Часть 2. Маркетинговые исследования

 

2.1 Маркетинговая среда

 

А) макросреда

-Политическая

На маркетинговых решениях сильно сказываются события, происходящие в политической среде. Эта среда слагается из правовых уложений, государственных учреждений и влиятельных групп общественности, которые оказывают влияние на различные организации и отдельных лиц и ограничивают свободу их действий в рамках общества. С течением времени растет число законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в силу самых разных причин. Первая причина-необходимость защитить компании друг от друга. Предприниматели в один голос превозносят конкуренцию, но, когда затрагивают их собственные интересы, пытаются нейтрализовать ее. Тут же лоббирование гигантов, выигрывание государственных тендеров и т.д.Следовательно, законы принимают, чтобы дать определение понятию "недобросовестная конкуренция" и предотвратить ее проявления. Вторая причина государственного регулирования - необходимость защиты потребителей от производства товаров первой необходимости. Некоторые фирмы, оставшись без присмотра, могут начать выпускать плохие товары, лгать в рекламе, вводить в заблуждение посредством упаковки и уровня цен. С недобросовестной практикой по отношению к потребителям борются, используя соответствующие законы, различные государственные учреждения. Третья причина введения государственного регулирования - необходимость защиты экологии, т.е. глобальных интересов. По мере ухудшения состояния окружающей среды будут вводиться новые законы или ужесточаться положения старых.

Руководителям бизнеса приходится внимательно следить за всём, что происходит в сфере законодательства, при планировании товаров и разработке маркетинговых программ. За последние два десятилетия выросли численность в влияние групп по защите интересов общественности.

-Экономическая

В маркетинговом исследовании крайне важен показатель покупательской способности. От этого зависит уровень покупки: будь то хлебобулочные изделия высокого класса или же, напротив, бюджетного.

Тенденцией служит то, что потребитель очень внимателен к совершению покупки «сегодняшней свежести» (а иногда и несколько часов назад),чтобы хлеб был горячий и т.п., и к составу изделия. Также, еще одна тенденция, увы, не в пользу хлебозаводов- потребитель предпочитает покупать продукцию торговых сетей.

Предприятие должно учитывать уровень расходов всех слоев населения. Существует потребитель из высшего класса, который невзирая на состояние экономики покупает хлеб высокого класса по привычке. Следующий- это средний класс, который напрямую зависит от влияния экономики на их доходы. Поэтому, в зависимости от подъемов и спадов экономического состояния страны, зависит покупка хлеба: бюджетный вариант или средний, количество покупаемых видов хлебобулочных изделий и т.п. И третий слой -это малоимущие, для которых постоянной покупкой является бюджетный вариант хлеба, в не зависимости от экономического состояния страны.

-Демографическая

Демографическая среда представляет большой интерес, поскольку рынки состоят из людей. Рост численности населения сопровождается и ростом человеческих нужд, которые бизнесу необходимо удовлетворить. А это означает рост рынков при наличии достаточной покупательной способности. Однако, если покупательная способность окажется недостаточной, наступит спад и произойдет сужение рынков. В рамках краткосрочного и среднесрочного периодов отмеченные демографические тенденции являются исключительно надежными факторами развития. Предприятие пользуется перечнем основных демографических тенденций и точно определяет, какое значение будет иметь для нее каждая из них.

-Социальная

Причиной человеческих нужд является избалованность потребителя. Он требует большой ассортимент, свежесть, прозрачный состав и красивую упаковку.

Потенциальными покупателями ОАО «Коркинский Хлебокомбинат» является потребители в любом возрасте, проживающие на территории, охватываемые хлебокомбинатом, с ниже среднего и средним уровнем доходов.

-Технологическая среда

Сегодня с высокой скоростью производятся / выращиваются/изобретаются заменители ингредиентов в пищевой промышленности, что служит удешевлением себестоимости продукции. Полная автоматизация производства ведет за собой сокращение численности персонала.

Пищевая промышленность – одна из отраслей промышленности, где вопросы качества продукции являются само собой разумеющимися и наиболее значимыми. Интерес предприятий пищевой промышленности к стандартам ISO серии 9000 возник с самого их появления. На сегодняшний день по данным ISO количество сертифицированных предприятий пищевой промышленности составляет более 20 000. Причин тому не мало. Это требования потребителей и государственных органов, стремление повысить стоимость и имидж компании, желание выстроить систему управления компанией на основе лучших мировых практик и повысить конкурентоспособность продукции, зависимость процедуры сертификации продукции от наличия сертификата на систему менеджмента качества и другие.

-Географические

Сегодня сложилась такая ситуация, что малообеспеченные, бедные стремятся в большие города, мегаполисы, чтобы заработать деньги. А обеспеченные -наоборот,- в пригороды, в деревни, поселки в радиусе 10-20 км от больших городов. Таким образом, формируется новые рынки, новый сегмент, который симпатизирует сельской жизни, натуральным продуктам, благоприятной экологической обстановке. Они за это платят и готовы платить большие деньги.

Макросреда диктует условия развития предприятия. Политическая среда ограничивает работу предприятия, защищая права потребителей. Также данная среда является лакмусовой бумажкой: если в данной области у предприятия нет проблем, то и в остальных определенно не будет тоже.

Б) Микросреда.

Клиенты- люди, которые покупают продукцию данного предприятия.

Основные типы клиентурных рынков1. Потребительский рынок - отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товары и услуги для личного потребления (семья).2. Рынок промежуточных продавцов-организации, приобретающие товары и услуги для последующей перепродажи их с прибылью для себя (розничные магазины "Продукты").

Конкуренты. Конкуренты мгновенно реагируют на пожелания потребителя. Некоторые из компаний даже предвосхищают новые тенденции, виды товаров, услуг. Они четко представляют себе, каким образом потребитель принимает решение о покупке данной категории товара. Каждый из участников данной отрасли на занимаемой территории (г. Челябинск или Чел. Обл.) должен хорошо знать целевую аудиторию, чтобы полноценно удовлетворять их желания.

Поставщики - это деловые фирмы и отдельные лица, обеспечивающие предприятие ОАО "Коркинский хлебокомбинат" материальными ресурсами, необходимыми для производства хлебобулочной продукции. Чтобы производить хлеб, хлебобулочные изделия предприятие закупает все ингредиенты для теста, также ягоды, мак, шоколад для начинок. Кроме того, оно должно закупать рабочую силу, оборудование, топливо, электроэнергию, компьютеры и прочие вещи, которые нужны для продолжения его функционирования.

Различные изменения в "среде поставщиков" могут серьезно повлиять на маркетинговую деятельность фирмы. Управляющие по маркетингу внимательно следят за ценами на предметы снабжения, поскольку рост цен на закупаемые материалы может заставить поднять цены и на основные ингредиенты, из которых изготавливается основной хлеб. Нехватка тех или иных материалов, забастовки и прочие события могут нарушить, регулярность поставок и график отгрузки зерна заказчикам. В краткосрочном плане будут упущены возможности сбыта, а в долгосрочном - подорвано благорасположение к предприятию со стороны ее заказчиков-покупателей.

К числу кредитно-финансовых учреждений относятся банки, кредитные компании, страховые компании и прочие организации, помогающие фирме финансировать сделки или страховать себя от риска в связи с покупкой или продажей товаров. Большинство компаний и клиентов не могут обойтись без помощи кредитно-финансовых учреждений при финансировании своих сделок. Серьезное влияние на эффективность маркетинговой деятельности предприятия могут оказать повышение стоимости кредита и/или сокращение возможностей кредитования. С учетом этого ОАО "Коркинский хлебокомбинат" необходимо наладить прочные связи с наиболее важными для нее кредитно-финансовыми учреждениями.

Контактная группа государственных учреждений. Они включают работников налоговых и статистических органов, государственных социальных фондов, регистрационной палаты, пожарной инспекции, санэпидстанции и других организаций. Руководство должно обязательно учитывать все, что происходит в государственной сфере. Деятели рынка предприятия должны откликаться на проблемы безопасности товаров, истины в рекламе, и т.п. Предприятию следует подумать о вступлении в контакт с другими производителями хлебобулочных изделий, чтобы совместно добиваться более благожелательных законов.

Важно, чтобы персонал был позитивно настроен по отношению к своей фирме и к выпускаемой ею продукции, поскольку это отношение непроизвольно распространяется и на другие контактные аудитории.

Микросреду предприятия можно создавать вокруг себя, учтя свои желания, выгоды и возможности. И насколько она будет цельна, настолько отлажено будут все бизнес-процессы ОАО «Коркинский хлебокомбинат».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: