Коммуникативная компетентность

       Основные источники данного реферата: «На пути к новой культуре учения» (Auf dem Weg zu einer neuen Lernkultur, hrsg. Wilfried Lohre, Gütersloh 1999) – совместный проект «Schule&CO» Министерства школ и дополнительного образования земли Нордрайнвестфален (ФРГ) и Бертельсманштифтунг, в котором детально описаны направление и организация модернизации школы на материале реформирования школьной системы регионов Герфорд и Леверкузен земли Нордрайнвестфален (Программа EVA); и «Ключевые компетенции 2000. Программа» (Oxford and RSA Examinations) - совместный проект экзаменационных комиссий Оксфордского и Кембриджского университетов для присуждения Сертификата достижений, предназначенные для школ, колледжей, работодателей и образовательных центров всех типов для школьников любых возрастов. Материал представляет собой основу для диагностики сформированности ключевых компетенций коммуникации, операции с числами, информационным технологиям, работы с людьми, усовершенствования способности к обучению, и решение проблем (Кембриджские материалы).

       1. Вводные замечания

       Коммуникативная компетентность, т.е. готовность и способность к коммуникации – есть важнейшее качество, необходимое человеку во всех ситуациях жизни. Однако, особенно в последние годы, - со стороны работодателей и преподавателей ВУЗов участились жалобы, что выпускники школ обладают этой способностью в неудовлетворительной степени. Это соответствует также и наблюдениям самих учителей. Ситуация усугубляется еще и тем, что различные альтернативные традиционному уроку открытые формы обучения, как то проектное обучение, групповые формы обучения и др., направленные на формирование ключевых компетенций, построены и находятся в зависимости от элементарной готовности и способности учеников к коммуникации. Отсюда то ключевое значение, которое придается развитию коммуникативной компетентности уже на сравнительно ранних этапах обучения в школе(EVA).

       2. Коммуникативная компетентность

       Требования, выдвигаемые к коммуникативной компетентности Кембридскими материалами, предусматривают как устную (дискуссии, доклады, презентации), так и письменную (чтение, понимание и написание различного рода текстов) форму коммуникации. Каждая из этих основных способностей или умений анализируется, т.е. подразделяется на свои составляющие и операционализируется, т.е. переводятся на язык действия. Далее, выделяются пять уровней сформированности в зависимости от сложности задачи (см. предыдущий материал). Здесь мы рассмотрим только первые три уровня, так как дальнейшие ступени, по нашему мнению, выходят далеко за рамки возможных требований к выпускнику школы.

       2.1 Устная коммуникация

       2.1.1 Обсуждение и дискуссия

Способность участвовать в обсуждении и/или дискуссии один на один или в группе означает, что испытуемый на первом уровне умеет а) получать информацию о предмете дискуссии, чтобы говорить вещи, имеющие к нему отношение; б) выражаться ясно и адекватно ситуации; г) слушать, понимать речь участников и соотносить свои высказывания с ними.

На втором уровне умеет а)поддерживать дискуссию относительно простых предметов адекватно ее целям и ситуации, приводя аргументы, высказывая мнения и идеи; б) владея в том числе и невербальными средствами коммуникации, как то манера, жесты, громкость голоса и др. в) способствовать прогрессу дискуссии, например, подводя итог сказанного, фокусируя внимание участников на целях дискуссии и т.д. г) продемонстрировать, что он слышит и понимает участников, например, с помощью языка телодвижений, используя соответствующий вокабуляр, показывая свой интерес; д) адекватно реагирует, например, путем тактично высказанного комментария, вопроса и т.д. В дальнейшем нужно иметь ввиду, что первые два уровня являются фундаментом, т.е. при определении дальнейших ступеней подразумевается, что все, описанное в них на дальнейших ступенях сохраняется.

На третьем уровне умеет: а) поддерживать дискуссию относительно сложных предметов адекватно ее целям и ситуации, т.е. решать когда и в какой мере участвовать в дискуссии для достижения ее цели, например, дать сложное объяснение или аргументацию, объяснить событие, высказать мнение в соответствие с актуальной ситуацией, например, степенью формальности, настрооением и т.д. б) при слушании других участников и соотнесении своих высказываний с ними учитывать более тонкие особенности их конституции, например, культурную принадлежность, гендерные аспекты и т.д. в) стимулировать окружающих к эффективному участию, например, создавая возможность для того, чтобы другие помогали продвижению дискуссии.

       2.1.2 Небольшие выступления.

       Умение делать небольшие выступление рассматривается в Кембриджских материалах, как уже продвинутая ступень устной коммуникации, поэтому оно появляется только на втором уровне. Этот вид речевого общения нельзя четко отделить от обсуждения или дискуссии, так как внутри обсуждения могут возникать ситуации, в которых необходимо сделать небольшие выступления. Таким образом, второй уровень коммуникативной компетенции подразумевает, что испытуемый умеет: а) подготовить речь, т.е. изучить тему, подготовить заметки, отобрать иллюстрации и т.д. б) использовать язык в соответствие с ситуацией, например, не использовать специальные технические термины, которые необходимо объяснять аудитории; в) придерживаться предмета выступления (не отклоняться от темы) и структурировать сообщение, дабы слушатели могли легче следовать за развиваемой мыслью; г) держать внимание аудитории, например, путем изменения интонации (живая речь); д) использовать изображение для иллюстрации основной мысли.

       2.1.3 Презентации

       Презентации рассматриваются, как дальнейшее развитие умения делать небольшие выступления и как признак развития коммуникативной компетенции следующего, третьего уровня. На этом уровне испытуемый должен уметь: а) подготовить презентацию, соответствующую заданной (задуманной) цели, например, представить результаты исследований или проделанной работы; б) по ходу презентации приводить аргументы; в) использовать язык и стиль речи, подходящий комплексному предмету презентации, т.е. не противоречащий ему, формальности ситуации и потребностям аудитории; г) речь должна быть структурирована (последовательность в изложении мыслей); д) использовать различные техники привлечения внимания аудитории, например, пояснять трудные места примерами, обращаться к опыту аудитории, менять громкость голоса и интонации, использовать изображения, схемы, рисунки.

       2.2 Письменная коммуникация

       2.2.1 Чтение и получение информации

            На первом уровне испытуемый должен уметь: а) узнать, что необходимо читать на данную тему, например, для того, чтобы собрать информацию – факты, идеи, мнения и инструкции; б) определять основную идею в относительно простых текстах, например, в письмах, записках, газетный и журнальных статьях и т.д. в) извлекать основную идеи из разного рода изображений – рисунков, диаграмм, графиков, схем; г) пользоваться справочником и словарем; д) прибегать к посторонней помощи в случае сомнения.

       На втором уровне испытуемый должен уметь: а) использовать различные источники для получения необходимой информации, например, находить и сопоставлять факты, идеи, мнения и инструкции; б) бегло просматривать материал и определить основную идею относительно простого текста – отчетов, учебников, статей; в) извлекать из подобных текстов необходимую информацию при беглом просмотре; г) определять намерения автора, например, по тону, терминологии, структуре текста; д) определять логические связки, например, используя вводные слова «однако», «таким образом», тогда как» и т.д. и основные идеи текста или изображений разного рода; е) обобщать полученную информацию, например, в виде письменного отчета или устно.

       На третьем уровне испытуемый должен уметь работать с более сложным материалом: а)бегло просматривать объемные материалы, такие как учебники, вторичные источники информации, статьи и отчеты для вычленения необходимой информации, например, для того, чтобы расширить видение предмета, ознакомиться с другими подходами и идеями, найти доказательства; б) использовать дополнительную литературу для того, чтобы понять причинно-следственные связи и получить информацию из текста или изображения, например, обратиться к базам данных, к другим текстам, к коллегам; в) сравнивать подходы, признавать мнения, различать прдубеждения, например, определять намерения автора по тому, как подается информация; в) синтезировать полученную информацию, например, в отчетах и презентациях давать собственную интерпретацию предмета, основанную на учете и анализе различной дополнительной информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: