Предпосылки создания и этапы формирования таможенного союза

 

Существуют объективные предпосылки формирования полноценного Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России, обладающих бесспорным геополитическим и экономическим приоритетом. Подобные объединения делают национальные экономики государств-союзников значительно сильнее, позволяют выступать его участникам единым интегрированным экономическим и политическим блоком в международных отношениях, увеличивают политический и экономический вес государств в глобальном масштабе, а также открывают большие перспективы для хозяйствующих субъектов и частных лиц данных стран.

Уже в момент развала Советского Союза теперь уже бывшие советские республики, констатируя, что СССР перестал быть геополитической реальностью, все же договорились сотрудничать «в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков» в рамках Содружества Независимых Государств (ст 7 Соглашения о создании СНГ от 08.12.1991 г.). В этой связи особо следует отметить подписанный 24 сентября 1993г. Договор о создании Экономического союза (т.е. высшей формы межгосударственной интеграции, предполагающей наличие единого экономического пространства, гармонизацию фискальной и монетарной политики государств-членов и, как следствие, введение единой валюты). Отказавшись от единой социалистической плановой экономики, страны СНГ решили объединить свои экономили, на новой рыночной основе путем последовательного прохождения целого ряда этапов. На первом этапе должна была быть создана зона свободной торговли. На втором этапе предусматривалось образование Таможенного союза. На третьем этапе должен быть сформирован общий рынок товаров, капитала и рабочей силы, а заключительным (четвертым) этапом должно было стать образование экономического союза.

Необходимо отметить, что решение о создании экономического союза на постсоветском пространстве отнюдь не являлось экстраординарным явлением в международных отношениях. Наоборот, оно всецело отражало и находилось в полном соответствии с одним из магистральных путей развития современного международного сообщества, а именно с процессами международной интеграции.

Однако Содружество так и не смогло претворить в жизнь ни один из вышеуказанных интеграционных проектов ввиду непреодолимых. разногласий между его участниками. К концу 1994 года в рамках СНГ четко сформировалось два лагеря, имевших диаметрально противоположные видения развития Содружества.

Если первый лагерь (Россия, Беларусь и Казахстан) выступал за углубленную интеграцию и преследовал в качестве задачи как минимум построение таможенного союза, то второй лагерь, представители которого образовали впоследствии такую региональную организацию, как ГУАМ, рассматривал существование СНГ лишь как форму «цивилизованного развода» и считал в качестве максимально приемлемого для себя предела интеграции в рамках СНГ только создание зоны свободной торговли (то есть исключал для себя любую форму политической интеграции).

В силу возникших между ними противоречий страны СНГ в своей совокупности не смогли договориться даже о создании наиболее элементарных форм РИО. В то же время к середине 90-х гг. в рамках СНГ образовалась группа государств, решившая реализовать положения Договора об Экономическом союзе хотя бы между собой.

6 января 1995 г. было подписано Соглашение о Таможенном союзе (ТС) между Россией и Белоруссией, к которому 20 января 1995 г. присоединился Казахстан, а 29 марта 1996 г. - Кыргызстан. Стремление обеспечить более высокий уровень интеграции было также отражено в Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г., который поставил цель создать в перспективе «сообщество интегрированных государств» посредством «поэтапного углубления интеграции в экономике, науке, образовании, культуре, социальной сфере при соблюдении суверенитета Сторон» (ст. 1 Договора).

.Несмотря на громкие прокламации, прогресс, сделанный данными государствами на пути построения таможенного союза, был, однако незначительным. Даже то немногое, что было достигнуто, не устояло перед первым серьезным испытанием - мировым финансовым кризисом 1998 г., когда государства- участники ТС видели единственно верный способ решения своих экономических проблем в построении защитных барьеров друг от друга.

Другим свидетельством существования таможенного союза лишь на бумаге являлось то, что один его членов - Кыргызстан - стал в индивидуальном порядке членов ВТО в 1998 году. Тем не менее результатом экономического кризиса стал не окончательный развал формирующегося альянса, а принятие им (а также присоединившегося к нему Таджикистана) 26 февраля 1999г.

Договора о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве, в соответствии с которым стороны обязались завершить формирование таможенного союза и перейти на его основе к следующему этапу интеграции, а именно - к построению Общего рынка.

В то же время было очевидно, что построение единого экономического пространства требует отхода от классических международно-правовых методов принятия решении, основанных на единогласии и суверенном равенстве государств. Для достижения поставленной цели требовались новые организационно-правовые решения, поиск которых нашел свое отражение в подписании вышеуказанной пятеркой государств 10 октября 2000г. Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).

ЕврАзЭС с полным основанием можно охарактеризовать как правопреемника и продолжателя предшествующих ему интеграционных схем, наделенного к тому же целым рядом прогрессивных нововведений. Однако в первые годы своего существования Сообщество откровенно прозябало. Свидетельством тому может служить, например, подписание 19 сентября 2003 г. Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП) между Белоруссией, Казахстаном и Украиной. Основной целью этого соглашения являлось создание зоны свободной торговли между вышеназванными государствами (к чему всегда стремилась Украина), но в то же время соглашение предусматривало гармонизацию их макроэкономической политики и создание условий для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы (т.е. создания таможенного союза и общего рынка, что всегда было задачей первой тройки государств). Факт заключения данного соглашения являлся, безусловно, позитивным, хотя бы в силу того обстоятельства, что оно объединяло все наиболее развитые в экономическом плане республики бывшего СССР. Однако оно также свидетельствовало и том, что прогресс, сделанный ЕврАзЭС, являлся несущественным. Если было бы иначе, речь могла бы только идти о договоре между ЕврАзЭС и Украиной о построении зоны свободной торговли.

Однако начиная с середины первой декады нового столетия ситуация резко изменилась. Оранжевая революция на Украине, сводной стороны, и стремительный рост цен на энергоносители, с другой, снова сделали ЕврАзЭС наиболее перспективным интеграционным объединением на постсоветском пространстве. Не случайно государства-члены такой международной организации, как Центрально-Азиатское Сотрудничество, после того как Узбекистан заявил о своем намерении вступить в ЕврАзЭС, приняли в октябре 2005 решение о самороспуске ЦАС и осуществлении всех своих интеграционных проектов под эгидой ЕврАзЭС. Еще одним значимым событием в истории развития интеграционных процессов на евразийском пространстве стало учреждение 12 января 2006 г. Евразийского банка развития - международной финансовой организации, призванной содействовать экономическому росту государств-участников, расширению торгово-экономических связей между ними и развитию интеграционных процессов на евразийском пространстве.

Наконец, необходимо отметить заседание высшего органа ЕврАзЭС – Межгосударственного совета, состоявшееся 6 октября 2007 года, на котором было принято решение завершить формирование таможенного союза между тремя наиболее активными государствами альянса – Белоруссией, Казахстаном и Россией – до 2011 года – первый раз в истории интеграционных процессов на постсоветсвом пространстве, когда устанавливаются конкретные сроки достижения определенного этапа развития.

С формированием Таможенного союза трех стран увязываются и выход этих стран из переговорных процессов относительно их присоединения к ВТО, и, соответственно, решение о последующем начале переговоров с ВТО о присоединении к этой организации уже «единой таможенной территории» Белоруссии, Казахстана и России в качестве Таможенного союза. Таким образом, эти «новые» переговоры, очевидно, заведомо откладываются до задействования единого таможенного тарифа и до образования единой таможенной территории. Кроме того, неопределенным фактором представляются и процедуры ведения переговоров между ВТО и таможенным союзом, как таковым, тем более что, как отмечается, в истории ВТО еще не было случаев ведения таких переговоров.

Вместе с тем с правовой точки зрения представляется полезным на данном этапе построения Таможенного союза трех стран, во-первых, проведение необходимых предварительных консультаций с Секретариатом ВТО относительно процедур переговорного процесса в новом формате и, во-вторых, основательное изучение опыта построения и функционирования Таможенного союза в рамках ЕС, с тем чтобы использовать этот опыт прежде всего при детальной разработке документации и системы будущего таможенного союза. Что касается, например, России, то для возможного обмена опытом с ЕС и проведения соответствующих консультаций в рамках действующего в силу пролонгации Соглашения 1994 г. о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС существуют правовые основания (в том числе ст. 16и78)9.

В заключение следует отметить, что в науке считается (и с этим трудно не согласиться) признанным постулат: в принципе таможенный союз всегда потенциально выгоден для государств-членов, но не выгоден для неучаствующих стран – «аутсайдеров». Важно при этом оптимальное определение уровня ставок единого «внешнего» таможенного тарифа, причем предположительно, что само его объединенное качество создает условия для более высокого уровня ставок, нежели до объединительные уровни тарифов государств-членов

Нельзя не заметить, наконец, что потенциальные экономические выгоды таможенного союза не более важны, чем очевидные значительные политико-стратегические выгоды.

Формирование Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС является важным этапом в углублении интеграционного взаимодействия государств сообщества и создании в перспективе Единого экономического пространства (ЕЭП).

Соответствующее решение на межгосударственном уровне было принято 16 августа 2006 г., согласно которому в состав Таможенного союза пока войдут Беларусь, Казахстан и Россия. Предполагается, что другие участники ЕврАзЭС присоединятся к Таможенному союзу по мере готовности их экономик.

Государства ЕврАзЭС создают Таможенный союз по международным стандартам: с единой внешней границей, единой таможенной территорией и единым таможенным тарифом на товары, ввозимые из третьих стран. И в этом направлении странами сообщества достигнуты соответствующие договоренности. Во-первых, одобрен проект Единого таможенного тарифа, который будет введен с 1 января 2010 г. Во-вторых, утверждены сроки формирования единой таможенной территории, предусматривающие выполнение Плана по переносу всех видов контроля, кроме пограничного, на внешнюю границу Таможенного союза. В-третьих, проводится работа по согласованию проекта Таможенного кодекса, обеспечивающего таможенное регулирование на единой таможенной территории.

Вместе с тем создание Таможенного союза сталкивается с рядом проблем. Наиболее сложными являются задачи унификации национальных законодательств стран ЕврАзЭС в таможенной и внешнеэкономической сферах, выработки механизма зачисления и распределения таможенных платежей и косвенных налогов в бюджеты государств, формирования единого торгового режима. Поэтому актуальное значение имеет разработка механизма, обеспечивающего функционирование Таможенного союза и осуществление странами согласованной внешнеэкономической деятельности.

Создание Таможенного союза является определенным этапом в экономическом сотрудничестве государств.

Как известно, региональная интеграция в своем развитии проходит следующие стадии:

- зона свободной торговли;

- таможенный союз;

- общий рынок;

- экономический союз;

- политический союз.

На каждой стадии устраняются экономические барьеры между странами, входящими в интеграционное объединение. В результате в границах интеграционного блока складывается единое экономическое пространство. Все страны-участники выигрывают за счет развития взаимной торговли, повышения эффективности деятельности предприятий и понижения государственных расходов на таможенный контроль.

Создание зоны свободной торговли предполагает отмену таможенных барьеров и количественных ограничений во внешней торговле. Предусматривается постепенная взаимная отмена пошлин и других ограничений. «Страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков в отношениях со своими партнерами в рамках данного объединения, но в отношениях с третьими странами они выступают не коллективно, а индивидуально. Сохраняя свой экономический суверенитет, каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные внешние тарифы в торговле со странами, не участвующими в данном интеграционном объединении».

Режим свободной торговли обычно устанавливается на базе межправительственных соглашений, предусматривающих соответствующие льготы (отмена пошлин, иных нетарифных ограничений и т. д.). Такой подход был характерен для деятельности ЕЭС на первых этапах развития сообщества; он свойственен НАФТА и МЕРКОСУР. Соглашения о создании зоны свободной торговли основаны, как правило, на принципе взаимного моратория на повышение пошлин. Соответственно, партнеры не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины или ставить новые торговые барьеры.

После завершения создания зоны свободной торговли участники интеграционного блока переходят к таможенному союзу.

Таможенный союз — это договорное объединение государств в целях создания общей таможенной территории и осуществления совместной торговой политики. Общая таможенная территория создается не только путем отмены границы между членами союза, но и посредством установления единого таможенного тарифа и общей внешней таможенной границы союза со странами — не членами. Совместную таможенную политику, установление единого таможенного тарифа и его регулирование, представительство союза в его отношениях с третьими государствами и международную договорную правоспособность союза осуществляют, как правило, специально создаваемые для этого органы союза. Только при наличии всех перечисленных элементов и в их совокупности можно говорить о существовании реального таможенного союза...

Первые таможенные союзы появились еще в XIX в. (например, германский таможенный союз Zollverein, объединявший в 1834—1871 гг. ряд немецких государств), накануне Второй мировой войны функционировало более 15 таможенных союзов. Но поскольку тогда роль мировой экономики в сравнении с внутринациональным хозяйством была невелика, эти таможенные союзы не имели особого значения и не претендовали на превращение во что-то иное. «Эра интеграции» началась в 1950-е, когда бурный рост интеграционных процессов стал закономерным проявлением глобализации — постепенного «растворения» национальных экономик в мировом хозяйстве. Теперь таможенный союз рассматривается не как конечный результат, а лишь как промежуточная фаза экономического сотрудничества стран-партнеров.

Формирование общего рынка предполагает ликвидацию барьеров между странами не только во взаимной торговле, но и в перемещении рабочей силы и капитала. Обеспечение свободы движения ресурсов является важным фактором усиления экономической взаимозависимости стран — членов интеграционного объединения и развития взаимовыгодного сотрудничества между ними.

Но для обеспечения единого рыночного пространства недостаточно только одной свободы движения товаров, капитала и услуг. Важное значение приобретают унификация национальных законодательств, технических и санитарных стандартов, проведение согласованной промышленной, кредитно-финансовой политики. «Шаг за шагом нарастает объективная необходимость согласования все более широкого круга направлений внутренней экономической политики государств-членов, а в некоторых сферах — даже проведения совместной политики и создания для этого общих инструментов.

Интеграция рынков неизбежно порождает интеграцию хозяйственной политики, формируется целостный экономический организм, в рамках которого выработка хозяйственно-политических решений превращается в совместный процесс, а реализация этих решений ставится под коллективный контроль. Данную ступень интеграции принято называть экономическим союзом, функционирование которого предполагает создание надгосударственных управленческих структур (наподобие Европарламента, Совета министров в ЕС). Указанные структуры обеспечивают проведение странами согласованной экономической политики, принятие оперативных решений от имени всего блока. Данного уровня интеграции достиг пока только ЕС.

В рамках экономического союза государства-участники проводят единую валютно-финансовую политику, что является основой для формирования валютного союза. Примером такого союза также служит ЕС, где в соответствии с Маастрихтскими соглашениями этап создания экономического и валютного союза был завершен к началу 1999 г.

Государства ЕврАзЭС также в качестве перспективных задач рассматривают формирование Единого экономического пространства, важным этапом которого становится создание Таможенного союза.

ЕврАзЭС на сегодня является наиболее эффективной интеграционной структурой на постсоветском пространстве. Во многом благодаря действующему в сообществе режиму свободной торговли взаимный товарооборот увеличивался.

Именно на основании данных показателей 6 октября 2007 г. главы государств-участников приняли решение о формировании правовой базы Таможенного союза и утвердили план действий, который предполагает в течение 2008—2010 гг. полностью создать правовую базу и закрепить союз с 1 января 2011 г. Но волей России, Белоруссии и Казахстана, которые решили, что в первом десятилетии XXI в. темпы развития ускорились, было принято решение ускорить и процесс формирования правовой базы. Была поставлена задача с 1 января 2010 г. запустить процесс функционирования Таможенного союза»

Таможенный союз предполагает существенное упрощение таможенных процедур и создает условия для свободного движения товаров. Об эффективности устранения таможенно-торговых барьеров свидетельствует опыт Европейского Союза. Упрощение правил между странами сообщества (с 1 июля 1993 г.) позволило упразднить 50—60 млн таможенных процедур в год. Поэтому создание Таможенного союза — это важный фактор развития взаимной торговли между государствами-участниками и активизации экономического сотрудничества.

Ключевыми элементами нормативно-правовой базы формирования Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС являются следующие документы:

— Решение Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) от 16 августа 2006 г. № 313 «О формировании Таможенного союза государств — членов ЕврАзЭС»;

— Решение Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) от 6 октября 2007 г. «О формировании правовой базы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС»;

— Решение Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) от 6 октября 2007 г. об утверждении Плана действий по формированию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС на 2008—2010 гг.

В целом по состоянию на 24 августа 2009 г. подписан 51 документ (решения и международные договоры) по формированию правовой базы Таможенного союза. Из них 13 международных договоров ратифицированы сторонами, из которых 6 уже вступили в силу.

Принятые документы предусматривают установление единого режима торговли товарами в отношении третьих стран, унификацию таможенного администрирования.

В соответствии с Протоколом о внесении изменений в Договор об учреждении ЕврАзЭС от 10 октября 2000 г., который был принят 6 октября 2007 г., высшим органом Таможенного союза является Межгосударственный Совет. Мсжгоссовет принимает решения в части формирования и функционирования Таможенного союза.

Исполнение данных решений, реализацию международных договоров по созданию Таможенного союза, подготовку соответствующих рекомендаций для Межгоссовета обеспечивает Комиссия Таможенного союза (КТС), в состав которой входят заместители глав правительств или члены правительств государств Таможенного союза, наделенные необходимыми полномочиями. КТС создана в соответствии с Договором о Комиссии Таможенного союза, принятым 6 октября 2007 г.

Данный документ предусматривает поэтапную передачу Комиссии части полномочий государственных органов сторон. Принимаемые КТС решения имеют обязательный характер для стран Таможенного союза. Таким образом, Комиссия является наднациональным органом в ЕврАзЭС, что имеет важное значение для качественного продвижения интеграционных процессов в рамках Таможенного союза.

12 декабря 2008 г. Межгоссоветом ЕврАзЭС также принято решение о создании рабочего органа Комиссии — Секретариата, осуществляющего организацию работы и информационно-техническое обеспечение Высшего органа Таможенного союза и КТС.

На уровне экспертных групп проведена большая работа по согласованию таможенных тарифов, применяемых в торговле с третьими странами, по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

12 декабря 2008 г. решением Межгоссовета ЕврАзЭС утвержден Базовый перечень Единого таможенного тарифа.

9 июня 2009 г. главами правительств одобрен проект Единого таможенного тарифа, который решено внести на утверждение Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств 27 ноября 2009 г.

таможенный союз правовой

Этапы и сроки формирования Таможенного союза одобрены на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав правительств 9 июня 2009 г.

Предполагается, что предварительный этап формирования Таможенного союза продлится до 1 января 2010 г. В течение данного этапа должна быть завершена подготовка нормативно-правовой базы Таможенного союза и проведена работа по переносу всех видов государственного контроля, кроме пограничного, на внешний контур единой таможенной территории.

Первый этап формирования Таможенного союза охватывает период с 1 января 2010 г. по 1 июля 2010 г.

В течение первого этапа должны быть обеспечены:

- введение с 1 января 2010 г. Единого таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования;

- передача Комиссии Таможенного союза полномочий в области таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности;

- начало формирования Комиссией Таможенного союза единого торгового режима с третьими странами;

- отмена с 1 июля 2010 г. на российско-казахстанской границе таможенного оформления в отношении товаров, происходящих из России и Казахстана, и организация пропуска перевозчиков по сертификатам происхождения товара;

- перенос до 1 июля 2010 г. всех видов государственного контроля, за исключением пограничного, на внешний контур единой таможенной территории в отношении белорусско-российской границы.

Второй этап формирования Таможенного союза начинается с 1 июля 2010 г. Данный этап предполагает решение следующих задач:

к 1 июля 2011 г.:

- завершить выполнение мероприятий Плана по переносу всех видов контроля, кроме пограничного, на внешнюю границу Таможенного союза;

- завершить переговоры с третьими странами по унификации торговых режимов на основании достигнутых ранее договоренностей сторон;

с 1 июля 2011 г.:

- перенести оставшиеся контрольные функции, кроме пограничных, с российско-казахстанской границы на внешнюю границу Казахстана при реализации на ней механизмов совместного контроля.

Государствами — участниками Таможенного союза проведена большая работа по проекту Таможенного кодекса, который разработан на основе положений Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) от 26 июля 1999 г. Общее руководство по разработке проекта данного документа было поручено казахстанской стороне, так как из всех государств — членов Таможенного союза пока только Казахстан ратифицировал полный пакет Киотской конвенции.

По состоянию на 12 августа 2009 г. почти все позиции проекта Таможенного кодекса были согласованы, за исключением ряда замечаний сторон.

Решением КТС от 12 августа 2009 г. проект Таможенного кодекса был принят за основу и экспертной группе «Таможенное администрирование и статистика» было дано поручение доработать проект с учетом замечаний и предложений сторон и представить на рассмотрение Интеграционного Комитета ЕврАзЭС 25 сентября 2009 г. На данном заседании Интеграционного Комитета проект Таможенного кодекса был одобрен.

Принятие Таможенного кодекса станет важным фактором создания целостного организационно-правового механизма, обеспечивающего таможенное регулирование на единой таможенной территории стран ЕврАзЭС.

Важнейшей задачей государств Таможенного союза является их вступление в ВТО. По мнению многих экспертов, формирование Таможенного союза должно осуществляться на базе права ВТО. «Тогда мы сможем скорректировать определенные договоренности, связанные с единым таможенным тарифом, с механизмами нетарифного регулирования, подстроив их под правила ВТО, мы не можем здесь выбирать «или-или», мы должны действовать по сценарию и ВТО, и Таможенного союза.

Для решения задач по присоединению государств — участников Таможенного союза к ВТО создана переговорная группа из представителей компетентных органов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Данная группа вырабатывает согласованные подходы по проведению переговоров о вступлении Таможенного союза в ВТО и будет способствовать интеграции государств ЕврАзЭС в мировую торговую систему.

Кроме того, в настоящее время сформирована Рабочая группа по вопросу участия в Таможенном союзе Кыргызской Республики, главной задачей которой является разработка механизма присоединения данной страны к Таможенному союзу. Расширение Таможенного союза в перспективе станет важным этапом создания Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС.

Реализация указанных выше направлений свидетельствует о продвижении процесса формирования Таможенного союза с участием Казахстана, России и Беларуси и создаст реальные условия для свободного движения капитала и повышения конкурентоспособности национальных экономик стран ЕврАзЭС. Создание единой таможенной территории, либерализация торговли в рамках Таможенного союза и формирование в перспективе Единого экономического пространства будут стимулировать расширение международной производственной кооперации в рамках ЕврАзЭС, а также оказывать влияние на развитие промышленных комплексов и экономик стран сообщества в целом.

Таким образом, можно констатировать, что для Белоруссии, Казахстана и России формирование полноценного Таможенного союза является бесспорным геополитическим и экономическим приоритетом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: