Методические основы проведения эксперимента

 

Эксперимент проводился в трех классах разных школ, которые работают по разным образовательным моделям. В частности:

а класс, школа № 11, учитель Головинская Ирина Александровна, система Виноградовой.

б класс, Школа № 97, учитель Волченко Тамара Викторовна, система Эльконина-Давыдова.

класс, РСОШ, учитель Сорокина Ирина Анатольевна, традиционная система обучения.

Для проведения эксперимента, который будет характеризовать результативность обучения письму в разных образовательных системах, мы воспользовались методом тестирования.

В системе обучения письму в начальной школе давно разработан набор «инструментов» для отслеживания динамики роста и падений учащихся. К такому «инструментарию» можно отнести, прежде всего, разные виды проверочных работ и их цели.

Остановимся на одном из них - тестовой диагностической работе (ТДР). В определении А.Б.Воронцова, тестовые диагностические работы направлены на выявление освоения отдельных предметных операций с целью дальнейшей коррекции как со стороны учителя, так и самими учащимися. Такие работы проводятся дважды: на входе на этап решения частных задач и на выходе - перед созданием «ситуации успеха», открывающей следующий этап. Такой урок задает для каждого ученика свой «вектор» работы с данным понятием или способом.

Как правило, указанные работы проверяются учителем совместно с детьми (на входе) и учителем - на выходе.

Система таких ТДР от темы к теме, от класса к классу позволяет и учителю, и администрации школы видеть у каждого ребенка его проблемы в освоении знаний, его «точечные» затруднения для экстренной коррекции его действий, позволяет выявить, случайна ли ошибка, или у ребенка есть устойчивый пробел в данном действии. Как правило, такие работы проводятся после освоения учащимися определенных способов действий. Особенность этих работ в том, что учащемуся (либо учителю) искусственно приходится вычленять определенные этапы (операции) в своих действиях для «точечной» диагностики затруднений.

При использовании ТДР сразу видно, где у ребенка возникает трудность. Если, например, ребенок при сложении или вычитании допускает ошибки в записи разряда под разрядом, а остальные операции он совершает правильно, то нет смысла давать ему задания, которые охватывали бы весь операционный состав арифметического действия. Надо разбираться с первой операцией, вскрывать причину ошибки. У других детей возникают трудности в других операциях. Таким образом, реально в классе осуществляется индивидуальный подход - дети совместно с учителем, сгруппировавшись по типам ошибок, решают каждый свою задачу. После освоения этого способа через серию частных задач учитель дает повторную работу, где уже смотрится уровень освоения способа в целом. [2]

Преимущества перед традиционными методами контроля знаний:

. Более высокая, чем в традиционных методах, объективность контроля. Обычно на оценку, полученную учащимися, влияют многие факторы: личность учителя и самого ученика, их взаимоотношения, строгость (лояльность) учителя. За один и тот же ответ разные учителя могут поставить разные отметки. При тестировании это исключается.

. Оценка, полученная с помощью теста, может быть более дифференцированной.

. Тестирование обладает более высокой эффективностью. Позволяет при опросе охватывать большой объем материала. Уменьшает элемент случайности в выборе контрольных заданий.

Но затруднительно проверяет углубленное понимание предмета, овладение стилем мышления.

Тестирование - завершающий этап во всей системе комплексного контроля.

Разновидности педагогических тестов:

1. Закрытые тесты (на вопросы дают готовые ответы: 4-5, один из них правильный) ВЫБОРОЧНЫЕ.

2. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ (противоположные, надо подобрать ответ, как правило, 2, 3).

.   ТЕСТ-СЛИЯНИЕ (установить соответствие элементов одного множества элементам другого множества, один столбец от 2 до 5, второй в 2 раза больше)

.   РАНЖИРОВАНИЕ (установление правильной последовательности действий: дается инструктаж для выполнения: установить правильную последовательность).

.   Тесты-дополнения (продолжить формулировку: «определение - это…»).

Количество тестов разных видов в книге Аванесова В.С. «Формы тестовых заданий».

Тесты различаются по показателям степени выявления итогов обученности:

1. Уровень различения - низшая ступень обученности (учащийся отличает данный объект, процесс, явление от аналога). Выражается это в том, что при предъявлении ему, например, правил орфографии, обучаемый может только отличать их друг от друга, но написать и объяснить их не может. Тесты первого уровня - закрытые (выборочные) или альтернативные.

2. Уровень запоминания. (Учащиеся отвечают на вопросы репродуктивного плана. Тесты второго уровня предполагают дать определенные правила, термины, пояснения…) Это тесты дополнения.

.   Уровень понимания. (Нахождение существенных признаков и связей исследуемых явлений, установление сходства и отличия, сопоставление, ранжирование полученной информации с имеющимися данными) Тесты сличения - ранжирования.

.   Уровень переноса знаний. Для выявления творческих способностей учащихся. Предполагают применение практики, знаний и умений.

Для исследования результативности обучения письму в трех образовательных системах, приведем параметры оценки выполненных учениками заданий.

Раздел программы «Письмо» содержит в себе следующие параметры для оценивания:

б. В письменных работах отсутствуют орфографические и дисграфические ошибки.

б. В письменных работах 1 - 2 орфографические ошибки, дисграфические ошибки отсутствуют.

б. В диктантах 3 -5 орфографических ошибок, встречаются единичные дисграфические ошибки (ошибки, связанные с несформированностью навыков звуко-буквенного анализа: пропуски, вставки; замена букв, схожих по написанию; грамматические ошибки, слитное написание предлогов).

б. 6 и более орфографических ошибок, устойчивые дисграфические ошибки смешанного типа (оптические, кинетические; ошибки, связанные с нарушением фонематического слуха: замены, смешения букв, искажения слов).

б. Большое количество орфографических и дисграфических ошибок.

Результаты исследования следует дифференцировать по следующей схеме распределения баллов.

- 30 б. - высокий уровень речевого развития

- 25 б. - средний уровень речевого развития

- 20 б. - средне- низкий уровень речевого развития

- 15 б. - низкий уровень речевого развития

- 10б. - очень низкий уровень речевого развития.

Для оценивания результативности обучения письму в трех выбранных образовательных моделях нами ученикам было дано задание следующего характера.

Проверка на оценку.

Внимание, что я вижу. К нам приближается стая хищников. Как вы думаете, кто это? Конечно, акулы (включается видеозапись). Они очень опасны для людей; это белая акула, тигровая акула, акула-молот. Немало людей они погубили. Акулы большие, зубастые, быстрые. В акульей пасти зубы бывают в 6 рядов, как пила. Они все время растут и постоянно меняются, за 10 лет у нее может вырасти и выпасть до 24 000 зубов. Чтобы не попасть в зубы этого чудовища, должны выполнить задание.

На доске: cпиши слова, вставь пропущенную букву, подбери проверочное слово.

М...рская - …,

кр...сивые - …,

т...гровая - …,

р...чная - …,

хв...сты - …,

м...сные - …,

в...да - …,

с...мы - …,

.довитые - ….




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: