Оценка материалоемкости и материалоотдачи продукции

 

Для оценки эффективности материальных ресурсов используется система обобщающих и частных показателей представленных в таблице 11.

 

Таблица 11- Показатели эффективности использования материальных ресурсов ООО «Хоум-Мастер» за 2007-2009 гг. В рублях

 

 

 

 

Изменение

2008 к 2007 2009 к 2008
Материалоемкость продукции (ME) 0,77 0,70 0,63 -0,07 -0,07
Материалоотдача продукции (МО) 1,30 1,43 1,58 0,13 0,15

 

Так, показатель материалоемкости продукции определяется отношением суммы материальных затрат к стоимости продукции и отражает величину материальных затрат, приходящуюся на 1 руб. реализованной продукции. В 2007 году данный показатель составлял 0,77, в 2008 материалоемкость продукции снизилась на 0,07 ед. и составила 0,70 рублей на 1 рубль продукции. В 2009 г. материалоотдача снизилась еще на 0,07 руб. Снижение данного показателя указывает на уменьшение доли материальны затрат в себестоимости реализованной продукции. В частности это явилось следствием того, что предприятие стало уделять больше внимания росту заработной платы своим работникам. Доля затрат на оплату труда выросла, в то время как нормы расхода на одно окно не изменялись.

Динамика материалоотдачи положительна – в 2008 году происходит увеличение материалоотдачи производства на 0,13 единиц и в 2009 г. еще на 0,15. Увеличение показателя материалоотдачи указывает, что на каждый рубль матеральных затрат в 2009 году приходится на 0,28 рублей стоимости продукции больше. Влияние факторов на материалоемкость можно определить способом цепной подстановки, используя данные таблице 12.

В течении 4 квартала 2009 г. произошло только изменение цен поставщиков на профиль и стеклопакет до 529 и 1169 руб. соответственно. В связи с ростом цен на материалы и изменения ценовой политики ООО «Хоум-Мастер» рост цены окна из профиля «VEKA»

 

Таблица 12 - Данные для анализа материалоемкости металлопластикового окна из профиля «VEKA» 210 х 155 мм за 4 квартал 2009 г.

Показатель Алгоритм расчета удельных показателей Расчет Сумма, тыс. руб.
1. Затраты материалов на производство продукции: а) базового периода ∑(VВПi0  УР i0  ЦМ i0) (78,2 х 7,8 х 0,497) + (78,2 х 3,05 х 1,04) 551,20
б) базового периода, пересчитанного на фактический выпуск продукции при сохранении базовой структуры МЗ0  ВП1: ВП0 551,20 х 96: 78,2 676,66
в) по базовым нормам и ценам на фактический выпуск продукции ∑(VВПi1  УР i0  ЦМ i0) (96 х 7,8 х 0,497) + (96 х 3,05 х 1,04) 676,66
г) фактически по базовым ценам ∑(VВПi1  УР i1  ЦМ i0) - 676,66
д) фактические отчетного периода ∑(VВПi1  УР i1  ЦМ i1) (96 х 7,8 х 0,529) + (96 х 3,05 х 1,169) 738,39
2. Стоимость валового выпуска продукции: а) базового периода ∑(VВПi0  ЦП i0) 78,2 х 10,5 899,3
б) фактически при базовой структуре и базовых ценах ∑(VВПi1  ЦП i0) ± ΔВПстр 96 х 10,5 899,3
в) фактически при фактической структуре по базовым ценам ∑(VВПi1  ЦП i0) 96 х 10,5 1008,0
г) фактически ∑(VВПi1  ЦП i1) 96 х 11,3 1084,8

 

Плановая потребность в окнах является нецелым числом, так как расчет ведется по средним показателям. На основании приведенных данных о материальных затратах и стоимости товарной продукции рассчитаем показатели материалоемкости продукции, которые необходимы для определения влияния факторов на изменение ее уровня (таблица 13).

 

Таблица 13 - Факторный анализ материалоемкости окна из профиля «VEKA»

 

Условия расчета

 

 

Объем производства Структура продукции Расход материала на изделие Цены на материалы Цены на продукцию
to to to to to to 551,2: 899,30 61,29
Усл.1 t1 to to to to 676,66: 899,30 75,24
Усл. 2 t1 t1 to to to 676,66: 1008,0 67,13
Усл. 3 t1 t1 t1 to to 676,66: 1008,0 67,13
Усл. 4 t1 t1 t1 t1 to 738,39: 1008 73,25
t1 t1 t1 t1 t1 t1 738,39: 1084,8 68,07

 

Из таблицы видно, что материалоемкость в целом сократилась на 13,86 копеек, в том числе за счет изменения:

- объема выпуска оконной и дверной продукции: 75,24 – 61,29 = плюс 13,95 руб.

- структуры производства: 67,13 – 75,24 = минус 8,11 руб.;

- цен на сырье и материалы: 73,25 – 67,13 = плюс 6,12 руб.;

- отпускных цен на продукцию: 68,07-73,25 = минус 35,18 руб..

Итого: минус 13,86 копеек.

За счет удельного расхода материалоемкость не изменялась, так как технология производства осталась прежней.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в ООО «Хоум-Мастер» за последний квартал 2009 года увеличился удельный вес продукции с более низким уровнем материалоемкости. Основное влияние оказал рост цен неа материалы в результате чего материалоемкость выросла на 6,12 руб. Снижение материалоотдачи на 35,18 руб. обусловлено ростом цен на окна.

Наиболее существенное влияние на снижение материалоемкости продукции оказало влияние отпускных цен на свою продукцию, что является следствием стремления предприятия удержать конкурентные преимущества в условиях усиления конкуренции на рынке оконной и дверной продукции и снижения платежеспособности населения – основного заказчика ООО «Хоум-Мастер».

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: