double arrow

Особенности ответственности владельцев транспортных средств, застраховавших свою ответственность по договорам КАСКО И ОСАГО.

За вред, причиненный дорожно-транспортным происшествием, в соответствии со статьями 1064, 1079 ГК РФ наступает гражданская ответственность. Гражданская ответственность носит компенсационный характер, поскольку ее цель - восстановление имущественных прав кредитора, в нашем случае потерпевшего, поэтому размер ответственности должен соответствовать размеру причиненных убытков или возмещаемого вреда.

Гражданская ответственность подразделяется на договорную или внедоговорную. Споры, связанные с возмещением вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, входят в отношения внедоговорного характера.

Повышенная опасность движущегося автомобиля, способного причинить вред даже при отсутствии вины водителя, ответственность ее владельца за вред, причиненный в процессе эксплуатации автомобиля, обуславливают особый порядок регулирования[180]. Именно поэтому правовой вакуум, заключающийся в отсутствии условий ответственности, заполняется применением мер защиты посредством возмещения вреда, например при отсутствии вины владельца источника повышенной опасности[181]. Эффективным механизмом защиты имущественных прав участников ДТП по сравнению с деликтным обязательством является страхование риска наступления гражданско-правовой ответственности[182]. Важным шагом на пути повышения эффективности механизма гражданско-правового регулирования отношений по возмещению вреда явилось введение в РФ системы обязательного страхования риска ответственности владельцев транспортных средств[183]. Однако при этом необходимо учитывать, что страхование не подменило собой деликтную ответственность[184]. Страховое и деликтное правоотношения, развиваясь параллельно, в равной степени способствуют достижению полезного эффекта общественного отношения по возмещению вреда. Поэтому введение обязательного страхования[185] призывает обратиться к проблемам деликтной ответственности, которые не были решены ранее и в свете введения страхования вновь приобрели актуальность, а также к проблемам, которые появились после принятия закона о страховании[186].

После приобретения автомобиля лицо первым делом заключает договор обязательного страхования гражданской ответственности[187] (ОСАГО), поскольку страхование ответственности для автовладельцев является обязательным (п. 1, 2 ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ), а полученный полис ОСАГО необходим для регистрации транспортного средства в ГИБДД, его техосмотра и эксплуатации (п. 2 ст. 19, п. 3 ст. 16)[188].

Кроме ответственности за причинение вреда, многие владельцы страхуют и само транспортное средство от возможного угона и причинения ущерба по разным причинам (хулиганские действия, ДТП, повреждения по иным рискам) - приобретают полис комплексного страхования КАСКО[189]. Страхование по полису каско - это добровольное страхование транспортного средства (автомобиля) как имущества. Среди видов автострахования автокаско стоит на втором месте после ОСАГО.

Автокаско сочетает в себе добровольное и обязательное страхование риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, и поэтому имеет преимущества перед ОСАГО. Понять, какие именно, поможет сравнительная таблица:

 

ОСАГО АвтоКАСКО
Обязательное страхование Добровольное страхование
Автомобильное страхование Страхование любого транспорта: автомобилей, судов, самолетов, поездов.
Объектом являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших (третьих лиц) при использовании транспортного средства на территории РФ. Объектом являются повреждение, уничтожение либо утрата своего транспортного средства[190]. Также полис поможет возместить вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу как водителя, так и третьих лиц при аварии.
Форма заявления во всех компаниях одинакова (утверждена законодательством РФ).   Обычно у каждого страховщика разработана своя форма заявления, однако указываемые в различных формах данные везде практически одинаковы.
Владелец обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через пять дней после возникновения права владения им[191]. Владелец имеет право страховаться в любое удобное для него время.
Выгодоприобретатель не назначается, так как в соответствии с действующим гражданским законодательством договор страхования риска причинения вреда считается заключенным в пользу лиц, которым может быть причинен вред.   В заявлении на страхование указывается и выгодоприобретатель - юридическое или физическое лицо, в чью пользу заключен договор страхования, т.е. тот, кто получит страховое возмещение при страховом случае. Выгодоприобретателем можно назначить кого угодно, должно соблюдаться лишь одно условие: его интерес в сохранении ТС
Размер страховой суммы в обязательном страховании остается неизменным и не уменьшается на размеры проведенных выплат.   Осуществление страховой выплаты будет влечь уменьшение размера страховой суммы (ст. 947 ГК РФ и ст. 10 Закона о страховании)[192].
Величина премий устанавливается с помощью тарифов, регулируемых государством[193]       Величина премий может значительно отличаться в различных компаниях. Страховые тарифы устанавливаются индивидуально с учетом марки автомобиля, года выпуска, его страховой стоимости в момент заключения договора, обстоятельства хранения, управления и эксплуатации ТС и другие факторы[194].
Страховая премия выплачивается единовременно Страховая премия может быть выплачена в рассрочку, условия рассрочки у каждого страховщика свои.
Срок действия договора составляет один год. Из Закона исключено положение о том, что договор обязательного страхования продлевается на следующий год, если страхователь не позднее чем за два месяца до истечения срока действия этого договора не уведомил страховщика об отказе от его продления. Следует сказать, что на практике это положение практически не работало. Кроме того, исключено положение о том, что действие продленного договора обязательного страхования не прекращается в случае просрочки уплаты страхователем страховой премии на следующий год не более чем на 30 дней. Это означает, что теперь исключен 30-дневный переходный период и невыполнение обязанности по страхованию владельцем транспортного средства будет влечь наступление административной ответственности[195]. По полному КАСКО обычно заключаются на срок от 3 - 6 месяцев до 1 года (или дольше по согласованию со страховщиком), а по частичному КАСКО в отдельных компаниях могут быть заключены даже на месяц. Некоторые страховщики предлагают страхование и на время перегона автотранспортного средства, даже если он длится меньше месяца.  
Потерпевший обращается в страховую компанию, клиентом которой является виновное лицо. Однако с 1 июля 2008 года вступала в силу ст. 14.1, согласно которой потерпевший может обратиться за страховой выплатой непосредственно в свою «родную» страховую компанию, с которой у него заключен договор страхования ответственности[196] Потерпевший обращается только в ту страховую компанию, клиентом которой он является[197].
В соответствии с Законом, вступившим в силу с 1 марта 2008 г.[198], максимальная сумма страховой выплаты теперь не ограничена (ранее 400 тыс. руб.). Независимо от числа потерпевших каждый из них сможет получить сумму выплаты в следующем размере: - в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, не более 160 тыс. руб.; - в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, не более 160 тыс. руб.; - в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, не более 120 тыс. руб. Страховая сумма в пользу каждого потерпевшего также не зависит от количества страховых случаев в течение срока действия договора ОСАГО. Если же страхового возмещения будет недостаточно, чтобы полностью возместить причиненный вред, то в соответствии с положениями ст. 1072 ГК РФ недостающую часть между страховым возмещением и фактическим размером ущерба будет возмещать страхователь или иное лицо, ответственность которого застрахована. В отличие от ОСАГО, при добровольном страховании гражданской ответственности сумма, в пределах которой страховщик обязуется выплатить страховое возмещение по договору имущественного страхования (страховая сумма), определяется соглашением страхователя со страховщиком. В пределах страховой суммы может устанавливаться ограничения максимальных выплат страхового возмещения (лимиты ответственности, м.б. на один страховой случай, на отдельные страховые риски, на отдельные виды имущества)[199].  
К страховому риску не относятся случаи возникновения ответственности вследствие: а) причинения вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре обязательного страхования; б) причинения морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды; в) причинения вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах; г) загрязнения окружающей природной среды; д) причинения вреда воздействием перевозимого груза, если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования; е) причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования или обязательного социального страхования; ж) обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику; з) причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию и иному имуществу; и) причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке; к) повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного характера, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности; л) обязанности владельца транспортного средства возместить вред в части, превышающей размер ответственности, предусмотренный правилами главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (в случае, если более высокий размер ответственности установлен федеральным законом или договором). При наступлении гражданской ответственности владельцев транспортных средств в указанных случаях причиненный вред подлежит возмещению ими в соответствии с законодательством Российской Федерации - возмещение причиненного вреда возлагается на владельца транспортного средства (ст. 1079 ГК РФ) либо может быть переложено на страховщика (в случае добровольного страхования гражданской ответственности). В указанный по ОСАГО перечень не были включены типичные случаи, которые традиционно в добровольном страховании гражданской ответственности у многих страховых компаний не являются страховыми случаями. Среди них можно выделить: 1. причинение вреда жизни или здоровью потерпевшего вследствие умысла застрахованного; 2. причинение вреда лицом, находящимся в состоянии опьянения; 3. причинение вреда лицом, которое не имело права на управление транспортным средством; 4. причинение вреда лицом, не включенным в договор ОСАГО в качестве лица, допущенного к управлению (если в договоре ОСАГО число лиц, допущенных к управлению, ограничено); 5. наступление страхового случая при использовании транспортного средства в период, не предусмотренный договором.
Получить можно только деньги по калькуляции. В Закон введено понятие полной гибели имущества - это случаи, если ремонт поврежденного имущества невозможен либо его стоимость равна его стоимости или превышает ее на дату наступления страхового случая. (Ранее это понятие предусматривалось лишь в Правилах обязательного страхования.) В случае полной гибели имущества потерпевшего ему выплачивается действительная стоимость этого имущества на день наступления страхового случая. В случае повреждения имущества потерпевшего размер страховой выплаты равен размеру расходов, необходимых для приведения его в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая. К таким расходам относятся также расходы на материалы и запасные части, необходимые для восстановительного ремонта, расходы на оплату работ, связанных с ремонтом. Необходимо учитывать то, что в Законе не предусмотрено дополнительного ограничения, ранее выделявшегося в Правилах обязательного страхования, о том, что при определении размера восстановительных расходов должен учитываться износ частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительных работах. Поэтому теперь при определении размера причиненного имущественного ущерба износ деталей, узлов и агрегатов учитываться не должен (п. 2.1 ст. 12 Закона)[200]. Потерпевший может произвести ремонт по направлению в автосервисе. Выплата страхового возмещения может быть заменена восстановительным ремонтом ТС, стоимость которого состоит из расходов на приобретение материалов и запасных частей и оплаты работ по его производству. Страховщик не оплатит работы, связанные с улучшением, реконструкцией или переоборудованием ТС, техническим обслуживанием или гарантийным ремонтом ТС, а также надбавки за срочный ремонт. В случае хищения автотранспортного средства, застрахованного по полному КАСКО, страховая компания полностью выплачивает страховую сумму с учетом амортизационного износа (если не было выбрано условие страхования «без учета износа»). Страховое возмещение при хищении ТС выплачивается только по окончании срока предварительного расследования органами МВД, т.е. не ранее чем через 2 месяца после угона ТС и возбуждения уголовного дела. Если ТС будет признано полностью уничтоженным (а это происходит в том случае, если затраты по его восстановлению превышают 70% от страховой суммы), то для получения страховой выплаты страхователь обязан снять его с учета в органах ГИБДД (причем за свой счет), передать страховщику регистрационные документы и полный комплект ключей, обеспечить передачу права собственности на ТС или на его остатки в пользу страховщика или назначенного им лица[201].
Требуется проведение независимой экспертизы (оценки). Одной из новелл законодательства об обязательном страховании применительно к определению порядка размера страховой выплаты является то, что если ранее в целях определения размера причиненного ущерба страховщик обязательно должен был организовывать проведение независимой экспертизы, то теперь страховщик может ограничиться осмотром поврежденного имущества. В том случае, если в результате такого осмотра страховщик и потерпевший достигли согласия о размере страховой выплаты и не настаивают на организации независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества, такая экспертиза может не проводиться. Если же они не достигли согласия в этом вопросе, страховщик обязан организовать независимую экспертизу (оценку), а потерпевший - представить для этого поврежденное имущество[202]. Размер понесенного вреда может определить любой специалист             

Существенные изменения затронули порядок оформления документов о дорожно-транспортном происшествии (ДТП) в целях признания его страховым случаем.

Теперь допускается оформление документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников милиции. Это возможно будет сделать начиная с 1 марта 2009 г. при одновременном наличии следующих обстоятельств:

1) в результате ДТП вред причинен только имуществу потерпевшего;

2) ДТП произошло с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована;

3) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате ДТП, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий у участников ДТП и зафиксированы в извещениях о ДТП, бланки которых заполнены водителями причастных к ДТП транспортных средств в соответствии с Правилами обязательного страхования.

Оформление документов о ДТП в этом случае будет регламентироваться постановлением Правительства РФ об утверждении соответствующего порядка оформления документов.

Однако упрощенная система будет действительна только на те транспортные средства, владельцы которых застраховали гражданскую ответственность по договору ОСАГО после 1 марта 2009г[203].

Закон ограничивает максимальный размер страхового возмещения в счет имущественного вреда, который выплачивается потерпевшему при оформлении документов о ДТП без участия работников ГИБДД, 25 тыс. руб. Дополнительные требования о возмещении имущественного ущерба в результате такого оформления ДТП не могут быть предъявлены страховщику, хотя могут быть адресованы потерпевшими непосредственно причинителю вреда[204].

Увеличен срок рассмотрения страховщиком документов с целью принятия решения о страховой выплате потерпевшему. Раньше он составлял 15 календарных дней, теперь он увеличен до 30 дней (п. 2 ст. 13 Закона).

Таким образом, в случае ДТП, если вы:

1.и виновник застрахованы только по ОСАГО, то страховая компания виновника будет возмещать ущерб нанесенный вашему автомобилю, а машину виновника ДТП будет оплачивать само это лицо.

2. воспользовались обоими видами страховки, возмещение перед потерпевшими пройдет по ОСАГО, а ущерб, нанесенный вашему автомобилю, будет оплачен по автокаско. При этом ваша страховая компания самостоятельно будет требовать возмещения ущерба с той страховой компании, которая выписала полис ОСАГО виновному в ДТП.

Поэтому страховать или не страховать транспортное средство - решать только страхователю, но самое важное при страховании, конечно же, найти достойного страховщика, поэтому очень тщательно и серьезно следует выбирать будущего хранителя материального благополучия собственника ТС.

Следует также отметить, что, несмотря на отмеченные недостатки правового регулирования отношений по возмещению вреда, и деликтное обязательство, и обязательное страхование позволяют в достаточной мере решать задачу возмещения вреда. В то же время повышение эффективности правового регулирования посредством принятия предложенных нормативно-правовых мер представляется необходимым для обеспечения полной и максимальной защиты имущественных интересов участников ДТП.

 

    Тема называется «Возмещение вреда, причиненного транспортным средством, как источником повышенной опасности», поэтому акцент в заключении ставится на раскрытие возмещения вреда, а не ответственности. Про основания ответственности можно лишь вскользь упомянуть, что и было сделано в представленном варианте

 

Заключение.

Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда, именуемые деликтными обязательствами, являются одними из наиболее сложных и важных разделов гражданского права.

В п. 1 ст. 1064 ГК выражена сущность обязательства вследствие причинения вреда, в силу которого должник (причинитель вреда) обязан возместить в полном объеме вред, причиненный личности или имуществу кредитора (потерпевшего), а кредитор вправе требовать возмещения понесенного им вреда.

Возмещение причиненного вреда следует отнести к разновидности такого предусмотренного ст. 12 ГК общего способа защиты гражданских прав, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права.

Обязательства из причинения вреда опосредуют отношения, не свойственные имущественному обороту в его обычном, желательном течении. Правоустанавливающим юридическим фактом для такого правоотношения является нарушение субъективного права, а сами правоотношения призваны устранить последствия этого нарушения. Возникают такие обязательства, как результат факта причинения вреда. Правовое регулирование в этой области находится не в сфере свободного усмотрения его участников, а основывается на императивных нормах закона.

В связи с тем, что возникновение обязательств из причинения вреда не основано на договоре (соглашении) его участников, их, наряду с обязательствами из неосновательного обогащения, относят к категории внедоговорных обязательств. Практика показывает, что именно обязательства из причинения вреда составляют основной массив внедоговорных обязательств.

Институт обязательств вследствие причинения вреда выполняет охранительную функцию, а также обеспечивает защиту прав и интересов, нарушение которых уже произошло. Содержание обязательства отражает его компенсационную (восстановительную) функцию. Исполнение этого обязательства восстанавливает имущественную сферу потерпевшего либо облегчает последствия нарушения тех прав, которые не могут быть восстановлены напрямую ввиду их неимущественного характера (к примеру, денежное возмещение морального вреда - ст. 151, 1099 - 1101 ГК).

Сложность этих обязательств, особенно возникает из причинения вреда действием источника повышенной опасности, что обусловлена многими специфическими обстоятельствами и, как следствие, наличием нерешенных проблем.

Так как до настоящего времени в цивилистической науке одной из наиболее дискуссионных остается проблема понятия ИПО, мы в ходе проведенного исследования, позволили себе вывести определение понятия ИПО: «Источником повышенной опасности признается вещь (предмет материального мира), которая: вовлечена в деятельность юридического лица, гражданина; обладает сама по себе или наделена человеком вредоносными свойствами; создает повышенную вероятность причинения вреда окружающим; не поддается полному и всеобъемлющему контролю над ней со стороны человека, несмотря на принятие им всех мер предосторожности и осмотрительности». А согласно ст. 1.Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» под транспортным средством подразумевается - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем;

Обязательства из причинения вреда в юридической литературе именуют также деликтными обязательствами (от лат. delictum - правонарушение), а ответственность, возникающую вследствие причинения вреда, - деликтной ответственностью.

Общими и обязательными основанием возникновения любого обязательства из причинения вреда является факт причинения вреда, противоправность поведения причинителя вреда, Причинная связь между поведением причинителя и вредом, вина причинителя вреда.

По общему правилу вред подлежит возмещению при наличии вины причинителя (п. 2 ст. 1064 ГК). Однако ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, является частным случаем внедоговорной ответственности. И поэтому в работе сделан вывод о том, что причинение вреда личным действием и посредственное причинение вреда недействием источником повышенной опасности, совершенные виновно, подпадают под действие ст. 1064 ГК РФ, а причинение вреда действием источником повышенной опасности (он может быть причинен только случайно) подпадает под действие ст. 1079 ГК РФ.

Поэтому для возложения ответственности за причинение вреда источником повышенной опасности суду из общих четырех оснований внедоговорной ответственности достаточно установить лишь два: наличие вреда и причинную связь.

Важным шагом на пути повышения эффективности механизма гражданско-правового регулирования отношений по возмещению вреда явилось введение в РФ системы обязательного страхования риска ответственности владельцев транспортных средств. Однако при этом необходимо учитывать, что страхование не подменило собой деликтную ответственность. Страховое и деликтное правоотношения, развиваясь параллельно, в равной степени способствуют достижению полезного эффекта общественного отношения по возмещению вреда. Поэтому введение обязательного страхования призывает обратиться к проблемам деликтной ответственности, которые не были решены ранее и в свете введения страхования вновь приобрели актуальность, а также к проблемам, которые появились после принятия закона о страховании.Основная часть принятых изменений вступила в силу 1 марта 2008 г., за исключением некоторых положений, для которых предусмотрены иные сроки. В полном объеме указанный Закон начнет применяться 1 марта 2009 г.

Одной из важнейших новелл является введение нового подынститута обязательного страхования - прямое возмещение убытков - возмещение вреда имуществу потерпевшего, осуществляемое в соответствии с Законом об ОСАГО страховщиком, заключившим с потерпевшим - владельцем транспортного средства договор обязательного страхования. Причем вред должен быть причинен только имуществу потерпевшего, а в ДТП должно участвовать только два транспортных средства, гражданская ответственность которых застрахована (ст. 14.1 Закона).

Теперь из Закона исключено общее ограничение страховой суммы, а также исключено ограничение выплаты страховой суммы, когда вред причинен жизни или здоровью нескольких потерпевших. Страховщик обязан возместить причиненный жизни или здоровью потерпевших вред в размере не более 160 тыс. руб. каждому. Представляется, что подобные изменения положительно повлияют на уровень материальной защищенности жизни и здоровья потерпевших.

Изменения затронули регулирование видов коэффициентов, входящих в состав страховых тарифов.

Из Закона исключено положение о том, что договор обязательного страхования продлевается на следующий год, если страхователь не позднее чем за два месяца до истечения срока действия этого договора не уведомил страховщика об отказе от его продления. Следует сказать, что на практике это положение практически не работало.

Кроме того, исключено положение о том, что действие продленного договора обязательного страхования не прекращается в случае просрочки уплаты страхователем страховой премии на следующий год не более чем на 30 дней. Это означает, что теперь исключен 30-дневный переходный период и невыполнение обязанности по страхованию владельцем транспортного средства будет влечь наступление административной ответственности.

Кроме ответственности за причинение вреда, многие владельцы страхуют и само транспортное средство от возможного угона и причинения ущерба по разным причинам (хулиганские действия, ДТП, повреждения по иным рискам) - приобретают полис комплексного страхования КАСКО.

Таким образом, в случае ДТП, если вы:

1.и виновник застрахованы только по ОСАГО, то страховая компания виновника будет возмещать ущерб нанесенный вашему автомобилю, а машину виновника ДТП будет оплачивать само это лицо.

2. воспользовались обоими видами страховки, возмещение перед потерпевшими пройдет по ОСАГО, а ущерб, нанесенный вашему автомобилю, будет оплачен по автокаско. При этом ваша страховая компания самостоятельно будет требовать возмещения ущерба с той страховой компании, которая выписала полис ОСАГО виновному в ДТП.

Таким образом, если потерпевший столкнется с ситуацией, когда ответственность причинителя вреда застрахована по какому-либо договору добровольного страхования гражданской ответственности за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу третьих лиц, он может заявлять свое требование о возмещении вреда напрямую к страховщику. В случае если данное требование не будет удовлетворено в добровольном порядке, потерпевшему необходимо обратиться с аналогичным иском в суд, ссылаясь на ст. 15, 430, 931 ГК РФ, а также на нормы гл. 59 (ст. 1064, 1072, 1079) ГК РФ.

В заключение хочется отметить, что договор ОСАГО является довольно-таки сложным правовым механизмом, с помощью которого обеспечивается защита прав не только потерпевших в результате ДТП, но и причинителей вреда. Между тем практика применения ОСАГО в России показывает, что данный институт гражданского права не лишен недостатков и требует определенных корректив. Несомненно, Россия в вопросе построения всей системы ОСАГО должна в первую очередь опираться на опыт иностранных государств, в которых данный вид страхования существует длительное время, дабы избежать многих ошибок и упущений, и создать действенную защиту граждан от использования такого источника повышенной опасности, как автомобиль

 

Список использованной литературы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: