Управление дебиторской задолженностью (ДЗ)

 

В процессе ФХД у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налог.органами. Отгружая продукцию или оказывая услуги, предприятие как правило получает деньги в оплату не сразу, и по сути оно кредитует покупателей. Т.о. в течении периода от момента отгрузки до момента платежа ср-ва предр-тия омертвлены в виде ДЗ., уровень которой опр-ся многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка дан.продукцией, условия договора, принятая на предприятии система расчетов и др.

В стабильной эк-ке осн.видами расчетов за поставл.продукцию явл-ся продажа за наличные (деньги, кредитные карточки) и в виде безналичных платежей (чеки, векселя, безналичные перечисления по расчетным и текущим счетам, системы корреспонденстких счетов между различными банками и т.д.) В условиях нестаб.эк-ке – формой расчета становится предоплата.

Управл-ние ДЗ предпологает прежде всего:

· контроль за оборачиваемостью средств в расчетах.Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеет отбор потенциальных покупателей и опр-ние условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.

· Определение политики предост-ния кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции.

· Анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объемов закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты.

· Контроль расчетов с дебиторами по отсроченным или просроченным задолж-тям.

· Определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшения безнадежных долгов.

· Задание условий продажи, обеспечивающее гарантированное поступление ден.ср-в.

· Прогноз поступлений ден.ср-в от дебиторов на основе коэф-тов инкассации.

Почему важно управл-ние ДЗ?

· Получение платежей от дебиторов явл.одним из основных источников поступления ср-в на предприятие.

· Дефицит денюср-в в экономике заставил компании изменить условия продаж своей продукции, что в свою очередь, изменило существовавшие ранее отношения с покупателями и практику получения денег и потребовало от предприятий выработки новой политики предоставления кредита и инкассации.

· Неоднородное влияние инфляции на различные группы товаровусложнило координацию между политикой в области закупок и политикой продаж, что придает дополнительное значение внедрению эффективных процедур инкассации.

· Учет реальных издержек или выгод от принимаемых кредитных решений может использоваться как инструмент расширения продаж и повышения оборачиваемости текущих активов.

Приемы управления ДЗ:

· Учет заказов, оформление счетов и установление характера ДЗ.

· Проведение АВС-анализа дебиторов

· Анализ задолженности по видам продукции для опр-ния невыгодных с точки зрения инкассации товаров.

· Оценка реальной стоимости существующей ДЗ.

· Уменьшение ДЗ на сумму безнадежных долгов

· Контроль за соотношением ДЗ и КЗ.

· Определение конкретных размеров скидокпри досрочной оплате.

· Оценка возможности факторинга-продажи ДЗ.

 

Краткосрочное финансовое планирование.

Почему надо планировать?

· Планир-ть необх-мо для того, чтобы понимать, где, когда, как, и для кого вы собираетесь производить и продавать продукцию.

· Планир-ть необх-мо для того, чтобы понимать, какие ресурсы вам понад-ся для достижения поставленных целей.

· Планир-ть необх-мо для того, чтобы добиться эффективного использования привлеченных ресурсов, т.е. решить задачу максимизации показателя рентабельности чистых активов. (Рент.чистых активов=операц.прибыль/чистые активы(%))

Известны два типа финансовых планов: долгосрочный (от1-3лет, а в некоторых компаниях до 5,7лет) и краткосрочный (1 год). Основное целевое назнач-ие первого – опредеоение допустимых с позиции финустоц-сти темпов расширения фирмы, целью второго-явл-ся обеспечение постоянной платежеспособности фирмы.

Выделим осн.этапы процесса фин.планирования:1. Анализ финполож-ия компании; 2. Составление прогнозных смет и бюджетов, 3. Прогнозирование структуры источников финансирования; 4. Создание и поддержание действенной системы контроля и управл-ия; 5. Разработка процедуры внесения изменений в систему планов.

С позиции практики рекомен-ся готовить нес-ко вар-тов финплана:пессимистический, наиболее вероятный, оптимистический. Кратк.фин.планирование предприятия состоит в разработке плана прибылей и убытков, плана дв-ния ден.ср-в,планового бухг.баланса,, поскольку эти формы планир-ия отражают фин.цели организации. Все 3 плановых док-та осн-ся на одних и тех же исх.данных и должны корреспондироваться друг с другом.

План прибылей и убытков. Имея дан.по прогнозуобъема продаж, можно расч-ть необ-мое колич-во фин.-х ресурсов. Этот док-т показ-ет обобщенные результаты текуще хоз.дет-ти. Анализ соотношения дох-в с расходами позв-ет оценить резервы увелич-ния собств-го капитала предпр-тия, а также расчет плановых величин различных налоговых выплат и дивидендов. Необходимым условием разраб-ки плана явл-ся сбалансирован-сть объема пр-ва с прогнозом объема реализации продукции.

План дв-ния ден.ср-в. Представл-ет собой план финансир-ия, кот.сост-ся на год с разбывкой по кварталам (помесячно). Здесь можно отследить синхронность притоков и оттоков ден.ср-в и ликвидировать кассовые разрывы. План сост-ся двумя методами: прямой и косвенный. Прямой- здесь подводятся балансы по трем видам деят-сти предпр-ия: основной (текущ-ей) деят-сти, инвестиционной деят-сти, финансовой деят-сти. Сальдо по каждому виду деят-сти образуется как разность итоговых величин разделов А,Б,В доходной части плана и соответствующих разделов расходной части. Косвенный метод основ-ся на последоват-ной корректировке чистой прибыли в связи с изменениями в активах предприятия. Исходным элементом косв-го метода явл-ся прибыль.

Плановый баланс., бухгалтерский баланс на конец планируемого года, который отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланир.-х мероприятий и показывает состояние имущества и финансов предприятия.

Итак в результате сравнения факт-х показателей с плановыми осущ-ся фин.контроль предприятия. Руководство предпринимает ряд мер (процедур), выводящих предприятие из кризиса или банкротства.

 

Долгосрочное финансовое планирование.

Почему надо планировать?

· Планир-ть необх-мо для того, чтобы понимать, где, когда, как, и для ког о вы собираетесь производить и продавать продукцию.

· Планир-ть необх-мо для того, чтобы понимать, какие ресурсы вам понад-ся для достижения поставленных целей.

· Планир-ть необх-мо для того, чтобы добиться эффективного использования привлеченных ресурсов, т.е. решить задачу максимизации показателя рентабельности чистых активов. (Рент.чистых активов=операц.прибыль/чистые активы(%))

Известны два типа финансовых планов: долгосрочный (от1-3лет, а в некоторых компаниях до 5,7лет) и краткосрочный (1 год). Основное целевое назнач-ие первого – опредеоение допустимых с позиции финустоц-сти темпов расширения фирмы, целью второго-явл-ся обеспечение постоянной платежеспособности фирмы.

Выделим осн.этапы процесса фин.планирования:1. Анализ финполож-ия компании; 2. Составление прогнозных смет и бюджетов, 3. Прогнозирование структуры источников финансирования; 4. Создание и поддержание действенной системы контроля и управл-ия; 5. Разработка процедуры внесения изменений в систему планов.

 

Вопрос 44.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: