Расчет резервов увеличения прибыли и повышения уровня рентабельности производства и реализации продукции животноводства

 

Итоговым финансовым результатом реализации продукции является полученная прибыль, которая в конечном итоге позволяет определить эффективности производства или уровень рентабельности по конкретному виду продукции, в данном случае молоку, и в целом по предприятию.

 Поэтому далее необходимо определить резерв увеличения или роста суммы прибыли от реализации молока. Основными его источниками являются увеличение объемов реализации молока и снижение его себестоимости.

 

Рассчитаем резерв повышения прибыли за счет снижения себестоимости (см. табл. 19).



Таблица 19. Расчет резерва увеличения прибыли за счет снижения себестоимости единицы продукции в СПК «Стародворский»

Вид продукции Резерв снижения себестоимости ед. продукции, руб. Планируемый объем производства, ц Резерв увеличения прибыли, тыс. руб.
Молоко 6,4 115898 +741,7
Мясо 0 0 0
Итого Х Х +741,7

 

Таким образом, резерв повышения прибыли за счет снижения себестоимости  по молоку равен 741,7 тыс. руб.

Для определения резервов роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции необходимо резерв роста объема реализации умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида:

Резерв роста объема реализации возьмем из таблицы 20 и с учетом выявленных резервов увеличения объема производства продукции.

Таблица 20. Расчет резерва увеличения прибыли за счет увеличения объема реализации продукции в СПК «Стародворский», тыс. руб.

Вид продукции Резерв увеличения объема реализации продукции, ц Фактическая прибыль на ед. продукции Резерв увеличения прибыли, тыс. руб.
Молоко 1272 225 +286,2
Мясо 44 -1526 -67,1
Итого Х Х +135

Таким образом, резерв повышения прибыли за счет увеличения объема реализации продукции по молоку – 286,2 тыс. руб.

В заключение анализа необходимо обобщить все выявленные резервы роста прибыли, которые всего составили 1027,9 тыс. руб. (таблица 21).

 

Таблица 21. Обобщение резервов увеличения суммы прибыли в СПК «Стародворский» тыс. руб.

Источник резервов Вид продукции: молоко
Увеличение объемов производства 286,2
Снижение себестоимости продукции 741,7
ИТОГО 1027,9

 

Заключительным этапом в определении эффективности производства и реализации молока в СПК «Стародворский» является определение резерва повышения уровня рентабельности по молоку, для чего необходимо сделать следующие расчеты:

Р↑R=Rрасч-Rф=

Р↑R= =43,4-41,4=2 %

Таким образом, в результате внедрения резервов по увеличению объемов производства молока и снижения его себестоимости СПК «Стародворский» может увеличить рентабельность производства молока с 41,4 до 43,4 %, т.е. на 2 %, что является довольно неплохим показателем.

Основываясь на результатах вышеприведенных расчетов можно сделать вывод, что СПК «Стародворский» имеет реальные возможности по изысканию резервов увеличения рентабельности, а, следовательно, и эффективности производства молока. Необходимо только проводить мероприятия по фактическому использованию имеющихся возможностей.

Экономический эффект внедрения резервов по увеличению объемов производства и и снижению себестоимости молока для наглядности можно представить в виде таблицы 22.

 

Таблица 22. Экономический эффект внедрения резервов по увеличению объемов реализации и снижению себестоимости молока в СПК «Стародворский»

Показатели До внедрения резервов После внедрения резервов Эффект внедрения резервов
Поголовье коров, голов 1456 1456 0
Надой молока на 1 корову, ц 75,6 79,6 4
Валовой надой молока, ц 110078 115898 5820
Объем реализации молока, ц 92538 93810 1272
Себестоимость 1 ц произведённого молока, руб. 456,9 450,5 -6,4
Себестоимость произведенного молока, тыс. руб. 50290 52212 1922
Цена реализации 1 ц молока, руб. 692,8 692,8 0
Выручка от реализации молока, тыс. руб. 64114 64995 881
Прибыль от реализации молока, тыс. руб. 20832 21859,9 1072,9
Рентабельность производства молока, % 41,4 43,4 2

 

 Теперь подведем некоторые итоги о значении производства молока (и отрасли животноводства в целом) в экономике СПК «Стародворский» после внедрения резервов снижения себестоимости молока, а также увеличения объемов его реализации.

Итак, после внедрения резервов увеличения объемов производства молока и снижения себестоимости его продажи, хозяйство может реально повысить выручку от реализации продукции на 881 тыс.руб. по молоку в, что в свою очередь приведет к повышению прибыли от реализации по молоку на 8,4%. Кроме того, несколько возрастает удельный вес выручки от реализации молока в общем объеме, что еще больше увеличивает значение его производства для предприятия т.к. это будет способствовать увеличению рентабельности в целом по хозяйству.

Итак, в экономике хозяйства производство и реализация молока имеет большое значение и поэтому необходимо проводить мероприятия направленные на увеличение прибыли от его реализации, чему, в частности, будет способствовать:

- увеличение продуктивности коров молочного стада;

- повышение производительности труда;

- правильная организация трудового процесса;

- совершенствование материального стимулирования работников;

- улучшение кормовой базы хозяйства;

- снижение себестоимости 1 ц молока за счет внедрения новых технологий заготовки кормов и их хранения, а также рационального, научно-обоснованного их расходования;

- увеличения товарности молока и качества при реализации;

 

 Выводы и предложения

СПК «Стародворский» является сельхозпредприятием с развитым племенным животноводством по разведению скота черно-пестрой породы. Направление деятельности хозяйства: растениеводства как обеспечение кормовой базы животноводства; животноводство — производство молока и мяса от племенного скота молочно-мясного направления, что и является его специализацией.

Отрасль животноводства занимает особое место в хозяйстве, что обусловлено значительным удельным весом – 81,1% в 2004г. в структуре товарной продукции, причем основная доля – 68,5% приходится на молочное скотоводство, а уровень товарности молока составил 84,1%. За исследуемый период выявлена тенденция увеличение удельного веса отрасли животноводства в общей структуре товарной продукции, что объясняется увеличением реализации молока на 1,1%, что в свою очередь произошло в связи с увеличением продуктивности коров дойного стада

В целом по хозяйству в 2004г. было реализовано продукции на 93756 тыс. руб., что выше уровня 2002г на 28057 тыс. руб. или 42,7% и выше уровня 2003г. на 16910 тыс. руб. или 22 %, соответственно, что является значительным ростом выручки от реализации продукции. Говоря о сельскохозяйственном производстве, следует иметь в виду тот факт, что сельское хозяйство в центральных районах является зоной рискованного земледелия, и сложные климатические условия 2003-2004гг. не позволили получить запланированный урожай зерновых, кормов, что в конечном итоге повлияло на финансовый результат от реализации продукции в целом за 2004 год. Но несмотря на это предприятие получило прибыль в 2004году в размере 14450 тыс.руб.

В курсовой работе изложен анализ себестоимости молока. Фактическая себестоимость 1 ц молока в 2004г. составила 508,8 рубля. При анализе себестоимости молока использовались различные методы, в частности относительных и абсолютных разниц, сравнительного и факторного анализа, метод цепных подстановок и т.д.

В результате анализа структуры себестоимости молока установлено изменение процентного соотношения основных статей затрат, так доля кормов с 2002 г. по 2004 г. увеличилась с 50,2 до 60,9 %, затраты на оплату труда снизились с 17,8% до 11,4 %. Кроме того, рассматривается значительное увеличение себестоимости 1 ц молока, которая повысилась в 2004 г. на 178 руб. по сравнению с 2003 г.

Очень важным моментом при проведении анализа является изыскание резервов снижения себестоимости и повышения эффективности производства молока. В результате расчетов были выявлены неиспользованные в СПК «Стародворский» резервы валового производства молока  в количестве 1276 ц, и все это за счет увеличения продуктивности  коров.

Кроме того, при условии увеличения продуктивности поголовья коров, а также уровня товарности до планового значения, возможно увеличить объем реализации молока, при этом резерв роста выручки от реализации молока в совхозе может увеличиться на 881 тыс. руб.

В результате внедрения резервов по увеличению объемов реализации молока и снижения его себестоимости СПК «Стародворский» может увеличить рентабельность производства молока до 43,4% (т.е. на 2%).

Таким образом, повышение экономической эффективности производства молока в СПК «Стародворский» является особенно важным и первоочередными мерами для решения данной задачи является увеличения производства молока и снижения его себестоимости, благодаря укреплению кормовой базы, улучшению породного состава скота, а также характера технологии и условий его содержания коров дойного стада и ремонтного молодняка.

В связи с вышесказанным, мои основные предложения в области улучшения ведения животноводства в СПК Племзавод «Стародворский» заключаются в учете выявленных резервов в дальнейшем процесее деятельности организации и обеспечении всех мероприятий, их обеспечивающих, что очень сильно поднимет экономику организации и устранит вышеназванные "слабые места" животноводства. Следует отметить, что в ходе анализа выявлены не все резервы, а только основные (все резервы вообще выявить невозможно). Главное, из чего я исходил - чтобы резервы были реальными. Например, в качестве самого лучшего резерва повышения эффективности животноводства я мог бы взять введение новейших технологий производства, и в условиях данного предприятия это вполне осуществимо.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: