Номенклатура и бюрократия

Специалисты связывают бюрократические поряд- ки и иерархию с особым типом назначения— номен- клатурой. В отличие от штатного расписания, включа- ющего подчиненных и руководителей, номенклатура охватывает только начальство, т. е. круг избранных, социально привилегированных людей. Как было ска- зано выше, номенклатурные работники не выбирают- ся, а назначаются вышестоящими органами. Говоря о хозяйственной, партийной, комсомольской и профсо- юзной номенклатуре, мы подразумеваем лиц, назначен- ных директивно, неподвластных воле коллектива, не- доступных критике, обычным механизмам увольнения и перемещения. Они получают «спецпайки», наделя- ются привилегиями и льготами, которых лишен обыч- ный руководитель в западном обществе.

В «Советском энциклопедическом словаре»  (1986) дается чисто техническая трактовка термина «номен- клатура», посредством которого обозначается перечень производимой продукции. Таким образом, совершенно упускается            социальный        смысл        этого понятия. В  Древнем  Риме  номенклатором  называли  раба, сопровождавшего своего господина на улице, называв- шего ему имена встречных и объявлявшего названия подаваемых блюд. Вот почему латинское слово «номен- клатура» обозначает роспись имен, а слово «номен» — родовое имя, национальность,   лицо, известность, а также должника. Историческим предшественником его является древнегреческое понятие  «номос»,  имевшее несколько значений: 1) пастбище, выгон, округ, область;

2) обычай, закон, установление. Понятием «ном» древ- ние греки обозначали области Древнего Египта, а «но- мархом» именовали правителя нома — царского наме-


 

 

I. Теоретический  раздел

 

возглавлявшего административный аппарат, суд и войско, ведавшего ирригацией и контролировав- шего сбор налогов.

По всей видимости, истоки (если не этимологичес- кие, то, по крайней мере,  «социологические») латинс- кого слова «номенклатура» следует искать в Древней Греции, а через нее и в Древнем Египте. К моменту завоевания греками Египта последний обладал давно сложившимся и освященным обычаем порядком, кото- рый называется сегодня номенклатурой.  Сохранился древнеегипетский  папирус,  в  котором  чиновник  по имени Гори обижается на своего бывшего друга,  не оказавшего ему подобающих его рангу знаков внима- ния и вдобавок назвавшего его «плохим чиновником с поломанными руками». Это не так, возражает Гори, мое имя внесено в списки личных составов: «имя мое ты найдешь в списках — оно занесено в великих конюш- нях                    Рамзеса                 II»                    1б2_ Управление областями  (номами),  входившими  в египетское государство и присоединенными либо доб- ровольно (в поисках покровительства и защиты), либо принудительно  (силой  оружия),  считалось  слишком важным делом, чтобы доверять его кому попало. Нома- ми управляли родовые, знатные вельможи, наделенные на подвластной им территории широкими полномочи- ями и назначавшиеся фараоном. Они составляли кос- тяк номенклатуры, подобно тому, как в советские вре- мена костяк партийной номенклатуры складывался из первых секретарей крайкомов и обкомов партии. Все

они-— лица, особо приближенные «к».

В Древнем Египте существовал разветвленный го- сударственный аппарат, состоявший из чиновной зна- ти. Во главе его стоял всемогущий визирь, объединяв- ший административную и судебную власти. Он обладал привилегией издавать законы, повышать в чинах, уста- навливать пограничные камни, улаживать конфликты между чиновниками. Под председательством «един- ственного возлюбленного царя» находилось шесть су- дебных палат с судебной коллегией, включавшей десять номархов. Второй по важности пост занимал хранитель печати, т. е. казначей. Он носил почетный титул «заве- дующего тем, что дает небо, что производит земля, и что приносит Нил», а также «заведующего всем, что есть и чего нет». В ведении этого министра находилось заве- дование финансами и распоряжение царским имуще-

376 ством.  Ему  подчинялось  множество  чиновников,  каж-


 

Глава 7. Бюрократия, чиновничества, номенклатура                          

дый из которых также имел штат подчиненных. Кроме министерства финансов, существовали военный и морской министры, министр общественных работ («на- чальник работ») и другие.

На номархах лежало и местное управление: они являлись губернаторами, наделенными судебной вла- стью и собиравшими подати. Их титул— «заведующий властью», «начальник поручений».  Как правило, они не были жестко закреплены за конкретной областью, и в отличие от русских бояр не имели на нее наслед- ственного права вотчины. Они могли легко переводить- ся с одной должности на другую, перемещаться из области в область.

Известный дореволюционный историк Б.А. Тураев прекрасно описывает163 особенности египетской бю- рократии, во многом напоминавшей русскую служи- лую знать. Оказывается, чем больше должностей было в египетской пирамиде власти, тем сложнее их удава- лось отграничить друг от друга. Не толькофункции, но и отношения между чиновниками строго не регулиро- вались. Поэтому различные ведомства спорили и враж- довали между собой. Сегодня это распространенное явление не только в западных корпорациях, но и (по данным исследования 1988 г.) на российских предпри- ятиях. Более того, такое положение вещей, характер- ное для административной системы в целом, получило у специалистов благозвучное название «позиционно- го» или «функционального» конфликта.

Другая особенность египетской пирамиды управ- ления — широкое распространение совместительства, т. е. занятия одним лицом нескольких должностей или выполнения нескольких функций. Позже, в эпоху Сред- него Египта, когда централизованная власть несколько ослабла, значение номархов возросло. Постепенно скла- дывалась родовая знать, владетельные фамилии. Номар- хи стали подобиями фараонов, превратились в наслед- ных владетелей областей. Их независимость усилилась, а суверенные права расширились. Управление  стало

«раздваиваться»: войска и карательные органы фор- мально подчинялись центральным властям, а на деле — правителям областей. Собирая налоги в пользу государ- ства, они присваивали значительную часть их себе. Государственный карман рассматривался ими как свой собственный, государственная собственность превра- щалась в личную. Сохранялась имущественная двои- ственность. Владение номарха делилось на две части:


 

Теоретический раздел

 

«дом князя» — выражаясь нынешним языком, государ- ственная дача, служебная машина и прочие блага, по- ложенные по должности, И «дом отца» — личное иму- щество, нажитое своим трудом и не отторгаемое никем. При этом представители местного бюрократического аппарата власти — от судей до казначеев и «милицио- неров» — формально считались государственными слу- жащими, подчинявшимися центру. В реальности же они находились во власти местного князька: он назначал, смещал, повышал в должности, наказывал, диктовал, что и как им следует делать, чьи интересы защищать.

Между бюрократией Среднего Египта и советской бюрократией «застойного» периода нетрудно  провес- ти историческую аналогию. Несмотря на огромный временной разрыв этих эпох, между ними имеется очевидное сходство.

Превращение государственной (по существу кол- лективной) собственности в личную началось еще при сталинской администрации: правительственные особ- няки, санатории и больницы, спецпайки, персональные водители, прислуга и т.п. становились «наградой» немногих избранных. Но особенно массовым и даже легальным этот  процесс  стал  в  «застойные»  годы. В 1941 г. Постановление СНК СССР санкционировало возведение (за государственный счет) дач для коман- дующих войсками. В дальнейшем распоряжениями Совета Министров СССР круг лиц, пользующихся эти- ми привилегиями, постоянно расширялся.

Центробежные тенденции усиливаются со време- нем в любой бюрократической системе. Центр уже не в силах контролировать местных чиновников детально и в мелочах: постепенно они превращаются в никем и ничем не управляемых номархов, отраслевых и регио- нальных. В период правления Ш. Рашидова Узбекистан полностью вышел из-под контроля Центра и стал лич- ной вотчиной одного человека. По образу и подобию

«единственно возлюбленного царя» жили номархи по- меньше. В то время как «местный падишах» воровал из государственного кармана миллионы и возводил шикар- ные особняки своей родне, хлопкоробы нищего колхоза получали мизерную зарплату (ибо большая ее часть шла на взятки чиновникам), ютились в мазанках, годами ждали очереди в детсад.

378
По данным нашего контент-анализа, за период с 1986 по 1989 г. в центральной прессе сообщалось о примерно 3 тыс. подобных случаев. Особенно массовы-


ми феодально-байские пережитки были в республиках Средней Азии, Закавказья и части РСФСР. Значитель- но меньше их было в Прибалтике и крупных промыш- ленных центрах. Государственные субсидии, идущие на экономический подъем периферии, в значительной мере присваивались местной знатью. Кроме строительства личных особняков, т. е. частичного присвоения общена- родных денег, получило распространение строительство ведомственных учреждений, или корыстно-групповое присвоение. Престижные офисы, здания горкомов и обкомов, закрытые спецгостиницы, особняки, построен- ные на многие миллиарды рублей, представляли собой механизм узурпации коллективных фондов и использо- вания их в личных или узкогрупповых целях.

Вместе с тем между египетской и советской бю- рократией  существует  немаловажное  расхождение. Усиление местной египетской знати давало,  скорее, положительные, нежели отрицательные результаты: ее могущество укреплялось не за счет уровня жизни на- До нас дошли многочисленные клинописные документы, в которых номархи сообщали о своей бла- готворительной деятельности. Так, Амени уверял: «Не было дочери бедняка, которую бы я обидел, не было вдовы, которую бы я утеснил... не было голодного в мое время»164 .  Добившись  самостоятельности,  номархи меньше отсылали в центр и больше заботились о подъе- ме местной культуры, расцвете городов и материаль-

ном благосостоянии населения.





Как ни боролись египетские фараоны с сепаратиз- мом номархов, до конца победить его не удалось. Впервые централизованная пирамида управления дала трещину. Система властных отношений изме- нила свою ориентацию.

Если раньше считалось, что местные чиновники сильны поддержкой центра, то теперь была сформули- рована принципиально иная аксиома управления: в гораздо большей степени они сильны поддержкой с мест. И государственной машине пришлось смирить- ся с этим фактом.

379
Египетская бюрократия вряд ли просуществовала бы тысячелетия, если бы не умела гибко реагировать на веяния времени. Наряду с принципом служилости (повышения в должности в зависимости от службы) укрепился совсем иной, во многом противоположный ему принцип — принцип наследования должности.


 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: