Пятидесятники накануне 17 страница

Фактически, В. И. Озеруга был признанным и уважаемым руководителем братства автономно зарегистрированных церквей христиан веры евангельской.

Владимир Иванович Озеруга родился в январе 1926 г. в селе Полицы, что в Ровенской области. Его отец, Иван Кириллович, был одним из первых христиан веры евангельской в этом регионе Западной Украины. Горячо любя Иисуса Христа, он сумел передать эту любовь своим детям. После 1939 года, когда в Западной Украине была установлена Советская власть, немало скорбей выпало на долю этой семьи.

В 1943 году, в возрасте 17 лет, Владимир Озеруга был призван в Советскую армию, и за отказ от оружия, как и многие другие верующие-пацифисты, был приговорён военным трибуналом к исключительной мере наказания - расстрелу. Позже расстрел заменили 25 годами лишения свободы, а впоследствии срок снизили до 10 лет. В 1949 г. он был досрочно освобожден, и на пару лет поселился в Горьковской области, где продолжал свое служение Богу. В начале 50-х он годов он возвращается в родное село Полицы, где застал довольно печальную картину. Многие церкви были разрушены, собрания запрещены, служители страдали за дело Божье. Руководящие братья поручили Владимиру возглавить молодежную работу, за что он горячо взялся со всей ревностью и прилежанием. Вся духовная работа с молодежью проводилась в глубокой тайне, тем не менее, власти узнали о существовании этой работы, и также узнали имя ее организатора. Был уже выдан ордер на арест В. И. Озеруги.

Скрываясь от преследования властей, Владимир Иванович принял решение: уехать в те далекие места, где его трудно будет найти - в Сибирь. Покинув родные края, по пути в Сибирь, он остановился на некоторое время в Киеве, где он женился на сестре в Господе Евдокии Васильевне. Вскоре они отправились в дальнюю дорогу вместе - без денег и всякого имущества. Они поселились в Иркутской области в городе Черемхово в 1952 году. На протяжении следующих шести с половиной лет, вместе со своим другом и братом по вере, с которым он провел долгие годы в заключении, Николаем Алексеевичем Гущиным, Озеруга продолжал свое служение - и за это время были созданы шесть новых церквей в таких городах как Ангарск, Черемхово, Слюдянка, Зима, а также в Читинской области.

В 1959 году было принято решение возвращаться на Украину. Местом проживания был выбран город Киев, где Озеруга вскоре создал церковь из разрозненных групп преследуемых верующих. Вначале это была небольшая группа - около 30 человек.

Это было время тяжелых испытания для молодой церкви. Трудно было найти место для проведения богослужений. Много раз их прибежищем становились леса Обуховского района, на Дымерском направлении, возле Василькова, под Фастовом и Мотовиловкой. Так продолжалось около десяти лет. Чудесным образом Бог хранил эту церковь от вездесущих агентов КГБ и милиции. Не очень часто им удавалось обнаружить место, где проводятся служения. В этом церковь под руководством пресвитера Владимира Ивановича Озеруги и диакона Павла Андреевича Павленко видела благословение и охрану Божью. Невероятным чудом Божьим эта церковь в хот период времени даже не заплатила ни одного штрафа. Церковь быстро выросла количественно.

Однако, в середине 60-х годов на пастора Озеругу снова было воздвигнуто гонение. Вначале по указке властей руководство завода, на котором он работал, уволило его безо всякого объяснения причин. Это было очень тяжелое время для пастора церкви и его семьи, но он не сдавался. Видя, что ничего не может остановить его служение, власти решают отобрать у него детей, мотивируя это тем, что они, как «сектанты, принадлежащие к изуверской секте», не могут дать нормального воспитания своим детям. И только по молитве церкви и семьи этот замысел властей не удался.

Постепенно политика Советской власти по отношению к христианам веры евангельской несколько улучшилась. В начале 70-х годов руководство церкви почувствовало, что новое время приносит новые возможности, и важно было не упустить этот момент, что стало возможным обратиться к властям с заявлением об автономной регистрации общины. Однако они получили отказ. Один из руководителей с насмешкой заметил, что, скорее, у них вырастут волосы на ладони, чем пятидесятники получат регистрацию. Церковь продолжала молиться и просить у Бога о помощи, ясно видя большую пользу для спасения грешников в открытом легальном проведении служения.

И только в 1974 году после настойчивых ходатайств, в значительной мере благодаря активному содействию совершенно нетипичного уполномоченного Совета по делам религий по Киеву В. В. Руденко (которого, впрочем, власти впоследствии отстранили от этой должности), церковь была официально зарегистрирована осенью 1974 года.

При содействии того же уполномоченного Руденко (и, одновременно, при жестоком противодействии со стороны местных органов власти!), был приобретен частный дом по ул. Карьерной, 44. Затем церковь сделала основательную реконструкцию этого здания. Количество членов уже в 1977 выросло до 350 членов, здание снова было расширено.1191 (Именно эта церковь и стала в конце 80-х годов центром работы Оргкомитета по восстановлению Союза церквей христиан веры евангельской, а после восстановления Союза именно здесь первое время работало руководство Союза).

В середине 80-х годов богослужения в этой церкви начали посещать выходцы из Африки, студенты киевских ВУЗов. Количество их порой Достигало 25 человек. В ответ на придирки властей, Владимир Иванович заявил, что эти иностранные граждане приняты церковью в члены - и как члены церкви они имеют все права участвовать в церковной деятельности. Эта группа иностранных студентов активно начала участвовать в евангелизационных служениях вместе с киевской молодежью - а в более поздний период времени они активно принимали участие в процессе насаждения новых киевских церквей. Одним из этих иностранных студентов был и Генри Мадава, сегодня он - пастор огромной церкви «Победа» в Киеве. Там, в церкви на Карьерной, начинался путь христианского служения широко известных ныне пасторов Валерия Решетинского, Анатолия Гаврилюка, Филиппа Савочка, стали также пасторами разных киевских церквей все сыновья Владимира Ивановича Озеруги.

В незабываемой памяти золотые годы евангелизаций начала 90-х годов был собран великий урожай по приобретению душ для Христа. К сожалению, это были и последние годы жизни и служения основателя и пастора церкви по улице Карьерной. До последних дней своей жизни В. И. Озеруга трудился на ниве Божьей. Он ревностно посещал вновь открытые молодые церкви (только от церкви на Карьерной отпочковалось более 20 церквей в Киеве и Киевской области), ободрял молодых пасторов и помогал им в служении. В жаркий субботний день в июле 1995 года он преподавал крещение в городе Фастове, а в ночь с субботы на воскресенье его сердце остановилось - и во сне праведника он отошел в вечность в своем доме, оставив светлую и добрую память у всех, кто его знал и любил.

В 1970-1980-е гг. Совет пресвитеров ХВЕ работал под руководством В. И. Озеруги. Совещания Совета пресвитеров проводились поочередно в разных городах, где имелись автономно зарегистрированные церкви но чаще всего в Киеве, Харькове, Запорожье, Каховке. Обычно совещания проходили каждый квартал, если не было каких-либо очень срочных и неотложных дел. Кроме братьев с Украины, практически всегда присутствовали И. В. Михов из Молдавии, Н. А. Гущин, В. М. Мурза и Н. В. Окара из России, Г. Д. Цыбульский из Грузии, В. И. Панько и Г. Е. Ключиц из Белоруссии. Иногда на такие совещания приглашались в качестве гостей многие другие служители из разных регионов Советского Союза. Постоянно возрастал духовный авторитет и влияние в церквах ХВЕ ближайших помощников В. И. Озеруги - Н. П. Рещиковца, П. В. Сердиченко и В. М. Мурзы, которым судил Господь встать у руля больших служений братства в судьбоносный час, когда пришла перестройка, а с ней - небывалая, неслыханная свобода для церкви в нашей стране.

Активную роль в деятельности Совета пресвитеров сыграл и Григорий Дмитриевич Цыбульский. Он родился 27 декабря 1936 года в г. Алейске Алтайского края в семье верующих. В 10 лет Григорий остался без матери, до армии жил у старшего брата и воспитывался в неверующей среде. После армии поступил в Томский университет на вечернее отделение и одновремен но работал в секретной лаборатории физико-технического научно-исследовательского института. Будучи атеистом, Григорий отвергал Бога, но Господь в Своем милосердии нашел путь обратить его к Себе.

Переломным стал 1959 год, когда однажды утром Бог показал ему видение, которое круто изменило его жизнь и привело его к познанию Бога. Григорий уверовал, стал посещать собрания верующих. В 1959 году он принял святое водное крещение. Из университета Григория отчислили, начались трудности и на работе. Товарищеский суд, на котором присутствовали представители КГБ, принял решение «уволить за вероисповедание». Такая противозаконная формулировка и была занесена в протокол. За проведение «нелегальных» богослужений в г. Томске и окрестных городах было заведено уголовное дело. Дело передали в суд, и Григория предупредили, чтобы он никуда не выезжал. Но через пророческое слово ему было сказано, чтобы он срочно уехал в Батуми. В 1962 г. из нескольких верующих семей, приехавших подобным образом в Батуми, образовалась церковь, пастором которой и стал Григорий Дмитриевич.

В 1964 г. Григорий Дмитриевич женился на Дине Кирилловне, и Господь благословил их союз. У них родились трое детей, которые никогда не были ни пионерами, ни комсомольцами, за что КГБ и руководство школы поднимали вопрос о лишении их родительских прав, но Бог чудным образом разрушил эти планы.

В 60-е и 70-е годы, когда везде в СССР верующие-пятидесятники вынуждены были собираться в квартирах, в Батуми собрания проходили открыто в Доме молитвы. В 1978 г. церковь ХВЕ была официально зареги-стрирована автономно, и к 1989 г. в ней было около 100 человек.

В 1989 г. в Батуми проводился региональный съезд ХВЕ, на котором Григорий Дмитриевич был избран старшим пресвитером по Закавказью.

В жизни церкви, которую представлял пастор Григорий, переломным оказался 1989 год. Тогда почти все члены церкви эмигрировали в Америку, и из верующих остались только две семьи и несколько одиноких сестер. Бывало, что на богослужении из проповедников был один Григорий Дмитриевич, а всего на служении присутствовало восемь человек. При воспоминании о том, что еще недавно это была большая живая церковь с прекрасным хором, где много способных проповедников, у верующих в опустевшем Доме молитвы слезы застилали глаза, а сердце взывало к Богу о пробуждении. И Господь ответил, что он наполнит дом свой новыми детьми. Действительно, сегодня эта церковь возросла в несколько раз, около 300 человек являются членами церкви, а на служение собираются 500 - 700 человек.

В 1994 году впервые в Аджарии были проведены евангелизационные служения. Огонь пробуждения, обращение людей к истинному Богу охватил Грузию. Если в 1994 году в Грузии церкви ХВЕ действовали только в 9 городах, то к настоящему времени в городах и деревнях действуют уже 70 церквей и около 5.000 человек являются их членами. В республике организованы Библейские курсы по обучению проповедников, пасторов, миссионерские курсы, работают воскресные школы.1192

Активным сотрудником Совета пресвитеров был и видный долголетний служитель нашего братства, более 50 лет потрудившийся в винограднике Христовом, Николай Владимирович Окара, с которым я имел честь дружить и с которым мне пришлось довольно много работать вместе.

Н. В. Окара родился 20 сентября 1925 года в станице Краснюковская Веселовского района Ростовской области. После Великой Отечественной войны он принял Господа как личного Спасителя и вскоре через водное крещение стал членом церкви евангельских христиан-баптистов г. Новочеркасска. Тогда же он начал ревностно участвовать в служении проповедью Слова Божьего. Вскоре он присоединился к пятидесятническому движению.

Состоял в браке с Валентиной Федоровной, которая родила ему 11 детей: 6 сынов и 5 дочерей. Николай Владимирович - инвалид Великой Отечественной Войны, признанный скульптор, чьи работы и сегодня находятся в Краеведческом музее Донского Казачества г. Новочеркасска.

После продолжительной болезни на 77-м году жизни 21 декабря 2001 года он перешел в небесные обители. Его соратник, председатель Союза пятидесятнических церквей в России В. М. Мурза с любовью и светлой печалью писал о нем в некрологе:

Н. В. Окара был искренним активным поборником единства детей Божьих и отдал много сил на сохранение вероучения. Как ревностный проповедник и учитель был осужден режимом атеистов в начале 60-х годов на пять лет и был сослан в Сибирь в Томскую область.

Возвратившись из ссылки, продолжал ревностный труд по созданию и устройству церкви г. Новочеркасска, посещал окрестные церкви на Дону. Далее в годы «застоя», когда дьявол в лице воинствующего атеизма старался сеять детей Божьих как пшеницу, когда многие христиане не понимали друг друга, брат Н. В. Окара был одним из ревностных поборников утверждения христиан в уповании на Господа. Надо было преодолеть всякие страхи гонения от властей, маневрировать местом, временем, сохранить церковь, сохранить вероучение.

Будучи рукоположенным на пресвитерское, а потом на епископское служение, брат Н. В. Окара много способствовал созданию нового братства ХВЕ на Дону, на Северном Кавказе, в Восточной Украине. В середине 70-х годов он возглавлял это движение в Ростовской области. Впоследствии был создан Совет пресвитеров автономного братства СССР, и брат Н. В Окара был одним из активных и ревностных членов этого совета.

Как член пресвитерского совета Николай Владимирович в начале и середине 80-х годов возглавлял Донецкое братство. Много было положено сил для создания и формирования братства в этой области. Н. В. Окара неоднократно направлялся руководством Совета пресвитеров для устройства дела Божьего в поместных церквах Сибири, Белоруссии, Украины, Молдавии. Этот период явился расцветом его многогранной деятельности внутри братства. Николай Владимирович проявил себя как талантливый организатор, истинный миротворец, мудрый устроитель. Он умел ценить служителей и выдвигал на труд братьев молодого поколения.

Николай Владимирович, как член Совета Старейшин Союза ХВЕП России принимал ревностное участие в устройстве братства. По поручению руководства Союза рукополагал епископов, пресвитеров на Северном Кавказе, Кубани, в церквах Северозападного региона.

Изучая Откровение Иоанна Богослова, в период «застоя» брат Н. В. Окара написал свою книгу «Блажен соблюдающий слова пророчества книги сей». Николай Владимирович проводил большую работу в Новочеркасской церкви, наставляя пастора церкви, своего старшего сына Петра в деле служения и воспитывая рядовых верующих через проповедь Евангелия. Он был строг к себе и требовал дисциплины от других.

Терпеливо перенося тяготы болезни, Николай Владимирович пребывал в чтении Слова Божия и в сердечных ходатайственных молитвах о всем братстве, о всех служителях, о деле духовного пробуждения в России. Особая молитва была за второго сына, Павла, который нес в то время служение епископа церквей ХВЕП в России и являлся первым заместителем председателя Союза ХВЕП России.

Николай Владимирович тихо перешел в селение Доброго Пастыря, который провел его через горы и долины, через скорби и радости, через унижения и возвышения, чтобы после всех испытаний успокоить его на Своей груди.

23 декабря в траур погрузился молитвенный дом церкви. Зал был наполнен верующими, родными, близкими, гостями, служителями из разных городов России. Окруженный многочисленным семейством своим, которое состоит из 143 человек, он «вошел во гроб в зрелости, как укладываются снопы пшеницы в свое время» (Иов 5:26). «Кончились молитвы Давида» (Пс. 71:20).

Смерть, не считаясь ни с саном, ни с возрастом, ни с узами любви, врывается в жизнь человека и уносит его из мира живущих. Тем не менее, У нее есть и светлая сторона. Смерть является границей, после которой тление облекается в нетление, смертное в бессмертие. И мы прощаемся с ушедшим, имея светлую надежду на вечную встречу.

После заключительной молитвы присутствующие в безмолвии прошли мимо гроба, прощаясь с покойным братом.

«Блаженны… умирающие в Господе. Они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Отк. 14:13).1193

Я лично многим обязан Николаю Владимировичу. Посещая его церковь в Новочеркасске и работая вместе с ним во многих местах Украины, разрабатывая документы Совета пресвитеров и готовя программы будущих совещаний, я видел его как мужа веры и молитвы. Он молился за моих маленьких детей в нашей крошечной 12-метровой квартире в Мариуполе. Он молился и за то, чтобы вот эта книга была написана. Именно он, будучи профессиональным фотографом, делал копии многочисленных драгоценнейших фотографий, которые мне удавалось находить во время моих поездок с целью сбора информации об истории нашего братства. Он был одним из самых внимательных моих слушателей, когда я читал первые наброски первых глав этой книги, которой я посвятил 20 лет своей жизни.

Благодарю Бога, что с такими Божьими людьми мне довелось вместе работать и вместе встретить новое время!

Документы Совета по делам религий бесстрастно свидетельствуют, что властям хорошо была известна большая деятельность Совета пресвитеров. В одном из документов приводилась характеристика этой деятельности, в которой, в частности, объективно говорилось:

В автономно зарегистрированных религиозных объединениях служителями культа проводится организационная работа по дальнейшему объединению выходящих из подполья верующих. Наблюдается консолидация зарегистрированных религиозных обществ ХВЕ. Служители культа этих религиозных обществ ищут пути укрепления и создания своего самостоятельного центра. Идет процесс дальнейшей нормализации религиозной деятельности после их многолетнего подполья. Наблюдается рост религиозной активности в создании хоров, оркестров, пропаганде вероучений.1194

Я помню, у нас была серьезная надежда, что будет получено официальное разрешение правительства СССР на дальнейшую работу Совета пресвитеров. Однако надеждам этим не суждено было исполниться - такого разрешения от властей получено так и не было. Дело в том, что как служители церквей, так и органы власти хорошо понимали, о чем идет речь - если такие совещания и далее впредь будут проводиться официально с разрешения властей, то Совет пресвитеров станет легальным руководством легального Союза пятидесятнических церквей, который советскому государству придется не только признавать, но и предоставить ему все юридические права конфессионального объединения, которое, разумеется, тут же выйдет на арену, в том числе - на международную арену - со своим собственным лицом. Этого власти позволить не могли. И - не позволили.

Власти избрали другую тактику отношений с братством автономно зарегистрированных пятидесятнических церквей. В 80-е годы, когда я уже был сотрудником Совета пресвитеров, власти, в целом, не препятствовали его работе, в том числе «закрывали глаза», и не мешали проводить совещания служителей в масштабах Украины и даже всего Советского Союза, не препятствовали проведению разного рода молодежных совещаний и общений в стенах зарегистрированных церквей. Однако, они нигде и никак официальным образом юридически центра этого не признавали.

К середине 80-х годов в СССР в этом братстве было 250 таких церквей, причем около 200 - только в Украине. В целом, в составе братства автономно зарегистрированных церквей ХВЕ насчитывалось приблизительно 25.000 членов. И все это пятидесятническое братство, во главе с признанным своим лидером В. И. Озеругой, самым активным образом поддержало работу Оргкомитета по созданию Союза ХВЕ и организованно влилось в общий восстановленный Союз ХВЕ, где (в начале восстановительного съезда в Коростене весной 1990 года) Совет пресвитеров сложил свои полномочия после 20-летнего плодотворного служения, внеся свой вклад в общее дело молитвы и труда церкви христиан веры евангельской на нашей земле.

Незарегистрированные церкви пятидесятников В период времени, когда руководство незарегистрированных церквей ХВЕ находилось в тюрьмах и ссылках, работу продолжали священнослужители, находившиеся на свободе. По их данным, к началу 1961 года в масштабах всего СССР имелось более тысячи незарегистрированных общин ХВЕ, в которых насчитывалось около 200 тысяч верующих.

Совет по делам религиозных культов настаивал:

«К руководителям пятидесятнических групп, к активу этих групп, которые враждебно настроены к советской власти, надо принимать более решительные и настойчивые меры, направленные на пресечение их незаконной деятельности, в частности, ссылаться на Административный кодекс Украинской ССР, который 358-м параграфом подтверждает, что «ни одно религиозное общество какого бы то ни было культа не может открывать свои действия ранее регистрации своего устава в порядке правил, установленных для регистрации обществ и союзов».

Мы сторонники того, что уже пора закончить всякие разговоры и тем более «уговоры» враждебных лиц из актива пятидесятников «присоединиться» к зарегистрированным обществам евангельских христиан-баптистов и прекратить «увещевания», а категорически потребовать от руководителей таких групп немедленно прекратить всякую незаконную деятельность.

Там, где руководители будут сопротивляться, действовать через голову руководителей. Практика показала: если с верующими договориться, то они могут отстранить ненужное руководство.

По представлению уполномоченных Совета по делам религиозных культов это должен от лица горсовета или райсовета делать руководитель города или района. В условиях морально-политического единства советского народа, указание или рекомендация со стороны представителя советской власти имеет огромную моральную силу, оно опирается на авторитет всего государства, исходит от него. Будучи доведенным до сознания многих лиц, т. е. всей группы пятидесятников или других групп верующих, входящих в формирование, которое мы хотим распустить, оно должно оказать решающее влияние на подавляющее большинство участников формирования». 1195

Это тоже не помогало.

Репрессии продолжались.

12 июня 1959 г. секретной почтой всем уполномоченным Совета в Украине была направлена за подписью Вильхового директива № 0167, которая гласила:

В текущем году в Крымской и Черкасской областях состоялись судебные процессы над руководителями незарегистрированной секты пятидесятников.

Материалы предыдущего следствия, показания свидетелей и объяснения подсудимых со всей убежденностью подтвердили реакционность этой секты, полностью разоблачили враждебную антисоветскую деятельность подсудимых.

Несмотря на неоднократные предупреждения уполномоченных Совета по делам религиозных культов и органов городской власти о прекращении нелегальной сектантской деятельности, руководители пятидесятников Коркосенко (Крымская область) и Белых (Черкасская область) разъезжали по областям УССР и другим республикам с целью активизации, расширения и организационного укрепления групп пятидесятников. Они и их непосредственные помощники Голышев, Пешков, Терещенко, Москаленко, Агафонова вели работу, направленную на срыв мероприятий советской власти, сочиняли и распространяли стихи и религиозные псалмы реакционного, антисоветского содержания, выступали на сборищах сектантов с проповедями, в которых делали наговор на общественный и государственный строй нашей Родины, призывали не исполнять советские законы об обязательной военной повинности и отказывались от защиты Родины с оружием в руках.

Руководители секты пятидесятников противодействовали мерам партии и правительства о коммунистическом воспитании молодежи, запрещали детям верующих вступать в пионерские организации, ходить в кино и клуб, пользоваться библиотекой, заниматься спортом, принимать участие в культурно-массовых мероприятиях.

Вследствие неопровержимых доказательств, свидетельств, многочисленных фактов, открытых следствием, подсудимые вынуждены были на судебном процессе признать, что секта пятидесятников не подчинялась органам советской власти и не выполняла советское законодательство.

Судебная коллегия по уголовным делам Крымского и Черкасского областных судов на основании части 1 ст. 7 «Закона об уголовной ответственности за государственные преступления» признала действия всех подсудимых преступлением и приговорила: епископа пятидесятников Белых В. И. (Черкасская обл.) к лишению свободы на 10 лет и после отбытия наказания выселению в отдаленные районы Советского Союза на пять лет; руководителей секты Коркосенко, Голышева (Крымская область), Агафонову (Черкасская область) - к лишению свободы сроком на шесть лет. Остальные подсудимые осуждены от 3 до 5 лет лишения свободы.

Судебные процессы показали, что руководители секты пятидесятников не прекращают вести враждебную антисоветскую работу, поддерживают связи с незаконно действующими группами пятидесятников, расширяют и организационно их укрепляют, выступают с проповедями антисоветского содержания, подстрекают своих единомышленников не исполнять советские законы и мероприятия местных органов власти.

Такое нестерпимое положение требует от уполномоченных Совета применения неотложных и решительных мер к прекращению незаконной деятельности организаторов и руководителей секты пятидесятников, иеговистов и других религиозных течений, которые не подлежат регистрации. На особ, которые не прекращают вести организационную работу, разъезжают по селам и районам для связей со своими последователями, проводят незаконные сборища и подстрекают верующих, необходимо оформлять материалы и через облисполком передавать органам прокуратуры для привлечения их к уголовной ответственности.

Периодически информируйте о принятых мерах.1196

Как известно, действовавшее в то время законодательство «О религиозных объединениях», принятое еще в 1929 году, запрещало оказание благотворительности, проведение молодежных и детских собраний, воспитание детей в церкви, воскресные школы. Проповедь Евангелия разрешалась только в стенах молитвенных домов, миссионерская и евангелизационная деятельность пресекалась самым решительным образом. Закон предусматривал образование специальных комиссий при исполкомах для контроля религиозной деятельности. На деловых членских собраниях закон требовал присутствия государственных чиновников. Все это ущемляло свободу вероисповедания, верующие не могли согласиться с таким положением. Многие из них выражали свою форму протеста против этого в демонстративном отказе от регистрации.

В июне 1960 г. состоялся в Саратове неправедный советский суд над пастором саратовских пятидесятников Николаем Васильевичем Егоровым Как писалось в газете «Заря молодежи» в статье с броским названием «Маска сорвана!», судебный процесс «при переполненном зале продолжался два дня в клубе железнодорожников имени К. Либкнехта».1197 Сообщалось, что Егоров привлечен к уголовной ответственности «по настоятельному требованию общественности» за то, что «в корыстных целях сеял суеверие, отравлял ядом ханжества и слепого фанатизма своих «братьев» и «сестер».1198 Кстати, рассказывая о том, насколько темные и забитые сектанты-пятидесятники в Саратове, по неосторожности, вероятно, проговариваются, что есть в этой церкви пятидесятников и достаточно образованные люди: например, бывшая актриса Саратовской филармонии Зуева Клавдия Дмитриевна, агроном Антонина Овчарова, инженер Ламихова Елена Николаевна, работающая в отделе благоустройства города.1199 Была членом церкви финансовый работник Сарра Костюкова и ее родная сестра Дина - фельдшер.1200 Корреспондент газеты А Дихтярь, называя Егорова «растлителем душ, стяжателем и мракобесом», сообщает следующее:

До 1947 года Николай Егоров жил как все, окончил семилетку, работал, о Боге и не думал. Потом встретился с осужденным ныне Виктором Белых, который растолковал ему, как из Бога можно извлечь выгоду. В 1956 году на нелегальном сборище главарей сектантских групп пятидесятнический епископ А. Бидаш рукоположил Н. Егорова в сан пресвитера и дал ему указание вовлечь в секту как можно больше молодежи, искалечить их нравственно и физически, загнать их в пропахшее мертвечиной сектантское подполье.

Одна из жертв: 15-летняя Нина Нестерова, которая выглядит старухой. Бросила школу, буквально ничем не интересуется в нашей жизни, она часто падает в обморок, ее нервная система истощена. Также: Надя Савочкина и ее сестра, ученица 4 класса Вера. Алевтина Воронина, окончившая среднюю школу, бывшая комсомолка, - теперь ярая пятидесятница, выполняющая миссию вербовщицы. Крепко опутан Егоровым Николай Муравлев, отказавшийся брать в руки оружие по религиозным убеждениям.

Коллектив главного материального склада Приволжской железной дороги, где работал Егоров, и коллективы предприятий, в которых находятся одурманенные им люди, потребовали привлечь главаря сектантского подполья к уголовной ответственности.

Егоров получил по заслугам. Секта лишилась своего вожака.1201

Система хорошо знала, как разъярить обыкновенного советского обывателя и - нужно признать - умела это делать мастерски. Вот как подается путь духовных исканий Николая Егорова:

Началось с того, что Егоров примкнул к секте баптистов. Но в этой секте все доходные места были уже забронированы, самому же быть Божьей овечкой, которую стригут охочие до наживы пастыри, Егорову не хотелось. Егоров искал легких доходов, мечтал сам стричь, а не быть стриженым. И тогда Егоров сделал ход конем.1202

Про одну из саратовских сестер, которая искренне и бескорыстно помогала людям, говорится, что «она вынюхивала, у кого из молодых рабочих случилось несчастье, кто попал в затруднительное положение и льстивыми обещаниями пыталась залучить их в логово изуверов».1203


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: