Глава 1. Прикладные социологические исследования

население оказывает поддержку одному кандидату и отказывает в ней другому. При этом «предпочте- ние» нужно определить в терминах социальных групп, партийной принадлежности, социально-эко- номического статуса избирателей.  Аналитическое и базисное исследования, проведенные по одной и той же теме, похожи друг на друга. Различаются они типом используемых в модели переменных. Прикладник выбирает из всего множества перемен- ных и индикаторов, относящихся к теме, только те, которые можно использовать в практике принятия решений; академический же социолог опирается на всю информацию;

3. оценочные исследования — это совокупность моделей и приемов, позволяющих оценить — в социальных, экономических или политических терминах — конеч- ный результат (эффект) целенаправленного вмеша- тельства в социальные процессы. Примером может служить внедренческая программа улучшения стиля руководства деловой организацией.

Первоначально оценочные исследования появи- лись и стали использоваться в 1960-е гг. в угольной промышленности США. Они проводились на контрак- тной основе в частных фирмах, которые, как правило, нанимали профессионально подготовленных социоло- гов. Сегодня оценочные исследования — основная сфера приложения труда прикладников.

Несмотря на то, что благодаря своим публикациям социологи сыграли в самоопределении прикладных социальных исследований ведущую роль, численно они в этой области не преобладают. В наши дни роль со- циолога, участвующего в проведении исследований этого типа, считается, в основном, технической: как правило, он ставит перед политическими деятелями или бизнесменами конкретные проблемы и переводит их в исследовательскую программу.

Б. Тачфилд выделяет две различные модели при- кладных социальных исследований. Первая была на- звана им «дисциплинарной перспективой», ибо в ней внимание сконцентрировано на том, как политика выводится из теории. К примеру, теории отклонения, социальных изменений, расовых отношений, социаль- ной стратификации и организационной структуры содержат в себе полезные знания, применимые в со- циальном планировании. Данная модель ориентирова-


 

 


Практический раздел

на на прирост знания внутри дисциплины и обращает- ся к коллегам, а не к клиентам. Вторая модель — «про- граммная перспектива» — включает традиционные оценочные исследования, оценивающие эффектив- ность конкретной социальной программы. Сюда вхо- дят постановка проблемы, определение целей и задач программы, методов сбора и анализа данных.

Возможна и такая классификация прикладных со- циальных исследований: 1) теоретически обоснованные эмпирические исследования с выходом на социальную политику; 2) проведение социальной политики практи- ческими работниками и консультантами, но с широким использованием теоретической и эмпирической лите- ратуры (анализ источников, опрос экспертов, посеще- ние передовых предприятий и т.д.); 3) использование теоретических и эмпирических знаний в крупномасш- табных социальных экспериментах.

В зарубежной прикладной социологии принято различать два подхода — инженерный и клинический. Инженерный, или социоинженерный, подход относит- ся к сфере деятельности частных консультативных фирм, функционирующих в сфере менеджмента; имен- но поэтому его часто именуют управленческим кон- сультированием. Обычный круг вопросов, которыми занимаются подобные фирмы, это изучение удовлет- воренности трудом, условий труда, его мотивации и стимулировании, организации и режима работы, дея- тельности менеджеров и т.п.

В большинстве случаев инженер-социолог исполь- зует стандартные методы социологического опроса, полевые эксперименты, наблюдение, посредством ко- торых он разрабатывает проекты социальной пере- стройки небольших сообществ (например, молодежных кемпингов или производственных бригад), занимается планированием и дизайном. Собрав и обобщив пер- вичные данные, он использует обычную статистику и количественный анализ переменных, а, подготавливая научный отчет, включает в него, наряду с описанием указанных процедур, блок практических рекомендаций, сформулированных в терминах заказчика или клиен- та. Результаты своего исследования социоинженер, как правило, обсуждает с менеджерами и, если это необ- ходимо, с профсоюзами.

Если инженер оперирует лишь той информацией, которую дает ему опрос промышленных рабочих, то

662  социолог-клиницист  предпочитает  независимые  суж-


 

Глава  Прикладные социологические исследования                             

дения, обращая мало внимания на то, что ему диктует или что хотел бы увидеть заказчик. Он, как и инженер, проводит диагностику, но не принимает ценности кли- ента в качестве нечто данного, обязательно влияющего на результаты исследования. Если клиницист работает с людьми, не учитывая их должностного статуса, то инженер действует, как правило, по заказу высшего эшелона организационной власти и редко консульти- рует рядовых работников.

Различие двух подходов обнаруживается еще и в том, что инженер оперирует очевидным и сравнивает реальное положение дел с некоторым эталоном (напри- мер, сопоставляет эффективное и неэффективное уп- равление), клиницист же интересуется глубоко скры- той от нас сущностью явлений, вскрывает латентные переменные и выясняет отклонения (патологию) реаль- ных процессов. Он подходит к любому клиенту, а им может быть бездомный или безработный, максимально серьезно и индивидуально. Неторопливое углубленное интервью с человеком заставляет клинициста избегать в интерпретации данных стереотипов здравого смыс- ла, суждений «на скорую руку».

Социоинженер обеспокоен другим: результаты его исследований должны быть доступны и понятны клиен- ту (администрации), как-то укладываться в его систему представлений и ценностей. Для верхушки власти важна не истина, а польза дела. Инженер представляет науч- ный отчет менеджерам, а те по каналам передают его наверх. И те, кто стоит наверху, во-первых, должны ра- зобраться в написанном, не тратя на это много времени (тезисность отчета), а во-вторых, оценить не только ин- женера, но еще и тех менеджеров, которые работали и обсуждали с ним результаты исследования. Стало быть, клиент, отчитывающийся перед своим начальством, за- интересован в таком исследовании, которое не только откроет что-то, новое, но еще и поддержит его репута- цию, выставит его в нужном свете. Истина, несовмести- мая с управленческой философией компании, ее полити- кой или символами веры — самым дорогим, что у нее есть, — наконец, с представлением менеджмента о са- мом себе, может оказаться бесполезной, даже вредной.

Полагая, что клиент хочет знать истину, инженер- социолог на самом деле путает этические императивы с сущностью познавательного процесса. И чем больше он впадает в подобную иллюзию, тем тщательнее наводит научный лоск на свою деятельность, изо всех сил стара-


 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: