Методика анализа задолженности по налогам и сборам

Методика анализа поступлений налогов и сборов по отдельным видам налогов.

Данная методика применяется при анализе уровня выполнения задания по мобилизации в федеральный бюджет по основным видам налогов: НДС, акцизам, НДПИ, налогу на прибыль организаций и др. Выявляются регионы, за счет которых задание по тому или иному налогу не выполнено, и определяются крупнейшие налогоплательщики, неуплата налогов которыми в значительной степени воздействовала на выполнение задания. Иными словами, проводится пофакторный анализ причин невыполнения задания.

Вначале определяются макроэкономические показатели, оказывающие определяющее влияние на динамику поступления того или иного налога.

Для НДС это — ВВП, ИПЦ, экспортные операции, изменение мировых цен на нефть и газ.

Для НДФЛ это — объемы фонда оплаты труда, ИПЦ и ряд других показателей.

Для НДПИ это — объемы добытых полезных ископаемых и цены на них.

Анализ поступлений по видам налогов осуществляется по следующей схеме:

1. Анализ поступления налога в абсолютном выражении нарастающим итогом за отчетный период. Определение динамики поступлений. Расчет доли поступлений налога в консолидированный бюджет и ее изменения по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Анализ влияния макроэкономических показателей на динамику поступлений.

2. Анализ помесячной динамики поступлений налога в бюджеты различных уровней. Выявление и объяснение фактора сезонности, связанного с установленными Налоговым кодексом РФ сроками предоставления в налоговые органы деклараций и уплаты налогов. Рассмотрение налоговых поступлений в абсолютном и относительном выражении и темпов роста поступлений.

3. Анализ фактического поступления налогов и соответствие темпов роста начислений и поступлений. Анализ цепочки взаимоувязанных показателей: начислено — фактически поступило — изменение недоимки.

4. Расчет уровня собираемости налога (как отношение суммы фактически поступившего налога к начисленной его сумме). Сравнение уровня собираемости с показателем в соответствующем периоде предыдущего года.

Анализ задолженности по конкретному налогу или сбору осуществляется по схеме, аналогичной анализу всей задолженности.

Анализ необходимо проводить как в абсолютном, так и в относительном выражении в целях более объективного отражения ситуации.

1. Анализ задолженности начинается с анализа ее главной составляющей — задолженности по налогам и сборам, данные по которой содержатся в форме статистической налоговой отчетности № 4-НМ. Сравнение состояния задолженности на отчетную дату с ее состоянием с началом отчетного года (а не с объемом задолженности на соответствующую дату предыдущего года, поскольку показатель задолженности формируется нарастающим итогом) в абсолютном и относительном выражении (отношение объема задолженности на отчетную дату к объему задолженности на начало года). Результат выражается в процентах.

Вычисление темпа роста (снижения) задолженности и сравнение его с аналогичным темпом за соответствующий период предыдущего года. При этом при увеличении суммы задолженности темп ее роста может как возрасти, так и сократиться.

2. Рассмотрение изменения задолженности в течение отчетного периода. Выявление месяцев, в которые сумма задолженности росла и сокращалась. Анализ причин выявленной динамики.

3. Рассмотрение макроэкономических показателей, влияющих на изменение объема задолженности по налогам и сборам, таких как показатели финансового положения предприятий реального сектора экономики и состояние платежей и расчетов в экономике.

Так, дисциплинированное с точки зрения финансовых расчетов предприятие может иметь просроченную дебиторскую и кредиторскую задолженность по вине недисциплинированных контрагентов.

4. Выявление круга субъектов (регионов, инспекций ФНС России), в которых произошло снижение задолженности и отдельно тех, в которых произошел ее рост. Определение субъектов с наибольшими отклонениями (в абсолютном выражении и в процентах) как в положительную, так и в отрицательную стороны. Анализ причин выявленной динамики.

5. При выявлении роста задолженности — рассмотрение структуры задолженности. Составляющими этой структуры могут являться: рост недоимки, увеличение объема отсроченных (рассроченных) платежей и наличие приостановленных к взысканию платежей.

6. Анализ изменения структуры задолженности отдельно по каждой составляющей в абсолютном и относительном выражении. Определение удельного веса каждой составляющей и его изменение на текущую дату по сравнению с началом года.

7. Анализ помесячной динамики составляющих задолженности. Определение круга субъектов (инспекций ФНС России), которые снизили объем составляющей задолженности и отдельно тех, в которых произошел ее рост. Анализ причин выявленной динамики.

8. Анализ задолженности по составляющим в разрезе основных налогов.

9. Анализ задолженности по штрафным санкциям и пеням. Определение доли такой задолженности в общем объеме задолженности. Изменение этой доли в динамике в абсолютном и относительном выражении.

10. Анализ мониторинга крупнейших налогоплательщиков (форма налоговой отчетности № 1 — МР) и влияния их задолженности на ее общий объем.

Анализ применяемых методов налогового администрирования в целях принудительного взыскания задолженности или ее реструктурирования является частью оценки вышестоящими налоговыми органами деятельности подчиненных им налоговых органов. Такая оценка осуществляется при помощи различных количественных и качественных критериев, утвержденных ФНС России.

Порядок определения показателей оценки:

1) по данным налоговой отчетности рассчитывается показатель;

2) по результату расчетов, в сравнении с контрольным заданием, установленным вышестоящим налоговым органом, оцениваемому налоговому органу присваивается определенный балл (перевыполнение задания (+1); выполнение задания (0); невыполнение задания (-1));

3) полученный балл умножается на коэффициент значимости (1, 2 или 3 в зависимости от группы показателей, к которой относится оцениваемый показатель);

4) полученные баллы суммируются по всем показателям для получения итогового балла;

5) по итоговому баллу все оцениваемые налоговые органы ранжируются в порядке убывания, каждому присваивается определенное место.

Показатели оценки деятельности налоговых органов формируются ежеквартально по следующим группам показателей:

1. Поступление администрируемых доходов и уровень достижения индикативных показателей.

2. Задолженность и недоимка.

3. Контрольная работа.

4. Учет налогоплательщиков.

5. Налоговые споры.

6. Возмещение НДС по налоговой ставке 0% и рассмотрение налоговых споров, связанных с возмещением НДС при экспорте товаров.

При этом следует отметить, что показатели, относящиеся к группе «Задолженность и недоимка» имеют одни из самых высоких коэффициентов значимости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: