Структура, задачи и функции МПР России в области управления использованием и охраной водного фонда

Курсовая работа

Система управления водным фондом и мелиорированными землями, проектирование территориального органа и оценка уровня его управляемости

 



Система управления водными ресурсами в рамках МПР России

 

Структура, задачи и функции МПР России в области управления использованием и охраной водного фонда

управление мелиорация водоснабжение

Положение «О Министерстве природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России)» утверждено постановлением правительства РФ №404 от 29 мая 2008 года.

МПР России является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере:

· изучения, использования, воспроизводства, и охраны природных ресурсов;

·   в сфере эксплуатации и безопасности водохранилищ, водохозяйственных систем и комплексного назначения и ГТС, кроме энергетических и судоходных;

·   в сфере безопасного ведения работ связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, использование атомной энергии, кроме военного назначения;

·   в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей;

·   в сфере безопасности производства, хранения и применения взрывчатых веществ промышленного назначения;

·   в сфере гидрометеорологии, мониторинга окружающей природной среды и ее загрязнения;

·   в сфере охраны окружающей среды, государственной экологической экспертизы и обеспечение деятельности по международным договорам.

Минприроды России осуществляет свою деятельность через подведомственные ему:

Федеральную службу (ФС) по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет);

ФС по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);

ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору (Росатомнадзор);

Федеральное агентство водных ресурсов (ФАВР) (Росводресурсы);

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) и т.п.

Минприроды осуществляет полномочия как непосредственно, так и через свои территориальные органы.

Минприроды России руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и разработанным Положением о МПР России.

Минприроды России вносит в правительство проекты федеральных законов, нормативно - правовых актов и других документов, а также проект ежегодного плана работы и прогнозы деятельности Министерства.

Самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты.

· Требования к использованию и охране водохранилищ, каскадов или системы водохранилищ.

· Перечень видов специального водопользования.

· Перечень должностных лиц, осуществляющих государственный надзор за

безопасностью ГТС (за исключением судоходных и ГТС на объектах промышленности и энергетики).

· Форму декларации безопасности гидротехнических сооружений.

· Порядок формирования и регламент работы экспертных комиссий по государственным экспертизам деклараций безопасности ГТС.

· Формы бланков документов на водопользование.

· Порядок ведения Российского регистра гидротехнических сооружений.

· Порядок проведения очистки водных объектов от затонувшей древесины.

· Нормативно-методические документы по проектированию ВОЗ и ПЗП и по ведению государственного мониторинга водных объектов.

· Правила ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий.

· Порядок регулирования численности объектов животного мира (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты).

· Форму долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира.

· Положения о национальных парках, государственных природных заповедниках и заказниках федерального значения, полигонах государственных природных биосферных заповедников.

· Нормативы и методы их определения ПДВВ на уникальную экологическую систему озера Байкал.

· Таксы и методики исчисления размера вреда окружающей среде.

· Нормативные правовые акты по другим вопросам в сфере деятельности Минприроды и подведомственных ФАВР и ФС.

Проводит конкурсы и заключает государственные контракты для нужд Министерства, в том числе на проведение НИР в своей сфере деятельности.

Осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета на содержание Министерства и реализацию функций.

Организует прием граждан, в том числе рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный срок.

Обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну.

Обеспечивает мобилизационную подготовку Министерства, а также контроль и координацию деятельности, находящихся в его ведении ФАВР и ФС по их мобилизационной подготовке.

Организует профессиональную подготовку работников Министерства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку.

Взаимодействует с органами государственной - власти иностранных государств и международными организациями.

Осуществляет работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов Министерства и др.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет комплекс прав и ограничений, изложенных в оригинале Положения о Минприроды.

Организация деятельности центрального аппарата Минприроды России

Минприроды России возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на МПР России полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

Министр имеет заместителей, по его представлению назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ. Количество заместителей Министра устанавливается Правительством РФ.

Кроме того, министр имеет статс-секретаря на правах Заместителя министра и помощников (советников).

Структурными подразделениями МПР России являются департаментов по основным направлениям деятельности Министерства.

В состав департаментов включаются соответствующие отделы.

Для координации и контроля деятельности, региональных и межрегиональных структур, могут быть образованы в установленном порядке территориальные органы водных ресурсов и природопользования.

 

Министр Минприроды России:

-  распределяет обязанности между своими заместителями;

-  утверждает положения о структурных подразделениях Министерства;

-  назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства;

-  решает вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве;

-  утверждает структуру и штатное расписание Министерства в пределах установленных Правительством фонда оплаты труда и численности работников; смету расходов по содержанию Министерства в пределах ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом;

-  утверждает ежегодный план и прогнозные показатели деятельности подведомственных федеральной службы и федеральных агентств (ФС и ФАВР), а также отчеты об их исполнении;

-  вносит в Правительство по представлению руководителей подведомственных ФС и ФАВР проекты положений о них, предложения об их предельной численности и фонде оплаты труда работников;

-  вносит в Министерство Финансов РФ предложения по формированию федерального бюджета для финансового обеспечения Министерства и подведомственных ему ФС и ФАВР;

-  представляет в Правительство РФ предложения о создании, реорганизации или ликвидации федеральных государственных предприятий и учреждений, работающих под руководством ФС и ФАВР;

-  дает поручения ФС и ФАВР и контролирует их исполнение;

-  отменяет противоречащие законодательству решения ФС и ФАВР, если иной порядок отмены решений не установлен законом;

-  назначает на должность и освобождает от должности заместителей руководителей ФС и ФАВР, а также их территориальных органов (по представлению ФС и ФАВР);

-  представляет работников Министерства, ФС и ФАВР, других лиц в рамках Министерства к представлению почетных званий и награждению государственными наградами;

-  издает приказы нормативного характера (а также ненормативного).

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Министерства природных ресурсов РФ и его территориальных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Минприроды России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца и счета, открытые в соответствии с законодательством РФ.

В Минприроды России имеется Коллегия министерства в составе председателя (Министра), Заместителей, входящих в нее по должности, руководителей ФАВР и ФС, а также других руководящих работников центрального аппарата министерства и его территориальных органов. В состав Коллегии могут включаться представители других федеральных органов исполнительной власти, ученые и специалисты.

Численность и состав коллегии, утверждается Правительством по представлению Министра.

Решения коллегии принимаются большинством голосов и реализуются, как правило, приказами Министра.

В случае разногласий между Министром и членами коллегии решение принимает Министр, докладывая о возникших разногласиях Правительству.

В Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации создаются научно-технические, экспертные и другие советы, временные рабочие комиссии и группы.

Основные задачи Минприроды России:

§ разработка и проведение государственной политики, осуществление государственного управления в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны недр, водных объектов, лесов, объектов животного и растительного мира, обеспечение охраны природной среды и экологической безопасности;

§ разработка и реализация мер, направленных на удовлетворение потребностей экономики в ресурсах;

§ координация деятельности других федеральных органов исполнительной власти по вопросам изучения, воспроизводства, использования и охраны, природных ресурсов;

§ комплексная оценка и прогнозирование состояния окружающей природной среды и использования природных ресурсов;

§ организация и координация выполнения обязательств, вытекающих из членства РФ в международных организациях.

МПР РФ в соответствии с возложенными задачами осуществляет идентичные функции, в том числе:

Ø функции в области управления, использования и охраны водного фонда:

• устанавливает для субъектов РФ лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) по водным объектам, отнесенным к федеральной собственности;

•   обеспечивает составление прогнозов, разработку схем КИОВР, водохозяйственных балансов;

•   выдает, регистрирует, приостанавливает действие и аннулирует лицензии на водопользование, регистрирует договорына пользование водными объектами, согласовывает места размещения хозяйственных и иных объектов, а также осуществление всех видов работ на водных объектах и в их водо-охранных зонах;

• подготавливает предложения по взиманию платы за пользование водными объектами;

• организует совместно с другими организациями межрегиональное распределение водных ресурсов;

•   организует эксплуатацию водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, ГТС, находящихся в ведении министерства;

•   осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением собственниками ГТС и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности ГТС;

•   обеспечивает и осуществляет мероприятия по восстановлению и охране водных объектов, установлению водоохранных зон и соблюдению режима хозяйственной деятельности в пределах этих зон;

• устанавливает режимы наполнения и сработки водохранилищ, утверждает правила эксплуатации, пропуска паводков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности;

•   ведёт Российский регистр ГТС, государственный учёт поверхностных вод и их использование;

• разрабатывает и контролирует мероприятия по обеспечению безопасности ГТС, предотвращению и ликвидации вредного воздействия вод;

•   обеспечивает заключение и реализацию Бассейновых соглашений по восстановлению и охране водных объектов;

•   разрабатывает проекты межгосударственных целевых программ по вопросам водного хозяйства, использования и охраны трансграничных водных объектов;

Ø функции МПР России в области охраны окружающей природной среды (ОПС):

• обеспечивает разработку природоохранных и экологических требований для учёта их в Государственных стандартах и других инструктивно-методических и нормативно-технических документах;

•   разрабатывает нормативные акты и другие документы по проведению экологической паспортизации производств, опасных отходов, хозяйственных и иных объектов и территорий;

•   участвует в организации системы всеобщего экологического непрерывного воспитания и образования трудящихся;

•   разрабатывает и утверждает инструктивно-методическую документацию по нормированию и взиманию платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ (ЗВ), включая радиоактивные в ОПС;

•   разрабатывает и утверждает перечень работ и услуг природоохранного назначения;

•   осуществляет квотирование и контроль за производством и потреблением веществ, влияющих на озон;

•   устанавливает порядок государственного учёта объектов загрязняющих ОПС или оказывающих на неё негативное воздействие, и обеспечивает ведение учёта этих объектов;

•   организует и осуществляет выдачу, приостановление действия и аннулирует лицензии на выбросы (сбросы) ЗВ в ОПС;

•   осуществляет в установленном порядке государственный учёт и ведение реестра зоологических коллекций, выдаёт разрешения на вывоз за пределы РФ и ввоз в РФ зоологических коллекций;

Ø функции в области обеспечения деятельности министерства и его подведомственных территориальных органов и организаций:

• осуществляет распределение средств федерального бюджета для осуществление функций МПР;

•   определяет нормативы затрат на содержание государственной лесной охраны, егерской службы, инспекций по охране государственных природных заповедников и национальных парков, других специальных служб и инспекций, на проведение охраны и защиты лесов от пожаров, вредителей и болезней леса, его воспроизводство;

•   в установленном порядке создает, реорганизует, ликвидирует свои территориальные органы и находящиеся в ведении министерства учреждения, утверждает уставы и положения о них, осуществляет аттестацию руководителей указанных учреждений и органов, в установленном порядке готовит предложения о создании, реорганизации и ликвидации, находящихся в ведении МПР федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП), утверждает их уставы, назначает и освобождает от должностей их руководителей, заключает, изменяет и расторгает с ними контракты;

•   осуществляет руководство находящимися в ведении МПР ФГУП и другими организациями, контролирует их деятельности, в том числе за целевым использованием финансовых и материальных ресурсов;

•   осуществляет в пределах своей компетенции методическое руководство бухгалтерским учетом в территориальных органах МПР и организациях, находящихся в ведении МПР, составляет сводную отчетность и представляет ее в соответствующие органы;

•   обеспечивает учет, ревизии, составление отчетности и контролирует финансово-хозяйственную деятельность организаций, находящихся в его ведении;

•   организует и обеспечивает подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров центрального аппарата МПР, его территориальных органов, находящихся в ведении МПР.

Как было отмечено выше, в ведении и под контролем МПР России находится Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ФС).

Положение «О федеральной службе по надзору в сфере природопользования» утверждено постановлением Правительства РФ №400 от 30 июля 2004 года.

Служба выполняет функции согласно названию, т.е. контроль и надзор м надзор в сфере природопользования. В своей деятельности, как и МПР России, руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента и правительства, международными договорами, нормативными документами МПР России и положением «О федеральной службе по надзору в сфере природопользования».

Служба осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы. Во взаимодействии с другими федеральными органами власти, органами субъектов РФ местного управления, общественности.

Полномочия Службы:

1) осуществляет контроль и надзор:

· в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства);

·   в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий;

·   за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

·   за использованием и охраной водных объектов;

·   за соблюдением законодательства и международных норм в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и в исключительной экономической зоне;

·   за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе;

·   государственный земельный контроль в пределах своих полномочий;

·   за исполнением органами государственной власти субъектов РФ переданных им для осуществления полномочий РФ в области водных отношений с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;

·   за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, не отнесенных к водным биологическим ресурсам, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;

·   за соблюдением требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов);

·   за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственный лесной контроль и надзор) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;

·   за расходованием средств, предоставляемых на осуществление органами государственной власти субъектов РФ полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета, в пределах своей компетенции.

) выполняет функции:

административного органа по Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г. в Российской Федерации в отношении видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, кроме осетровых видов рыб;

федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал;

) выдает лицензии на:

· использование объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

·   оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную Книга РФ;

·   содержание и разведение объектов животного мира, занесенных в Красную книгу РФ, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, а также на содержание и разведение иных объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

·   акклиматизацию новых для фауны Российской Федерации объектов животного мира, переселение объектов животного мира в новые места обитания, на гибридизацию объектов животного мира;

·   ввоз (вывоз) в Российскую Федерацию зоологических коллекций;

·   вывоз из Российской Федерации и ввоз в Российскую Федерацию видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, кроме осетровых видов рыб и продукции из них, включая икру;

·   экспорт диких животных, дикорастущих растений, костей ископаемых животных, слоновой кости, рогов, копыт, кораллов и аналогичных материалов;

·   экспорт лекарственного сырья растительного и животного происхождения;

·   экспорт рыбы, ракообразных, моллюсков и прочих водных беспозвоночных, развивающейся икры, молоки (спермы) осетровых, лососевых и частиковых рыб (только живых);

·   экспорт коллекционных материалов по минералогии и палеонтологии, полудрагоценных камней и изделий из них;

·   экспорт информации о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья, расположенным на территории РФ, и в пределах континентального шельфа и морской зоны РФ;

·   создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок, проведение буровых работ, связанных с геологическим изучением, поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов, а также прокладку подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном море РФ и на континентальном шельфе РФ в пределах своей компетенции;

) организует и поводит государственную экологическую экспертизу:

· проектов, правовых актов, нормативно-технических и инструктивно - методических документов федерального значения, а также субъектов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на природные ресурсы;

·   материалов, подлежащих утверждению органами государственной власти и субъектов по вопросам развития и размещения производительных сил на территории России, в том числе:

-   проектов генеральных планов развития территории с особым режимом природопользования;

-  проектов генеральных схем расселения, природопользования и т.п.;

-  проектов комплексных схем охраны природы и природопользования;

· документации, обосновывающей соглашение «О разделе продукции», концессионные документы и другие договора по использованию природных ресурсов;

·   материалов комплексного экологического обследования территорий для придания им статуса особо охраняемых, а также программ по реабилитации территории;

·   проектов схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов;

·   документации об изменении функционального статуса, вида и характера использования территорий федерального значения, в том числе для перевода лесных земель в нелесные;

·   иных видов документации хозяйственной деятельности, влияющей на природные ресурсы;

) осуществляет в пределах своей компетентности:

· государственный земельный контроль;

· мониторинг объектов животного мира, озера Байкал, континентального шельфа, исключительной экономической зоны, внутренних морских вод и территориального моря РФ;

·   ведение Красной Книги РФ;

·   ведение кадастра особо охраняемых природных территорий федерального значения;

·   функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета на содержание службы и реализацию возложенных на нее функций;

·   обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну;

·   взаимодействует с иностранными государствами и международными организациями;

·   проводит конкурсы, заключает государственные контракты для государственных нужд в своей области.

ФС имеет право:

- организовывать исследования, испытания, экспертизы, анализа и оценки, научные исследования по вопросам осуществления контроля и надзора;

-  запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений; давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

-  организовывать совещательные и экспертные советы и органы;

-  разрабатывать и утверждать образцы форменной одежды, знаки различия и отличия, удостоверения государственных инспекторов Службы, а также порядок ношения форменной одежды.

ФС возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра. Руководитель несет персональную ответственность за функционирование Службы, имеет заместителей, назначаемых Министром по его представлению. Количество заместителей устанавливает Правительство РФ.

Все другие функции - аналогично федеральному руководителю, но в рамках своей компетенции.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: