Пятидесятники накануне 16 страница

Уполномоченный сделал еще одну попытку убедить Сарафинчана в целесообразности вхождения автономно зарегистрированных обществ пятидесятников в союз с ЕХБ на правах автономии с созданием при ВСЕХБ специального отдела ХВЕ, но Сарафинчан ответил, что об этом не может быть и речи. «Пятидесятники, зарегистрированные автономно, на это не пойдут, а если органы власти будут настаивать на таком союзе, -заявил Василий Николаевич, - то верующие снова уйдут в подполье».1167

Наконец, перейдя к главному делу, уполномоченный спросил в отношении возможной кандидатуры на служение старшего пресвитера. Сарафинчан мудро ответил, что «такого обсуждения еще не было», по его личному мнению, «могла бы быть кандидатура Захарюка Василия Алексеевича, который имеет сан пресвитера и пользуется доверием верующих пятидесятников в области». Подчеркнув, что это его личное мнение, он вместе с этим заявил, что «старшим пресвитером мог бы быть и Босовик В. И., который также пользуется авторитетом среди определенной части пятидесятников». Говоря об этом, Сарафинчан сказал, что «данная беседа не является официальной, а когда встанет вопрос об избрании старшего пресвитера автономных обществ ХВЕ в области, то пресвитеры общин намерены явиться к уполномоченному Совета по делам религий с письменным заявлением о разрешении на проведение совещания пресвитеров обществ ХВЕ».1168

Далее уполномоченный сообщал в Киев следующее:

На вопрос, как отнесутся к избранию старшего пресвитера пятидесятники, которые не состоят в зарегистрированных общинах или состоят в союзе с ЕХБ, Сарафинчан ответил, что незарегистрированные пятидесятники навряд ли изменят свое отрицательное отношение к регистрации в органах власти, так как они против какого-либо контроля над ними со стороны этих органов власти, ибо «долгое время органы власти «преследовали пятидесятников», многие из них были судимы «за вероубеждения», и хотя сейчас отношение к ним изменилось, но многие верующие относятся к органам власти с предубеждением и недоверием ввиду того, что органы власти не хотят объявить официально и поместить в печати, что «по отношению к верующим в свое время они поступали несправедливо», а также потому, что «ранее безвинно осузкденные верующие до сих пор не реабилитированы». При этом Сарафинчан сослался на пример своего отца, который, будучи участником подполья пятидесятников в 50-е годы, был осужден по ст. 54-10 УК УССР и «даже после его смерти он не был реабилитирован». По этой причине, по словам Сарафинчана, а также потому, что представители власти вмешиваются во внутрицерковные дела зарегистрированных обществ в виде контроля за деятельностью по крещению вновь обращенных верующих, запрета на посещение молитвенных собраний детьми верующих, контроля финансовой деятельности и т. д. многие верующие пятидесятники не согласны с регистрацией в органах власти. По этому поводу они Сарафинчану и другим верующим, состоящим на регистрации, заявляют, что им без регистрации лучше, так как «никто им не мешает и не контролирует».1169

Уполномоченный еще раз убедился, что с Сарафинчаном «каши не сваришь» и с миром его отпустил, приходя, видимо, к единственному выводу, что от пятидесятников никуда не денешься и их требования рано или поздно придется выполнять.

Подобное «прощупывание» велось повсеместно.

13 октября 1978 года старший инспектор аппарата уполномоченного Совета по делам религий в Донецкой области В. М. Сурков, приехав в Мариуполь, в здании исполкома Жовтневого районного Совета народных депутатов провел беседу с пресвитером зарегистрированной в органах власти обшины ХВЕ (пятидесятников) Лукашовым А. Ф.1170 Сохранившаяся в архиве справка Суркова рассказывает:

В ходе беседы Лукашов А. Ф. рассказал, что работа по объединению зарегистрированных на автономном принципе общин ХВЕ может быть успешной тогда, когда будет создан духовный центр пятидесятников. Он и его единоверцы Озеруга и Вознюк в августе-месяце текущего года были на приеме у руководства Совета по делам религий при Совете Министров УССР, где получили официальное разрешение на проведение совещания по избранию межобластных пресвитеров.

Встреча пресвитеров поместных церквей предварительно предполагается в конце октября - начале ноября с. г. в г. Киеве.

По словам Лукашова, в работе совещания примут участие 20 авторитетов - пятидесятников из Киева, Чернигова, Винницы, Черновцов, Закарпатья, Одессы, Херсона, Н. Каховки, Запорожья, Донецка, Ворошиловграда, Николаева, Черкасс и Харькова и др., которые изберут межобластных пресвитеров. Межобластные пресвитеры будут входить в республиканский Совет служителей ХВЕ (пятидесятников).

Вместе с тем, как заявил Лукашов, аналогичная работа будет проведена на территории РСФСР и других союзных республик, после чего служители культа планируют создать Союзный совет служителей ХВЕ, во главе которого будут стоять республиканские пресвитеры.

Из беседы с Лукашовым можно сделать вывод, что он всесторонне проявляет инициативу по созданию духовного центра в масштабе страны, при этом высказывает, что для верующих-пятидесятников центр необходим с тем, чтобы ускорить работу по выводу т. н. «крайних» пятидесятников на регистрацию в органах власти. Он надеется, что в стране будет создан единый духовный центр пятидесятников, который будет действовать наравне с другими духовными центрами.1171

Через несколько дней эта справка Суркова была отправлена в Москву В. А. Куроедову и в Киев - К. З. Литвину с сопроводительным письмом уполномоченного Совета по делам религий по Донецкой области Г. Е. Гомля, в котором он писал:

В порядке информации направляется справка о беседе с пресвитером зарегистрированной общины ХВЕ (пятидесятников) в г. Жданове Лукашовым А. Ф., из которой видно, что Лукашов со своими единоверцами проводит определенную работу по созданию духовного центра пятидесятников.1172

А еще через месяц, 19 ноября 1978 г., в соответствии с договоренностью с Советом по делам религий, в Киеве, в здании церкви на Карьерной, прошло совещание служителей братства автономно зарегистрированных церквей. Совещание проходило под руководством В. И. Озеру ги, на нем присутствовали: А. Ф. Лукашов, Ф. А. Вознюк, Н. П. Рещиковец, И. П. Коваль, В. И. Босовик, И. Ф. Лещук, Л. П. Пархоменко, В. Н. Бойко, Я. Д. Проценко, Ф. Я. Мочуленков и другие представители от церквей Чернигова, Донецка, Черновиц, Каховки, Одессы, Херсона, Закарпатья, Киева, Харькова и других городов и областей республики.1173 (По каким-то причинам не смогли приехать представители общин ХВЕ из Запорожья, Черкасс и Винницы).1174

На совещании были разграничены кустовые объединения и определены пресвитеры, уполномоченные для проведения поместных межобластных совещаний.

1 куст - Киев, Чернигов, Черкассы, Житомир (пресвитер Озеруга);

2 куст - Харьков, Сумы, Полтава (пресвитер Рещиковец);

3 куст - Донецк, Ворошиловград, Запорожье (пресвитер Лукашов);

4 куст - Одесса, Кировоград, Николаев (пресвитер Лещук);

5 куст - Винница, Хмельницкий (кандидатура не подобрана);

6 куст - Черновцы, Ивано-Франковск, Закарпатье (канд. не подобрана);

7 куст - Херсон, Крым, Днепропетровск (пресвитер Вознюк).1175

На это совещание письменно приглашались также епископы незарегистрированных церквей Иванов и Левчук, однако они не явились, прислав вместо себя троих представителей без полномочий.1176

20 ноября с. г. участники совещания были приняты в Совете по делам религий, информацию о совещании представили Озеруга и Лукашов. Первый заместитель председателя Совета Н. А. Колесник сказал, что после доклада заведующему отделом Совета по делам религий при Совете Министров СССР Е. А. Тарасову вопрос формального признания будет решен, и об этом будут информированы уполномоченные Совета и через них пресвитеры поместных церквей.1177 Избрание межобластных руководителей предполагалось оформлять специальным протоколом.

Лукашов также сообщил, что межобластные пресвитеры будут входить в республиканский совет служителей ХВЕ. Из семи кустовых руководителей будут избраны три старших (ориентировочно - Озеруга, Лукашов и Вознюк), которые и возглавят республиканский совет по Украине. Далее Лукашов рассказал, что аналогичная работа будет проведена на территории РСФСР и других союзных республик, после чего служители планируют создать в масштабе СССР духовный центр - Союзный совет служителей ХВЕ, во главе которого будут стоять республиканские пресвитеры. Однако вначале этот вопрос должен решиться в Украине, затем опыт будет использован в РСФСР и других местах.1178

29 ноября уполномоченный Совета по Харьковской области пригласил на беседу Н. П. Рещиковца, который несколько дней назад вернулся из Киева. Его интересовало положение автономных церквей и принятые решения. Согласно записи уполномоченного, рассказывая об этом совещании, Рещиковец, упомянув, что «совещание единодушно признало соглашение 1945 года недействительным, заявил, что пятидесятники готовы поддерживать хорошие отношения с баптистами, но не состоять в формальном союзе».1179

Реакция же руководства ВСЕХБ на попытки создать духовный центр ХВЕ была весьма отрицательной. Например, уполномоченный Совета по делам религий по Донецкой области Г. Е. Гомля добросовестно доносил:

Старший пресвитер евангельских христиан-баптистов по Донецкой области Карпенко С. Ф. сообщение о предстоящем избрании старших пресвитеров ХВЕ по группам областей встретил недоброжелательно. Он сказал, что это усилит разрыв между верующими ХВЕ и ЕХБ, что отдельные пятидесятники - члены баптистских церквей могут со временем уйти в общины пятидесятников. Кроме того, будет полностью исключено присоединение пятидесятников к общинам ЕХБ.1180

Старший инспектор Совета по делам религий по Украине В. В. Чумаченко в целом ситуацию объективно оценивал следующим образом:

1. В автономно зарегистрированных религиозных объединениях служителями культа проводится организационная работа по дальнейшему объединению выходящих из подполья верующих.

2. Наблюдается консолидация зарегистрированных религиозных обществ ХВЕ. Служители культа этих религиозных обществ ищут пути, укрепления и создания своего самостоятельного центра.

3. Идет процесс дальнейшей нормализации религиозной деятельности: после их многолетнего подполья.

4. Наблюдается рост религиозной активности в создании хоров, оркестров, пропаганде вероучений.1181

Сохранилась в архивах также и «Информация о положении дел в автономно зарегистрированных обществах ХЕВ (пятидесятников) на территории Одесской области», которая была отправлена 14 декабря 1978 г. уполномоченным Совета по Одесской области П. Е. Гавриловьш в адрес председателя Совета по делам религий при Совете Министров СССР Куроедову В. Д. и председателя Совета по делам религий при Совете Министров Украинской ССР Литвину К. З. (В то время на территории Одесской области действовало пять автономно зарегистрированных церквей ХЕВ: в Одессе (зарегистрирована в 1970 г.), в селе Гольма Балтского района (зарегистрирована в 1969 г.), в селах Староказачье и Андреевка Белгород-Днестровского района (обе были зарегистрированы в 1970 г.) и в Измаиле (церковь получила регистрацию в 1976 г.)1182

Вот что писал уполномоченный по поводу этих общин:

Нарушений законодательств о религиозных культах со стороны данных обществ не наблюдается. Руководство объединений лояльно относится к социалистической законности. Численность верующих пятидесятников, членов автономно зарегистрированных общин увеличивается за счет присоединения к ним сектантов из окрестных населенных пунктов, а также в связи с крещением новых верующих, воспитанных в религиозном духе в семьях пятидесятников. При всей своей лояльности, однако, руководители самой большой общины ХЕВ, находящейся в г. Одессе, уклоняются от добровольной подачи списков членов церкви; вообще, стараются давать как можно меньше сведений о своей деятельности, в том числе и для годового отчета. Подобное же отмечаем и в обществе ХЕВ г. Измаила.

Фактически зарегистрированные автономно пятидесятники считают, что вопрос о признании их центра дело почти решенное, и охотно поддерживают предложение Совета по делам религий об избрании старших пресвитеров по зональным центрам. Все помыслы их направлены в эту сторону, и для них сейчас не является актуальным вопрос об объединении с баптистами.

Как известно, 12 марта 1977 года в канцелярии ВСЕХБ состоялось совещание баптистов с пятидесятниками, на котором они договорились о возможности совместного сотрудничества в издании духовной литературы, подготовке служителей культа, о том, чтобы в проповедях ни одна из сторон не призывала к вражде. Дальше этих взаимных обязательств ни старший пресвитер ЕХБ Цап A. M., ни руководство пятидесятников в области не идут.

Из бесед с Десятником А. А. (председателем исполоргана Одесской общины ХЕВ) и Лещу ком И. Ф. (пресвитером этой общины) следует, что они намереваются объединить всех пятидесятников, как находящихся на регистрации, так и незарегистрированных. Тех, что вошли в ЕХБ трогать не собираются.

Насколько перспективны их намерения, судить пока трудно, потому что нелегальный «епископ» Турлак /Т. Н., который и нам тормозит работу по выведению на регистрацию пятидесятнических групп, продолжает упорно уклоняться от регистрации, и в этом за ним следуют пятидесятники, находящиеся под его влиянием, составляющие большую часть членов всех незарегистрированных объединений ХЕВ.

Позиция старшего пресвитера ЕХБ по Одесской области Цап A. M. по вопросу образования центра ХЕВ, выражающая мнение руководства баптистов области, сводится к тому, что он как гражданин и патриот целиком поддерживает вывод пятидесятников на легальное положение всеми путями, в том числе и через автономную регистрацию, но, с точки зрения верующего, считает, что они неисправимы в смысле истолкования «даров Святого Духа», главным образом в отношении даров пророчества и «говорения на иноязыках».

Возглавляют объединение ХЕВ г. Одессы Лещу к И. Ф. и Десятник А. А., оба выходцы из общин ЕХБ. Это пока самые вероятные кандидатуры на старшего пресвитера, но окончательно этот вопрос у нас еще не решен.1183

В связи с поручением Совета по делам религий, проводилось соответствующее изучение обстановки и в Донецкой области, где действовали автономно зарегистрированные церкви христиан веры евангельской, в Донецке, Жданове (сейчас городу возвращено его историческое название Мариуполь), и Красноармейске, а также одна община ХВЕ, состоящая в союзе евангельских христиан-баптистов в Славянске, в которой было, по данным Совета на тот период времени 212 членов.1184 Разумеется, существовало в Донецкой области довольно много незарегистрированных общин.

Еще в мае 1977 года, уполномоченный Совета по Донецкой области Г. Гомля сообщал, что в этих «зарегистрированных религиозных объединениях христиан веры евангельской насчитывается 634 верующих» и имеется 32 проповедника.1185 (Кстати, по некоторым данным, именно уполномоченный Гомля под псевдонимом «В. Е. Солдатенко», только пять лет раньше описываемых событий - в 1972 году - опубликовал в Донецке в издательстве «Донбасс» полную зла и клеветы на верующих книжонку под названием «Пятидесятники», в которой, как сказано в аннотации, «излагая кратко историю возникновения вероучения пятидесятников, на материалах Донбасса разоблачает идеологию, изуверские обряды, нравы и деятельность сектантов».1186 Книжонка эта, опубликованная массовым тиражом, к месту сказать, продавалась по смехотворной цене - по 8 копеек за экземпляр, но ее реальная цена и того не стоила, конечно).

К маю 1977 года позиция уполномоченного по отношению пятидесятников (по крайней мере - это излагалось официальным языком, и под его собственным именем) выглядела следующим образом:

В своей проповеднической деятельности проповедники ХВЕ используют «Священное» писание. За основу берут догмат о «Святом Духе» и его дарах, ссылаясь при этом на евангельское изречение «Бог есть Дух». Чтобы иметь «Святого Духа», его дары и святость, проповедники в своих проповедях призывают верующих уверовать в него, приняв его в сердце свое, доверившись ему всецело.

Проповедническая деятельность служителей культа и проповедников ХВЕ направлена на укрепление веры, духовной стойкости верующих, воспитание друг друга и молодежи. В ней звучат призывы во всем подражать Иисусу Христу. Пресвитеры и проповедники на богослужениях выступают с проповедями, которые носят чисто библейский характер.

В проповеди на тему «Верующие верой сильны» проповедник общины пятидесятников в г. Донецке Мочуленко Ф. Я. призывал всех верующих быть стойкими, непоколебимыми. Только стойкий верующий побеждает все, - внушал проповедник. Он же призывал верующих не поддаваться влиянию «мира», всегда помнить о мучениях Иисуса и быть верными его заветам.

Пресвитер Ждановской общины пятидесятников Лукашов А. Ф. пояснил верующим, что они не должны враждовать; любить, как друг друга, так и всех человеков. Быть кроткими и покорными, с уважением относиться к власти. Для большей убедительности обратился к верующим со словами, где говорится о том, что в свое время, Израиль был покорен римлянами, но Иисус не учил израильтян выступать против римлян.

Отношения между баптистскими религиозными объединениями и автономными общинами ХВЕ имеют свои особенности. Они характеризуются обоюдным недоверием, натянутостью отношений, а в отдельных случаях - взаимным осуждением.

Отвергая Московское 1945 г. соглашение, пятидесятники автономных общин считают невозможным как объединения с баптистами, так и регистрацию отдельной общиной в составе ВСЕХБ. В качестве аргументов они выдвигают догматические расхождения, разногласия в ритуальной части; считают свою религию более активной в смысле восхваления «Святого духа».

Большинство руководителей религиозных обществ ЕХБ стремится к установлению контактов с пятидесятниками, приглашает их на свои моления, проводят беседы, оказывают помощь в приобретении религиозной литературы. Так, член руководства автономной общины ХВЕ в г. Донецке Мажников Р. И. был избран баптистским братством делегатом съезда ЕХБ. Последнее обстоятельство должно было сыграть положительную роль в деле единства. Тем не менее, большинство верующих ХВЕ заподозрило Мажникова в чрезмерных симпатиях к баптистам, в результате чего он был отстранен от руководства общиной.

Члены областного пресвитерского совета ВСЕХБ ведут воспитательную работу с единоверцами из зарегистрированных общин ЕХБ, прививая им чувство уважения к пятидесятникам. Но в то же время старший пресвитер ЕХБ по области высказался отрицательно по вопросу включения в областной пресвитерский совет пресвитера автономной общины ХВЕ в г. Жданове Лукашова А. В. В последнее время несколько улучшились взаимоотношения между баптистами и верующими автономной общины ХВЕ в г. Жданове. Это в определенной мере объясняется тем, что оба религиозные общества проводят богослужения в одном молитвенном доме. Из многочисленных бесед с ними следует, что баптистские религиозные организации готовы принять пятидесятников при непременном условии - следовать во всем установленному в общинах ЕХБ порядку, не разрушать сплоченности церквей ЕХБ, не пропагандировать своего вероучения. Старший пресвитер ЕХБ по области, отдельные члены пресвитерского совета, некоторые пресвитеры в 1975-1976 гг. имели ряд встреч с пятидесятниками, приглашали их на свои моления, разъясняли целесообразность объединения и т. п. Однако эффективность этой работы еще низкая.

У руководства нелегальными обществами ХВЕ в основном стоят люди, в прошлом судимые за антиобщественную и преступную деятельность.

Так, одним из руководителей Донецкой группы верующих, которая проводит свою деятельность в нелегальных условиях, является Соболев Александр Лазаревич. В 1961 году судим по статье 209 ч. 1 УК УССР к 5 годам лишения свободы, после отбытия наказания продолжает свою деятельность. В горняцком районе г. Макеевки одним из организаторов незаконных молений является ранее судимый за антиобщественную деятельность Нестерук Василий Петрович, 1928 г. рождения. В г. Жданове группу возглавляет Прудников В. Г., который в прошлом также привлекался за антиобщественную деятельность к уголовной ответственности.

Лидеры пятидесятников, а также отдельные рядовые верующие, как зарегистрированных религиозных объединений, так и незарегистрированных религиозных групп высказывают мысли о том, что пятидесятникам нужен союз. Это, как заявляют в беседах верующие пятидесятники, значительно облегчит решить вопрос вывода верующих из подполья, а в дальнейшем и вопрос объединения со ВСЕХБ. Так, в беседе руководитель незарегистрированной группы пятидесятников г. Константиновки Лобода В. И. заявил, что пока у пятидесятников не будет центра, о регистрации и разговора не может быть.

Таким образом, вожаки пятидесятников усиленно распространяют среди своего окружения и населения идею создания отдельного союза. Учитывая важность данного вопроса, аппарат уполномоченного Совета и местные органы власти принимают различные меры по ограничению распространения таких идей среди верующих.

Регистрация верующих-пятидесятников в союзе ЕХБ (г. Славянск) оказала и оказывает на них определенное положительное влияние, в значительной мере определила характер деятельности этого религиозного общества. Все верующие общины удовлетворены своим положением. Они стали «мягче», лояльнее к законодательству о культах; среди верующих уменьшился религиозный фанатизм, прививается чувство гражданственности.

Регистрация в составе союза ЕХБ приобщает верующих-пятидесятников к определенному порядку, правилам, исключает нежелательные методы моления. Проповедники этой общины поддерживают ВСЕХБ в своих проповедях, в корне изменились взаимоотношения с органами власти. Регистрация пятидесятников как в составе союза, так и на автономных началах, положительно влияет на многих верующих незарегистрированных пятидесятнических групп, их руководителей. Подтверждением может служить то, что организаторы нелегальных групп пятидесятников в настоящее время вступают в беседы с представителями органов власти, аппаратом уполномоченного Совета, интересуются порядком регистрации, возможностями приобретения религиозной литературы.

В последнее время получила особое распространение идея регистрации на автономных началах в надежде, что в будущем будет создан духовный центр христиан веры евангельской. Эта идея верующими поддерживается и воспринимается особо, что воздает трудности в работе по регистрации пятидесятников в союзе ЕХБ.

По нашему мнению, в целях дальнейшей легализации пятидесятников необходимо, исходя из местных условий, продолжать настойчивую, целенаправленную воспитательную работу с верующими ХВЕ, еще находящимися вне регистрации. Эту работу проводить по специально разработанному плану. В полной мере использовать «Положение о религиозных объединениях в Украинской ССР» путем его разъяснения во время актирований незаконных молений «крайних» пятидесятников. В административной практике следует ограничить применение штрафов; виновных в нарушении законов о религии обсуждать на заседаниях административных комиссий, используя, в основном, меры предупредительно-воспитательного характера.

В целях нормализации взаимоотношений между евангельскими христианами-баптистами и пятидесятниками желательно в областной пресвитерский совет ввести одного из авторитетных пресвитеров зарегистрированных общин ХВЕ. Такое лицо должно быть и при старшем пресвитере ЕХБ по Украине. Указанные лица должны быть наделены функциями организаторов работы по выводу из подполья нелегальных групп пятидесятников и регистрации их - как в составе ВСЕХБ, так и на автономных началах.1187

Данный документ убедительно свидетельствует, что и в 1977 году работники Совета по делам религий продолжали выдерживать магистральный путь на попытки «решить пятидесятнический вопрос» способом регистрации в составе ВСЕХБ, если это только возможно, позволяя автономную регистрацию только как явление вынужденного и нежелательного характера. Что же касается «идеи создания отдельного союза», как изящно выражался Гомля, то весьма однозначно «аппарат уполномоченного Совета и местные органы власти принимали различные меры по ограничению распространения таких идей среди верующих». Тем не менее, «такие идеи» продолжали распространяться и тенденция к организации своего союза, особенно в братстве автономных церквей, заметно усиливалась. Власти вынуждены были с этим считаться, приходилось идти на новые уступки верующим.

Сохранилось в архивах еще одно письмо уполномоченного Совета по делам религий по Донецкой области Г. Е. Гомля по этому поводу. В конце декабря 1978 года Гомля писал в Киев председателю украинского Совета К. З. Литвину в ответ на его запрос:

В зарегистрированных на автономном принципе общинах пятидесятников еще имеются случаи молений отдельных верующих на «иных» языках. Иногда дети верующих являются участниками богослужений.

Вожаки «крайних» пятидесятников в Константинова и Волновахе -Лобода, Тарасюк и Коваленко заявляют, что они смогут вывести группы на регистрацию в том случае, если в стране будет создан духовный центр христиан веры евангельской.

Зарегистрированная в союзе ЕХБ община пятидесятников в г. Славянске полностью соблюдает законодательство о культах. Верующие проявляют лояльность, выполняют все рекомендации старшего пресвитера ЕХБ по Донецкой области. Верующие этой общины убеждены, что они находятся в более выгодном положении, чем автономно зарегистрированные религиозные объединения ХВЕ. Влияния «крайних» пятидесятников на верующих этой общины не имеют места.

Руководители автономно зарегистрированных пятидесятнических общин знают о предстоящем избрании старших пресвитеров ХВЕ по группам областей, реагируют на это мероприятие положительно. Так, например, пресвитер пятидесятников в г. Донецке Мочуленков Ф. Я. в беседе с нами заявлял, что избрание старших пресвитеров ХВЕ внесет положительные коррективы в деятельность общин, зарегистрированных на автономном принципе. В частности, появится возможность советоваться по многим вопросам внутрицерковной жизни общин, упорядочится расстановка руководящего состава общин и его духовная подготовка. Аналогичные мнения высказывали и другие пресвитеры и председатели исполнительных органов.

Что же касается кандидатуры на пост старшего пресвитера ХВЕ по Донецкой и другим областям, то Мочуленков заявил, что наиболее подходящей кандидатурой является пресвитер Ждановской общины ХВЕ Лукашов А. Ф., хотя он и имеет отдельные недостатки (допускает грубость в отношении верующих и слабые ораторские способности). Одновременно Мочуленков назвал кандидатуру пресвитера ХВЕ из г. Запорожья Кобылинского Якова Денисовича, который по своим качествам также может быть старшим пресвитером.

По нашему мнению, избрание старшего пресвитера ХВЕ по группе областей создаст благоприятную обстановку для практического руководства автономными общинами, полного соблюдения законодательства о культах; будет создана более благоприятная обстановка для работы по выводу из подполья групп пятидесятников.

Мы считаем, что старшим пресвитером ХВЕ по группе областей может быть Лукашов А. Ф.

Пресвитер ХВЕ Лукашов Андрей Филиппович, 1925 г. рождения, украинец, образование среднее, участник Великой Отечественной войны, работает фотографом в быткомбинате г. Жданова. Семейный, имеет семь детей, проживает в г. Жданове, пр. Строителей, 99, кв. 53. Пресвитером избран 10 октября 1975 года, в сан епископа рукоположен в 1966 году одним из авторитетов пятидесятников Славиком.

В 1976 году он выступает с инициативой создания отдела ХВЕ при ВСЕХБ. В настоящее время принимает активное участие в подготовке к избранию межобластных старших пресвитеров. Среди верующих пользуется авторитетом.1188

В декабре 1978 года к делу была также подшита еще одна информация о деятельности зарегистрированных автономно религиозных церквей г. Киева, в которой говорилось, что обе церкви (на ул. Карьерной на Караваевых Дачах и ул. Брусиловской на Новобеличах) «имеют помещения, которые в 1977 г., после окончания строительства, решением исполкомов райсоветов приняты в собственность государства по заключенным договорам с учредителями этих религиозных объединений». (Собственностью церквей эти здания, построенные руками верующих за их собственные средства и в свободное от основной работы время, станут только после горбачевской перестройки).

В этой информации старший инспектор Совета по делам религий В. В. Чумаченко писал, что «пресвитер Озеруга В. И. - по профессии электрик, образование неполное среднее». Характеризуя Владимира Ивановича, Чумаченко писал, что он со стороны властей «требует к себе тонкого, уважительного подхода, не переносит грубости, бестактности». Было отмечено также, что он человек деловой и исполнительный, ибо, «если пообещает, то обязательно сделает», что В. И. Озеруга «умеет работать с людьми разных возрастов и категорий, гибкий в отношении верующих различных толков; умеренный, как верующий; выступает против фанатизма». «Выступая против эмиграции, - писал Чумаченко, - «он стремится объединить все автономные зарегистрированные религиозные объединения, укрепить их, создать автономный центр ХВЕ, возглавить его и подчинить своему влиянию пятидесятников, выступает против вхождения во ВСЕХБ, но за контакты с ним».1189 Заканчивая характеристику, старший инспектор Совета писал следующее:

По нашему мнению, Озеруга является главным кандидатом на старшего пресвитера ХВЕ по Киевской области. По его инициативе, с разрешения Совета по делам религий при СМ СССР и СМ УССР, 18 декабря с. г. в Киеве состоялось совещание руководителей зарегистрированных автономно религиозных объединений ХВЕ по Украине, на котором обсуждался вопрос о возможных кандидатах для избрания старших пресвитеров.1190


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: