Правовое положение административного управляющего в ходе финансового оздоровления

Финансовое оздоровление - новая процедура, применяемая к должнику, которая не была известна ни российскому дореволюционному конкурсному праву, ни Законам РФ 1992 г., 1998 г. Цель введения этой процедуры – улучшение платежеспособности должника путем использования его внутренних ресурсов.

Введение процедуры финансового оздоровления позволяет сделать вывод об усилении продолжниковской направленности российского конкурсного законодательства.

Согласно ст. 83 Закона о банкротстве административный управляющий утверждается арбитражным судом в порядке, предусмотренном статьей 45 настоящего Федерального закона.

Административный управляющий действует с даты его утверждения арбитражным судом до прекращения финансового оздоровления либо до его отстранения или освобождения арбитражным судом.

«Административный управляющий в ходе финансового оздоровления обязан:

- вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

- созывать собрания кредиторов в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;

- рассматривать отчеты о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, предоставляемые должником, и предоставлять заключения о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности собранию кредиторов;

- предоставлять на рассмотрение собранию кредиторов (комитету кредиторов) информацию о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;

- осуществлять контроль за своевременным исполнением должником текущих требований кредиторов;

- осуществлять контроль за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;

- осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов;

- в случае неисполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности требовать от лиц, предоставивших обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, исполнения обязанностей, вытекающих из предоставленного обеспечения;

- исполнять иные предусмотренные настоящим Федеральным законом обязанности» [5, с. 62].

Обратим внимание на наиболее интересные из обязанностей, названные в п. 3 ст. 83 Закона. В частности, важная обязанность по осуществлению контроля за своевременным исполнением должника текущих требований кредиторов.

«Данная норма ч. 6 п. 3 комментируемой статьи решает вопрос, не решенный законом 1998 г. и вызывавший массу практических проблем: подлежат ли текущие требования удовлетворению по мере возникновения срока их исполнения либо после начала удовлетворения всех требований, но во внеочередном порядке; соответственно подлежат ли они включению в реестр со всеми вытекающими последствиями в виде предоставления текущему кредитору определенного количества голосов на собрании кредиторов. Из анализа ч. 6 п. 3 комментируемой статьи следует, что текущие требования (т.е. требования по обязательствам, возникшим после введения финансового оздоровления) исполняются руководителем по мере наступления срока их исполнения, т.е. своевременно. Этот вывод основывается на общих положениях ст. 5 Закона» [21, с. 218].

Одна из обязанностей административного управляющего – предъявление к лицам, предоставившим обеспечение исполнения должником обязательств, требований, вытекающих из предоставленного обеспечения, если должник не исполняет график погашения задолженности. Административный управляющий действует в интересах кредиторов, однако Закон не отвечает на вопрос о том, может ли он быть назван представителем кредиторов; соответственно куда поступают полученные административным управляющим средства - должнику либо кредитору, обязанность перед которым не исполняется. В связи с новизной процедуры финансового оздоровления практика еще отсутствует. Следовательно, вышеуказанная обязанность административного управляющего подлежит детальному толкованию.

Еще одна обязанность административного управляющего названа в ч. 9 п. 5 ст. 84. Она состоит в том, что освобожденный либо отстраненный от исполнения обязанностей управляющий должен в течение трех дней обеспечить передачу новому управляющему бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей. Возникает вопрос: а на основании чего административный управляющий может располагать вышеперечисленным? Последствия введения финансового оздоровления не включают в себя передачу руководителем должника вышеназванного административному управляющему.      Неисполнение обязанностей по Закону о банкротстве ведет к ответственности арбитражного управляющего. При данной ситуации получается, что управляющий должен нести ответственность за бездействие, которое он совершает не по собственной воли, а в силу действия норм Закона. Автор дипломной работы считает, что вышеуказанная обязанность административного управляющего является неуместной в Законе и подлежит исключению.

Статья 84 Закона о банкротстве предусматривает права административного управляющего:

- требовать от руководителя должника информацию о текущей деятельности должника;

- принимать участие в инвентаризации в случае ее проведения должником;

- согласовывать сделки и решения должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и предоставлять информацию кредиторам об указанных сделках и о решениях;

- обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;

- обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, а также об отмене таких мер;

- предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований настоящего Федерального закона;

- осуществлять иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия» [5, с. 64].

Очень важное значение имеет право на обращение в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, а также по отмене таких мер. Закон не дает даже примерного перечня таких мер, следовательно, управляющий при наличии соответствующей аргументации может настаивать практически на любых ограничениях для руководителя должника. В частности, речь может идти о расширении числа сделок, на которые требуется согласие управляющего, собрания либо комитета кредиторов.

Кроме того, обращает на себя внимание право управляющего предъявлять в арбитражный суд от своего имени требований о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных либо исполненных должником с нарушением требований Закона. Возникает вопрос: может ли административный управляющий обратиться в суд с исками о признании недействительными сделок, совершенных должником с нарушением требований ГК или иных законов? М.В. Телюкина считает, что буквальное толкование вышеизложенного пункта статьи Закона влечет отрицательный ответ на этот вопрос, однако с точки зрения сути отношений и практической целесообразности ответ должен быть положительным. Представляется необходимым расширенное толкование указанного положения [21, с. 218]. Анализ аналогичного права управляющего подробно проведен автором дипломной работы в параграфе 2.1. данной главы «Осуществление полномочий временным управляющим в процедуре наблюдения».

В соответствии со ст. 88 Закона о банкротстве, не позднее чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления.

Административный управляющий рассматривает отчет должника о результатах финансового оздоровления и составляет заключение о выполнении плана финансового оздоровления, графика погашения задолженности и об удовлетворении требований кредиторов, которое не позднее чем через десять дней с даты получения отчета должника о результатах финансового оздоровления направляется кредиторам, включенным в реестр требований кредиторов, и в арбитражный суд.

Заключение административного управляющего должно соответствовать требованиям, содержащимся в Общих правилах подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2003 года № 299.

К заключению административного управляющего должны прилагаться копии отчета должника о результатах финансового оздоровления и перечень погашенных или непогашенных требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.

«В случае, если требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов, не удовлетворены на дату рассмотрения отчета должника или указанный отчет не представлен административным управляющим в срок, установленный пунктом 1 настоящей статьи, административный управляющий созывает собрание кредиторов, которое полномочно принять одно из решений: об обращении с ходатайством в арбитражный суд о введении внешнего управления; об обращении с ходатайством в арбитражный суд о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства» [5, с. 68].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: