Компетентность решения проблем

Что такое проблема?[20]

Как в трудовой, так и в обыденной жизни, нам постоянно приходится сталкиваться с проблемами. Поэтому способность решать проблемы практически и социально приемлемым образом является базовой или ключевой способностью, необходимой при любого рода деятельности. Различают предметные проблемы, связанные с предметом профессиональной деятельности и социальные проблемы, связанные с (неадекватным) поведением сотрудников в различных ситуациях. Решение предметных проблем относят к компетнции методов, частью которой и является компетенция решения проблем. Умение адекватно и конструктивно решать межчеловеческие проблемы относят к личностной компетенции. Когда говорят о компетенции решения проблем имеют ввиду предметные или профессиональные проблемы.

Что такое проблема? Часто проблемой называют то, что не является проблемой в подразумеваемом здесь смысле, а именно проблемой называют довольно ясную саму по себе задачу, при которой я вообще-то знаю, как ее решить, но у меня (или у организации) не хватает времени или сил на ее решение.[21] Это не есть настоящая проблема. Под проблемой понимают трудную задачу, как правило связанную с наличным состоянием, при которой я не знаю, как мне достичь желаемой цели, обозначаемой, как желаемое состояние. Решение проблемы требует от лиц, ищущих этого решения, не только систематического образа мыслей и действий, при котором я применяю уже известные принципы и методы, но и прагматического, при котором я могу гибко реагировать на новые, трудные, неожиданные ситуации и способы решения.

Компетенция решения проблем определяется в книге Р.Ланга «Ключевые квалификации»[22] сл. образом: это способность руководителя или члена рабочей группы: а) узнавать, описывать и анализировать проблемы, возникающие на рабочем месте (по ходу работы) или в окружающем мире, в связи с трудовой деятельностью (т.е. узнавать проблемы, как проблемы); узнавать, вычленять ядро проблемы; описание наличного состояния, проблемной ситуации; б) осуществлять процесс решения проблемы поэтапно и планомерно, что значит: определить желаемое состояние (цель), обсудить и согласовать его с другими; разбить конечную цель на составные промежуточные цели; определить ближайшие цели и мотивировать сотрудников к их достижению (только они приводят к успеху); из различных вариантов решения выбирать наилучший; обсудить этот путь в группе, чтобы и другие могли взять на себя ответственность за достижение успеха; в) реализовывать план, работать по плану и проверять осуществление намеченного, контролировать успех; сравнивать запланированное желаемое состояние с наличным достигнутым.

Полноразвитая компетенция решения проблем предполагает, помимо собственно вышеназванных способностей, развитие целого комплекса психологических качеств, стабильных психологических структур, способствующих длительной деятельности в ситуации современного рабочего места, являющейся принципиально проблемной. Например, конструктивная основная позиция по отношению к проблемам, чувство доверия к собственным силам, уверенность, что обладаешь способностью к решению проблем; любопытство, готовность и способность учиться; настойчивость, самокритичность и др. Все эти более глубокие психологические структуры формируются (или разрушаются) в не в последнюю очередь во время обучения в школе.

Развитие компетенции решения проблем в школе.

Обучение путем решения проблем (Problemlösende Unterricht) является, согласно английским и немецким материалам, одной из основных форм обучения[23] (наряду с рассказыванием, предъявлением, чтением и т.д.). Оно исходит из того, что ученик в общих чертах уже видит структуру, понятие, воззрение, конечную цель, но не знает в деталях, как ему добиться желаемого результата. Решать пролему значит разработать или развить идею, процесс, образ действий, приводящий к решению. Это значит, что решение в свернутом виде уже содержится в самой проблеме и представляет собой путь от идеи проблемы к идее решения. Поэтому преподавание на основе решения проблем – это преподавание, предполагающее процесс развитие, развертывание. Исходят из того, что такого рода преподавание повышает мотивацию учеников, развивает креативность мышления и компетентность решения проблем в жизненных (внеучебных) ситуациях. Хотя и не существует опытных данных, основанных на эмпирических исследованиях о том, что данная форма преподавания действительно ведет к развитию компетенции решения проблем в реальной жизни[24], тем не менее исходят из предпосылки, кажущейся очевидной, что такое формирование и развитие происходит.

Обучение путем решения проблем не связано с каким-то определенным содержанием, но может осуществляться на всех предметах. Например, на уроке географии ученикам может быть предложена задача определить, где лучше всего можно построить электростанцию на определенном участке реки (например, Рейна). Данная задача опирается на уже нечто известное ученикам - они знают, что такое электростанция, как работают турбины, и т.д.. С другой стороны перед ними совершенно конкретные географические данности (особенности ландшафта, русло реки и т.д.) Таким образом есть наличное состояние из которого должно быть развито желаемое и найдены пути возможного наилучшего решения данной проблемы. Обучение путем решения проблем возможен во всех, как на теоретических, так и практических, связанных с выполнением какой-либо, например, ремесленной задачи, предметах. Преподавание математики, языка, литературы и т.д. предлагают учителю многообразные возможности проблемно-ориентированного обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: