Диагностика личностных особенностей подростка

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с компьютерной зависимостью

Характерные особенности поведения подростков с компьютерной зависимостью.

Одна из наиболее актуальных областей психологии в настоящее время – психология зависимости. Зависимое (аддиктивное) поведение в широком смысле слова – это одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Учение о зависимостях (аддиктология) сформировалось на стыке психологии и медицины. Наряду с научным поиском и совершенствованием средств борьбы с традиционными видами зависимостей, такими как наркотическая, алкогольная или табачная, повышается интерес к изучению и других, нехимических, зависимостей, что дает более широкое представление о феномене аддикции. Фактически подчеркивается многообразие способов «ухода» человека от реальной жизни путем изменения своего психического состояния.

Одним из видов аддикций, получившим широкое распространение во всем мире в связи с компьютеризацией общества, стала компьютерная зависимость, которая, по мнению ряда исследователей, обусловливает развитие психопатологических изменений личности и ведет к нарушениям социальных норм поведения и к правонарушениям. И с каждым годом количество таких детей возрастает.

Термин «компьютерная зависимость» появился в 1990 году. Он определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами.

Среди подростков наиболее распространёнными формами компьютерной зависимости является игровая зависимость и интернет-зависимость. Сам термин «игровая зависимость» (иначе – игровая аддикция, гэмблинг-зависимость, геймер-аддиктивность) означает нехимическую зависимость человека от игр: компьютерных игр, игровых автоматов, азартных игр.

Компьютерная зависимость рассматривается как альтернативная форма адаптации некоторых подростков к жизненным условиям, как средство их самореализации и эмоционально-психической регуляции. В то же время игровая компьютерная зависимость, как и любой другой вид поведенческой аддикции, имеет разрушительные последствия для формирующейся личности подростка и его социальной адаптации. Чрезмерное увлечение компьютерными играми проявляется в негативных изменениях поведения, мотивации, эмоционально-аффективной сферы подростков, в снижении успеваемости в школе, ухудшении физического самочувствия. Специалистами отмечается, что на процесс образования поведенческих нарушений, в том числе аддиктивных расстройств, может оказывать влияние достаточно большой круг культурных, экономических, социальных, медицинских, педагогических факторов.

Зависимость в медицинском смысле определяется как навязчивая потребность в использовании привычного вещества, характеризующаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами. «Рост толерантности» обозначает привыкание и устойчивость квсё большим и большим дозам. При пользовании Интернетом, конечно, не появляется «никакого привычного вещества» в прямом смысле слова. Поэтому в случае интернет-аддикции говорить о физической зависимости не приходится, психологический компонент проявляется особенно ярко.

К психологическим признакам компьютерной зависимости относятся:

- хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

- невозможность остановиться;

- увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

- пренебрежение семьёй и друзьями;

- ощущение пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером:

- ложь;

- проблемы с учёбой                                 

Среди психологических причин компьютерной зависимости у подростков наиболее часто выделяются:

- высокая тревожность,

- чувство одиночества,

- психологическая незрелость (проявляется в незрелых психологических защитах),

- низкая самооценка,

- низкая социальная компетентность,

- внешний локус контроля,

- отсутствие собственных творческих интересов.            

Социальными факторами компьютерной зависимости являются:

- неблагополучная в эмоциональном плане и социальном смысле домашняя обстановка,

- отсутствие в семье традиций и разнообразного досуга,

- неправильные педагогические стили воспитания,

- дефицит общения со сверстниками,

- а также такие макросоциальные факторы такие, как ослабление института семьи и нестабильная ситуация в обществе, в котором часто происходят резкие изменения и отсутствуют общепринятые ценности.

    Таким образом, для подростков с компьютерной зависимостью характерно нарушение функционирования эмоциональной сферы, то есть неспособность чётко дифференцировать свои чувства. Это может являться следствием неблагополучной домашней обстановки, где характер семейных взаимоотношений формален, выражение чувств считается излишним или считается проявлением слабости. В таких семьях отсутствует искренняя вовлечённость родителей в дела ребенка. У подростка появляются проблемы с адаптацией в коллективе сверстников: ощущение изолированности, отсутствие дружеских отношений, даже при широком круге общения, отсутствие потребности в эмоционально близких отношениях.

Диагностический этап

Цель: выявление психологических особенностей подростка, которые могут являться причиной компьютерной зависимости.

Задачи:

- сбор информации о проблеме из разных источников;

- подбор инструментария для проведения диагностики;

- определение проблемных точек и точек опоры для коррекционной работы

Диагностика личностных особенностей подростка

Предмет диагностики Специалисты Субъект диагностики/ Инструментарий Результат диагностики
Степень зависимости Педагог-психолог Подросток/ Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости - Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот Стадии увлеченности (1 степень - увлеченность; 2 степень - риск развития зависимости; 3 степень - наличие компьютерной зависимости)
Акцентуация характера ребенка Педагог-психолог Подросток/ ПДО Личко Определение акцентуации характера
Тревожность Педагог-психолог Подросток/ Методика диагностики личностной тревожности - Кондаш в модификации Прихожан Определение уровня и типа тревожности (межличностная, самооценочная, школьная)
Самооценка Педагог-психолог Подросток/ Дембо- Рубинштейн (в модификации Прихожан) Уровень самооценки и уровень притязаний
Локус контроля Педагог-психолог Подросток/ УСК Е.Ф.Бажина Е.А.Голынкина Интернальность-экстернальность (ответственность)
Сформирован- ность защитных механизмов Педагог-психолог Подросток/ Проективная методика «Человек под дождём» Е.В. Романова, Т.И.Сытько Сила ЭГО человека, его способность преодолевать неблагоприятные ситуации
Психологические механизмы защиты Педагог-психолог Подросток/ Индекс жизненного стиля - Г.Келлерман РПлутчек Выявление соответствующих поведению и состоянию типов защиты
Эмоциональ- ное состояние Педагог-психолог Подросток/ САН Самочувствие, активность и настроение
Особенности поведения Классный руководи-тель. Классный руководитель/ Школьная дезадаптация. Карта наблюдений Д. Стотта - Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Степень недоверия к новым людям, депрессия,уход в себя,тревожность и враждебность по отношению к взрослым и детям, эмоциональное напряжение и др.
Состояние здоровья Медицин-ский. работник Медицинское обследование Направление к специалистам

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: