Устройство подшипников

 

В буксах пассажирских и грузовых вагонов применяются роликовые подшипники:

а) с короткими цилиндрическими роликами однорядные с однобортовым внутренним кольцом (как показано на рисунке 30 а);

б) с короткими цилиндрическими роликами однорядные с безбортовым внутренним кольцом и плоским упорным кольцом (как показано на рисунке 30 б);

Примечание: Посадка внутренних колец на шейку оси осуществляется методом прессования или горячей посадкой, заключающегося в нагреве внутренних колец (при этом происходит их объемное расширение), их постановке на шейку оси, остывание, после которого обеспечивается необходимая прочность прессового соединения колец с осью.

Ролики цилиндрических подшипников изготавливаются с рациональным контактом – «бомбиной». Радиус бомбины – 20000-4000 (как показано на рисунке 30 в).

У цилиндрических подшипников, имеющих полиамидные сепараторы, ролики удерживаются в гнездах за счет специального утолщения на перемычках.

Основные типы роликовых подшипников, применяемые в буксах пассажирских и грузовых вагонов широкой колеи, их размеры и массы представлены в таблице 2.

Цилиндрические роликовые подшипники с различными индексами и цифрами (ЕМ, Е2М, и др.), стоящими после условного обозначения, отличаются друг от друга применяемым материалом сепараторов (Е – полиамид и др.).

Подшипники (кольца и ролики) изготавливают из хромистой стали марок ШХ15 и ШХ15СГ, стали электрошлакового переплава марки ШХ15СГШ, а также из стали регламентированной прокаливаемости марки ШХ4 по ТУ 14-1-92374 и могут быть изготовлены из других марок стали по согласованию с заказчиком. Подшипники 42726 с внутренними кольцами из стали регламентированной прокаливаемости марки ШХ4 имеют увеличенную фаску на борту внутреннего кольца с наружной стороны высотой 3мм и шириной 5мм или на наружном диаметре борта внутреннего кольца имеется проточка радиусом 2,5мм.

На основании указания П-3286 от 31 марта 2003г. использование внутренних колец подшипников марок ШХ15 и ШХ15СГ, стали электрошлакового переплава марки ШХ15СГШ запрещено.

Внутренние кольца подшипников 232726 из стали регламентированной прокаливаемости марки ШХ4 имеют проточку на скосе глубиной 0,5мм и шириной 2мм.

Внутренние кольца подшипников из стали регламентированной прокаливаемости марки ШХ4 имеют маркировку 42726Л4М и 232726Л4М или 42726Е2М и 232726Е2М.

При изготовлении на торцы наружного и внутреннего колец цилиндрических подшипников наносят знак завода-изготовителя (16ГП3, 8ГП3-ХАРП, 5ГПЗ, 3ГПЗ-СП3 и 1ГПЗ-МПЗ) и указывают дату изготовления месяц и год. Месяц указывают условно буквой или цифрой, располагаемой рядом с порядковым номером подшипника.  После ремонта маркировку на кольцах подшипников наносят (электрографом или маркером) только с одной стороны (рисунок 33).

 

                                а)                                                                                 б)

а) цилиндрический однорядный с однобортовым внутренним кольцом;

б) цилиндрический однорядный с безбортовым внутренним кольцом и плоским упорным кольцом;

1 - наружное кольцо; 2 - ролик; 3 - внутренне кольцо;

4 - сепаратор; 5 - упорное кольцо.

Рисунок 29 - Роликовые подшипники        

 

 

 

а)                                    б)                                       в)

а, б – ролики цилиндрических подшипников со скосами

в – ролик цилиндрический с рациональным контактом «бомбиной».

Рисунок 30Формы роликов цилиндрических подшипников.

 

Рисунок 31 - Составные части подшипников.

 

 

Рисунок 32 - Маркировка роликовых подшипников

 

Рисунок 33 - Маркировка роликовых подшипников при ремонте

 

Таблица 2 - Основные типы подшипников

Обозначение

подшипников

Размеры

подшипников,

мм

Число

роликов,

шт

Размеры роликов, мм

 

Радиальный

зазор, мм

Способ посадки

Масса подшипника

кг

D B d* dp dp1 dp2  
Цилиндрические Подшипники: 30-42726 36-42726     250     80     130     14**     32     -     -     52   0,115-0,170     Горячая     19,0
30-232726, 36-232726 250 80 130 14** 32 - - 52 0,115-0,170 Горячая 19,0
30-42728, 36-42728 260 80 140 16 32 - - 52 0,115-0,180 Горячая 19,9
30-232728, 36-232728 260 80 140 16 32 - - 52 0,115-0,180 Горячая 19,9

      *) Внутренний диаметр подшипников на горячей посадке (диаметр шейки оси)

  **) Подшипники с полиамидными сепараторами имеют по 15 роликов.

 

 

Таблица 3 - Типы сталей

Марка

стали

Содержание элементов, % не более

углерод марганец кремний хром Сера и фосфор никеля медь Никель и медь
ШХ15 0,95-1,10 0,20-0,40 0,17-0,37 1,30-1,65 0,02-0,027 0,30 0,25 0,50
ШХ15СГ 0,95-1,10 0,90-1,20 0,40-0,65 1,30-1,65 0,02-0,027 0,30 0,25 0,50
ШХ4 0,95-1,05 0,15-0,30 0,15-0,30 0,35-0,50 0,02-0,027 0,30 0,25 -
ШХ15СГШ 1,01 1,10 0,52 1,50 0,008-0,0007 0,21 0,20 -
18ХГТ 0,21 1,00 0,30 1,20 0,008-0,009 0,30 0,10 -

 

Год изготовления подшипников обозначают условно заглавной буквой русского алфавита, а начиная с августа 1997г. – двумя последними цифрами года – 97, 98 и т.д. Знак «Л», стоящий после маркировки года изготовления подшипника, указывает, что подшипник изготовлен из стали электрошлакового переплава.

Кроме указанной маркировки, на подшипники наносят порядковый номер и условное обозначение подшипника, состоящее из цифр и букв.

Для серийных подшипников (42726, 232726 или 2726) условное обозначение характеризует тип, серию, конструкцию и другие особенности.

Внутренние кольца однотипных подшипников взаимозаменяемые, поэтому на наружных кольцах наносят обозначения основного типа (30-42726Л  или 30232726Л1), а также два условных обозначения подшипников (переднего и заднего) при расположении маркировки на торцах колец через  в следующем порядке, например, 30-232726Л1, 3ГП3, 30-42726Л, порядковый номер, месяц и год изготовления.

На внутренних кольцах наносят обозначения одного типа подшипника, завод-изготовитель, месяц и год выпуска.

Цилиндрические подшипники, изготавливаемые на автоматической линии, кроме того, могут иметь номер группы (I, II, III), к которой отнесено внутреннее кольцо по отклонению диаметра посадочного отверстия от номинального размера. К группе I относятся кольца с минусовыми отклонениями от номинального размера до 8мкм, к группе II – от 9до 17мкм и к группе III – от 18 до 25мкм.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: