Психолого-педагогические и лингвистические основы грамотного письма

Введение

Педагогический письмо орфография

Учителю в наше время предоставляется возможность выбирать образовательную модель из нескольких, используемых в современной школе. Для того, чтобы сделать правильный выбор, ему нужно знать, какая из них наиболее эффективна. Выбор чаще всего определяется уровнем подготовки детей. В большинстве своем современные школы не формируют нормальные графические навыки. С каждым годом все меньше учащихся могут четко и правильно писать.

Среди многих проблем, встающих при обучении русскому языку, одной из главных и нерешенных остается проблема формирования грамотной письменной речи. Низкий уровень орфографической грамотности школьников - факт настолько общеизвестный, что само его обсуждение является педагогическим трюизмом. Однако при всей банальности проблемы она не может не вызывать тревоги. Ее решение важно еще и потому, что она не замыкается на самой себе: активное владение человеком всеми формами устной и письменной речи связано с механизмами мышления и понимания.

Орфографически правильное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка, которое помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо. К сожалению, не все учителя понимают правильно смысл этого. Поэтому орфографическая грамотность учащихся низка из-за отсутствия сформированности орфографических умений.

Орфографические умения создаются в процессе длительных упражнений и основываются на более простых навыках и умениях, таких как: навык письма, умение анализировать слово с фонетической стороны, умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки; умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило.

Особая роль в формировании орфографических умений принадлежит начальным классам. Поэтому учителю нужно научить учащихся превращать свои знания в орфографические умения. Ученик должен понять, что от знаний, через упражнения, осознавая каждый орфографический случай, действуя по правилам, он приходит, наконец, к овладению орфографическим умением.

Учитывая актуальность данной проблемы, мы выходим на тему исследования. Тема: «Результативность обучения письму в разных образовательных системах».

Объект исследования: обучение письму (процесс).

Предмет исследования - УМК разных образовательных моделей.

Цель: раскрыть процесс формирования навыка письма и оценка результативности обучения письму в разных образовательных системах.

Основными задачами при этом являются:

1. Изучение литературы обозначенной теме (проблеме)

Ø Психологические основы письма;

Ø Педагогические основы письма;

Ø Лингвистические основы (письмо, его составляющие, элементы графики, основы методики, история методики обучения письму).

Ø Все, что связано с обучением письму в данных образовательных моделях.

2. Анализ УМК (сравнение различных систем).

3. Анализ письменных работ учащихся с точки зрения соответствия графических умений требованиям к письму учащихся начальных классов.

Методы исследования: теоретические - 1) проблемно-ориентированный анализ; 2) сравнительный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме определения роли орфографических умений в решении проблемы орфографической грамотности младших школьников на примере работ В.В. Репкина, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Д.Н. Богоявленского, Т.В. Некрасовой, М.Р. Львова и других; эмпирические - 1) анализ и обобщение опыта по увеличению эффективности формирования орфографических умений.

 

 



Теоретическая часть

Психолого-педагогические и лингвистические основы грамотного письма

 

Как любой вид деятельности, письмо представляет собой сложную организацию взаимосвязанных и взаимообусловленных операций. При этом частные операции в системе деятельности направлены на решение частных задач, приближающих достижение главной цели. В свою очередь, достижение главной цели удовлетворяет актуальный для индивида мотив, без которого индивид и не приступил бы к осуществлению деятельности. Следовательно, для того чтобы овладеть письмом, а также правилами орфографии и пунктуации, у носителя языка должен сформироваться стойкий мотив достижения определенной цели, недостижимой без умения писать грамотно [42, 132].

Письмо - это сознательная форма речевой деятельности. Основоположник нейропсихологии и нейролингвистики Александр Романович Лурия сформулировал основное отличие усвоения письменной речи от устной: "Если устная речь усваивается чисто практически, "живым прилаживанием" к речи взрослых, а ее артикуляция еще долго остается неосознанной, то письмо уже с самого начала является осознанным актом, произвольно строящимся в процессе специального сознательного обучения".

Необходимым условием формирования сознательного отношения к речи и овладения письмом является психофизиологическая готовность ребенка. Характеристика психофизиологической готовности ребенка к обучению письму приводится как в специальных вузовских учебниках (Дубровинская, Фарбер, Безруких; Семенович), так и в научных публикациях физиологов, педагогов и нейропсихологов. Исследователи отмечают, что трудности в начальный период овладения письмом (вплоть до дисграфии) обусловлены разнообразием операций - функциональных компонентов письма.

Письмо характеризуется сложным психологическим содержанием, т.е. предполагает серию взаимосвязанных операций с хранимыми в сознании образами морфем и слов. Это сложная функциональная система, состоящая из многих звеньев - функциональных компонентов. А.Р. Лурия так определил психологическое содержание письма: "В его психологическое содержание с необходимостью входит звуковой анализ подлежащего написанию слова, уточнение фонематического состава этого слова, сохранение порядка входящих в него звуков. Этот процесс в значительной мере сводится к превращению отдельных звуковых "вариантов" в четкие устойчивые фонемы и к анализу их временной последовательности".

Овладение грамотным письмом - одна из важнейших задач изучения русского языка. Проблема грамотности волновала ученых в разные периоды. Впервые в период грамматизма - антиграмматизма было сформировано содержание понятия «орфографическая грамотность». Орфографическая грамотность - составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания [24. - С. 25].

Основы правописания закладываются в начальных классах. Здесь, на самых ранних ступенях обучения, есть своя специфика, которая определяется возрастом детей и почти полным отсутствием у них теоретических знаний по языку.

Русская начальная школа накопила богатый опыт обучения правописанию, нашедший отражение в трудах К.Д. Ушинского, Д.И. Тихомирова и других, а также советских методистов и психологов - М.В. Ушакова, Н.С. Рождественского, Д.Н. Богоявленского.

Благодаря достижениям языкознания и психологии в обучении правописанию, утвердилось направление учитывающее языковую природу орфографических единиц, опирающиеся на принципы орфографии и на типы орфограмм. В центре обучения правописанию поставлено правило, его применение, то есть решение орфографической задачи.

Так как правописание отражает в себе систему языка, то для формирования орфографической грамотности важны и фонетические знания, и знания по морфологии и синтаксису, и словарная работа; важно также, чтобы параллельно с орфографическими упражнениями шли и речевые упражнения.

В школе обучения языку, письму и правописанию, должно быть поставлено так, чтобы учащиеся понимали общественное назначение того дела, которому они уделяют так много времени и энергии, чтобы они, понимали, что письмо - важнейшее средство общения людей, что нельзя писать как-нибудь, а всегда так, как установлено, как требуют правила.

Воспитание у учащихся серьезного, внимательного отношения к слову и его письменному оформлению, установление в школе и в классе определенного орфографического режима, постоянная забота о культуре письма - вот минимальные и в то же время обязательные требования к школьному обучению письму [49. - С. 17].

Проблема определения основного принципа русской орфографии на сегодняшний день является наиболее актуальной в методике преподавания русского языка. Дело в том, что уход от традиционного обучения орфографии обусловлен прежде всего сменой представления об основном принципе русской орфографии.

Разные ученые понимают под основным принципом русской орфографии разные вещи. Рассмотрим понимание основного принципа русской орфографии в работах Н.С. Рождественского [49], А.В. Текучева, Д.Н. Богоявленского, В.В. Репкина [47], П.С. Жедек [18], М.Р. Львова [32] и др.

Н.С. Рождественский [49, c. 114] указывает, что характеристику свойств нашей орфографии следует начать с выяснения ее отношений к фонетическому строю русского языка. В языке существуют разные фонетические положения, или позиции, попадая в которые фонема по-разному модифицируется и в разной степени сохраняет или теряет свою различительную способность.

В русском письме большинство таких написаний, которые можно назвать написаниями, прямо определяемыми произношением. Произношение дает гарантию правильности этих написаний. Они не допускают замены той или иной буквы, так как всякая подобная замена влечет за собой изменение всего произношения.

Орфография отражает лишь существенные, функционально значимые звуковые единицы, т. е. сильные фонемы, фонемы в позиции максимального различения. В словах вода, водовоз, воде, вод гласные в первом слоге обозначаются, несмотря на позиционные видоизменения, одной буквой о, так как фонема о является сильной фонемой (в позиции под ударением), возглавляющей фонемный ряд о.

Вот почему русскую орфографию иногда называют фонематической, хотя этот термин выше мы применили уже к понятию «письмо»: «фонематическое письмо» в противоположность термину «фонетическое письмо» [49. - c. 78].

Однако назвать нашу орфографию фонематической было бы односторонне. Дело в том, что на тожестве фонемного ряда покоится тожество морфемы. Когда мы обозначаем одной буквой (о) весь фонемный ряд в словах вода, вод, водовоз по сильной фонеме (о), то это выражение фонематического единства является в то же время выражением и морфологического тожества: одна и та же морфема вод обозначается одинаково, как бы ни звучала гласная фонема в разных фонетических условиях. Поэтому, определяя нашу орфографию как фонематическую, мы одновременно должны назвать ее морфологической.

Основной чертой фонематической и одновременно морфологической русской орфографии является одинаковое обозначение буквами фонем одного и того же ряда и единообразное написание одной и той же морфемы.

Фонема, попадая в разные фонетические (комбинаторные и позиционные) условия и модифицируясь в одной и той же морфеме, сознается говорящими и слушающими как равная самой себе единица. Разнообразные конкретные звуки осознаются как нечто единое, всего лишь как разновидность единой фонемы, поскольку они компоненты единой морфемы. Реально по своему акустическому впечатлению два звука могут быть разными, но если они входят в состав одной и той же морфемы, то они могут осознаваться как бы принадлежащими к одной и той же фонеме; например, корневые гласные в словах вада и воды могут осознаваться разновидностями одной и той же фонемы о.

Таким образом, фонематическая орфография предполагает наличие в ней написаний, как прямо определяемых произношением, так и косвенно им определяемых, хотя бы последние и не соответствовали произношению. Здесь могут быть как соответствующие произношению, так и несогласные с ним.

По мнению Н.С. Рождественского, сущность морфологической орфографии и заключается в том, что в соответствии с особенностями данного языка она стремится отразить в письме состав слов (т. е. основу и аффиксы), так чтобы каждая часть слова, несмотря на ее звуковые изменения, имела всюду одно постоянное начертание. Таким образом, морфологический характер орфографии находится в связи с морфологическим членением слов, с выделением их морфологических, значащих частей.

В лингвистической и методической литературе уже установился термин «морфологический» по отношению к нашему правописанию [49. - c. 134].

Морфологическими написаниями обычно называют косвенно определяемые начертания типа вода, леса в противоположность «фонетическим» воды, лес. Такое словоупотребление, конечно, неточно. И то и другое вполне соответствует морфологическому строю данных слов. По линии морфологии и то и другое написание противопоставить нельзя. Написание о является морфологическим как в слове вода, так и в его форме води. Если говорить о принципе косвенно определяемых написаний, то лучше его назвать принципом аналоги и. Аналогия является сущностью этих написании: они определяются аналогией с теми родственными морфемами, правописание которых прямо определяется произношением. Так пишутся приставки, непропзводные основы, суффиксы, флексии. Конкретных написаний много, но все они подчиняются одному общему правилу: родственные морфемы надо писать одинаково; гласные и согласные в приставках пишутся так же, как в соответствующих предлогах, гласные и согласные в корне - так же, как в корне родственных слов, и т. п.

Как считает Н. С. Рождественский, орфографические принципы - это руководящие идеи выбора букв носителем языка там, где звук (фонема) может быть обозначен вариативно [49. - c. 80].

Фонематический принцип объединяет многие разрозненные орфографические правила: правила проверки безударных гласных в разных частях слова, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, он помогает практически понять систему орфографии.

Морфологический и фонематический принцип орфографии не противоречит один другому, а углубляет друг друга. Проверка гласных и согласных букв в слабых позициях - от фонематического принципа;опора на письме на морфемный состав слова, на части речи их формы - от морфологического.

Фонетический принцип - соответствие письма звуковому составу произносимой речи. Предполагается, что первоначально возникшая у разных народов звуко-буквенная письменность была фонетической. Каждый звук фиксировали так, как он звучит, так как его слышит пишущий.

Ошибки допускаемые учащимися 1-го класса свидетельствуют о том, что у них еще не преодолено стремление изображать буквами те звуки, которые они слышат в слове: «ливень - льйот». И в современном русском языке немало таких написаний, где не возникает никаких расхождений между звучанием и письмом: луна, стол, рак и т.д. В большинстве слов, наряду с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами, остальные звуки обозначаются буквами в соответствии со звучанием,, так в слове «вагон» звук «а» безударный, считается непроверяемым, пишется по традиции, в соответствии с языком - источником, но остальные буквы данного слова пишутся в соответствии со звучанием. Эти и другие правила, опирающиеся на фонетический принцип и противоречие морфологическому и общему принципу проверки гласных и согласных в слабых позициях.

И так, рассмотрев принципы орфографии с точки зрения М.Р.Львова [32], где природу русской орфографии рассматривает с помощью принципов: разные типы орфограмм подводятся под действия разных принципов, что помогает в выборе разных методов и приемов обучения, Каждому конкретному типу. Понять принцип орфографии значит воспринять правило, как звено общей системы.. А принципы орфографии - это основные исходные начала, на которых строятся конкретные правила, а так же обобщение этих правил Это и является основой общего определения орфографии, как системы правил написания слов, так же легло в основу и прослеживается в трудах В.В. Репкина [47].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: