Минприроды России взаимодействует со следующими федеральными ведомствами:
- с Федеральным Собранием, Государственной Думой по вопросам Водного законодательства;
- с высшим Арбитражным Судом по вопросам рассмотрения споров по водным отношениям;
- с Генпрокуратурой по вопросам соблюдения Водного законодательства и проведения совместных проверок;
- с Минэкономразвития по вопросам планирования и реализации федеральных целевых программ (ФЦП);
- с Министерством Финансов по финансированию водохозяйственной деятельности;
- с МИДом по международным соглашениям и конвенции по использованию и охране трансграничных вод, территориальных и внутренних морей;
- с МВД по вопросам административного надзора за водопользованием и режимом ВОЗ;
- с Минпромнауки и образования по финансированию и разработке научно-технических программ, водообеспечению населения и отраслей экономики, восстановлению водных объектов, обучению и подготовке кадров и др.;
- с Минюстом по вопросам формирования правовых отношений в водопользовании и регистрации нормативных актов;
|
|
- с Минимуществом по формированию системы в государственных, казенных водохозяйственных предприятиях; по управлению акциями водохозяйственных акционерных обществ (АО), закрепленных за государством;
- с Госкомстатом по вопросам госстатистики, отчетности по водопользованию и водному хозяйству;
- с Минсельхозом по вопросам водообеспечения населения и сельского хозяйства;
- с Минналогслужбой (МНС) по вопросам порядка взимания платы за воду и сбора ее за водопользование;
- с органами государственной власти субъектов РФ по вопросам совместного управления водопользованием на территориях;
- с Роскартографией по картографическому обеспечению водной службы и геоинформационных систем (ГИС) и технологий;
- со средствами массовой информации (СМИ) России по вопросам освещения водохозяйственной обстановки, прогнозов, программ, проектов;
- с Госстрой РФ по вопросам обеспечения населения питьевой водой и выполнения государственных целевых программ;
- с Госстандартом по стандартам по воде;
- с Минздрав РФ по осуществлению государственного контроля за использованием питьевых водоисточников и по выбору приоритетов в программах по питьевым источникам;
- с Агентством по рыболовству (в составе Министерства сельского хозяйства (МСХ)) по управлению и контролю за использованием рыбохозяйственных водных объектов, водоемов;
- с Минтранспорта по вопросам согласования режимов регулирования водохранилищ, согласования разработки инертных материалов и руслорегулирующих работ;
|
|
- с Минобороны по использованию водных объектов для обороны; по мониторингу загрязнений воды в случае аварий;
- с Госземкадастром по вопросам использования земель водного фонда и территорий ВОЗ;
- с Росгидрометом по ведению мониторинга водной среды, водного кадастра и климатическим изменениям;
- с федеральным энергетическим комитетом (ФЭК) по согласованию планов выработки гидроэлектроэнергии и ее объемов, выставляемых на торги;
- с МЧС РФ по вопросам предупреждения и ликвидации аварий и стихийных бедствий на водных объектах;
- с Минэнерго по вопросам согласования режимов регулирования водохранилищ, ГЭС.
На рисунке 2 приведена схема взаимодействия Минприроды России с другими ведомствами.
В области государственного управления использованием и охраной водных объектов МПР России положены следующие основные принципы:
· обеспечение экономики водными ресурсами в достаточном количестве и нужного качества;
· обеспечение экологического благополучия водных объектов;
· сочетание бассейнового и административно - территориального принципов управления;
· разграничение функций хозяйственного использования водных ресурсов.
Обеспечение реализации этих принципов возможно при наличии функционирования жесткой по вертикали системы управления, а именно:
- Водная служба центрального аппарата МПР России;
- Водные службы в составе Департаментов федеральных округов (ДПР);
- Бассейновые водные управления (БВУ);
- Водные службы в составе Комитетов природных ресурсов (КПР) в субъектах РФ;
- Федеральные государственные учреждения (ФГУ), созданные для управления хозяйственным использованием водных объектов, их изучения и восстановления.
В каждом из семи федеральных округов России имеются Управления природных ресурсов, которые включают водную службу, службу охраны природной среды, лесную и геологическую службу. Они контролируют деятельность Бассейновых водных управлений в пределах территории округа.
На бассейновом межрегиональном уровне водными ресурсами управляют Бассейновые водные управления (БВУ), где имеются Бассейновые советы, положения о которых утверждает Правительство РФ.
На уровне субъектов РФ водными ресурсами управляют ГУПР (УПР) и ООС по каждому субъекту, которые находятся в подчинении Минприроды РФ и взаимодействуют с соответствующими ДПР и БВУ.
На местном уровне имеются районные комитеты по охране природы, которые взаимодействуют с районными санэпидемслужбами, районными инспекциями, районными штабами ГО и ЧС, а также с районными казначействами, которые подчиняются не только согласно рассматриваемой иерархии, но и органам местного самоуправления.