Типология деловых игр

Деловые игры можно систематизировать по ряду признаков. Важнейшими из них являются: целевое на- значение деловой игры, широта тематических рамок, имитируемые области, управления, степень свободы решений, уровень неопределенности решений, харак- тер коммуникаций между участниками, степень от- крытости игры, комплексность используемой модели, инструменты игры и форма ее проведения. Охарак- теризуем подробнее каждый из признаков данной классификации431  .

В зависимости от функций и целевого назначения деловые игры, используемые в управлении персона- лом, подразделяются на:

обучающие (служат для подготовки управленцев, переподготовки и повышения квалификации спе- циалистов);

деловые игры для решения практических задач (применяются для коллективной или индивидуаль- ной подготовки управленческих решений с учетом многообразия влияющих на ситуацию факторов и различных вариантов решения проблемы);

проектные деловые игры (к ним обращаются при проектировании организационных систем (пред- приятий, их структурных единиц и т.п.) и их изме- нении, разработке функционально-ролевых струк- тур предприятий);

исследовательские  деловые  игры   (используются  для анализа поведения отдельных сотрудников или целых коллективов в зависимости от изменения внешних или внутренних условий их деятельности (например; при изучении возможностей использо- вания в организации различных систем оплаты труда). Исследовательские деловые игры модели- руют конкретные организационные ситуации в режиме «что будет, если...?». Это позволяет про- гнозировать различные варианты изменений орга- низационных  ситуаций).


 


1014


Широта тематических рамок отражает масшта- бы и сложность решаемых в процессе деловой игры задач. Комплексная деловая игра предусматривает от- работку методов решения сложной задачи в единстве ее важнейших аспектов, т.е. охватывает комплекс вза- имосвязанных задач. Частная деловая игра служит решению одной, определенной задачи (например, игра по изучению и сравнению эффективности коллектив- ной и индивидуальной деятельности членов группы).

Степень свободы решений  и  действий участни- ков игры может быть различной. Если игра допускает лишь ограниченный, заранее заданный спектр возмож- ных решений и соответствующих поведенческих аль- тернатив (действий), то она считается жесткой. В же- стких играх содержание каждого шага игрока строго фиксируется в соответствии с формальной моделью имитируемых процессов, а принятие решений сводит- ся к выбору одной из предложенных альтернатив. Если же игроки, соблюдая общие условия игры, действуют свободно, их решения не регламентированы установ- ленным набором альтернатив, то игра является мягкой. Имеются и промежуточные [полужесткие) типы игр. В зависимости от степени неопределенности си- туации деловые игры делятся на детерминированные и вероятностные. Для первых характерна определен- ность ситуации, заданность ее основных параметров, позволяющая игрокам принимать однозначно правиль- ные  или  неправильные  решения.  Вторые  отличает неясность ситуации, изменчивость параметров, обус- ловливающая  возможность  лишь  приблизительных оценок ситуации и принятия решений с: определенной

степенью риска.

Характер коммуникаций участников игры отража- ет зависимость или независимость действий ее участ- ников друг от друга и выступает одним из важнейших показателей ее динамизма. В интерактивных играх такая зависимость имеет место. Если же в процессе игры ее участники действуют самостоятельно и при- нимают решения независимо от других, то игра явля- ется   неинтерактивной.

Области применения определяют сферу, в кото- рой используется игра. Общие деловые игры моделиру- ют деятельность всей организационной единицы в определенной ситуации, которая может изменяться. Функциональные игры служат отработке действий по осуществлению  определенной функции организации


 

(например, функции службы персонала по освобожде- нию сотрудников).

Открытость деловой игры характеризует наличие и формы контактов между ее участниками. Открытая игра либо разрешает контакты между ее участниками, либо предполагает коллективное выполнение задачи. Закрытая игра не предусматривает контактов между ее участниками.

В зависимости от используемых средств, инстру- ментов деловые игры подразделяются на ручные (рас- четы выполняются вручную и предусматривают отра- ботку техники решения отдельных задач управления) и компьютерные (игры, предусматривающие сложный аппарат  моделирования организационных процессов и предполагающие использование  компьютеров,  про- грессивных  мультимедийных  инструментов  и  про- граммных продуктов). К компьютерным играм относит- ся подавляющее большинство проектных  деловых  игр, а также многие обучающие и исследовательские игры.

По форме, или регламенту проведения, деловые игры делятся на очные (предусматривают проведение игры со всеми участниками в одно время и в одном месте) и заочные (предусматривают проведение игры по схемам дистанционной технологии).

Рассмотренная классификация деловых игр осно- вывается главным образом на их формальных призна- ках и не является исчерпывающей: предмет и метод деловых игр дают возможность классифицировать их с различных точек зрения. В зависимости от содержа- тельной конструкции и целей среди деловых игр, ши- роко используемых в управлении персоналом, можно выделить: ролевые игры (в том числе психодраму и социодраму), групподинамические упражнения, плано- вые игры, групповые дискуссии, метод конкретной ситуации.

Ролевая игра — метод, при котором в процессе обу- чения управлению персоналом участники игры обна- руживают — посредством проигрывания определенных ролей в свободной от риска ситуации — у себя значи- мые для организации черты поведения, с помощью руководителя, друг друга и самостоятельно критически анализируют их, обучаются более эффективному спо- собу поведения и тренируются в его совершенствова- нии. На предприятиях ролевые игры часто  используют- ся для обучения руководителей правильному ведению собеседования, распределению заданий, обеспечению


 


 

 





1016


поддержки сотрудниками коллективного задания, ру- ководству командой. С их помощью сотрудники повы- шают свои знания и умения в области принятия само- стоятельных решений, развития делового общения и т.п. Ролевые игры особенно эффективны при карьерном обучении, когда сотрудник проигрывает комплекс функ- ций, вытекающих из его будущих должностных обязан- ностей. Базирование ролевых игр на повседневных, личностно значимых ситуациях обеспечивает высокую ангажированность, вовлеченность их участников. Это, в свою очередь, облегчает личностное принятие выра- батываемых образцов поведения, идентификацию реше- ний и рекомендаций, перенос отработанных в игре образцов поведения в повседневные отношения.

Ролевые игры имеют ряд достоинств, к которым относятся: возможность наблюдения эмоциональной реакции испытуемого, осмысления и оценки им реаль- ной ситуации, его умения определять цели и страте- гию собственных действий; развитие самонаблюдения и самоконтроля; обучение лучшему пониманию других, оптимизации модели поведения, предотвращению или конструктивному разрешению конфликтов и т.п.

Разновидностями ролевой игры являются психо- и социодрама. В психодраме все присутствующие делят- ся на непосредственных участников, составляющих экспериментальную группу, и активных зрителей, сле- дящих за ходом игры. Эта группа превращается в сво- его рода «театральную труппу», члены которой получа- ют определенные роли на основе истории, рассказанной одним из ее участников. Каждый герой (и, прежде все- го, центральная фигура — протагонист) психодрамы проигрывает свою роль, связывая ее с жизненной си- туацией. При этом он демонстрирует собственное пред- ставление о роли, основанное на его прошлом опыте или ожиданиях. Роль четко не прописана и предполагает импровизированные действия. Герой не связан жест- кими правилами и дает волю своим чувствам. Другие члены группы выступают партнерами главного действу- ющего лица (или выполняют роли на основе общего сценария).

Процесс психодрамы включает три основные фазы (этапа): 1) подготовительную, обеспечивающую «разо- грев», разминку участников; 2) собственно драматиче- ское действие — исполнение ролей; 3) обсуждение — оценочный и эмоциональный обмен. Проигрывание психодрамы имеет двоякий эффект: диагностический


и терапевтический.Посредством свободного самовы- ражения и взаимодействия актеров игра сближается с реальной повседневной ситуацией. Возникающие в процессе взаимодействия проблемы решаются есте- ственным путем. Спонтанное поведение актеров в за- данных ролях позволяет судить об их внутреннем мире, системе ценностей, интересах, установках и образцах поведения. Предполагается, что разыгранная драмати- ческая ситуация, близкая к реальным переживаниям главного героя, 'а также поддержка со стороны членов группы будут способствовать наиболее полному про- явлению его личностных особенностей. Кроме того, с помощью психодрамы можно убедить участника игры в необходимости устранения неправильных установок и неэффективных форм поведения и даже реально проиграть оптимальные образцы поведения, тем самым скорректировав его.

Социодрама строится примерно по тем же прин- ципам, что и психодрама. Однако здесь участвует ес- тественная группа (например, производственная), при- чем исполнители могут меняться ролями (например, начальник играет не только свою роль, но и роль под- чиненного, подчиненный же выступает в роли началь- ника). Это позволяет актерам не только лучше понять и прочувствовать различные ролевые позиции, Но и скорректировать свое поведение. Участники социодра- мы могут проигрывать реальные ситуации своих кол- лективных взаимоотношений, отрабатывая при этом моменты внутригруппового взаимодействия с другими группами. Все это позволяет широко использовать методы психодрамы и социодрамы в учебном процес- се (в том числе и на производстве).

Групподинамические упражнения тесно связаны с ролевыми играми. Между этими двумя методами оцен- ки и обучения персонала часто не проводят различий, хотя специалисты и усматривают их в: продолжитель- ности и содержательном богатстве (групподинамичес- кие упражнения предполагают достаточно длительные самостоятельные спонтанные действия участников в условиях заданной ситуации, которая в ходе игры мо- жет меняться в результате действий игроков); различ- ной степени включенности участников в ситуацию (в ролевых играх актеры действуют по принципу «как если бы», т.е. для них характерны довольно слабая степень вживаемости актеров в роль и их преимуще- ственно рационально определяемые должные действия


 




1018


 

(а не спонтанные эмоционально окрашенные реакции). Групподинамические упражнения, напротив, строятся по  принципу  «здесь  и  сейчас»,  т.е.  игроки  вживаются в ситуацию и действуют, исходя из нее);  приоритет- ных целях (главная цель групподинамических упраж- нений — приобретение их участниками и группой в целом соответствующего опыта решения задач и кол- лективного взаимодействия. Иными словами, ролевые игры больше ориентированы на обучение как участни- ков-исполнителей, так и зрителей, а групподинамичес- кие  упражнения  --  на  тренинг  их  участников).

Плановая игра — это последовательное, часто по- этапное проигрывание и проработка (анализ и осмыс- ление) единичных типичных динамических, изменяю- щихся ситуаций, на основе которых делаются общие выводы относительно решения комплексной организа- ционной проблемы. Этот тип игр отличается большей приближенностью к реальным организационным си- туациям. Плановая игра моделирует комплексную про- блему реального или возможного развития событий в форме замедленной съемки, т.е. позволяет останавли- вать и фиксировать определенные моменты развития ситуации, осмысливать их и находить оптимальные пути  решения  проблем.

Плановые  игры  достаточно  разнообразны;  они могут  различаться  в  зависимости  от  сферы  примене- ния, содержания, оказываемого влияния, отношения игроков, подсчета результатов и т.п. Исходный пункт плановой игры — сложная  организационная  пробле- ма, суть которой (а также цели и образ действий групп- участниц) обычно задается в письменной форме. Пла- новые игры отличаются сложностью и сравнительно большим  числом  участников.

Общее руководство игрой и помощь ее  участни- кам осуществляют инструкторы (модераторы). Они действуют совместно со штабом экспертов, предназ- наченным для решения возникающих проблем, не пре- дусмотренных условиями игры. По  окончании  игровой части по каждой  группе делаются  оценки  и  подводят- ся итоги, которые затем докладываются и анализиру- ются на  совместном  совещании  групп.  В  завершение игры ее общие итоги подводятся на пленарном заседа- нии, в задачу которого входит не только оценка эффек- тивности игры и действий ее участников, но и выра- ботка конкретных рекомендаций по практическому решению  организационных  проблем.  Особенно  эффек-


 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: