних и внутренних инвестиций должно осуществляться в плановом порядке. Для привлечения внешних инвестиций может использоваться также областная система маркетинга, оказывающая содействие в развитии контактов с российским и международным финансовыми рынками и обеспечивающая обмен информацией об условиях участия в проектах и получения кредитов.
|
|
Для осуществления функции координирования интересов участников рынка, можно предложить создание Координационного совета по развитию туризма в Пермском крае, который будет являться коллегиальным совещательным органом и формируется из представителей органов государственной власти края, муниципальных образований, туристского бизнес-сообщества, общественных организаций.
Правительство края должно содействовать созданию турпродуктов на основе событийных, деловых и спортивных мероприятий, проводимых в Пермском крае.
Формирование (создание) и продвижение современного туристского продукта, сопровождающего проведение значимых событийных, деловых и спортивных мероприятий и (или) связанного со значимыми, наиболее привлекательными туристскими объектами Пермского края, имеет особо важное значение для развития туристской отрасли, особенно на этапе ее становления.
Выводы и предложения
К вероятным последствиям реализации предлагаемой системы мероприятий программы туризма Пермского края относятся создание эффективной системы государственной поддержки развития туризма в регионе, разработка механизмов стимулирования внутриотраслевой динамики и влияния туризма на социально-экономическое развитие рассматриваемых территорий после создания единого субъекта Федерации.
В результате для реализации предлагаемых нами новых целей программы будут созданы:
- эффективная система управления процессами в сфере туризма и туристского сервиса во вновь созданном субъекте РФ;
- усовершенствован механизм межведомственного и межсекторного взаимодействия и координации всех видов ресурсов в сфере туризма;
- современная нормативная база, адекватная целям и задачам программы;
- условия для формирования сбалансированного туристско-рекреационного комплекса, развитой туристской индустрии и инфраструктуры;
|
|
- стратегия регионального маркетинга и рекламно-информационного обеспечения развития туризма.
В итоге это позволит обеспечить динамичное развитие въездного и внутреннего туризма в Пермском крае, привлечь внимание общественности к проблемам и особенностям развития туристской отрасли во вновь созданных субъектах РФ. Цели выживания вновь создаваемых регионов посредством развития туризма должны основываться не на развитии конкуренции между предприятиями, а на объединении их общих усилий, с целью формирования нового туристского региона как целостной конкурентоспособной единицы посредством объединения туристских ресурсов в единую систему.
Список литературы
1. Балабанов, И.Т. Экономика туризма: Учебное пособие/ Балабанов И.Т., Балабанов А.И. –М.: Финансы и статистика, 2002.-176с.- 4000экз.
2. Внутренний туризм: в этой игре каждый участник в выигрыше // Туризм. – 2000. - № 10. – с.23.
3. В поисках инвестора // Турбизнес. – 2001. - №12. – с. 16.
4. Гапоненко, А.Л. Общий и специальный менеджмент. Под ред. Гапоненко А.Л., Панкрухина А.П. – М.: Изд-во РАГС, 2001. — 568 с.
5. Гостеприимный маркетинг // Турбизнес. – 2005. - №1. – с.9-11.
6. Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: ГУ ВШЭ, 2001. – 495 с.
7. Доронин, А. Рынок делового туризма в цифрах и фактах / А. Доронин // Туризм. – 2005. - №7. – с. 29.
8. Дурович, А.П. Маркетинг в туризме: Учебное пособие для вузов/ А.П. Дурович.- 4-е изд., стереотип.- Мн.: Новое знание, 2004.-496с.- 3550экз.
9. Дурович, А.П. Маркетинговые исследования в туризме: Учебно-практическое пособие/ А.П. Дурович, Л.Анастасова.- М.: Новое знание, 2002.- 3010экз.
10. Есть спрос, есть предложение, но отстает инфраструктура // Туризм – 2002. - №1. – с. 46-49.
11. Ефремова, М.В. Организационно-экономические основы развития туризма в России: Монография/ М.В. Ефремова.- Н.Новгород: издательство НГУ им. Н.И. Лобачевского, 2004.- 317с.- 700экз.
12. Жукова, М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации/ М.А.Жукова.- М.: Финансы и статистика, 2002.-200с. –3500 экз.
13. Закон Пермского края от 09.03.2006 N 2903-656 «О туризме и туристской деятельности»
14. Закон Пермского края от 14.11.2008 года № 332-ПК «О краевой целевой программе «Развитие туризма в Пермском крае (2008-2012 гг.)»
15. Закон Пермской области от 05.02.2003 N 620-120 «Об областных целевых программах»
16. Здоров, А.Б. Экономика туризма: Учебник/ А.Б. Здоров.- М.: Финансы и статистика, 2004.-272с. –5000экз.
17. Зорин, И.В. Энциклопедия туризма: Справочник/ И.В.Зорин, В.А. Квартальнов.- М.: Финансы и статистика, 2003.- 368с.- 3000экз.
18. Ильина, Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебное пособие для вузов/ Е.Н. Ильина.- М.: Финансы и статистика, 2002.-256с.- 4000экз.
19. Ильина, Е.Н. Туроперейтинг: стратегия и финансы: Учебник для вузов/ Е.Н. Ильина.- М.: Финансы и статистика, 2004.- 192с.- 4000экз.
20. Исмаев, Д.К. Маркетинг иностранного туризма в Российской Федерации. Теория и практика деятельности туристских фирм: Учебное пособие для вузов/ Д.К.Исмаев.- М.: Мастерство, 2002.- 192с.- 1500 экз.
21. Кабушкин, Н.И. Менеджмент туризма: Учебник для вузов/ Н.И. Кабушкин.-4-е изд., перераб.- Мн.: Новое знание.-2004.-409с.- 3550 экз.
22. Кваратальнов, В.А. Туризм: Учебник/ Квартальнов В.А.. – М.: Финансы и статистика, 2002.-320с.- 5000 экз.
23. Квартальнов, В.А. Туризм как объект управления: Учебник для вузов/ Гл. ред. В.А.Квартальнов.- М.: Финансы и статистика, 2004.-304с.-(Менеджмент туризма). – 4500 экз.
24. Кистанов, В.В. Объединение регионов России (преимущества для управления и предпринимательства): К реформе территориального устройства /Кистанов В.В. – М.: Экономика, 2007.- 151 с.
25. Ковалев, С.Н. Экономические механизмы развития туризма в крупном городе: Дис.канд.эконом.наук: 08.00.05. / С.Н. Ковалев. – Спб., 1998. – 179 с.
26. Козлов, Д.А. Прогнозирование в индустрии гостеприимства и его совершенствование в условиях перехода к рыночной экономике: Дис.канд.эконом.наук: 08.00.05. / Д.А. Козлов. – М., 2000. – 175 с.
27. Кундина, Л.Ю. Влияние туристских транснациональных компаний на экономику принимающих стран / Л.Ю. Кундина // Сборник научных статей аспирантов и соискателей Нижегородского коммерческого института.– Н.Новгород: НКИ. – 2002. – Вып.5.
28. Кундина, Л.Ю. Процессы концентрации производства в туризме и гостиничном бизнесе / Л.Ю. Кундина // Сборник научных статей аспирантов и соискателей Нижегородского коммерческого института. – Н.Новгород: НКИ. –2002. – Вып.5.
29. Любовный, В.Я. Целевые программы развития регионов: Рекомендации по совершенствованию разработки, финансирования и реализации / В.Я. Любовный, И.Ф. Зайцев, А.Б. Воякина и др.; Отв. ред.: В.Я. Любовный и др.; Моск. обществ. науч. фонд, Ин-т макроэкон. исслед. (ГУ ИМЭИ при Минэкономики России). - М., 2000. - 179 с. - (Б-ка мест. самоуправления; Вып. 20).
30. Мишуров, С.С., Щуков В.Н. Основы регионалистики: Учебное пособие. - Иваново: ИГТА, 2003. - 75 с.
31. Морозов, В.А. Социально-экономические аспекты формирования туристской индустрии / В.А. Морозов // Вестник Московского университета. – 2004. - №6. – с. 85-96.
32. Морозов, М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: Учебник для вузов/ М.А.Морозов.- М.:Академия, 2004.- 288с.- (Высшее профессиональное образование).- 5100экз.
33. О развитии туризма в России. Статистический бюллетень №8 (107). Федеральная служба государственной статистики. – Москва. – 2004. – октябрь. – с. 20-39
34. Папирян, Г.А. Международные экономические отношения: маркетинг в туризме/ Папирян Г.А.- М.: Финансы и статистика, 2000.- 160с.- 2500 экз.
35. Постановление Законодательного Собрания Пермской области от 17.02.2005 N 2086 «О концепции развития туризма в Пермской области на 2005-2010 годы»
36. Постановление Законодательного Собрания Пермского края от 19.04.2007 N 166 «О концепции целевой программы "Развитие туризма в Пермском крае (2008-2012 годы)»
37. Россейкина, Е.Л. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. Часть I. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2002. - 34 с.
38. Россейкина, Е.Л. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. Часть II. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2003. - 42 с.
39. Россейкина, Е.Л. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. Часть III. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2004. - 39 с.
40. Россия в цифрах, 2005: Крат.стст.сб./Росстат. – М., - 477 с.
41. Российский статистический справочник ежегодник. 2007: Стат.сб. / Госкомстат Р76 России. – М., 2003. – с. 75
42. Сенин, В.С. Организация международного туризма: Учебник для вузов/ Сенин В.С.- Учебник для вузов/ Сенин В.С.- М.: Финансы и статистика, 2006.- 400с.- 3000 экз.
43. Соболева, Е.А., Соболев И.И. Финансово-экономический анализ деятельности турфирмы: Учебо-методическое пособие/ Соболева Е.А., Соболев И.И.- М.: Финансы и статистика, 2007.- 128с.- 3000экз.
44. Темный, Ю.В. Экономика туризма: Учебник для вузов/ Ю.В.Темный, Л.Р.Темная.- М.: Советский спорт, 2006.- 416с.- 1500экз.
45. Третьякова, Е.Ф. Экономика торгового предприятия: Учебное пособие / Е.Ф.Третьякова. – Нижний Новгород: НКИ, 2006. – 288 с.
46. Труды Академии Туризма: Сб. науч. тр. Вып. 5 / Под ред. Ю.В. Кузнецова, А.Т. Кириллова, Г.А. Карповой, Н.Н. Воскобойниковой, Е.В. Масловой. - СПб.: Невский Фонд, 2005.
47. Указ губернатора Пермской области от 27.06.2003 N 122 «Об утверждении Порядка разработки и реализации областных целевых программ»
48. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
49. Федеральный Закон от 05.02.2007 N 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
50. Челноков, И.В., Герасимов Б.И., Быковский В.В. Региональная экономика: организационно-экономический механизм управления ресурсами развития региона. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. - 112 с. Челноков И.В., Герасимов Б.И., Быковский В.В. Региональная экономика: организационно-экономический механизм управления ресурсами развития региона. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. - 112 с.
51. Чичкина, С. Инвестиционная привлекательность регионов + Федеральная политика властей = ИМИлж России / С. Чичкина // Туризм. – 2005. - №2. – с. 62-63
52. Чудновский, А.Д., Жукова М.А., Сенин В.С. Управление индустрией туризма: Учебное пособие/ А.Д. Чудновский. – М.: КНОРУС, 2004. – 448 с. – 5000 экз.
53. Чудновский, А.Д. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: Учебное пособие/ А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. – М.: КНОРУС, 2005. – 320 с. – 10000 экз.
54. Щуков, В.Н. Экономический потенциал регионов России и эффективность его использования: Учебное пособие. - Иваново: ИГТА, 2002. - 58 с.
55. Юсупов, К.Н. Региональная экономика: учебное пособие / К.Н. Юсупов, А.Р. Таймасов, А.В. Янгиров, P.P. Ахунов. - М: КНОРУС, 2006. - 232 с.
56. Янкевич, В.С. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт / В.С. Янкевич, Н.Л. Безрукова. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 416 с.
57. Ясин, Е. Перспективы российской экономики: проблемы и факторы роста // Вопросы экономики. – 2002. - №5. – с. 4-7
58. www.russiatourism.ru
[1] www.russiatourism.ru
[2] www.russiatourism.ru
[3] Чудновский. А.Д., Жукова М.А., Сенин В.С. Управление индустрией туризма: Учебное пособие/ А.Д. Чудновский. – М.: КНОРУС, 2004.
[4] По данным Росстата
[5] По данным Высшей школы экономики
[6] Ефремова. М.В. Организационно-экономические основы развития туризма в России: Монография/ М.В. Ефремова.- Н.Новгород: издательство НГУ им. Н.И. Лобачевского, 2004.
[7] Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2001.- с. 41-43
[8] Менеджмент туризма: Экономика туризма: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2002, с.113-114.
[9] Экономика современного туризма. Под ред. Г.А. Карповой. - М, СПб.: 1998., с. 94-95
[10] Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. – Мн.: 1999, с 117-118
[11] Менеджмент туризма: Экономика туризма: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2002, с.131.
[12] Менеджмент туризма: Экономика туризма: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2002, с.132
[13] Отчет о стажировке участников проекта «Создание в городе Нижнем Новгороде основ туристской информационной системы Приволжского федерального округа» в г. Филадельфия (Пенсильвания, США) (проект «Партнер» (IREX)
[14] По материалам исследования, проведенного туристской волонтерской студенческой при поддержке администрации города Пермского края.
[15] Закон Пермского края от 14 ноября 2008 года № 332-ПК «О краевой целевой программе «Развитие туризма в Пермском крае (2008-2012 гг.)»