Исследование особенностей рынка

 

Основными направлениями при изучении особенностей рынка являются:

§ Расчет емкости потребительского потенциала выбранных сегментов;

§ Выявление неравномерностей в спросе и потребительских предпочтениях циклического, географического, сезонного характера;

§ Выявление особенностей спроса различных сегментов потребителей.

Расчет емкости (потребительского потенциала) рынка производиться по формуле:

 

е = [П * НП – ВВ + ВВЫВ ± ∆ ТЗ] * ПЛ * Кв,                       (1)

 где е – емкость рынка (нат.ед. или руб.);

П – число потребителей в выбранных сегментах (чел, шт.);

НП – норма потребления данного товара потребителем (шт.,т.,м., руб.);

ВВ – количество товара, ввозимого на рынок из других регионов;

ВВЫВ – количество товара, вывозимого на другие региональные рынки;

∆ ТЗ – изменение товарных запасов в системе торговли (+ дефицит запасов, - сверх нормы);

ПЛ – платежеспособность; доля потребителей ОТП, обладающих достаточной платежеспособностью, чтобы купить данный товар по данной цене;

Кв – рыночная квота рассматриваемого предприятия (доля).

 

Спрос в выбранном сегменте рассчитывается по формуле 2:

 

С = е * Кс,            (2)

 

Где С – величина спроса (нат.ед. или руб.);

Кс – коэффициент, показывающий какая доля потребителей, рассматриваемых при расчете емкости, готова к покупке.

 

Рассчитаем емкость рынка для нашего товара - голландские горшечные растения на ближайшие три года для женщин 25-35 лет со средним уровнем дохода (из данных о численности населения г. Ижевска 750000 и доля женщин нашей группы 7%). Учитывая, что нормативная потребность одной семьи в 2-х комнатной квартире 10 растений (по 4 в комнатах и 2 в кухне). Фактическое обеспечение составляет приблизительно 30%, т.к. данный вид растений новый и начал распространяться в широких масштабах всего 3 года назад. Единовременная покупка составляет 1 растение.

 

е = [52500*1]*0,07*0,3 = 1102 шт.

 

Спрос в данный момент времени, выявленный на основе экспертных опросов специалистов по продажам, составит:

 

С = 1102 * 0,005 = 5 шт. (в день)

 

Спрос на данный вид товара является формирующимся, т.к. он только начал распространяться на российском рынке.

От географического расположения покупателей наша фирма испытывать колебания спроса не будет, так как ТД «Аксион» расположен в центре г. Ижевска. Сезонность спроса на голландские комнатные горшечные растения существует. Так, в праздничные дни (к Новому году, Рождеству, 8 Марта) возрастает спрос на цветущие виды растений на 50%. В зимнее время интенсивность покупок выше, чем в летнее на 30%.

Расчет роста и снижения спроса производиться по формуле 3:

 

С i = е * Квi * Кнi                        (3),

 

Где С i – спрос в i -тый временной отрезок;

е – емкость выбранных фирмой сегментов;

Квi – рыночная квота в в i -тый временной отрезок;

Кнi – коэффициент неоднородности в колеблемости рынка в i -тый временной отрезок.

 

          е * Квi ± ∆сi

Кнi = --------------------------   (4),

                 е * Квi

 

где ± ∆сi – отклонение в спросе в i -тый временной период в объемах продаж.

Полученные данные по спросу сформируем в таблицу в разрезе одного года, так как ЧП «Аленький цветочек» начинает работать с 1 сентября начало исследуемого периода сентябрь 2002 года.

 

 

Таблица 9

Предложение по спросу с сентября 2002 г. по август 2003 г.

 

Сегмент

Объем продаж по месяцам

2002 год

2003 год

 
сент. окт. нояб. дек. янв. февр. март апр. май июнь июль авг. итого
женщины 25-35 лет со средним уровнем дохода 150 150 150 225 195 195 292 195 150 150 150 150 2152  
ИТОГО 150 150 150 225 195 195 292 195 150 150 150 150 2152  

 

В таблице 10 представлены источники для сбора информации.

Таблица 10

Перечень требуемой информации для исследования рынка потребителей

Требуемая информация Вид Источник
Распределение городского населения по возрастным группам в г. Ижевске Вторичная информация Удмуртское республиканское управление статистики (УРУС)
Распределение городского населения по среднедушевому доходу в г. Ижевске Вторичная информация Удмуртское республиканское управление статистики (УРУС)
Платежеспособность покупательниц Первичная информация Проведение экспертных опросов специалистов по продажам
Готовность покупательниц к совершению покупки Первичная информация Проведение экспертных опросов специалистов по продажам

 

Исследование условий макросреды

 

В таблице 11 показано влияние условий макросреды на наш товар в процентах.

Таблица 11


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: