Предприятие ООО «Морепродукт» является неплатежеспособным, а финансовое состояние признаётся кризисным: денежные средства и дебиторская задолженность на конец 2007 года составили 12 319 тыс. руб. и не покрывают кредиторскую задолженность предприятия, которая на конец 2007 года составила 11 283 тыс. руб. В целях улучшения платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия необходимо провести мероприятия для увеличения прибыли предприятия.
Задачу данной главы можно определить как выявление мероприятий по повышению платежеспособности, а также финансовой устойчивости предприятия.
Чтобы не подвергать предприятие процедуре банкротства нужно улучшить финансовое состояние предприятие, а одним из методов повышения платежеспособности является увеличение объема реализации продукции (рисунок 9).
Рисунок 9. Повышение платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия
Для увеличения прибыли предприятия мы ищем новые рынки сбыта своей продукции, например можно выйти на московский рынок, а для этого необходимо увеличить объем реализации наших товаров. Увеличение прибыли за счет увеличения объема реализации продукции вычисляется по формуле – выявленный ранее резерв роста объема реализации продукции умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида (9):
Р ↑ П vpп = ∑ (Р↑ VPПi × Пi1ед) (3)
Таблица – 12. Увеличение прибыли за счет увеличение объема реализованных товаров
Наименование товара | Резерв увеличения объема реализации товара, коробки | Фактическая сумма прибыли за 1 коробку, руб. | Резерв увеличения суммы прибыли, руб. |
Сельдь | 230 | 760 | 147 800 |
Салат из морской капусты | 180 | 640 | 115 200 |
Рулет | 120 | 440 | 52 800 |
Итого | - | - | 315 800 |
Другим методом повышения платежеспособности и финансовой устойчивости является определение уровня среднереализационных цен.
Средняя реализационная цена продукции рассчитывается как отношение выручки от реализации продукции к объему его продаж (16).
Расчет увеличение прибыли за счет изменения средней цены реализации продукции представлен в табл. 13.
Таблица 13 – Вычисление средней цены реализованной продукции
Наименование товара | Цена за единицу товара, руб. | Объем реализации
| Удельный вес, % | |||
2006 год | 2007 год | 2006 год | 2007 год | Изменения | ||
Сельдь | 38 | 77 006 | 174 055 | 67,2 | 85,0 | +17,8 |
Салат из морской капусты | 40 | 32 372 | 25 161 | 28,3 | 12,3 | -16,0 |
Рулет | 44 | 5 237 | 5 497 | 4,5 | 2,7 | -1,8 |
Итого | - | 114 615 | 204 713 | 100 | 100 | - |
Далее, с помощью таблицы мы рассчитаем среднюю цену реализации товара за 2006 год:
Аналогично рассчитаем среднюю цену реализации товара за 2007 год:
После следует рассчитать разницу в цене:
∆ средняя цена = 38,41 – 38,84 = - 0,43 руб. (4)
После расчетов можно сделать вывод, что в результате снижения цены реализации на 0,43 руб. в 2007 году предприятие ООО «Морепродукт» недополучило прибыли в размере 88 026,59 руб. (204 713 × 0,43 = 88 026,59).
В связи с этим рекомендуется поднять цену реализации до уровня 2006 года. Общее увеличение дохода предприятия ООО «Морепродукт» за счет предложенных мероприятий составит 403 827 руб.
Таблица 14 – Бухгалтерский баланс ООО «Морепродукт» по состоянию на 31.12.2007 года (тыс. руб.).
Актив | Пассив | ||
Нематериальные активы | 6 | Уставный капитал | 2 653 |
Основные средства | 20 680 | Резервный капитал | 161 |
Незавершенное строительство | 34 | Нераспределенная прибыль | 0 |
Итого | 20 740 | Итого | 2 814 |
Сырье и материалы | 13 139 | Долгосрочные обязательства | 16 387 |
Готовая продукция | 1 863 | Краткосрочные обязательства | 29 158 |
Расходы будущих периодов | 205 | ||
НДС | 93 | ||
Дебиторская задолженность | 11 937 |
|
|
Денежные средства | 382 | ||
Итого | 27 619 | ||
Баланс | 48 359 | Баланс | 48 359 |
На основании произведенных расчетов и бухгалтерского баланса предприятия на 31.12.2007 года составим прогнозный баланс ООО «Морепродукт» в упрощенной форме. При формировании прогнозного баланса целесообразно часть прибыли останется на расчетном счете предприятия, а часть прибыли пойдет на покрытие кредиторской задолженности (табл. 15).
Таблица 15 – Прогнозный баланс ООО «Морепродукт» (тыс. руб.)
Актив | Пассив | ||
Нематериальные активы | 6 | Уставный капитал | 2 653 |
Основные средства | 20 680 | Резервный капитал | 161 |
Незавершенное строительство | 34 | Нераспределенная прибыль | 404 |
Итого | 20 740 | Итого | 3 218 |
Сырье и материалы | 13 139 | Долгосрочные обязательства | 16 387 |
Готовая продукция | 1 863 | Краткосрочные обязательства | 28 892 |
Расходы будущих периодов | 205 | ||
НДС | 93 | ||
Дебиторская задолженность | 11 937 | ||
Денежные средства | 520 | ||
Итого | 27 757 | Итого | 45 279 |
Баланс | 48 497 | Баланс | 48 497 |
На основании прогнозного баланса ООО «Морепродукт» мы рассчитаем коэффициенты платежеспособности и посмотрим, как они изменились благодаря предложенным мероприятиям. Данные расчета коэффициентов платежеспособности сведем в табл. 16.
Таблица 16 – Расчет платежеспособности на основании прогнозного баланса ООО «Морепродукт»
Показатели платежеспособности | 2007 год | Планируемый период | Отклонения |
Коэффициент текущей ликвидности | 0,95 | 0,96 | + 0,01 |
Коэффициент быстрой ликвидности | 0,42 | 0,43 | + 0,01 |
Коэффициент абсолютной ликвидности | 0,01 | 0,02 | + 0,01 |
Коэффициент обеспеченности текущей деятельности собственными оборотными средствами | - 0,06 | - 0,63 | + 0,57 |
Исходя из табл. 16 можно сделать вывод, что принятые мероприятия, безусловно, помогут предприятию ООО «Морепродукт» повысить свою платежеспособность.
Коэффициент текущей ликвидности по сравнению с 2007 годом увеличился на 0,01; а это является положительной тенденцией, но предприятие по-прежнему не в состоянии выполнять свои краткосрочные обязательства.
Коэффициент быстрой ликвидности увеличился на 0,01. Это значит, что ликвидные средства предприятия в большей степени покрывают его краткосрочную задолженность.
Коэффициент абсолютной ликвидности также увеличился на 0,01, что говорит о положительной тенденции, но предприятие пока не может погасить свою текущую задолженность в срок.
Коэффициент обеспеченности текущей деятельности собственными оборотными средствами увеличился по сравнению с 2007 годом на 0,57. Это говорит о том, что увеличилась часть оборотных активов, которые финансируется за счет собственных средств предприятия.