В буксах пассажирских и грузовых вагонов применяются роликовые подшипники:
а) с короткими цилиндрическими роликами однорядные с однобортовым внутренним кольцом (как показано на рисунке 30 а);
б) с короткими цилиндрическими роликами однорядные с безбортовым внутренним кольцом и плоским упорным кольцом (как показано на рисунке 30 б);
Примечание: Посадка внутренних колец на шейку оси осуществляется методом прессования или горячей посадкой, заключающегося в нагреве внутренних колец (при этом происходит их объемное расширение), их постановке на шейку оси, остывание, после которого обеспечивается необходимая прочность прессового соединения колец с осью.
Ролики цилиндрических подшипников изготавливаются с рациональным контактом – «бомбиной». Радиус бомбины – 20000-4000 (как показано на рисунке 30 в).
У цилиндрических подшипников, имеющих полиамидные сепараторы, ролики удерживаются в гнездах за счет специального утолщения на перемычках.
Основные типы роликовых подшипников, применяемые в буксах пассажирских и грузовых вагонов широкой колеи, их размеры и массы представлены в таблице 2.
Цилиндрические роликовые подшипники с различными индексами и цифрами (ЕМ, Е2М, и др.), стоящими после условного обозначения, отличаются друг от друга применяемым материалом сепараторов (Е – полиамид и др.).
Подшипники (кольца и ролики) изготавливают из хромистой стали марок ШХ15 и ШХ15СГ, стали электрошлакового переплава марки ШХ15СГШ, а также из стали регламентированной прокаливаемости марки ШХ4 по ТУ 14-1-92374 и могут быть изготовлены из других марок стали по согласованию с заказчиком. Подшипники 42726 с внутренними кольцами из стали регламентированной прокаливаемости марки ШХ4 имеют увеличенную фаску на борту внутреннего кольца с наружной стороны высотой 3мм и шириной 5мм или на наружном диаметре борта внутреннего кольца имеется проточка радиусом 2,5мм.
На основании указания П-3286 от 31 марта 2003г. использование внутренних колец подшипников марок ШХ15 и ШХ15СГ, стали электрошлакового переплава марки ШХ15СГШ запрещено.
Внутренние кольца подшипников 232726 из стали регламентированной прокаливаемости марки ШХ4 имеют проточку на скосе глубиной 0,5мм и шириной 2мм.
Внутренние кольца подшипников из стали регламентированной прокаливаемости марки ШХ4 имеют маркировку 42726Л4М и 232726Л4М или 42726Е2М и 232726Е2М.
При изготовлении на торцы наружного и внутреннего колец цилиндрических подшипников наносят знак завода-изготовителя (16ГП3, 8ГП3-ХАРП, 5ГПЗ, 3ГПЗ-СП3 и 1ГПЗ-МПЗ) и указывают дату изготовления месяц и год. Месяц указывают условно буквой или цифрой, располагаемой рядом с порядковым номером подшипника. После ремонта маркировку на кольцах подшипников наносят (электрографом или маркером) только с одной стороны (рисунок 33).
а) б)
а) цилиндрический однорядный с однобортовым внутренним кольцом;
б) цилиндрический однорядный с безбортовым внутренним кольцом и плоским упорным кольцом;
1 - наружное кольцо; 2 - ролик; 3 - внутренне кольцо;
4 - сепаратор; 5 - упорное кольцо.
Рисунок 29 - Роликовые подшипники
а) б) в)
а, б – ролики цилиндрических подшипников со скосами
в – ролик цилиндрический с рациональным контактом «бомбиной».
Рисунок 30 – Формы роликов цилиндрических подшипников.
Рисунок 31 - Составные части подшипников.
Рисунок 32 - Маркировка роликовых подшипников
Рисунок 33 - Маркировка роликовых подшипников при ремонте
Таблица 2 - Основные типы подшипников
Обозначение подшипников | Размеры подшипников, мм | Число роликов, шт | Размеры роликов, мм
| Радиальный зазор, мм | Способ посадки | Масса подшипника кг | |||||
D | B | d* | dp | dp1 | dp2 | ||||||
Цилиндрические Подшипники: 30-42726 36-42726 | 250 | 80 | 130 | 14** | 32 | - | - | 52 | 0,115-0,170 | Горячая | 19,0 |
30-232726, 36-232726 | 250 | 80 | 130 | 14** | 32 | - | - | 52 | 0,115-0,170 | Горячая | 19,0 |
30-42728, 36-42728 | 260 | 80 | 140 | 16 | 32 | - | - | 52 | 0,115-0,180 | Горячая | 19,9 |
30-232728, 36-232728 | 260 | 80 | 140 | 16 | 32 | - | - | 52 | 0,115-0,180 | Горячая | 19,9 |
*) Внутренний диаметр подшипников на горячей посадке (диаметр шейки оси)
**) Подшипники с полиамидными сепараторами имеют по 15 роликов.
Таблица 3 - Типы сталей
Марка стали | Содержание элементов, % не более | |||||||
углерод | марганец | кремний | хром | Сера и фосфор | никеля | медь | Никель и медь | |
ШХ15 | 0,95-1,10 | 0,20-0,40 | 0,17-0,37 | 1,30-1,65 | 0,02-0,027 | 0,30 | 0,25 | 0,50 |
ШХ15СГ | 0,95-1,10 | 0,90-1,20 | 0,40-0,65 | 1,30-1,65 | 0,02-0,027 | 0,30 | 0,25 | 0,50 |
ШХ4 | 0,95-1,05 | 0,15-0,30 | 0,15-0,30 | 0,35-0,50 | 0,02-0,027 | 0,30 | 0,25 | - |
ШХ15СГШ | 1,01 | 1,10 | 0,52 | 1,50 | 0,008-0,0007 | 0,21 | 0,20 | - |
18ХГТ | 0,21 | 1,00 | 0,30 | 1,20 | 0,008-0,009 | 0,30 | 0,10 | - |
Год изготовления подшипников обозначают условно заглавной буквой русского алфавита, а начиная с августа 1997г. – двумя последними цифрами года – 97, 98 и т.д. Знак «Л», стоящий после маркировки года изготовления подшипника, указывает, что подшипник изготовлен из стали электрошлакового переплава.
Кроме указанной маркировки, на подшипники наносят порядковый номер и условное обозначение подшипника, состоящее из цифр и букв.
Для серийных подшипников (42726, 232726 или 2726) условное обозначение характеризует тип, серию, конструкцию и другие особенности.
Внутренние кольца однотипных подшипников взаимозаменяемые, поэтому на наружных кольцах наносят обозначения основного типа (30-42726Л или 30232726Л1), а также два условных обозначения подшипников (переднего и заднего) при расположении маркировки на торцах колец через в следующем порядке, например, 30-232726Л1, 3ГП3, 30-42726Л, порядковый номер, месяц и год изготовления.
На внутренних кольцах наносят обозначения одного типа подшипника, завод-изготовитель, месяц и год выпуска.
Цилиндрические подшипники, изготавливаемые на автоматической линии, кроме того, могут иметь номер группы (I, II, III), к которой отнесено внутреннее кольцо по отклонению диаметра посадочного отверстия от номинального размера. К группе I относятся кольца с минусовыми отклонениями от номинального размера до 8мкм, к группе II – от 9до 17мкм и к группе III – от 18 до 25мкм.