Поясняющий пример. Комсомольский циркуляр

В 1987 г. Московский горком комсомола разослал в районные комитеты ВЛКСМ циркуляр под названием

«План реализации нештатных ситуаций», в котором подробно расписывались 17 неожиданных ситуаций, которые могут возникнуть на отчетно-выборных конференциях, и указывались «правильные» способы ихразрешения.

Так, было сказано, что если на конференцию пришло мало народу, пустые места следует заполнять активис- тами или оперотрядом. Если зал переполнен, то пред- писывалосьперекрытьвходвполовинедесятогоутраи черезбоковыедверивнести40стульев.Детальнорег- ламентировалсяиходсобрания:вкакомчасуспеци- альноподготовленныекомсомольцыдолжныподать предложенияобизмененииповесткидня;когдапред- седательствующему следует зачитать заранее подго- товленный текст; что надо делать, если от делегатов поступаютзапискискаверзнымивопросами(вэтом случаеустоларедакционнойкомиссиидолжныбыли моментальнособратьсянаиболееопытные работники РК ВЛКСМ, список которых заранее согласовывался,

И готовить ответы).

361
Другая особенность должностной иерархии — ри- туал. Как любая форма демонстративного поведения, он связан с особым пониманием бюрократами прести- жа, статуса, авторитета, выполняемых функций. Ритуал освящает, приподнимает обычные, рутинные действия, придает им торжественность, элементы праздничнос- ти, тем самым превращая их в предмет, недосягаемый для критики и сомнений. Ритуал сакрализирует рутин- ные действия чиновников, придает им особую значи- мость и ценность.


Ритуальные аспекты почитания достигли высоты в двух культурах - в современной Японии и Древнем Египте. У древних египтян ритуал был наполнен глубо- ким религиозным смыслом. Это и понятно, так как пер- воначально жречество и чиновничество мало отличались друг от друга: жрецы поучали гражданские чины, а граж- данские чиновники отправляли жреческие функции. Поэтому обращение к «чину» в какой-то степени было равнозначно обращению к «богу». Имени фараона вооб- ще не полагалось упоминать всуе. Вместо него говорили

«великий дом», «жизнь ему, 'здравие и благополучие». Царь не умирал, а «заходил в свой вечный горизонт».

Отсюда один из древнейших постоянных титулов царя— «живущий вечно». Коронация означала момент вступления царя в непосредственное общение с боже- ством  и  обставлялась особенно пышно.  Церемониал сопровождался символическими действами, например, прикосновением губами к груди божества и присвое- нием материальных символов власти — львиного хвос- та, диадемы с фигурой страшной змеи, царской короны. Элементы древней коронации сохранились в современ- ных служебных церемониях и сегодня, в частности, в церемонии приведения к присяге президента страны. Каждый  чиновник  имел  свой   титул.   Например, титул «стоящий над людьми» обозначал принадлежность к высшему сословию. Внутри же сословия существовали дополнительные титулы, которые добавлялись к перво- му. Так, сочетание двух титулов — «стоящий над людь- ми» (общегрупповой символ) и «главный»  (внутригруп- повой атрибут) — давало новый титул — «князь». Кроме того,  князья  имели  и  придворные титулы,  например,

«царский знакомый» или «единственный друг». Наконец, существовал еще функциональный титул, выражающий личное расположение царя к чиновнику. Вместе с ним даровалось право на получение гробницы.

362
Особый аспект ритуала чинопочитания — поступ- ки, которые, если их совершить по отношению к рав- ному себе или нижестоящему, выглядели бы унизитель- но, к примеру, целование ног. Но если фараон позволил целовать себе ноги, то это знак высочайшей милости. На это могли рассчитывать только особо приближен- ные; чиновники помельче допускались лишь до того, чтобы целовать царский пол. Пережитки подобного ритуала — современные приемы «задабривания» на- чальства, скажем, намерение потереть ему спинку в бане, сбегать в магазин за дефицитным товаром.


1 Вознаграждение и одаривание                

Задабривание, мздоимство и одаривание — три важнейших формы социально-экономического поведе- ния управленцев во все исторические эпохи и во всех обществах. Различаются лишь масштабы этих явлений. Возможно, что максимальными они были при автори- тарных режимах и минимальными — в условиях де- мократии. Поскольку феномены задабривания, одари- вания, мздоимства и вознаграждения представляют для социологии управления исключительный интерес, ос- тановимся на них подробнее.

Одаривание — форма материального и нематери- ального вознаграждения подчиненных или подданных, выражающая одновременно момент снисхождения, покровительства. В Древнем Египте фараон награждал своих верных и преданных слуг саркофагом из казен- ных каменоломен, жертвенной доской, фасадом гроб- ницы для заупокойного культа или участком земли как источником средств для его поддержания. Вельможи неукоснительно перечисляли в посмертных автобиог- рафиях, начертанных на стенах гробниц, как свои зас- луги, так и царские милости. Странным здесь, пожа- луй, является только заупокойный характер дарений, объясняемый сильной ориентацией египетской рели- гии на потустороннее продолжение жизни.

Смысл, содержание и функции одаривания за службу сохраняются неизменными уже пять тысяч лет. И сегодня государственных чиновников, проявивших лояльность и преданность, награждают многочислен- ными орденами и медалями, высокими званиями, юби- лейными подарками и т. п. Причем и сейчас, и прежде первые лица государства одаривали подчиненных не из собственных средств, а за казенный счет. Одарива- ние может принимать и нематериальную форму: это могут быть знаки особого расположения высокого лица, одобрительные жесты, взгляды и т. п.

Одаривание и знаки милости отличаются от друго- го элемента бюрократической жизни — льгот, которые не входят в содержание церемониала. Льготы и приви- легии имеют социальную или экономическую природу, они служат формой либо освобождения от каких-то повинностей (бесплатный проезд, постой, кормление), либо дополнительных выплат или милостей (например,

входить к царю с докладом). Льго-

ты  и  привилегии  оказываются  вышестоящим  лицом


нижестоящему, но не наоборот. Ответной благодарнос- тью подчиненных на подобные знаки внимания может быть только добросовестная служба. Лояльность и пре- данность в ответ на льготы и привилегии — естествен- ная форма обмена между низами и верхами.

Превращенной формой лояльности выступает лесть и угодливость. Настоящая преданность доказы- вается реальными поступками, а ложная — вербаль- ными символами. Взятка также выступает ложной формой ответной реакции подчиненного на располо- жение начальника. Во-первых, взятка является не оп- латой, а авансом — своеобразной «покупкой» будущих милостей. Во-вторых, взятка не имеет юридического оправдания. То, что покупается за взятку, входит в круг должностных обязанностей, например, быстрое офор- мление документов, которое намеренно тормозится чиновником.

Во всем цивилизованном мире мздоимство пресле- дуется законом как то, что нарушает рациональные принципы управления, приводя к дисфункциям. Взят- ка ставит вышестоящее лицо в зависимость от ниже- стоящего. Первое подпадает под власть второго, ибо должно ответить ему каким-то знаком особого распо- ложения: ускорить решение вопроса или решить тяж- бу в его пользу. Взятка часто служит средством сде- лать карьеру, продвинуться по службе раньше других. Но нарушение равенства среди подчиненных, если оно происходит по инициативе лица нижестоящего, а не начальника, подрывает основы иерархии. В конечном счете взятка есть присвоение не принадлежащих че- ловеку прав одаривать должностное лицо, покушение на привилегии начальника, косвенный способ распре- деления богатства (льгот и привилегий) в пользу одних в ущерб другим.

364
Взятка — социальная форма добровольного уни- жения. Чем больше чиновник кланяется и умилостив- ляет вышестоящее лицо, тем быстрее он продвигает- ся по служебной лестнице. В восточной бюрократии унижение принимает гипертрофированный вид. Здесь у подчиненных существует единственное право — унижаться и смиренно ждать милости, а у начальни- ка — унижать и снисходить. Уважение лишь скрыва- ет стремление одного занять место другого. И когда такое происходит, этот другой перенимает все атри- буты власти, манеру поведения и образ жизни началь- ствующего  лица.


 

 

Глава  Бюрократия, чиновничество, номенклатура                              

Бюрократия, особенно восточная, существует в мире слов. Отсюда цветистость ритуалов, лингвистические обороты письма, заверения и клятвы, служебное про- движение за счет ораторского искусства, обещаний, доносительства. Так, расцвет древнеегипетской бюро- кратии совпадает с расцветом ораторского искусства. Однако высокомерная риторика и любовь к трескучим одам в честь высокопоставленных вельмож характерны не только для египетской бюрократии. Становление советской бюрократии также происходило на фоне уси- ления вербальных символов и ослабления значимости реальных поступков.

Речи партийных деятелей, правительственные постановления, отчетные доклады съездам партии, официальные пресса и литература демонстрируют образцы канцелярита и угодничества. Бюрократичес- кая риторика, сошедшая с высокой трибуны, продол- жала жить в лозунгах и призывах, украшавших улицы и площади каждого города, в парадных рапортах пред- приятий, в приукрашивании статистических данных о развитии народного хозяйства.

 

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: