Введение
Актуальность темы. Административный процесс как сложное социально-правовое явление и вид социальной деятельности выражен во вне двояким образом. В одной стороны, как элемент социального управления он включен в механизмы реализации исполнительной и судебной власти. С другой стороны, административный процесс выступает в качестве вида юридического процесса и имеет характерные юридические признаки. Установление связей административного процесса с этими двумя родовыми системами позволяет составить представление о его особенностях.
Доказано, что процессуальная форма деятельности, во всем многообразии и специфике ее появлений, непосредственно определяется содержанием той ветви государственной власти, которая эту форму обслуживает. Административный процесс отражает характерные черты исполнительной власти, аналогично тому, как гражданский и уголовный процессы отражают особенности власти судебной. Административный процесс имеет ярко выраженную управленческую процедуру, производную от исполнительно-распорядительной деятельности органов публичного управления. Властный характер управления предопределяет характеристику административного процесса как юридической формы реализации исполнительной власти в процессе государственного управления (управленческом процессе).
Широкое понимание административного процесса соответствует современным тенденциям законодательной деятельности и правотворчества органов исполнительной власти. В последнее время принято множество нормативных актов, устанавливающих порядок осуществления управленческой деятельности в различных сферах и областях управления и административного судопроизводства, которые гарантируют эффективное применение норм административного права, результативность управленческой деятельности и правовую защиту граждан от неправомерных действий и бездействия со стороны органов управления и их служащих. Однако, анализ законодательства РФ и его субъектов, ведомственных нормативных актов, устанавливающих управленческие отношения, позволяет сделать вывод об отсутствии всесторонней правовой основы, системы нормативных актов, которые регламентирует административно-процессуальную деятельность. Разумеется, что все формы и методы управленческого процесса невозможно установить правовым путем, но правовое государство обязано к этому стремиться. Максимально широкий подход к пониманию содержания административного процесса создает теоретические и политико-правовые предпосылки к всесторонней правовой регламентации управленческих процедур и завершения формирования административно-процессуального права в качестве цельной и самостоятельной отрасли в системе права.
Цель курсовой работы:
1. изучить понятие, принципы, виды и участников административного процесса;
2. изучить правовое регулирование административного процесса;
3. изучить административно-процессуальные правоотношения;
4. анализ отдельных стадий административного процесса по законодательству РФ.
Объектом данной курсовой работы является непосредственно сам административный процесс и его правовое регулирование.
Методы курсовой работы: историко-правовой метод и формально-юридический метод.
Разработанность темы. В административном праве ряд ученых (А.П. Корнев, В.А. Лория, В.Д. Сорокин, Н.Г. Салищева, Д.Н. Бахрах, Е.В. Додин и др.) серьезно занимались разработкой вопроса о принципах административного процесса. Сами же концепции административного процесса возникли в результате научной дискуссии, развернувшейся в середине 60-х годов. Впервые основные положения юридической теории административного процесса были изложены Н.Г. Салищевой в монографии «Административный процесс в СССР». Взгляды сторонников управленческой концепции впервые были в обобщенном виде отражены в монографии В.Д. Сорокина «Проблема административного процесса». Обе концепции административного процесса нашли своих сторонников, которые и в современных условиях продолжают усилия по их развитию.
Данная курсовая работа состоит из: введения; двух глав, в которых описаны теоретико-методологические подходы к изучению административного процесса и анализ отдельных стадий административного процесса по законодательству РФ; заключения; списка использованной литературы.
Теорико-методологические подходы к изучению административного процесса по законодательству РФ
Понятие, принципы, виды и участники административного процесса
Процесс есть совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления какой-либо деятельности.
Исполнительная власть практически реализуется в различного рода действиях исполнительных органов (должностных лиц), совокупно характеризуемых как государственно-управленческая деятельность. Соответственно, этот ее вид носит процессуальную форму.
Существует 2 подхода к пониманию процессуальной деятельности исполнительных органов.
Во-первых, административный процесс рассматривается широко, т.е. фактически как совокупность всех действий, совершаемых исполнительными органами (должностными лицами0 для реализации своей компентенции. Таким образом, вся государственно-управленческая деятельность во всех ее многообразных проявлениях трактуется как административный процесс.
Во-вторых, административный процесс понимается как деятельность полномочных исполнительных органов (должностных лиц) по реализации санкций материальных норм административного права. Таково его понимание как правоохранительной, т.е. юрисдикционной деятельности.
Итак, административный процесс слагается из совершаемых органами исполнительной власти (должностными лицами) действий:
1. административно-процедурного характера – в целях правоприменения (административный процесс в широком смысле слова);
2. административно - юрисдикционного характера – в целях правоохраны (административный процесс в узком смысле слова).
Таким образом, административный процесс – это урегулированная административно-правовыми нормами совокупность действий, совершаемых уполномоченными исполнительными органами (должностными лицами) по рассмотрению и разрешению индивидуальных административных дел, возникающих в сфере государственного управления в порядке реализации задач и функций исполнительной власти [1, c.99].
Производство по делам об административных правонарушениях является одной из составных частей юридического процесса, именуемого административным процессом.
Характерные черты административного процесса состоят в следующем:
1. административный процесс связан с государственным управлением в узком смысле. Однако, в содержание административного процесса включается не вся управленческая деятельность исполнительно-распорядительных органов государственной власти, а лишь ее чисто юридические виды, реализуемые в правовых формах;
2. административный процесс связан с материальным административным правом. Эта связь выражается в том, что в ходе реализации задач административного процесса, происходит разрешение индивидуальных конкретных дел, возникающих в сфере государственного управления. Решить индивидуальное конкретное дело – значит применить соответствующую норму материального права к данному случаю, возможность возникновения которого предусматривается этой нормой. Применение норм административного права – очень многообразная и обширная деятельность исполнительно-распорядительных органов государственной власти и некоторых иных полномочных органов. Она охватывает все категории индивидуально конкретных дел, которые входят в компетенцию названных органов, независимо от их отраслевой принадлежности. Иными словами, административный процесс осуществляется там, где у компетентного органа государственного управления возникает необходимость решить индивидуальное дело, урегулировать конкретное отношение управленческого характера, получить юридический результат. Следовательно административный процесс одновременно является выражением управленческой деятельности органов государственной власти и формой реализации норм административного права.
3. применение норм административного права осуществляется в порядке, урегулированном нормами административного права. В соответствии с этими нормами органы государственного управления разрешают подведомственные им дела. Например, административно-процессуальные нормы регулируют порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, порядок разрешения организационных дел в аппарате управления, порядок применения мер административных взысканий и др.
4. административный процесс – это не только определенная процедура применения соответствующих норм права в сфере государственного управления, но и деятельность, в ходе которой возникают отношения, регулируемыми нормами административно-процессуального права. Под воздействием этих норм названные отношения приобретают характер административно-процессуальных правоотношений [1, c.101].
Таким образом, административный процесс, подобно процессам гражданскому и уголовному, состоит из 2 элементов, в равной степени регулируемых нормами административно-процессуального права – деятельности органов государственного управления по разрешению подведомственных дел и отношений между участниками этой деятельности.
Классификация административных производств и их внутреннее строение основана на особенностях характера конкретных дел, тех свойствах, которые типичны для соответствующей категории дел. Унификация процессуальной формы дел одного вида достигается посредством целенаправленного правового регулирования административных производств и процедур.
В зависимости от содержания, законодатель выделяет три части административного процесса:
1. процесс административного правотворчества;
2. правонаделительный, или оперативно-распорядительный, процесс;
3. административно-юрисдикционный процесс [2, c.209].
Каждая группа производств имеет сходство процессуальной формы и юридического результата, некоторые общие правила разрешения административных дел, но основной объединяющий признак – вид процессуальной деятельности: правотворческая, правонаделительная, юрисдикционная.
Административно-правотворческие производства – деятельность субъектов публичного управления по принятию нормативных административных актов. В порядке, установленном административно-процессуальным нормам. Правотворческий результат – принятие правоустановленного подзаконного нормативного акта достигается за счет соблюдения и применения процессуальных правил. Это производства:
1. по принятию постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;
2. по принятию приказов, постановлений, инструкций и иных нормативных актов министров и других центральных федеральных органов исполнительной власти;
3. по принятию нормативных актов главами исполнительной власти и правительствами субъектов федерации;
4. по изданию локальных нормативных актов руководителями государственных учреждений и организаций;
5. по изданию нормативных актов органами и должностными лицами местного самоуправления.
Административно-правонаделительные (административно-распорядительные) производства – деятельность субъектов публичного управления по принятию и исполнению распорядительных, правонаделительных и иных правоприменительных актов и иных актов, осуществляемая в процессуальной форме. К ним относятся:
1. регистрационные производства (граждан по месту жительства и пребывания, мигрантов, транспортных средств, оружия и т.п.);
2. лицензионно-разрешительные (решения на занятие отдельными видами деятельности, допусков к деятельности, на использование объектов, квотирование и т.д.);
3. производства по стандартизации, сертификации, аттестации товаров и услуг, аккредитация учреждений, производства по присуждению ученых званий и ученых степеней, нострификационные производства, производства по установлению инвалидности и иные экспериментально-удостоверительные производства;
4. производства по распределению ресурсов, государственных услуг, помощи (денежных средств, квартир и т.п.),и приватизационные производства и иные правопредставительственные производства;
5. конкурсные производства (по размещению государственных заказов, часть приватизационных производств и иные);
6. кадровые производства (приём и увольнение со службы, призывные, аттестационные, иные служебные);
7. производство по заявлениям граждан и обращениям организаций по реализации принадлежащих им прав в сфере публичного управления;
8. производства по применению мер поощрения (внеслужебных отношений) и другие производства (процедуры), возникающие в связи с необходимостью реализации законных субъектных прав и обязанностей участников материальных правоотношений в специальной административно-процессуальной форме.
Административно-юрисдикционные производства – деятельность субъектов публичного управления и судов по разрешению споров, возникающих в сфере управления, а также по применению мер административного и дисциплинарного принуждения, осуществляемая в административно-процессуальной форме. К ним относятся производства:
1. по делам об административных правонарушениях;
2. дисциплинарное производство;
3. по административным жалобам граждан;
4. производство по административно-правовым спорам, (процедуры разрешения служебных споров, производство по оспаривании действий и без действий органов и должностных лиц органов публичной власти);
5. исполнительное производство;
6. производство по реализации института материальной ответственности;
7. контрольно-надзорные производства;
8. оперативно-розыскное производство;
9. производство по применению мер административного принуждения, не связанных с наказанием (помещение несовершеннолетнего в центр временного содержания, применение мер принудительного лечения, помещения в учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и т.д.).
Разнообразие производств в административном процессе дает возможность для классификации их по иным основаниям. В частности, по стадиям административные производства разделяются на: 1) административное расследование (проверка жалобы, анализ правового акта и т. п., в процессе которых идет сбор и анализ информации); 2) принятие акта (решения, постановления и др.); 3) стадия исполнения; 4) производство по жалобам (факультативная). Особое место в правовой регламентации последних лет уделено исполнительному производству.
В зависимости от органов, устанавливающих производства, последние можно разделить на производства, основанные на законе, и производства, основанные на подзаконных актах.
Административные производства можно также классифицировать по объектам воздействия: 1) только для индивидуальных субъектов, в частности, кадровое (служебное) производство; 2) для коллективных субъектов, к примеру, приватизационное производство [2, c.212].
Для более полного понимания административного процесса необходимо так же рассмотреть принципы административного процесса.
В словарях русского языка слово «принцип» определяется как «установка для какой-то деятельности», как «начало, на котором построено что-нибудь». Вследствие этого «принципом административного процесса» может быть признано не любое проявление, не любая часть административно-процессуальной деятельности, а ее качественно обособленная черта, исходная установка административно-процессуальной деятельности.
Принципы административного процесса — это такая исходная установка, посредством которой определяются особенности, специфика, назначение административно-процессуальной деятельности, которая должна найти закрепление в нормах права, ибо только в этом случае принцип приобретает правовой характер [3, c.234].
В юридической литературе выделяют принципы, которые характерны для всех отраслей права; для конкретной отрасли права; для конкретных институтов отдельной отрасли права.
В административном праве ряд ученых (А. П. Коренев, В. А. Лория, В. Д. Сорокин, Н. Г. Салищева, Д. Н. Бахрах, Е. В. Додин и др.) серьезно занимались разработкой этого вопроса. Предлагаемые ими классификации различны, но в них есть и общие принципы. Однако же принято считать, что принципами административного процесса являются:
1. принцип законности – реализация материальных норм административного права должна осуществляться в точном соответствии с установленным законом порядком;
2. принцип объективной истины – принятие решения должно основываться на объективном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела;
3. принцип равенства граждан перед законом и органом, разрешающим дело – участники процесса не могут быть ограничены в правомочиях в зависимости от полы, расы, национальности, языка происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств;
4. принцип гласности – процесс осуществляется на основе публичности и доступности гражданам; исключение составляет информация, содержащая сведения, отнесенные к государственной тайне, а так же сведения об интимной жизни участников процесса;
5. презумпция невиновности – лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном коАП РФ, и установлена вступившем в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревшего дело;
6. принцип национального языка включает в себя положение о том, что процесс ведется на русском языке или языке субъекта Российской Федерации, автономной области, автономного округа или большинства населения данной местности;
7. принцип оперативности – процесс ведется в максимально короткие сроки;
8. принцип экономичности – проведение административного процесса требует минимум материальных затрат;
9. принцип ответственности за ненадлежащее ведение процесса – должностные лица, виновные в нарушении процессуальных норм, принятии неправильных решений, несут установленную законом юридическую ответственность [3, c.236].
Далее рассмотрим кто является участниками административного процесса.
Участники административного процесса – это лица, обладающие административно-процессуальной правосубъектностью.
Административная правосубъектность включает в себя: правоспособность и дееспособность.
Правоспособность - это способность лица иметь в силу административно-процессуальных норм субъективные права и юридические обязанности.
Дееспособность – это установленная административно-процессуальными нормами способность лица своими действиями реализовывать права и обязанности в административном процессе [4, c.123].
Законодатель выделяет следующие виды участников административного процесса:
1. лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
2. потерпевший;
3. законные представители физического лица (родители, усыновители, опекуны или попечители);
4. законные представители юридического лица (руководитель, а так же иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица);
5. защитник и представитель (для оказания юридической помощи потерпевшему);
6. свидетель, понятой, специалист, эксперт, переводчик;
7. прокурор [2, c.212].
Далее будет рассмотрено правовое регулирование административного процесса.