Экономическая безопасность РФ

Введение

 

В начале XXI столетия мировая экономика вступила в новую фазу интернационализации экономической жизни, которую определяют как глобализацию мировой экономики. Глобализация мировой экономики сопровождается либерализацией внешнеэкономических связей стран современного мира, уменьшением или снятием различного рода барьеров между странами, существенным повышением степени открытости национальных экономик. Однако это вовсе не означает исчезновения государств и, соответственно, национально-государственных интересов, которые по многим позициям не совпадают. Поэтому не только сохраняет свое значение, но и приобретает особую значимость сложная, многоаспектная проблема национальной экономической безопасности государств современного мира. Более того, в условиях глобализации мировой экономики она приобретает новые черты и особенности. Дело в том, что переход к стадии глобализации мировой экономики не означает исчезновения ранее существовавших противоречий мировой экономики, а сопровождается возникновением комплекса новых противоречий между отдельными странами и их группировками, международными экономическими организациями, транснациональными корпорациями и банками.

Особым аспектом современной национальной экономической безопасности является внешнеэкономический аспект, роль которого в условиях глобализации и растущей либерализации внешнеэкономических связей возрастает. Указанные противоречия глобализации мировой экономики проявляются практически во всех формах современных международных экономических отношений (международной торговле товарами и услугами, международной миграции рабочей силы, международного движения капитала, международных валютно-кредитных отношений, международном научно-техническом сотрудничестве, международном информационном обмене - с учетом их растущей взаимосвязанности).

Для России проблемы, связанные с внешнеэкономическим аспектом национальной экономической безопасности, имеют особое значение. "Наложение" целого ряда процессов - распад Советского Союза и его ранее единого национального народнохозяйственного комплекса, трансформационный спад в экономике страны, переориентация на новых внешнеэкономических партнеров и др. привели к значительной утрате позиций страны на мировой политической и экономической арене. Учитывая эти обстоятельства, понятно, насколько сложными являются те проблемы эффективного включения в систему современных мирохозяйственных связей, в том числе и проблемы вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), которые необходимо решать в настоящее время. При этом чрезвычайно актуальными являются вопросы всестороннего учета национальных экономических интересов страны, отечественного бизнеса и широких слоев населения России, которые, так или иначе, синтезируются в национальной экономической безопасности в целом и таком ее важном аспекте, как внешнеэкономическая безопасность. Россия должна проводить активную внутреннюю и внешнеэкономическую политику, основанную на всесторонней реализации национальных экономических интересов страны. В значительной степени проблемы внешнеэкономической безопасности России нашли свое отражение в Концепции национальной безопасности Российской Федерации (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24).

экономическая военная безопасность национальная



Экономическая безопасность РФ

 

В структуре национальной безопасности экономическая безопасность занимает особое место. Это обусловлено тем, что все виды безопасности, так или иначе не могут быть в достаточной степени реализованы без экономического обеспечения.

При этом сам термин "экономическая безопасность" (так же, как и термин "национальная безопасность") появился относительно недавно - немногим более полувека назад.

Как показывает И.Л. Богданов, экономическая безопасность, по мнению американских специалистов, должна была отвечать, по крайней мере, двум основным условиям:

во-первых, это сохранение экономической самостоятельности страны, ее способности в собственных интересах принимать решения, касающиеся развития хозяйства;

во-вторых, это возможность сохранить уже достигнутый уровень жизни населения и его дальнейшее повышение.

По мнению H. Machovski, экономическая безопасность должна обеспечивать достаточно высокую степень независимости от партнера по жизненно важным экономическим параметрам, таким, которые в случае их нарушения влияют на свободу выбора в политических решениях и неприемлемы с коммерческой точки зрения.

Как полагает H. Maull, экономическая безопасность представляет собой "отсутствие острой угрозы минимально приемлемому уровню основных ценностей, который нация считает первостепенно необходимым. Эта угроза возникает в том случае, когда внешние экономические параметры изменяются настолько, что возникают условия, способные разрушить существующую социально-политическую систему. При этом кто-то или что-то угрожает нам отторжением от наших первостепенных ценностей".

C. Murdoch высказывает более конкретные суждения по проблемам экономической безопасности, полагая, что опасность возникает в том случае, когда происходят изменения в объеме и распределении доходов и богатства:

в уровне занятости, инфляции, доступе на рынок, снабжении сырьем и т.п.;

в экономическом суверенитете, т.е. возможности контролировать широкий круг инструментов политики и ресурсов.

В целом, в период с начала 50-х гг. до середины 80-х гг. XX столетия ключевым в понятии экономической безопасности, по мнению зарубежных специалистов, было обеспечение суверенитета (независимости) государства в принятии решений, как во внутриполитической сфере, так и по международным вопросам. Следует отметить, что в такой постановке экономическая безопасность подразумевает, прежде всего, защищенность интересов государства. При этом в зависимости от акцентирования тех или иных сторон экономического развития фактически выделялись относительно самостоятельные виды национальной экономической безопасности:

антикризисная экономическая безопасность;

экономическая безопасность в условиях мирного времени;

экономическая безопасность в условиях конфликтов (различного масштаба) с использованием военной силы;

экономическая безопасность в условиях жесткого политического противостояния с государством (государствами) - оппонентом (оппонентами);

экономическая безопасность в условиях изоляционизма или, напротив, в условиях высокой степени интегрированности в мировую экономическую систему.

Очевидно при этом, что отмеченные виды национальной экономической безопасности государств являются производными (функцией) от того политического и экономического курса, которые данное государство избирает и реализует на практике.

На протяжении двух последних десятилетий, для которых были характерны глубокие структурные преобразования в экономиках ведущих развитых стран, в том числе и под воздействием процесса глобализации, понятие экономической безопасности было дополнено таким признаком, как обеспечение конкурентоспособности национальной экономики в целом, или/и ее ведущих отраслей на мировой экономической арене.

В начале 90-х гг. XX столетия, после распада СССР и обретения Россией уже и фактической и юридической суверенности, самостоятельности подходы отечественных специалистов к проблемам национальной экономической безопасности страны были так или иначе связаны в основном с процессами политической и социально-экономической рыночной трансформации, происходившими в России, других бывших республиках СССР, странах Центральной и Восточной Европы.

В частности, В.С. Паньков в начале 90-х гг. писал, что национальная экономическая безопасность это "такое состояние национальной экономики, которое характеризуется ее устойчивостью, "иммунитетом" к воздействию внутренних и внешних факторов, нарушающих нормальное функционирование процесса общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывающих повышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу существованию государства". В этот же период другие отечественные аналитики квалифицировали национальную экономическую безопасность как "способность национальной экономики обеспечивать благосостояние нации и стабильность внутреннего рынка независимо от действия внешних факторов". Система экономической безопасности при этом нередко рассматривалась как эффективная, если негативное влияние извне нейтрализуется компенсирующими резервами страны, позволяя сохранить экономическую и политическую стабильность.

Но с подобным "статичным" подходом уже в тот период не были согласны многие аналитики, справедливо полагая, что и политическая, и социально-экономическая ситуация в стране должна не "сохраняться" или воспроизводиться, а, напротив, изменяться в прогрессивном направлении, Так, В. Рубанов обоснованно отмечал, что "для нас экономическая безопасность представляется не как задача сохранения существующего положения, а как цель, достижение которой следует искать на пути вывода страны из глубочайшего системного кризиса".

Таким образом, достаточно определенно стал развиваться тезис "безопасности через развитие". В определенном смысле итог этому экономической мысли в 90-е гг. XX столетия подводит акад.Л.И. Абалкин. В своей работе "Россия. Поиск самоопределения" он пишет, что анализ реальных процессов и осмысление богатейшего отечественного и зарубежного опыта решения проблемы экономической и социальной безопасности позволяет вычленить три ее важнейших элемента:

экономическая независимость, которая в условиях современного мирового хозяйства отнюдь не носит абсолютного характера;

стабильность и устойчивость национальной экономики;

способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном динамично развивающемся мире.

В целом же в начале 90-х гг. XX столетия многими российскими аналитиками национальная экономическая безопасность определялась как такое состояние национальной экономики, которое характеризуется устойчивостью к воздействию внешних и внутренних факторов дестабилизирующего порядка и обеспечивается наличием в стране соответствующих ресурсов и механизмов. Иными словами, большая часть определений экономической безопасности акцентировалась на понятии экономической устойчивости.

Диссертант разделяет точку зрения о том, что устойчивость - это действительно важная, существенная характеристика национальной экономической безопасности. Однако это не единственная ее характеристика. Дело в том, что устойчивость национальной экономической системы страны отражает прочность и надежность ее элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние "нагрузки". Но если при этом, оставаясь "устойчивой", экономика страны входит в состояние стагнации и не развивается (как с точки зрения динамики, так и, конечно же, с точки зрения совершенствования структуры национальной экономики и изменения в лучшую сторону ее основных качественных характеристик), то у такой национальной экономики резко сокращается "потенциал выживания", сопротивляемость и приспособляемость (адаптационная способность) к внутренним и внешним угрозам. Поэтому устойчивость и способность к постоянному развитию (саморазвитию) представляют собой две взаимосвязанные составляющие национальной экономической безопасности. Некоторые исследователи данной проблемы добавляют к этим двум составляющим национальной безопасности еще и самодостаточность (выделяя в качестве критериев национальной экономической безопасности самодостаточность, устойчивость и развитие экономической системы государства).

С этой точки зрения вполне обоснованной представляется позиция авторов фундаментальной работы "Экономическая безопасность (производство, финансы, банки)" (под ред. проф.В.К. Сенчагова), которые определяют безопасность как состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности к выживанию и развитию в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов. При этом, сущность экономической безопасности формулируется как состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Иными словами, по обоснованному мнению авторов указанной монографии, экономическая безопасность - это не только защищенность национальных интересов, но и готовность, и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.

Весьма существенным представляется то обстоятельство, что здесь понятие "экономическая безопасность" увязывается с реализацией и защитой национальных интересов в сфере экономики (национальных экономических интересов). Важно то, что такой подход соответствует общеметодологическим принципам исследования проблем безопасности.

Следует подчеркнуть, что определенная эволюция, которую претерпели взгляды отечественных исследователей проблем национальной экономической безопасности, нашла свое отражение и в официальных документах, посвященных проблемам национальной безопасности.

Следует, впрочем, отметить, что лишь в 1994 г., то есть лишь через три с лишним года после начала рыночного "реформирования" экономики, Правительство РФ приняло решение о разработке "Основных положений о государственной стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации". Таким образом, реформирование экономики страны происходило без ясных и определенных стратегических целей и задач в области национальной экономической безопасности Российской Федерации. В январе 1996 г. этот документ был рассмотрен и одобрен в Совете Безопасности. Однако потребовалось почти полтора года, чтобы государственная стратегия в области национальной экономической безопасности стала нормативным актом, поскольку Президент РФ подписал Указ № 608 "О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)" в 1996 г.

Это был первый документ такого рода, принятый в России в период после распада Советского Союза. В принципиальном плане принятие этого документа трудно переоценить, поскольку речь идет о попытке сформулировать основополагающие положения безопасности страны и связанные с этим основные направления государственной политики в данной области.

В 1997 г. была принята Концепция национальной безопасности Российской Федерации.

Однако в этом документе проблемы экономической безопасности были сформулированы недостаточно четко и определенно. По существу в Концепции были лишь обозначены цели и задачи в области национальной экономической безопасности, но не были определены пути и механизмы решения указанных задач. Для "Концепции." 1997 г. был характерен достаточно спокойный (и во многом "элегический") тон изложения имеющихся в данной области проблем, не отражающий их реальную остроту. В "Концепции." отмечается: "Чрезвычайно важным фактором является способность экономики обеспечить всем гражданам достойные условия и качество жизни, возможность реализации ими своих творческих сил, духовных запросов и материальных потребностей. Бедность как социальное явление должна быть исключена из жизни российского общества. Необходимо обеспечить достойную жизнь ветеранам, инвалидам и людям преклонного возраста, а также доступность для всего населения образования, культуры, медицинского обслуживания, транспорта, связи, коммунальных услуг.

С точки зрения национальных интересов в области экономики наиболее актуальным является обеспечение ее функционирования в режиме расширенного воспроизводства, защиты интересов отечественных производителей, повышения инновационной и инвестиционной активности, постоянного контроля за стратегическими ресурсами страны, поддержания научного потенциала, способного утвердить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса.

Важнейшим условием реализации национальных интересов в этой области является переход экономики к модели устойчивого развития с определенным уровнем государственного регулирования экономических процессов, гарантирующего стабильное функционирование и развитие многоукладной экономики и обеспечивающего сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения окружающей среды в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений.

Единство экономического пространства, наличие большого и разнообразного внутреннего рынка являются важнейшим национальным достоянием России. Его сохранение и развитие с учетом производственной специализации регионов имеет консолидирующее значение для российской экономики.

Во внешнеэкономической сфере национальные интересы России заключаются в установлении для российских производителей таких экономических связей, которые бы обеспечили реализацию интересов российских предприятий, способствовали повышению конкурентоспособности отечественной продукции, эффективности производства и экономическому росту. Россия не приемлет силовых методов во внешнеэкономической деятельности. "

С этой точки зрения более поздняя редакция Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 10 января 2000 г., принципиальным образом отличается от аналогичного документа, принятого в 1997 г. Самое главное, что в этом новом документе дается более четкая и всестороння оценка реальных и скрытых угроз для нашей страны (в том числе и для ее экономической системы), более определенно сформулированы национальные (в том числе и экономические) интересы страны и намечены пути решения (хотя и в достаточно общем виде) стоящих в данной области проблем. Это находит свое проявление во всех разделах данного документа:

при оценке места России в мировом сообществе;

при формулировке и оценке национальных интересов России ("Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми");

при оценке угроз национальной безопасности Российской Федерации;

в разделе "Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации", где указываются реальные пути решения указанных проблем.

Распад СССР показал, что для безопасного существования недостаточно иметь мощную армию и высокотехнологичную оборонную промышленность, нужны еще многие слагаемые экономики, развитый сектор потребительских благ и услуг, конкурентность товаров на мировом рынке, отлаженный механизм экономического управления и др.

Устойчивость экономики, динамизм ее развития в значительной мере способствует стабилизации социальной сферы, сплочению различных социальных групп, слоев, этносов, преодолению деструктивных конфликтов, увеличению занятости населения, повышению качества жизни, сокращению числа людей, доходы которых ниже прожиточного минимума.

Экономическая составляющая оказывает существенное влияние на развитие политической системы общества, ее готовность и возможность противостоять действиям деструктивных сил. Без надлежащего экономического потенциала нельзя создать и обеспечить деятельность политических, правовых и силовых структур, способных успешно защищать политические интересы страны.

Наука, образование, культура в состоянии в полной мере раскрывать свои потенции, быть ведущим фактором ускорения гуманистического развития общества только при условии опоры на соответствующий экономический потенциал. Итак, в национальной безопасности экономическая составляющая представляет собой несущую опору, ведущий стержень, обеспечивающий функционирование всех элементов системы.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: