Глава 2. Методики изучения мотивации спортсмена

Процедура проведения исследования

 

Как было отмечено выше, основными задачами эмпирической части работы явились:

- подбор данного инструментария;

- проведение эмпирических исследований;

- интерпретация результатов.

В соответствии с выдвинутой гипотезой, о том что у спортсменов (тхеквондистов) доминируют следующие мотивы занятия спортом: «гражданско-патриотические» и «развитие характера и психических качеств» мы использовали ряд методик, а именно:

- методика «Мотивы занятий спортом» А.В. Шаболтас;

- методика «Изучений мотивов занятий спортом» В.И. Тропиков

1) Методика «Мотивы занятий спортом».

Методика разработана А.В. Шаболтас. Предназначена для выявления доминирующих целей (личностных смыслов) занятий спортом и включает в себя 10 мотивов-категорий, соответствующих определенным высказываниям (суждениям), приведенным в опроснике.

- мотив эмоционального удовольствия (ЭУ) – стремление, отражающее радость движения и физических усилий.

- мотив социального самоутверждения (СС) – стремление проявить себя, выражается в том, что занятия спортом и достигаемые при этом успехи рассматриваются и переживаются с точки зрения личного престижа, уважения знакомыми, зрителями.

- мотив физического самоутверждения (ФС) - стремление к физическому развитию, становлению характера.

- социально-эмоциональный мотив (СЭ) – стремление к спортивным событиям ввиду их высокой эмоциональности, неформальности общения, социальной и эмоциональной раскованности.

- социально-моральный мотив (СМ)- стремление к успеху своей команды, ради которого надо тренироваться, иметь хороший контакт с партнерами, тренером.

- мотив достижения успеха в спорте (ДУ) – стремление к достижению успеха, улучшению личных спортивных результатов.

- спортивно-познавательный мотив (СП) – стремление к изучению вопросов технической и тактической подготовки, научно обоснованных принципов тренировки.

- рационально-волевой (рекрационный) мотив (РВ) – желание заниматься спортом для компенсации дефицита двигательной активности при умственной (сидячей) работе.

- мотив подготовки к профессиональной деятельности (ПД) – стремление заниматься спортом для подготовки к требованиям избранной профессиональной деятельности.

- гражданско-патриотический мотив (ГП) – стремление к спортивному совершенствованию для успешного выступления на соревнованиях, для поддержания престижа коллектива, города, страны.

2) Методика «Изучение мотивов занятий спортом».

Методика разработана В.И. Тропиковым. Для выяснения степени важности различных причин (ситуаций, обстоятельств) которые побудили и побуждают спортсмена продолжать заниматься выбранным им видом спорта. Эта методика включает в себя 12 степеней.

- общение;

- познания

- материальных благ

- развитие характера и психических качеств

- физического совершенства

- улучшения самочувствия и здоровья

- эстетического удовольствия и острых ощущений

- приобретения полезных для жизни умений и знаний

- потребность в одобрении

- повышение престижа, желание славы

- коллективистская направленность

В исследовании приняли участие 15 спортсменов тхеквондо из них 5 девушек и 10 юношей в возрасте от 19 до 25 лет активно занимающимися спортом.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1 этап. Испытуемым был выдан комплект методик и бланков для ответа.

2 этап. Проведен подробный инструктаж как выполняются эти методики.

3 этап. Сбор и обработка результатов.

 

Результаты исследования

 

Обратимся к результатам исследования методики «Мотивы занятий спортом» (таблица №1).

 

Таблица 1 - Степень выраженности мотиваций у спортсменов

испытуемого

Мотивы-категории

ЭУ СС ФС СЭ СМ ДУ СП РВ ПД ГП
1 10 17 15 13 18 19 15 15 10 22
2 16 26 15 22 23 19 18 15 19 27
3 19 22 17 20 26 23 23 20 25 27
4 16 27 20 25 21 26 24 19 17 21
5 14 24 18 23 22 20 21 25 20 25
6 19 17 25 13 20 18 21 17 13 27
7 18 15 23 19 20 17 22 15 20 25
8 20 18 19 17 19 21 20 18 13 23
9 15 17 16 14 23 14 24 20 22 21
10 13 16 20 15 21 23 19 25 15 22
11 18 20 16 18 19 25 18 22 16 23
12 20 19 16 20 17 20 20 23 19 22
13 16 17 19 16 23 22 21 17 20 25
14 19 22 21 18 24 25 23 16 17 26
15 16 24 18 20 17 25 22 15 19 27
среднее по шкалам 16.6 20.1 18.6 18.2 20.8 21.2 20.7 18.8 17.6 24.2

 

Смотрим, какие доминируют мотивы по группе:

1ранг - 24.2 – гражданско-патриотический мотив

2 ранг - 21.2 – мотив достижения успеха в спорте

3 ранг - 20.8 –социально - моральный мотив

4 ранг- 20.7 – спортивно – познавательный мотив

5 ранг - 20.1- мотив социального самоутверждения

6 ранг - 18.8 – рационально – волевой (рекреационный) мотив

7 ранг - 18.6 – мотив физического самоутверждения

8 ранг - 18.2 – социально – эмоциональный мотив

9 ранг 17.6 – мотив подготовки к профессиональной деятельности

10 ранг - 16.6 – мотив эмоционального удовольствия

По методике «мотивы занятий спортом» было выявлено что доминирующим мотивом является гражданско-патриотический мотив 24.2. Это говорит о том, что все спортсмены стремятся к спортивному совершенствованию для поддержания престижа города и страны.

Рассмотрим результаты исследования методики «Изучение мотивов занятий спортом» (таблица №2).


Таблица 2 - Степень важности различных мотивов

№ испыт.

Степени выраженности мотивов

общения познания   Матер-ых благ Раз-я характера Физ-го совер-ва Улуч-я само-ия Эстет-го удо-ия При-я полезных знаний Пов-е престижа Кол-кая напр-ть
1 1 4.25 1.5 4.37 4.4 1.87 4 1.6 3.6 4.71
2 3.3 4.5 2.75 3.75 4.6 2.12 4.4 2.5 3.5 5
3 3.1 5 2.12 3.5 4.4 2.5 3.6 2.83 3.8 4.85
4 2.2 4 2.25 2.12 4.2 2.6 3.1 3.3 3.3 4
5 2.1 3.75 1.87 2.5 2.7 2.37 2.7 3.5 3.2 4.14
6 3.8 3.25 2.37 3.12 4 1.62 3.4 4.1 2.8 3.85
7 3 3 2.5 3.87 3.6 2.25 3.3 3 3 3.57
8 2.6 2 2.87 2.87 3.3 2.75 3 3.16 2.7 3.14
9 2.5 2.5 3.12 4 3.5 2.37 2.3 2.3 2.9 4.28
10 2.2 2.75 3.75 4.25 4.1 2.87 2.5 4 3.7 4.42
11 2.8 4.5 3.25 3.37 4.2 3.12 2.8 4.5 2.6 2.5
12 2.4 3.75 3 2.37 4.8 3 3.6 2.6 3.7 4.57
13 2.3 3.25 2 3 4.5 3.25 4.2 2.1 2.8 3.71
14 2.7 2.5 3.37 2 3.6 3.5 3.5 2.3 3.4 4.57
15 3.6 4.25 2.5 1.87 3.3 2.6 4.8 2 3.6 4.14
среднее по шкалам 41.3 53.25 39.22 46.6 59.2 38.79 51.2 43.59 45.4 65.02

 

Смотрим какие доминируют мотивы по группе:

1 ранг– 65.02 - коллективистская направленность

2 ранг– 59.2 - физического совершенства

3 ранг– 53.25 - познания

4 ранг– 51.2 - эстетического удовольствия и острых ощущений

5 ранг– 50.6 - потребность в одобрении

6 ранг – 46.6 - развитие характера и психических качеств

7 ранг– 45.4 - повышение престижа, желание славы

8 ранг– 43.59 - приобретение полезных для жизни умений и знаний

9 ранг– 39.22 - материальных благ

10 ранг– 38.79 - улучшение самочувствия и здоровья

По методике «изучения мотивов занятий спортом» было выявлено что 65.02 коллективистская направленность.

Таким образом, наша гипотеза о том, что у спортсменов (тхеквондистов) доминируют следующие мотивы занятия спортом: «гражданско-патриотические» и «развитие характера и психических качеств», подтвердилась.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

мотивация спортсмен

В мотивации достижения цели у спортсменов преобладают мотивы надежды на успех. В содержание мотива спортсмена на достижение успеха входят: стремление к победе, эмоциональный фактор, способность «бороться до конца». Наибольшей силой мотива обладают спортсмены видов спорта циклического характера, требующих преимущественного проявления выносливости. В играх и единоборствах мотивация не так сильно выражена, но зато она более сложна и связана с различными чертами личности.

Мотивация спортивной деятельности связана с потребностями, ценностями в сфере спорта, является своеобразным движителем спортсмена в его многолетних занятиях спортом. Сила, направленность, устойчивость мотивации обусловлены характером объекта (вида спорта) и отношением спортсмена к нему (спорту). Мотивация зависит не только от внешних факторов, но и от внутренних.

Поданным исследования методик «мотивы занятий спортом» и «изучение мотивов занятий спортом» мы видим, что доминируют мотивы Гражданско-патриотический 24.2 и коллективистская направленность 65.02. Это говорит о том, что борьба за честь города и страны для многих спортсменов является делом большей важности и более сильным мотивом чем все остальные мотивы.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Батаршев А.В. Современные теории личности: Краткий очерк. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96 с.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – 415-476 с.

3. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. (Факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности). – М.: Просвещение, 1983. – 223 с.

4. Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности – СПб.: Питер, 2003. – 640 с.

5. Келишев И. Г. Спортивная направленность личности: Личность и спорт. – М.: Просвещение, 1975. – 240 с.

6. Общая спортивная психология./Под ред. Г.Д. Бабушкина, В.М. Мельникова. – Омск: СибГАФК, 2000. – 192 с.

7. Попов А.Л. Спортивная психология. – М.: Флита, 2000. – 152 с.

8. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности.– М.: Наука, 1984. – 198 с.

9. Волков Л.В. Физические способности детей и подростков. - Киев “Здоровье”, 1981 – 207с.

10. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высших уч. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.

11. Дмитриенкова Л.П. Сравнительная характеристика мотивов достижения в различных видах спорта: Психологические аспекты подготовки спортсменов. – Смоленск: Знание, 1980. – 298 с.

12. Новиков Б И. В сб.: Психологическая подготовка спортсменов различных видов спорта к соревнованиям. М.: ФиС, 1968. - 32 с.

13. Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте. М.: ФиС, 1978. – 146 с.

14. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976 – 106 с.

15.  Найдиффер Р.М. Психология соревнующегося спортсмена.- М.: ФиС, 1979 – 104 с.

16.  Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.- 204 с.

17. Леонтьев А.Н. Деятельность, Сознание, Личность. М., 1982. – 158 с.

18. Маслоу А. Мотивация и личность /Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с.

19.. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. - СПб.: Речь, 2001. - 240 с.

20. Дашкевич О.В. Эмоции в спорте и их регуляция: Автореф. дис. … канд. наук. М., 1970.

21. Новиков Б.И. Психологическая подготовка спортсменов различных видов спорта к соревнованиям. М.: ФиС, 1968. - 32 с.

22. Гаврилюк В.К. Проблемы психологии спорта. М.: ФиС, 1962. – 100 с.

23. Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте. М.: ФиС, 1978. – 146 с.

24. Зациорский В.М. Физические качества спортсменов. - М.: ФиС, 1970.-300 с.

25. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. «Олимпийская литература» Киев, 1999.- 317 с.

26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб., 2001. – 720 с.

27.  Худадов Н.А. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. – М., 1969. – 207 с.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: