Правовое регулирование административного процесса

Административно-процессуальная деятельность осуществляется в соответствии с порядком, установленным административно-процессуальными нормами, то есть правилами, в соответствии с которыми должны совершаться действия участников административного процесса. Административно-процессуальная норма – это установленное правомочным государственным органом Российской Федерации или субъекта РФ общее правило, регулирующее правовые отношения, возникающие при разрешении административных дел органами публичной власти. Административно-процессуальные нормы имеют некоторые особенности, определяемые предметом и методом правового регулирования.

Во-первых, это нормы управленческие, поскольку они регулируют отношения, складывающиеся в ходе реализации управленческих функций и полномочий органов исполнительной власти и иных органов публичной власти. Они имеют общий предмет правового регулирования с нормами материального административного права управленческие общественные отношения.

Во-вторых, административно-процессуальные нормы обеспечивает реализацию, прежде всего норм материального административного права, а также материальных норм иных отраслей российского права. Поэтому, предмет правового регулирования (система регулируемых общественных отношений) у административно-процессуальных норм несколько шире, чем у норм материального административного права и норм иных процессуальных отраслей, в частности уголовно-процессуального права.

В-третьих, действие административно-процессуальной нормы параллельно реализации нормы материального права. Вторичный, вспомогательный характер административно-процессуальной нормы проявляется в том, что она регулирует не фактические отношения, а сложившиеся под действием материальной нормы правоотношения. Она устанавливает процессуальный порядок, процессуальную форму, показывающую, каким образом и в каком порядке могут или должны быть реализованы субъективные права и обязанности участников материальных правоотношений. Содержание процессуальной нормы, как правило, состоит из процессуальных прав и обязанностей участников процесса, реализация которых и придает административному процессу организованность, упорядоченность, процессуальную форму.

В-четвертых, они регулируют общественные отношения, возникающие при разрешении административных дел не только государственными органами исполнительной власти, но и иными органами публичной власти: представительными органами, судами, органами местного самоуправления, а в отдельных случаях и общественными объединениями, организациями. Примером может служить, рассмотрение жалобы гражданина в отношении поведения служащего или должностного лица в быту, что достаточно типично для обращений граждан. Управленческие отношения и административные дела имеют место в деятельности всех органов публичной власти, прежде всего исполнительных, но не исключительно, что важно подчеркнуть. Поэтому круг субъектов, применяющих административно-процессуальные нормы не ограничивается органами исполнительной власти.

В-пятых, в отличие от иных процессуальных норм, административно-процессуальные нормы устанавливаются нормативными актами различной юридической силы, принятыми на уровне Российской Федерации и субъектов федерации, так как на основании п. «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации административно-процессуальное законодательство относится к предмету их собственного ведения. Как известно, гражданско- и уголовно-процессуальные нормы устанавливаются федеральным законодательством.

В-шестых, содержание норм зависит от особенностей вида административно-процессуальной деятельности и направленности регулируемых правоотношений (правотворческие, правонаделительные, юрисдикционные), что определяет содержание диспозиции процессуальной нормы, устанавливающей соответствующий существу деятельности порядок разрешения административного дела и действий участников процесса.

И наконец, применение административно-процессуальных норм при разрешении большинства административных дел, как правило, не связано с необходимостью принудительного воздействия на участников правоотношений. Принуждение предусматривается лишь нормами, регулирующими юрисдикционные производства, составляющие не основную часть административно-процессуальной деятельности [5, с.156].

Этим объясняется ещё одна особенность процессуальных норм – их структура. Классическая схема построения норм материального права (гипотеза, диспозиция, санкция) приемлема к профессиональным нормам с определенными оговорками. Административно-процессуальные нормы состоят преимущественно из гипотез и диспозиций в различных сочетаниях. Возможность применения административной и иной ответственности за нарушение правил производства, процессуальных прав и обязанностей (например, ответственность свидетелей, экспертов, препятствующих производству граждан и должностных лиц) предусматривается санкциями норм административного и иных материальных отраслей права. Но в структуре административно-процессуальных норм встречаются так называемые «процессуальные» санкции, влекущие ухудшение процессуального положения участников процесса, в случае не выполнения каких-либо правил процедуры рассмотрения дела, что содержат элемент принудительного воздействия. Например, принудительный привод в производстве по делам об административных правонарушениях или исключение из числа допущенных к участию в конкурсе субъектов, не предоставивших необходимые документы.

Классификация административно-процессуальных норм производиться по различным основаниям: по сферам и отраслям их действия; по юридической силе; по кругу субъектов права; по характеру диспозиции и другим основаниям. Наиболее существенное значение для понимания сущности административного процесса и административно-процессуального права имеет классификация норм по содержанию процедурных (процессуальными) правил, процессуальной формы, в соответствии с которой разрешаются административные дела. Следует указать на общие и специальные нормы, устанавливающие соответственно общие основные правила организации административного процесса, разрешения всех видов административных дел и специальные правила, регулирующие производство по административным делам конкретной категории [6, c.138].

Законодательство не располагает единым нормативным актом, который бы содержал общие правила, регулирующие основы организации административного процесса. Группировка правил проводится на уровне теоретического обобщения, для формирования полного представления о нормативном регулировании административного процесса. К общим нормам относятся: административно-процессуальные нормы, регулирующие принципы административного процесса; нормы, определяющие основы правового статуса участников административного процесса; нормы, регулирующие стадии административного процесса. Специальные нормы устанавливают конкретные правила производства по видам административных дел и содержатся в одном или нескольких нормативных актах.

Система административно-процессуальных норм образует административно-процессуальное право, которое можно определить как отрасль российского права, регулирующую общественные отношения, возникающие в связи с разрешением административных дел в сфере публичного управления. Факт существования административно-процессуального права подтверждает статьей 72 Конституции Российской Федерации. Но в административном науке продолжается дискуссия относительно положения административно-процессуального права в системе права, в ходе которой подвергается сомнению ее самостоятельность как отрасли права [7, c.209].

Административно-процессуальное право обладает рядом признаков, позволяющих обособить его в самостоятельную отрасль ограничив в первую очередь от административного права, основные институты которого административно-процессуальное право обслуживает, обеспечивая реализацию материальных норм. О наличии отрасли административно-процессуального права позволяет говорить наличие огромного массива административно-процессуальных норм, обладающих признаками системности правового явления.

Административно-процессуальное право имеет собственный предмет правового регулирования – процессуальные правоотношения, возникающие в связи с разрешением административных дел. Административно-процессуальное право обслуживает материальные нормы личных отраслей права, не только административного материального права. Основным системообразующим отрасль права является метод предписания (обязывания). Специфика административно-процессуального права выражена также в высокой степени единства его институтов с институтами материального права, которые оно обслуживает и от которых является производным, вторичным. Административно-процессуальное право имеет своеобразную тенденцию систематизации норм, обусловленную различиями в содержании административных дел. Систематизация норм административно-процессуального права выраженного в виде обособленного кодифицированного нормативного акта возможно в пределах отдельных институтов, регулирующих однотипные производства или группы производств [8, c.98]. Закономерность и обоснованность тенденции подтверждается наличием ряда кодексов (КоАП, Градостроительного, Кодекса внутреннего водного транспорта и т.д.) и иных консолидированных нормативных актов, регулирующих родственные материальным институты процессуального права. Очевидно, было бы методологически оправданным представлять административное право в виде единства взаимосвязанных равных по значению систем норм – материального административного и процессуального административного права, - используя применительно к ним в этом смысле термин «подотрасль административного права», наряду с другими подотраслями (например, таможенным правом).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: