Возрастные закономерности использования цвета в рисунке

Первоначальная ориентация в цвете у ребенка идет довольно быстро. Жел­тый, красный, за ними синий и зеленый, а также белый, черный, серый и корич­невый узнаются еще до того, как устанавливается связь между предметом и его окраской, и до того, как в рисовании появляется целенаправленный выбор цвета. Возраст ознакомления с цветом и его названием в большой степени связан с осо­бенностями социокультурной среды, в которой развивается ребенок. Совершен­ствование возможностей использования цвета в рисунке также сложно соотнести с конкретным возрастом. Можно выделить лишь приблизительные стадии овла­дения цветом в рисунке.

2-3 года - нейтральное отношение к краске любого цвета. Когда изображение предметов только появляется, отношение детей к цвету если не безразличное (есть краска и ладно, можно обойтись любой), то ограничено интересом к самой краске. Что изображается цветом - не имеет значения: и забор, и мама, и лошадь могут быть одного цвета - синими, красными, какими угодно. В этот период ре­бенок, по сути дела, исследует возможности цвета, цветовые возможности кра­сок. Цвет пока автономен.

3-4 года - возникает эстетический мотив при выборе цвета: ребенок пользу­ется любым поводом, чтобы раскрасить рисунок как можно красивее. Все «кра­сивое» дети изображают яркими красками, а «некрасивое» - темными. Ребенок эмоционально воспринимает цвета и часто раскрашивает понравившийся пред­мет любимым цветом, который может быть тому и не свойственен. При этом не только цвет, но и тщательность прорисовки будут выражать само отношение ре­бенка к содержанию рисунка. В этот период все разукрашивается в насыщенные цвета и «пестро» раскрашивается: дома и крыши, цветы и животные, автомобили и заборы. При этом особое место для актуализации цвета принадлежит одежде изображаемых людей.

5-6 лет - реальное использование цвета как передача обязательного признака (предмет закрашивается однотонно, без передачи оттенков).

Игнорирование перечисленных возрастных особенностей рисуночной дея­тельности может приводить к появлению ошибок в проективной интерпретации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: