3.1 Выбор материалов для изготовления зубчатых колёс
Для цилиндрических колёс назначаем следующие значения твёрдости поверхности зубьев шестерни и колеса 53 HRC. Термохимическая обработка – закалка ТВЧ. Требования к габаритам – нежёсткие. Материал зубьев шестерни – сталь 45 ГОСТ 1050-88, колеса – сталь 45 ГОСТ 1050-88.
Механические свойства материалов:
=650МПа,
=1100 МПа.
3.2 Приближенное определение предельных и допускаемых напряжений для материалов колёс зубчатых передач
Допускаемые напряжения при проектировочном расчёте на выносливость зубьев при изгибе определяются по формуле:
,
где
– предельные напряжения зубьев передач на выносливость, МПа.
;
.
Допускаемые напряжения при проектировочном расчёте на контактную выносливость определяется по формуле:
,
где
– коэффициент запаса прочности, для зубчатых колёс подвергнутых закалке ТВЧ.
;
.
3.3 Приближенный проектировочный расчёт главного и основных параметров передач из условия обеспечения изгибной прочности зубьев
Проведем этот расчет, рекомендованный ГОСТ, так как выбранные материалы имеют твердость более 350 НВ.
Расчет передачи №2
а) Выбираем числа зубьев шестерни
.
Числа зубьев колеса определим по формуле:
,
где
– число зубьев колеса;
– число зубьев шестерни;
– передаточное отношение передачи.
.
В связи с округлением числа зубьев колеса до целого числа, передаточное число зубчатой передачи изменяется и окончательно будет равным:
;
.
б) Минимальное значение модуля зацепления, при котором обеспечивается изгибная прочность зубьев колеса передачи, определяется по формуле:
,
где
– коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений, выбираем по табл. 1.5 [1]в зависимости от числа эквивалентных зубьев
, определяемым по зависимости:
;
;
;
Тогда
,
.
.
,
где
– торцевой коэффициент перекрытия, определяемый по формуле:
;
.
В формулу для вычисления модуля подставляем значения
,
,
, того элемента (шестерни или колеса), у которого отношение
меньше.
<
.
Отношение ширины венца к диаметру делительной окружности шестерни:
.
Подставляя полученные значения в формулу, получим расчетное значение модуля:

.
Принимаем стандартный модуль
.
Определяем межосевое расстояние по формуле:
,
.
Полученное значение округляем до ближайшего стандартного, выбранного из ряда
ГОСТ 6636-69
.
в) По полученным межосевым расстояниям уточняют фактический угол наклона зубьев:
,
;
г) Определим основные размеры колёс передач:
- диаметр делительной окружности:
шестерни:
;
колеса:
;
- диаметр окружности впадин
шестерни:
;
колеса:
.
- диаметр окружности выступов
шестерни:
;
колеса:
;
- межцентровое расстояние
;
- ширина зубчатого венца
, принимаем
.
Расчет передачи №3.
а) Передаточное отношение третьей передачи указано в задании: 
Принимаем числа зубьев шестерни и колеса
.
б) Минимальное значение модуля зацепления, при котором обеспечивается изгибная прочность зубьев колеса передачи, определяется по формуле:
,
где
– коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений, выбираем по табл. 1.5 [1]в зависимости от числа эквивалентных зубьев
, определяемым по зависимости:
;
;
Тогда
.
,
.
.
Подставляя полученные значения в формулу, получим расчетное значение модуля:

.
Принимаем стандартный модуль
.
Определяем межосевое расстояние по формуле:
,
.
Полученное значение округляем до ближайшего стандартного, выбранного из ряда
ГОСТ 6636-69
.
в) Определим основные размеры колёс передач:
- диаметр делительной окружности
;
- диаметр окружности впадин
;
- диаметр окружности выступов
;
- межцентровое расстояние
;
ширина зубчатого венца
, принимаем стандартное значение
.
Принимаем
.
3.4 Проверочный расчёт зубчатых передач
Назначим степень точности изготовления зубчатых передач в зависимости от окружной скорости:
,
.
Принимаем пониженную «9» степень точности и «5» класс шероховатости.
3.4.1 Уточнение расчетной нагрузки
Дополнительные нагрузки учитываются коэффициентом нагрузки
при расчете на усталость изгибу и
- при расчете на контактную усталость.

Расчетная нагрузка:

3.4.2 Проверочный расчет фактических изгибных напряжений
Проверка прочности заключается в определении фактических контактных и изгибных напряжений и в сравнении их с допускаемыми.
Фактические напряжения изгиба в опасных сечениях основания зубьев шестерен определяют по формуле:

Фактические напряжения изгиба в опасном сечении зуба колеса определяют по формуле:

Величина окружного усилия рассчитывается так:

Передача 2:
.
.
Передача 3:
.
.
3.4.3 Проверочный расчет фактических контактных напряжений
Фактические контактные напряжения на рабочих поверхностях зубьев, определяют по формуле:
,
где
– коэффициент, зависящий от числа зубьев шестерни и передаточного числа, для косозубых передач
, для прямозубых
;
– коэффициент нагрузки,
;
– для косозубых передач,
– для прямозубых передач [1,стр.22].
.

3.4.4 Определение предельных и допускаемых напряжений материала колес
Допускаемые напряжения при проверочном расчёте на изгибную выносливость определяют по формуле
,
где
– коэффициент запаса прочности
(при ХТО – закалка ТВЧ);
– коэффициент долговечности, учитывающий изменение
;
– коэффициент, учитывающий влияние шероховатости переходной поверхности зубьев,
;
– коэффициент, учитывающий чувствительность материала к концентрации напряжений,
– коэффициент, учитывающий размер зубчатого колеса,
Передача 2
;
;
.




Базовое число циклов
.
Т.к.
, то
,
, 
Подставив полученные значения в формулу получим:
;
.
Передача 3
;
;
.




Базовое число циклов
.
Т.к.
, то
.
Подставив полученные значения в формулу получим:
;
3.4.5 Допускаемые напряжения при проверочном расчёте на контактную выносливость
Допускаемые напряжения при проверочном расчёте на контактную выносливость определяют по формуле
,
где
– коэффициент долговечности, учитывающий изменение
.
Передача 2



Базовое число циклов
.
Т.к.
, то 
,
где
– коэффициент, учитывающий влияние исходной шероховатости;
– коэффициент, учитывающий влияние окружной скорости;
– коэффициент, учитывающий размеры зубчатого колеса.
Подставив полученные значения в формулу (3.3) получим
.
Передача 3


Базовое число циклов
.
Т.к.
, то
.
,
где
– коэффициент, учитывающий влияние исходной шероховатости;
– коэффициент, учитывающий влияние окружной скорости;
– коэффициент, учитывающий размеры зубчатого колеса.
Подставив полученные значения в формулу получим
;
Фактические напряжения меньше допускаемых:
<
;
<
;
<
;
<
;
<
;
<
.






