Глава 8. Деловые игры в сфере управления

лагается решить некую игровую задачу, отражающую реальные проблемы предприятия. В ситуации деловой игры создаются исключительно благоприятные возмож- ности для творческого и эмоционального включения участников в отношения, максимально приближенные к действительным производственным отношениям. В иг- ре происходит быстрое пополнение знаний, практичес- кое освоение навыков проведения расчетов и принятия решений в условиях реального взаимодействия с парт- нерами. В отличие от конкретной ситуации, воспроиз- водящей момент производственной обстановки, в дело- вой игре обстановка выражается в динамике, а процесс производства — в развитии.

Возможны два варианта использования реального производства в качестве учебного поля. Первый все работающие остаются на своих местах. В условиях текущего производства ставится учебно-тренировочная задача, и участники игры предпринимают действия по ее решению. При втором варианте текущая производ- ственная обстановка сохраняется, однако, участники меняются: их задача заключается в том, чтобы обеспе- чить нормальное функционирование текущего произ- водства. По мнению большинства специалистов, наи- более полно обеспечивают подготовку и обучение персонала деловые игры, проводящиеся с отрывом от производства.

Деловые игры сочетают в себе качества игры и учебно-диагностического процесса. Определяемая в общем виде игра представляет собой разновидность непродуктивной деятельности, главным мотивом ко- торой является не результат, а сам процесс. В игре осваивается опыт практический (овладение способа- ми решения жизненных задач) и этический (усвоение образцов, правил и норм поведения в различных си- туациях). Кроме того, в игре актуализируется и нахо- дит свое поведенческое проявление активная позиция ее участников.

Как метод построения учебного процесса,  наце- ленного  на  освоение  социальной  реальности,  игра включает следующие компоненты:  1) игровые роли и их принятие; 2) построенные по определенным прави- лам игровые действия и 3) моделирование игрового процесса и сопутствующего ему эмоционального на- пряжения (технология игры).  Ведущим компонентом игры выступает роль и ее принятие. Роль представля- ет собой комплекс социальных требований, ожиданий, 1


 


1008


 

предъявляемых данному человеку, его поведению об- ществом и окружающими. Исполнение роли предпо- лагает точное воспроизведение деятельности  человека во внешнем плане. Принятие ее осуществляется на когнитивном,  эмоциональном  и  поведенческом уровнях и реализуется посредством усвоения внешних черт и норм  поведения,  а  также  задач,  присущих  роли.

Игровые  действия  определяются  целевым аспек- том игры и могут задаваться по-разному: сценарием, ведущими (режиссерами или фасилитаторами (от англ. facilitator — дословно, носитель функций, облегчающих выполнение проекта)) игры, нормативными докумен- тами. В ряде случаев игровые действия могут формиро- ваться самими игроками в соответствии с их  собствен- ным видением ситуации и поставленными перед ними целями. Ролевые цели предписываются игрокам усло- виями игры. Цели отдельных участников игры могут отличаться  от  общей  цели  группы  или  коллектива429 .

Моделирование в игре — это создание макетов, замещающих объекты реальной ситуации, а также манипулирование ими с целью замены реального эк- спериментирования   искусственно  сконструированны- ми поведенческими  образцами.  Модель  игры  реализу- ется, приводится в действие с помощью особых правил, которые отражают соотношение всех  компонентов игры и могут быть перенесены в нее из социального контекста развертывающегося игрового процесса  или же  придуманы.

Впервые как средство обучения руководства прак- тическим действиям игры начали применяться воен- ными. В США этот процесс активно развернулся в период Второй мировой войны и усилился в послево- енное время, разросшись в современных условиях до гигантских, дорогостоящих учений блока НАТО. Кон- центрация и централизация производства и капитала, возросшая роль различного рода штабов создали  но- вые  условия  для  развития  имитационных  игр.  Пример- но в конце 40-х годов XX в.  этот  метод  широко  прони- кает в сферу западного бизнеса, а с 1963 г. игры производятся и продаются как техническое изобрете- ние,  товар.

В современных условиях деловые игры использу- ются во многих странах: в процессе обучения менедже- ров и других руководителей в вузах и средних специ- альных учебных заведениях; в процессе производства и реализации  продукции  на  предприятиях  и  в  сфере  ус-


 

луг для выработки наиболее обоснованных решений; в процессе проектирования новых и реконструкции ста- рых предприятий430; в научно-исследовательских ин- ститутах в ходе научно-исследовательских и опытно-кон- структорских разработок; в министерствах, ведомствах, ассоциациях и. объединениях сферы производства, тор- говли, финансов, услуг и т.п.

Остановимся особо на использовании деловых игр в сфере управления персоналом — для квалификаци- онной оценки и профессиональной подготовки потен- циальных и реальных сотрудников, а также нахожде- ния оптимальных управленческих решений. Подобное приложение метода позволяет успешно: 1) определять индивидуальные и коллективные способности испыту- емых, степень их подготовленности к профессиональ- ным требованиям; 2) повышать интерес участников к учебному процессу, их вовлеченность в решение орга- низационных задач; 3) наглядно представить реальную ситуацию, прочувствовать ее и определить возможные стратегии собственных действий; 4) изучить составные части организационной проблемы, выявить важнейшие из них и отработать ее комплексное поэтапное решение в имитационном режиме; 5) приобрести навыки реше- ния проблем в условиях, максимально приближенных к реальной ситуации; 6) научиться работать с современ- ной компьютерной техникой при решении разнообраз- ных управленческих задач в диалоговом режиме.

 

 Отличительные особенности дедовых игр         

Характерной чертой деловых игр является симуля- ция поведения определенной экономической системы и ее среды при помощи модели игры, функционирую- щей во взаимодействии с субъектом принятия реше- ния — человеком. Подобная комбинация допускает пря- мое соединение творческих способностей человека с современными методами управления и вычислительной техникой. Тем самым открывается возможность экспе- риментирования с моделью комплексной экономичес- кой системы и изучения ее поведения в различных ус- ловиях и ситуациях. Возникновение и развитие деловых игр — Логический результат необходимости успешно- го управления большим хозяйственным целым. Игры могут быть средством, как подготовки руководящих работников, так и совершенствования управления кон-


 

кретными экономическими единицами. От остальных методов (математических и других) они отличаются прежде всего прямым участием людей в симулируе- мом процессе. Коллективы  участников  игры  выполня- ют здесь те же  роли,  что  и  при  управлении  конкретны- ми системами, причем они могут решать предлагаемые ситуации как традиционно (прежде всего  интуитивно), так и при помощи точных методов. Прямое участие человеческого фактора в симулируемом управленчес- ком процессе дает возможность изменять условия и ограничения, корректировать механизм модели, кон- статировать и учитывать влияние факторов, предвари- тельно  не  включенных  в  модель.

Как и тесты, деловые игры выполняют функци ю выявления  и  оценки  (в  том  числе  измерения)  с  помо- щью определенных испытаний индивидуальных ка- честв  личности,  ее  знаний,  умений,  характерных  черт и образцов поведения. В то же время деловые игры, используемые в управлении персоналом, имеют по сравнению  с  тестами  ряд  отличий:

1) игра — это поведенческая коммуникация (если  те- сты предполагают ответы на вопросы или абстрак- тное, умственное решение задачи, то игра основы- вается  на  определенном  поведении,  действиях);

2) игра представляет собой обычное взаимодействие двух или более субъектов, т.е. коллективное, груп- повое  взаимодействие;

3) игра  отличается  сложностью  и  взаимозависимос- тью решаемых задач. Если тесты (за исключением проективных) обычно состоят из довольно простых заданий, носящих фрагментарный  характер,  то игра представляет собой комплекс  взаимосвязан- ных действий, в котором предыдущие решения во многом  детерминируют  последующие;


 





1010


4))  игра  предполагает  имитаци ю  реально й  ситуации, для  которой  свойственн а  динамичность, изменчи- вость.  Именно  это  позволяет выявить ряд поведен- ческих черт  работника, которые почти  невозмож - но  установить с помощью обычных тестов;

Л) игра многофункциональна: наряду с функцие й диагностики качеств и поведенческих черт работ- ника, она може т выполнят ь функци и обучения, тренинга и воспитания участников, а также реше- ния исследовательских задач;


6) единственной или главной целью теста является диагностика определенных качеств личности, в играх же психодиагностика, если и присутствует, то имеет, как правило, подчиненный характер;

7) оценка эффективности игры зависит прежде все- го от процесса ее протекания, в то время как тест оценивается по результатам его выполнения.

 

Принципыпостроениядедовыхигр            

При разработке и проведении деловых игр следу- ет учитывать ряд принципов, обеспечивающих эффек- тивность их применения:

• репрезентативность и достаточность элементов иг- ровой ситуации (составные части (компоненты) игры должны достаточно полно представлять ими- тируемую ситуацию в аспекте, соответствующем целям деловой игры, и содержать информацию, позволяющую понять суть проблемы и принять адекватное решение);

• модульный характер игры  (в структуре деловой игры выделяют несколько сравнительно простых модулей — организационных (содержащих инфор- мацию, необходимую для игрока и руководителя игры), функциональных (имитирующих отдельные, относительно автономные функции или области деятельности), этапных (характеризующих комп- лекс задач и действий определенных, относитель- но завершенных этапов игры).  Модульная струк- тура  деловой  игры  позволяет  отрабатывать  ее элементы или фрагменты в зависимости от целей обучения, интересов участника и темпов усвоения материала каждым обучаемым);

• системность использования деловой игры.

Кроме того, проведение деловой игры должно ба- зироваться на принципах эффективности (реализации цели) и экономии, т.е. достижения максимальных ре- зультатов при минимальных временных, финансовых и других расходах.

Организация деловой игры как специфического активного метода обучения включает ряд этапов, важ- нейшими из которых являются:

подготовка игры (мероприятия, создающие общие условияееэффективности—обеспечениеCOOT-


 




1012


 

ветствия выбранной игровой методики учебным целям и уровню подготовленности участников; использование адекватных методов фиксации про- цесса игры; определение способов анализа игро- вого процесса; обеспечение содержательной насы- щенности и целевой направленности мероприятий; структурирование игры во времени; определение форм оценочных коммуникаций с игроками и т.п.);

формирование игровой группы (оценка индивиду- альных качеств участников, степени их подготов- ленности к игре, их игровой мотивации. Цель должна соответствовать потребностям ее участни- ков. Последние должны хорошо знать условия и правила игры и соблюдать их. Для большинства игр желателен однородный по уровню знаний, опыта и  компетентности  состав участников.  Не  менее важно,  чтобы  между  участниками установились отношения доверия и открытости);

руководство игрой, контроль за ее процессом (ру- ководитель выполняет в организации  игры  сле- дующие  функции:  оценивает целесообразность проведения игры  и  формирует состав  ее участ- ников; знакомит участников с условиями и пра- вилами игры, консультирует их; готовит или адап- тирует  применительно  к  конкретным  условиям базу  данных  для  начального  периода  игры,  а также устанавливает ее  регламент;  осуществля- ет  текущий  контроль  за  соблюдением  правил игры;  следит за соблюдением  в  процессе этических норм, защищает меньшинство от груп- пового давления;  помогает выявлять и анализи- ровать неэффективные  способы действий  и ов- ладевать  эффективными  моделями  поведения; следит  за  ориентацией  игрового  процесса  на достижение поставленных  целей,  предотвращая возможные  отклонения;  оценивает  результаты выполнения заданий,  поведение участников,  де- лает  общие  выводы  и дает частные  рекоменда- ции  конкретным участникам  игры);

подведение итогов и оценка результатов (грамот- ное подведение итогов помогает участникам адек- ватно оценить свои сильные и слабые стороны, ут- вердиться в собственном мнении, сделать выводы, касающиеся дальнейшего закрепления изученных


 

Глава 8. Дедовые игры в сфере управления

образцов поведения и их внедрения в повседнев- ную деятельность).

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: