Понятие и значение маржинального анализа

 

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, который называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Его методика базируется на изучении соотношений между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

Эта методика основана на делении производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема деятельности на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использовании категории маржинальной прибыли.

Маржинальная прибыль (валовая маржа, маржа покрытия) – это выручка за минусом переменных издержек. Она включает в себя постоянные затраты и прибыль. Чем больше ее величина, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от производственной деятельности.

Маржинальный анализ широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Он позволяет:

- более точно исчислять влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины;

- обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента услуг, ценовой политики, технологии производства с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.

Методика маржинального анализа прибыли

 

В отличие от традиционной методики факторного анализа прибыли, применяемой на отечественных предприятиях, методика маржинального анализа позволяет изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов.

По методике факторного анализа обычно используют следующую модель:

 

П = VРП * (Ц – С), (2.2)

 

где: П – прибыль предприятия, руб.;

VРП – объем реализованной продукции, ед.;

Ц – цена или тариф, руб.;

С – себестоимость единицы продукции, руб.

Указанная модель исходит из предположения, что все приведенные факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друг. Данная модель не учитывает взаимосвязь объема производства продукции и ее себестоимости. Обычно при увеличении объема производства себестоимость единицы продукции снижается, так как возрастает только сумма переменных расходов, а сумма постоянных затрат остается без изменения. И наоборот, при спаде производства себестоимость продукции возрастает из за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции. Поэтому для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют следующую модель:

 

П = VРП * (Ц – b) – А, (2.3)

 

где: b – переменные затраты на единицу продукции, руб.;

А – постоянные затраты на весь объем проданной продукции, руб.

Для решения указанной модели (2.3) в детерминированном анализе используются следующие способы: цепной подстановки, абсолютных и относительных разниц, пропорционального деления, интегральный, логарифмирования, балансовый и др. Наиболее универсальным из них является способ цепной подстановки. Он может применяться для расчета влияния факторов во всех типах детерминированных факторных моделях. Создать детерминированную факторную систему – значит представить изучаемое явление в виде алгебраической суммы, частного или произведения нескольких факторов, определяющих его величину и находящихся с ним в функциональной зависимости, что и было сделано в формуле (2.3).

Способ цепной подстановки позволяет определить влияния количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат на изменение величины результативного показателя прибыли путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя на фактическую в отчетном периоде. С этой целью определяют ряд условных величин результативного показателя, которые учитывают изменение одного, затем двух, трех и последующих факторов, допуская, что остальные не меняются. Сравнение величины результативного показателя до и после изменения уровня того или другого фактора позволяет лимитировать влияние всех факторов, кроме одного, и определить воздействие последнего на прирост результативного показателя.

Методика анализа прибыли несколько усложняется в условиях многопродуктового производства, когда кроме рассмотренных факторов необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции. В этом случае формула (2.2) приобретает вид:

 

П = Σ [VРПОБЩ * Удi *i – bi) ] – А, (2.4)

 

где: VРПОБЩ – объем продаж в целом по предприятию;

Удi удельный вес I–го вида продукции.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: