Стратегия и тактика в антикризисном управлении

Введение

 

Любая организация сталкивается с целым рядом проблем, которые могут спровоцировать серьезный кризис на предприятии, сопровождающийся резким ухудшением показателей деятельности: ликвидности, платежеспособности, рентабельности, объема средств, участвующих в обороте, финансовой устойчивости и т. д.

Подобного рода кризисы могут возникнуть на любом из этапов жизненного цикла организации, с самого раннего - создания предприятия, до развития, упадка либо закрытия или реорганизации компании.

Когда предприятие начинает свою деятельность, то в этот момент на самом рынке обычно уже существует значительное число фирм-конкурентов, вследствие чего занять успешную нишу, продвигать свои продукты и услуги, позиционировать свой бренд довольно непросто. Не выдержав конкуренции и не найдя определенной стратегии, которая привела бы фирму к победе в конкурентной борьбе, многие организации просто-напросто банкротятся. В подобных ситуациях огромную роль играют различные системы поддержки малого бизнеса, такие, как выдача кредитов на льготных условиях, временное освобождение от налогообложения, передача различных технологий на выгодных основаниях - подобные элементы и программы поддерживают начинающие компании в период роста и помогают добиться стабильности в производственном процессе. Но одно дело рассматривать проблемы небольших новоиспеченных организаций, а совсем другое - кризисы на зрелых предприятиях-гигантах, возникающие не менее часто, что впоследствии сказывается на положительной динамике деятельности организаций и объеме прибыли, а в худшем случае финансовое положение дел может привести и к развалу предприятия.

Наличие и эффективность использования финансовых ресурсов определяет результаты в любой сфере бизнеса, поэтому забота о финансах является отправным моментом и конечным результатом деятельности любого субъекта хозяйствования. Но в то же время вступление экономики России в рыночные отношения, открытие отечественного рынка для товаров зарубежных предприятий поставили большинство российских организаций в сложное финансовое и экономическое положение. Результатом этого явились рост неплатежеспособности и последующее банкротство организаций.

Реформирование экономической жизни нашей страны сделало актуальной проблему управления в условиях кризисной ситуации.

Неотъемлемой чертой предпринимательства в рыночной экономике является риск, связанный с возможностью банкротства предприятия. Риск распространяется не только на лицо или фирму, которые понесли убытки как результат своей хозяйственной деятельности, но и на лиц, предоставивших им средства в той или иной форме (через покупку акций, коммерческий или денежный кредит и т.п.).

Очевидно, не вызывает сомнений тот факт, что, чем раньше будет обнаружена тенденция, ведущая предприятие к банкротству, и, соответственно, чем раньше будут предприняты определенные процедуры по спасению предприятия, тем больше вероятность выхода компании из кризиса. Следовательно, возникает вопрос об определении показателей, способных предсказать развитие событий на ранних стадиях.

Решение задач по предотвращению кризисных явлений или смягчения их влияния на результаты деятельности организаций возможно с помощью системы мер, именуемой за рубежом «кризис-менеджмент» (crisis-management), а в России - «антикризисное управление». Кризисным явлениям подвержены организации любых форм собственности (государственные (муниципальные), акционерные, частные и т. д.), вида деятельности и крупности. В связи с этим проблема управления организациями в таких условиях для России весьма актуальна.

Тема исследования: «Пути финансового оздоровления предприятия с неудовлетворительной структурой баланса (на примере ООО «Агат»)». Из темы вытекает цель исследования - разработка направлений финансового оздоровления ООО «Агат» на основе его финансового потенциала.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

. Рассмотреть теоретические аспекты реализации стратегического и тактического подхода к финансовому оздоровлению организации в условиях рыночной экономики.

. Проанализировать эффективность финансовой деятельности ООО «Агат».

. Разработать пути финансового оздоровления организации ООО «Агат».

Объект исследования - финансовые результаты ООО «Агат».

Предмет исследования - разработка направлений финансового оздоровления организации с неудовлетворительным балансом.

Теоретико-методические аспекты разработки финансовой стратегии предприятий представлены в работах И.А. Бланка, В.В. Бочарова, А.П. Винокурова, П.Ф. Градова, Л.В.Давыдовой, А.Б. Идрисова, В.В.Ковалева, С.А. Нитина, Л.В и другие.

В процессе подготовке курсового проекта использовались материалы бухгалтерской отчётности и различные методические источники.



Глава 1. Теоретические аспекты реализации стратегического подхода к финансовому оздоровлению организации в условиях рыночной экономики

 

Стратегия и тактика в антикризисном управлении

 

Антикризисное управление, антикризисный менеджмент, антикризисная стратегия и тактика, антикризисный управляющий - эти термины, привнесенные зарубежными экономистами и менеджерами, стали одними из самых популярных и модных в деловых кругах России.

В них вкладываются различные понятия, представленные на рис. 1.1.

 

Рис. 1.1 - Различные понятия антикризисного управления

 

Некоторые экономисты считают, что антикризисное управление следует применять тогда, когда перспективы банкротства организации становятся реальными и ее надо выводить из кризисного состояния. При этом они игнорируют диагностику финансового состояния организации для предупреждения банкротства.

Предметом антикризисного управление являются факторы кризиса, т. е. все проявления совокупного обострения противоречий, приводящих к наступлению кризиса. Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным, и игнорирование этого положения может привести к значительным отрицательным последствиям.

Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях [14, с.86]:

кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;

- кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;

к кризисам можно и необходимо готовиться;

кризисы можно смягчать;

управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;

управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

Основной целью антикризисного управления организацией должно быть обеспечение в течение длительного периода ее конкурентного преимущества (или равновесия на рынке), которое позволит за счет реализации продукции получать достаточно денежных средств для оплаты всех обязательств, сохранения надежной финансовой устойчивости и дальнейшего развития производства.

Стратегия управления представляет собой хозяйственную политику, разработанную на основе предвидения будущего развития, характера и последствий производственно-хозяйственной деятельности путем определения и прогнозирования результатов, необходимых ресурсов, средств и методов управления.

Как показывает теория и подтверждает опыт, нарушение платежеспособности в современных условиях является следствием несоответствия стратегии предприятия изменениям во внешней среде. Любую ситуацию, в которой предприятие не успевает подготовиться к изменениям, можно считать кризисной. Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя понять причины, по которым экономика предприятия оказалась в кризисе, и принять меры еще до внешнего проявления трудностей (финансовых сложностей).

Таким образом, выход из кризиса связан с устранением причин, вызвавших его, а стратегия и тактика в антикризисном управлении - это сам процесс управления выходом из кризиса.

Состав стратегии в антикризисном управлении, как правило, включает в себя нижеследующие элементы:

. Сфера деятельности организации и основные направления ее развития. Необходимо определить особенности занимаемого сегмента рынка для его эффективного анализа и возможности предотвращения кризисов.

. Цели деятельности организации. Для антикризисного управления наибольший интерес представляют цели в долгосрочном периоде, так как именно от них зависит направление развития организации. Определение целей определяет все дальнейшие действия по разработке стратегии.

. Определение методов и форм достижения целей. Это крайне важный момент, поскольку здесь осуществляется поиск и выбор альтернатив. От того, какой будет программа достижения результата, зависит все функционирование организации.

Важно рассматривать эти методы с точки зрения безопасности для деятельности организации и целесообразности по отношению к имеющимся ресурсам.

. Кадровая политика. Определяет внутреннюю структуру персонала организации, уровень взаимоотношений между отделами и подразделениями.

. Организация производственного процесса. С точки зрения антикризисного менеджмента это очень ответственный этап, поскольку сюда входят распределение ресурсов, оценка технической базы, обеспечение организации современными технологиями и т. д. Зачастую кризисы в организациях, вызванные внутренними причинами, возникают из-за осложнений в производственном процессе вследствие нерационального использования имеющихся средств.

. Оценка внутренней и внешней среды бизнеса. Стоит отметить, что от качества проведенного анализа зависит в целом вся деятельность организации, так как стратегия формируется именно на основании этих данных. Исследование среды бизнеса имеет первостепенное значение как для организаций, только выходящих на рынок, так и для организаций, пересматривающих свою стратегию в связи с кризисом или по другим причинам.

. Разработка маркетинговой программы. В современных условиях это неотъемлемая составляющая любой стратегии, не говоря уже об антикризисном управлении.

Таким образом, стратегия в антикризисном управлении - это своего рода гарантия стабильного развития организации. Конечно, нельзя говорить о том, что стратегия позволяет полностью избежать кризисных ситуаций. Она лишь позволяет снизить процент их возникновения, а в случае наступления - обеспечить их как можно более быстрое и безболезненное преодоление. Помимо этого, стратегия позволяет сократить срок принятия решения о методе выхода из кризиса, что является немаловажным фактором.

Тактические (оперативные) мероприятия по выходу из экономического кризиса могут быть следующими: сокращение расходов; закрытие подразделений; сокращение персонала; уменьшение объемов производства и сбыта; активные маркетинговые исследования; повышение цен на продукцию; выявление и использование внутренних резервов; модернизация; привлечение специалистов; получение кредитов; укрепление дисциплины.

Стратегическое и оперативное планирование взаимосвязаны, и заниматься одним в отрыве от другого невозможно. Тактическое планирование должно осуществляться в рамках выбранной стратегии. Если оперативные мероприятия по выходу из экономического кризиса осуществляются в отрыве от стратегических целей, это может привести к кратковременному улучшению финансового положения, но не позволит устранить глубинные причины кризисных явлений [19, с. 74].

На реализацию стратегии предприятия оказывают влияние и накладывают определенные ограничения существующие структура и система управления; управленческая культура; навыки и ресурсы. Действительность для многих предприятий такова, что они не достигают оптимального сочетания структуры, культуры, навыков, необходимых для успешной деятельности.

Структура предприятия во многом определяет его способность реагировать на изменения внешней среды. В случае если предприятие имеет слишком жесткую организационную структуру, она может стать преградой на пути гибкого приспособления к новым реальным условиям, тормозить процесс инноваций и препятствовать творческому подходу к решению новых проблем и задач. В основном менеджеры стремятся избежать структурных изменений, которые обычно сопровождаются неразберихой, недовольством со стороны персонала. В результате реорганизация откладывается на максимально длительный период.

Системы управления способствуют или мешают реализации стратегии. С одной стороны, на предприятиях, где процветает бюрократический стиль управления, даже самые несложные решения и расходы персонала нижних уровней должны быть одобрены менеджером более высокого звена. Если человек в течение длительного времени работает в структуре такого типа, едва ли он захочет взять на себя дополнительную ответственность и инициативу. С другой стороны, отсутствие систем и документации может привести к дублированию уже проделанной работы или утрате информации, если работник увольняется или переходит на другое место работы внутри предприятия.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: