Факторный анализ рентабельности активов (имущества) организации

 

Расчет показателей рентабельности активов производится в организации для того, чтобы определить эффективность использования имущества организации.

Формула определения процента рентабельности активов (Ra) имеет следующий вид:

% = П: A * 100,

 

где П - сумма прибыли отчетного периода;

A - средняя стоимость активов.

Для факторного анализа вводится в формулу рентабельности активов показатель выручки (нетто) от продаж (B). Формула приобретает вид:

Ra% = (П: B * 100): (A: B) = (B: A) * ((П * 100): B),

где первый фактор: В/A - коэффициент отдачи активов;

второй фактор: (П * 100)/B - процент рентабельности продаж.

Данная формула рентабельности активов представлена в виде двухфакторной мультипликативной модели. При факторном анализе необходимо будет определить изменение результативного показателя, т.е. уровня рентабельности активов в отчетном периоде по сравнению с базисным.

 

Δ Ra% = Ra1% - Ra0%.

 

Факторный анализ рентабельности активов ООО «СВМ групп» за 2010 год представлен в табл. 3.9.

В последствии можно провести более углубленный анализ, при котором каждый из двух основных факторов раскладывается на факторы второго порядка. Коэффициент отдачи активов, к примеру, можно разложить во-первых на два фактора: коэффициент отдачи (оборачиваемости) оборотных активов. Затем каждый фактор второго порядка можно также разложить на факторы третьего порядка на основании состава активов организации. Процент рентабельности продаж раскладывается на основе состава прибыли до налогообложения.

Проведенный факторный анализ показал, что в отчетном году рентабельность активов организации снизилась на 1,56%. Основным фактором такого снижения является процент рентабельности продаж, который уменьшился на 0,65%. При том, что коэффициент отдачи активов увеличился в отчетном году всего на 0,21%, следует заметить, что его доля влияния на рентабельности активов составляет на 1,75%. Из этого следует, что повышения рентабельности активов из-за низкой доходности продаж необходимо находить в ускорении оборота производственных активов.

 

Факторный анализ рентабельности собственного капитала

 

Расчет показателей рентабельности собственного капитала производится в организации для того, чтобы определить эффективность его использования.

Для расчета рентабельности собственного капитала применяют формулу:

Рентабельность собственного капитала организации, % = Бухгалтерская прибыль или чистая прибыль, или прибыль от продаж за период, тыс. руб.: Средняя сумма собственного капитала за период, тыс. руб. * 100.

Введем в вышеописанную формулу показатель выручки от продаж (нетто) (В):

 

Rск, % = П/CK * 100 = (П/B * 100): CK/B = B/CK * (П*100/B),

 

где В/CK - коэффициент отдачи собственного капитала;

П * 100/B - процент рентабельности продаж.

В результате реорганизации имеем двухфакторную мультипликативную модель, позволяющую применить метод цепных подстановок.

 

Базовый вариант: Rск0 = B0/CK0 * (П0 * 100/B0)

Отчетный вариант: Rск1 = B1/CK1 * (П1*100/B1),

 

то есть следует определить изменение результативного показателя, т.е. уровня рентабельности собственного капитала в отчетном периоде по сравнению с базисным.

 

Δ Rск% = Rск1% - Rск0%.

 

Факторный анализ рентабельности собственного капитала организации ООО «СВМ групп» за 2010 год представлен в табл. 3.10

Базовый вариант: 11,24 * 1,52 = 17,08%

Отчетный вариант: 13,28 * 1,07 = 14,20%

Δ Rск = 14,20 - 17,08 = - 2,87

в том числе:

. влияние на рентабельность собственного капитала изменения коэффициента его отдачи:

Δ Rск (в/ск) = (13,28 - 11,24) * 1,52 = + 3,1%;

. влияние на рентабельность собственного капитала на изменения процента рентабельности продаж:

Δ Rск (чп/в*100) = (1,07 - 1,52) * 13,28 = - 5,97%.

Проверка: 14,2 - 17,08 = 3,1 - 5,97 = -2,87

Анализ показал, что за отчетный период рентабельность собственного капитала снизилась на 2,86%. По приведенным выше расчетам видно, что в основном на динамику процента рентабельности собственного капитала из двух основных факторов отрицательно повлиял процент рентабельности продаж, уменьшивший его в размере 5,97%. Коэффициент отдачи собственного капитала, в свою очередь возрос на 2,4%, влияние на рентабельность которого на составило 3,1% в положительную сторону.

По результатам анализа могут быть приняты следующие управленческие решения:

проведение маркетинговых исследований по поиску новых сегментов рынка и достижения конкурентных преимуществ для увеличения объемов продаж продукции;

изменение структуры и ассортимента продаж в качестве повышения объемов высокорентабельных продуктов, работ и услуг;

допустимое (некритичное) повышение цен на сбываемые товары, продукты и услуги;

необходимо снизить себестоимость продаж, управленческие и коммерческие расходы.   

В последствии можно провести более углубленный анализ, при котором каждый из двух основных факторов раскладывается на факторы второго порядка. Коэффициент отдачи собственного капитала, к примеру, можно разложить на детальные его составляющие (уставный, добавочный капитал и т.д.). Процент рентабельности продаж раскладывается на основе состава чистой прибыли.



Аудит финансовых результатов

 

Организация и планирование аудиторской проверки финансовых результатов

 

Аудит - предпринимательская деятельность профессиональных аудиторов по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской финансовой отчетности организации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Федеральным Законом от 07.08.2001 №119 - [2] ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Целью аудита в организации ООО «СВМ групп» является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, соответствия отражения активов и пассивов и финансовых результатов его деятельности во всех существенных аспектах требованиям нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет в Российской Федерации.

В рассматриваемой организации аудит проводился на добровольной (инициативной) основе, так как в данной организация обязательный аудит не проводится.

Подготовка к проведению аудита в организации заключается в ознакомлении с деятельностью экономического субъекта, включая систему внутреннего контроля (см. главу 2) и заключении договора на оказание услуг.

Заключение договора носит официальных характер, а сам договор является официальным документом, регламентирующим взаимоотношения клиента и аудиторской организации. При составлении документа аудитору необходимо четко уяснить желание клиента и помочь ему правильно сформулировать заказ.

Как показывает опыт, клиент часто приглашает аудитора, когда его работа по учету не завершена, в результате не все документы предоставляются аудитору в нужные сроки, что осложняет и тормозит проверку. В результате аудитор не укладывается в отведенный ему для проверки срок. Поэтому в договоре следует определить сроки предоставления документов, оговорить возможность отказа от выдачи заключения в случае недостаточного количества необходимых документов или изменение сроков проверки.

Договор на проведение проверки также содержит информацию о стоимости услуг в разрезе объектов проверки, методах проведения проверки в зависимости от состояния системы внутреннего контроля и желания клиентов (выборочный, сплошной аудит и т.п.), сроках начала и окончание проведения аудита. При отражении в договоре прав и обязанностей сторон следует учитывать требования Федерального закона «Об аудиторской деятельности». Договором могут быть предоставлены аудитору и клиенту другие права, если они не противоречат российскому законодательству. То же самое можно сказать и об обязанностях аудиторов и клиентов.

После детального ознакомления с особенностями функционирования организации ООО «СВМ групп», в ходе которого была собрана вся необходимая информация (о персонале экономического субъекта, структуре собственного капитала, основных поставщиках и покупателях, ассортименте продукции, применяемых методах ведения учета, системе внутреннего контроля, юридических и финансовых обязательствах и т.д.), аудиторская организация преступает к разработки общей стратегии, плана и программы аудита.

Существенным моментом при подготовке плана и программы аудиторской проверки является оценка риска аудитора.

Аудиторский риск - это субъективно установленный уровень риска, который готов взять на себя аудитор. При проведении оценки аудиторских рисков, существенность - это наименьшая сумма искажения, которая может повлиять на мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. Уровень существенности определен на основании Методики определения уровня существенности по базовым показателям финансовой (бухгалтерской) отчетности.

При определении внутрихозяйственного риска было установлено следующее: предприятие не имеет рискованных видов деятельности и нетрадиционных операций, не занимается внешнеэкономической деятельностью, не имеет дочерних и зависимых организаций, зависит от поставщиков, занимается торговой деятельностью. Принимая во внимание вышеперечисленные пункты, а так же особенность экономического положения отрасли, в которой работает организация, квалифицированность и опыт бухгалтеров, а так же то, что организация существует достаточно недолгое время, внутрихозяйственный риск оценивается как низкий и принимается к расчету в доле 50%.

При общем знакомстве с системой внутренней организации на предприятии не было выявлено средств контроля. Принимая во внимание оценку системы учета и внутреннего организации, система внутреннего контроля оценивается как низкая риск устанавливается 80%.

Аудиторский риск принимается в значении 5%, т. к. этот процент риска наиболее часто употребляется при проведении проверки обществ с ограниченной ответственностью.

Риск необнаружения соответственно равен: 5% / (50% * 80%) = 12,5%. И оценивается как низкий.

Уровень существенности, расчет которого представлен в таблице 4.1., показывает максимальное значение искажения, которое может быть принято проверяющим при оценке достоверности показателей учета и отчетности.

 

Табл. 4.1.

Базовые показатели Значение базового показателя, тыс. руб. Доля, % Значение, применяемое для нахождение уровня существенности
Чистая прибыль 383 5 19,15
Выручка (нетто) без НДС, акцизов и других платежей 35 871 2 717,42
Себестоимость реализованной продукции 16 928 2 338,56
Валюта баланса 28 956 2 579,12
Собственный капитал (итого раздел III баланса) 2 837 10 283,7
Уровень существенности х х 387,59

 

В качестве значения уровня существенности принимается 387 тыс. руб. Данный уровень существенности показывает, что аудитором не может быть пропущена данная сумма при выборочном обследовании, а так же сумма больше данной.

Планирование аудита - один из обязательных этапов аудита, обеспечивающий эффективное его проведение. На данном этапе определяются стратегия и тактика аудита, объем аудиторской проверки, составляется общий план аудита, разрабатываются программы и конкретные аудиторские процедуры.

Разрабатывая общий план и программу аудиторской проверки, аудиторская организация (аудитор) предварительно проводит необходимые ознакомительные процедуры, необходимые для того, чтобы составить общее представление об организации, организационно-управленческой структуре, основных особенностях, а так же сфере ее деятельности.

После ознакомления с финансово-хозяйственной деятельностью организации, аудитор составляет и документально оформляет общий план аудита. В общем плане проверяющая организация указывает сроки проведения проверки, а так же предоставления отчета и аудиторского заключения.

В сущности, общий план аудиторской проверки финансовых результатов деятельности организации ООО «СВМ групп» за 2010 отчетный год сводится к трем основным пунктам:

правильность определения и отражения в учете прибыли / убытка отчетного периода;

правильность определения и отражения в учете налогооблагаемой прибыли;

правильность формирования и обоснованность определения чистой прибыли.

На основе составленного плана аудитор разрабатывает программу аудита, представляющую собой перечень аудиторских процедур, необходимых для выполнения плана аудита.

Аудиторская программа также документально оформляется и является подробной инструкцией, служащей помощником при проведении аудита и одновременно средством контроля качества работы.

Программа аудита организации ООО «СВМ групп» состоит из следующих пунктов: При проведении аудита финансовых результатов организации ООО «СВМ групп» была разработана стратегия и программа аудита, в которых были определены основные пункты проверки с тем, чтобы получить уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность предприятия свободна от искажений, имеющих существенный характер:

проверка наличия и качества оформления первичных учетных документов;

проверка безошибочности и законности отражения финансовых результатов в бухгалтерской отчетности, в том числе по видам прибылей (убытков);

арифметическая проверка достоверности отражения финансовых результатов в бухгалтерской отчетности, в том числе по видам прибылей (убытков);

встречная проверка достоверности отражения финансовых результатов в бухгалтерской отчетности, в том числе по видам прибылей (убытков);

нормативная проверка правильности отражения налога на прибыль в бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»;

арифметическая проверка правильности отражения налога на прибыль в бухгалтерской отчетности;

правильность формирования и обоснованность определения чистой прибыли.

проверка достоверности отражения в налоговой декларации по налогу на прибыль данных бухгалтерского учета по расходам, принимаемым к налоговому учету;

На данном этапе аудита также были исследованы системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля с тем, чтобы определить потенциальные искажения формирования финансовых результатов и отражения их в отчетности, а также учесть факторы, влияющие на появление таких искажений.

По каждому из разделов программы, на основании рабочих документов аудитора, составляются и документально отражаются выводы на основе проделанной работы, которые впоследствии будут использованы для составления отчета и заключения аудиторской проверки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: