Итоговым финансовым результатом реализации продукции является полученная прибыль, которая в конечном итоге позволяет определить эффективности производства или уровень рентабельности по конкретному виду продукции, в данном случае молоку, и в целом по предприятию.
Поэтому далее необходимо определить резерв увеличения или роста суммы прибыли от реализации молока. Основными его источниками являются увеличение объемов реализации молока и снижение его себестоимости.
Рассчитаем резерв повышения прибыли за счет снижения себестоимости (см. табл. 19).
Таблица 19. Расчет резерва увеличения прибыли за счет снижения себестоимости единицы продукции в СПК «Стародворский»
Вид продукции | Резерв снижения себестоимости ед. продукции, руб. | Планируемый объем производства, ц | Резерв увеличения прибыли, тыс. руб. |
Молоко | 6,4 | 115898 | +741,7 |
Мясо | 0 | 0 | 0 |
Итого | Х | Х | +741,7 |
Таким образом, резерв повышения прибыли за счет снижения себестоимости по молоку равен 741,7 тыс. руб.
|
|
Для определения резервов роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции необходимо резерв роста объема реализации умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида:
Резерв роста объема реализации возьмем из таблицы 20 и с учетом выявленных резервов увеличения объема производства продукции.
Таблица 20. Расчет резерва увеличения прибыли за счет увеличения объема реализации продукции в СПК «Стародворский», тыс. руб.
Вид продукции | Резерв увеличения объема реализации продукции, ц | Фактическая прибыль на ед. продукции | Резерв увеличения прибыли, тыс. руб. |
Молоко | 1272 | 225 | +286,2 |
Мясо | 44 | -1526 | -67,1 |
Итого | Х | Х | +135 |
Таким образом, резерв повышения прибыли за счет увеличения объема реализации продукции по молоку – 286,2 тыс. руб.
В заключение анализа необходимо обобщить все выявленные резервы роста прибыли, которые всего составили 1027,9 тыс. руб. (таблица 21).
Таблица 21. Обобщение резервов увеличения суммы прибыли в СПК «Стародворский» тыс. руб. | |
Источник резервов | Вид продукции: молоко |
Увеличение объемов производства | 286,2 |
Снижение себестоимости продукции | 741,7 |
ИТОГО | 1027,9 |
Заключительным этапом в определении эффективности производства и реализации молока в СПК «Стародворский» является определение резерва повышения уровня рентабельности по молоку, для чего необходимо сделать следующие расчеты:
Р↑R=Rрасч-Rф=
Р↑R= =43,4-41,4=2 %
Таким образом, в результате внедрения резервов по увеличению объемов производства молока и снижения его себестоимости СПК «Стародворский» может увеличить рентабельность производства молока с 41,4 до 43,4 %, т.е. на 2 %, что является довольно неплохим показателем.
|
|
Основываясь на результатах вышеприведенных расчетов можно сделать вывод, что СПК «Стародворский» имеет реальные возможности по изысканию резервов увеличения рентабельности, а, следовательно, и эффективности производства молока. Необходимо только проводить мероприятия по фактическому использованию имеющихся возможностей.
Экономический эффект внедрения резервов по увеличению объемов производства и и снижению себестоимости молока для наглядности можно представить в виде таблицы 22.
Таблица 22. Экономический эффект внедрения резервов по увеличению объемов реализации и снижению себестоимости молока в СПК «Стародворский» | |||
Показатели | До внедрения резервов | После внедрения резервов | Эффект внедрения резервов |
Поголовье коров, голов | 1456 | 1456 | 0 |
Надой молока на 1 корову, ц | 75,6 | 79,6 | 4 |
Валовой надой молока, ц | 110078 | 115898 | 5820 |
Объем реализации молока, ц | 92538 | 93810 | 1272 |
Себестоимость 1 ц произведённого молока, руб. | 456,9 | 450,5 | -6,4 |
Себестоимость произведенного молока, тыс. руб. | 50290 | 52212 | 1922 |
Цена реализации 1 ц молока, руб. | 692,8 | 692,8 | 0 |
Выручка от реализации молока, тыс. руб. | 64114 | 64995 | 881 |
Прибыль от реализации молока, тыс. руб. | 20832 | 21859,9 | 1072,9 |
Рентабельность производства молока, % | 41,4 | 43,4 | 2 |
Теперь подведем некоторые итоги о значении производства молока (и отрасли животноводства в целом) в экономике СПК «Стародворский» после внедрения резервов снижения себестоимости молока, а также увеличения объемов его реализации.
Итак, после внедрения резервов увеличения объемов производства молока и снижения себестоимости его продажи, хозяйство может реально повысить выручку от реализации продукции на 881 тыс.руб. по молоку в, что в свою очередь приведет к повышению прибыли от реализации по молоку на 8,4%. Кроме того, несколько возрастает удельный вес выручки от реализации молока в общем объеме, что еще больше увеличивает значение его производства для предприятия т.к. это будет способствовать увеличению рентабельности в целом по хозяйству.
Итак, в экономике хозяйства производство и реализация молока имеет большое значение и поэтому необходимо проводить мероприятия направленные на увеличение прибыли от его реализации, чему, в частности, будет способствовать:
- увеличение продуктивности коров молочного стада;
- повышение производительности труда;
- правильная организация трудового процесса;
- совершенствование материального стимулирования работников;
- улучшение кормовой базы хозяйства;
- снижение себестоимости 1 ц молока за счет внедрения новых технологий заготовки кормов и их хранения, а также рационального, научно-обоснованного их расходования;
- увеличения товарности молока и качества при реализации;
Выводы и предложения
СПК «Стародворский» является сельхозпредприятием с развитым племенным животноводством по разведению скота черно-пестрой породы. Направление деятельности хозяйства: растениеводства как обеспечение кормовой базы животноводства; животноводство — производство молока и мяса от племенного скота молочно-мясного направления, что и является его специализацией.
Отрасль животноводства занимает особое место в хозяйстве, что обусловлено значительным удельным весом – 81,1% в 2004г. в структуре товарной продукции, причем основная доля – 68,5% приходится на молочное скотоводство, а уровень товарности молока составил 84,1%. За исследуемый период выявлена тенденция увеличение удельного веса отрасли животноводства в общей структуре товарной продукции, что объясняется увеличением реализации молока на 1,1%, что в свою очередь произошло в связи с увеличением продуктивности коров дойного стада
|
|
В целом по хозяйству в 2004г. было реализовано продукции на 93756 тыс. руб., что выше уровня 2002г на 28057 тыс. руб. или 42,7% и выше уровня 2003г. на 16910 тыс. руб. или 22 %, соответственно, что является значительным ростом выручки от реализации продукции. Говоря о сельскохозяйственном производстве, следует иметь в виду тот факт, что сельское хозяйство в центральных районах является зоной рискованного земледелия, и сложные климатические условия 2003-2004гг. не позволили получить запланированный урожай зерновых, кормов, что в конечном итоге повлияло на финансовый результат от реализации продукции в целом за 2004 год. Но несмотря на это предприятие получило прибыль в 2004году в размере 14450 тыс.руб.
В курсовой работе изложен анализ себестоимости молока. Фактическая себестоимость 1 ц молока в 2004г. составила 508,8 рубля. При анализе себестоимости молока использовались различные методы, в частности относительных и абсолютных разниц, сравнительного и факторного анализа, метод цепных подстановок и т.д.
В результате анализа структуры себестоимости молока установлено изменение процентного соотношения основных статей затрат, так доля кормов с 2002 г. по 2004 г. увеличилась с 50,2 до 60,9 %, затраты на оплату труда снизились с 17,8% до 11,4 %. Кроме того, рассматривается значительное увеличение себестоимости 1 ц молока, которая повысилась в 2004 г. на 178 руб. по сравнению с 2003 г.
Очень важным моментом при проведении анализа является изыскание резервов снижения себестоимости и повышения эффективности производства молока. В результате расчетов были выявлены неиспользованные в СПК «Стародворский» резервы валового производства молока в количестве 1276 ц, и все это за счет увеличения продуктивности коров.
Кроме того, при условии увеличения продуктивности поголовья коров, а также уровня товарности до планового значения, возможно увеличить объем реализации молока, при этом резерв роста выручки от реализации молока в совхозе может увеличиться на 881 тыс. руб.
В результате внедрения резервов по увеличению объемов реализации молока и снижения его себестоимости СПК «Стародворский» может увеличить рентабельность производства молока до 43,4% (т.е. на 2%).
|
|
Таким образом, повышение экономической эффективности производства молока в СПК «Стародворский» является особенно важным и первоочередными мерами для решения данной задачи является увеличения производства молока и снижения его себестоимости, благодаря укреплению кормовой базы, улучшению породного состава скота, а также характера технологии и условий его содержания коров дойного стада и ремонтного молодняка.
В связи с вышесказанным, мои основные предложения в области улучшения ведения животноводства в СПК Племзавод «Стародворский» заключаются в учете выявленных резервов в дальнейшем процесее деятельности организации и обеспечении всех мероприятий, их обеспечивающих, что очень сильно поднимет экономику организации и устранит вышеназванные "слабые места" животноводства. Следует отметить, что в ходе анализа выявлены не все резервы, а только основные (все резервы вообще выявить невозможно). Главное, из чего я исходил - чтобы резервы были реальными. Например, в качестве самого лучшего резерва повышения эффективности животноводства я мог бы взять введение новейших технологий производства, и в условиях данного предприятия это вполне осуществимо.