Особенности обучения письму в модели Н.Ф. Виноградовой

 

В педагогике и методике начального обучения за последние годы прочно утвердилась личностно- и деятельностно-ориентированная направленность всего учебно-воспитательного процесса.

Подобное изменение образовательных векторов неизбежно влечёт за собой корректировку в развертывании содержания конкретных учебных дисциплин, способов их преподавания (со стороны учителя) и усвоения (со стороны ученика).

Личностно-ориентированную направленность должно соответствующим образом подготовить и организовать. Личностная ориентированность учебно-методического процесса по определённой учебной дисциплине базируется на индивидуальном подходе, осуществляемом учителем в отношении каждого ученика на основе знания им, педагогом, психофизиологических и т. п. особенностей обучаемого, и такого содержания, построения и хода уроков, когда индивидуальные качества ученика социализируются, приобретают положительную социальную значимость и ценность.

Одним из главных ориентиров стратегии развития школы заложенных в Образовательной программе и Модели выпускника является формирование функциональной грамотности (программа обучения письму, учебник Н.Ф. Виноградовой).

М.Р.Львов в своей работе " Правописание в начальных классах" (1990) пишет: "Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма" [31].

Всем понятно, что работу по развитию орфографической зоркости вести необходимо. Этот вопрос меня интересовал давно. Проанализировав некоторые работы (Н.Ф. Виноградовой, М.Р.Львова и др.), мы пришли к некоторым выводам:

·         Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания.

·         Ввести понятие "опасное место", чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки.

·         Развивать фонематический слух.

·         Обучать правильному списыванию текста.

·         Прививать интерес к чтению.

·         Интегрировать уроки русского языка и литературного чтения (что соответствует программе).

·         Развивать словарный запас детей.

·         Орфографические правила вводить с выполнением нужных упражнений, а также с поэтапным использованием "памятки для работы над ошибками".

Ребёнку, пришедшему в 1 класс, очень трудно разобраться в написании слов и многом другом, так как он только научился писать. Но здесь очень важно сразу обратить внимание на то, что написание некоторых слов расходится с их произношением. При формировании орфографической зоркости можно выделить несколько этапов.

Первый этап. Обучение постановке ударения.

Предлагаемые детям задания, наиболее лёгкие, где написание не расходится с произношением. Например: мама, рыба, крыша, бочка, радуга, бумага, кукушка.

Закреплению этого упражнения мне помог набор карточек с такими словами.

Второй этап. Постепенный ввод слов, где написание расходится с произношением.

Дети уже хорошо научились ставить правильно ударения, то есть определять ударный звук, как сильную позицию. Пришло время "опасного места", так мы называем безударную позицию. Безударный звук произносится слабее, тише ударного, но самое главное слышится неясно. Например: трава, доска, занесло, снегопад.

Третий этап. Отработка навыка правописания безударной гласной.

Многие методисты рекомендуют записывать слова с пропуском сомнительных гласных, но я думаю, что лучше их в начале проговаривать в слух, потом подчёркивать карандашом, так как навык письма ещё слабый.

Четвёртый этап. Отработка умения проверять безударную гласную.

Дети знакомятся с орфограммой, когда явно неоднозначное произношение и написание. Возможны упражнения на замену букв. Эти упражнения даются на доске, вначале выполняются коллективно. Ученики доказывают необходимость нужной гласной.

Пятый этап. Правильное написание и соединение букв.

"Письмо - это особая форма речи, при которой элементы устной речи фиксируются путем начертания соответствующих графических символов (графем). Процесс письма - это осознанная речевая деятельность, имеющая сложную структуру, в которой можно выделить три основных уровня:

. Психологический уровень - возникновение намерения написать что-либо, создание замысла (о чем писать?) и общего смысла содержания письменной речи (что писать?).

. Лингвистический уровень - какими языковыми средствами осуществляется письмо. Этот уровень реализует перевод замысла, формирующегося на психологическом уровне, в лексико-морфологические и синтаксические единицы, т. е. в слова и фразы.

. Психофизиологический или сенсомоторный уровень, позволяющий ответить на вопрос, как писать. На этом уровне реализуется процесс звукоразличения, анализ звуков, входящих в состав слова, установление последовательности в написании букв в слове. Здесь же происходит перешифровка с одного кода на другой: со звука на букву; с буквы на комплекс тонких движений руки, соответствующих написанию каждой отдельной буквы. Это возможно лишь благодаря взаимодействующей работе целого ряда анализаторных систем: звуковой анализ обеспечивается совместной работой речеслухового и речедвигательного анализаторов (ребенок слышит и произносит звуки); перешифровка звуков в буквы происходит с помощью работы речеслухового, речедвигательного и зрительного анализаторов (ребенок слышит звук, произносит его, представляет зрительный образ соответствующей звуку буквы); написание буквы требует совместной работы зрительного, пространственного и двигательного анализаторов, обеспечивающих тонкие движения руки (ребенок зрительный образ буквы переводит в двигательный образ - последовательность движений руки, при этом он должен ориентироваться на поле страницы, зрительно контролируя свои действия)." (Н.Ф. Виноградова).

Начальный период обучения письму, т. е. то, чему мы учим детей в 1 классе, более всего связан именно с психофизиологическим уровнем, поэтому необходимо более подробно останавливаться на последовательности операций, которые должен выполнить ученик на данном уровне.

Ребенок, пишущий какое-либо слово, должен сначала провести звуковой анализ слова, т. е. определить последовательность звуков, входящих в его состав. Выделенные фонемы или их комплексы превращаются ребенком в зрительную графическую схему, т. е. ребенок представляет себе это слово написанным. И наконец, на последнем этапе происходит превращение зрительных образов букв в нужные графические начертания, т. е. осуществляется комплекс тонких движений руки, соответствующих написанию каждой отдельной буквы.

На начальной стадии овладения письмом основная цель обучения заключается именно в создании сложного единства, включающего представление о слышимом, произносимом, видимом и записываемом с помощью определенных движений руки образе слова.

Уже одно только перечисление этих операций показывает нам, какую сложную работу должен проделать малыш, начинающий учиться в школе. Но сделать все это он сможет только в том случае, если у него уже сформированы некоторые предпосылки, без которых невозможно овладение письмом. Каковы же эти предпосылки?

·         Сформированное устной речи, произвольное владение ею, способность производить анализ и синтез устной речи;

·         сформированность пространственного восприятия и пространственных представлений: ориентировка в понятиях "право" и "лево" в схеме собственного тела и в пространстве;

·         развитие тонкокоординированных движений рук (мелкая моторика);

·         сформированность зрительно-моторных (осуществление связи того, что видит, с тем, что записывает) и слухомоторных (связь слышимого и записываемого) координации;

·         сформированность произвольной деятельности, умения регулировать свои действия, применять волевое усилие.

Принципы обучения письму в значительной мере определяются системой самого письма, а так как система русского письма - звуко-буквенная, то и основной принцип обучения - звуковой, вернее - фонематический; основной единицей обучения при этом является обучение написанию графических элементов (букв).

"Графический навык - это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения" (Н.Ф.Виноградова). Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна.

Чисто "техническое" выполнение самого процесса письма осложняется тем, что у детей 6-7-летнего возраста слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено отвердение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, а также низка выносливость к статическим нагрузкам (непременной составляющей письма). Кроме того, у многих детей недостаточно развиты пространственное восприятие и зрительная память, зрительно-моторная координация и звуко-буквенный анализ. Это создает дополнительные трудности. Уменьшить их можно, если правильно осуществить подготовительный этап овладения письмом и учитывать в процессе обучения возрастные индивидуальные возможности детей.

По результатам первой педагогической диагностики можно сделать следующие выводы: двое детей испытывают трудности при соблюдении пропорций, что может привести к не правильному распределению элементов букв; отсутствие дифференциации звуков с-з. При выполнении домашних заданий подбирать материал, который направлен на исправление этих трудностей, а также рекомендуется индивидуальные занятия с логопедом.

Таким образом, представленный материал является первым шагом в обучении детей орфографической зоркости. Анализ методики Виноградовой Н.Ф., на мой взгляд, позволяет творчески переосмыслить процесс обучения на каждой ступени начальной школы в рамках формирования такого важного блока, как функциональная грамотность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: