Тематика заданий на курсовую работу

(по данным конкретных организаций)

1. Организация (предприятие) в условиях рыночной экономики.

2. Порядок ценообразования и ценовая политика организации (предприятия).

3. Организация оплаты труда в организации.

4. Расчет себестоимости продукции и ее влияние на финансовые результаты деятельности организации.

5. Планирование финансовых результатов деятельности организации.

6. Основные средства организации и их использование.

7. Кадры организации и производительность труда.

8. Оборотные средства организации, их кругооборот и показатели эффективного использования.

9. Оценка финансового состояния организации и разработка мероприятий по его стабилизации.

10. Формирование прибыли в организации и пути повышения рентабельности.

11. Расчет доходов от экспортно-импортных операций организации (предприятия).

12. Расчет показателей бизнес-плана.

13. Формирование и расчет прибыли в условиях конкретных предприятий.

 

Тематика заданий на курсовую работу
(по данным конкретных организаций)

1. Предпринимательство, понятие, сущность. Законодательство в области предпринимательской деятельности.

2. Организационно-правовые формы предприятий. Основные характеристики и принципы функционирования.

3. Государственные, муниципальные унитарные предприятия: их сущность, отличительные особенности.

4. Хозяйственные товарищества и общества: их сущность, отличительные особенности.

5. Акционерные общества: сущность и особенности функционирования.

6. Некоммерческие организации, их виды и особенности функционирования.

7. Объединения предприятий, их виды, особенности функционирования.

8. Проблемы развития малого бизнеса.

9. Несостоятельность (банкротство) предприятий: понятие, факторы, признаки, процедуры банкротства.

10. Проблемы управления предприятием в условиях рынка.

11. Инвестиционная политика как часть экономической стратегии предприятия.

12. Аренда предприятий: понятие, экономическая сущность, роль в развитии экономики.

13. Лизинг. Механизм лизинговой сделки. Экономическая эффективность лизинга.

14. Особенности организации плановой работы на предприятиях в условиях рыночной экономики.

15. Бизнес-план как основа для внутрифирменного планирования.

16. Организация и проектирование производства. Оперативное управление производством.

17. Основные показатели производственной программы предприятий.

18. Формы общественной организации производства: концентрация, специализация, кооперирование, комбинирование производства.

19. Имущество предприятия, основные показатели его использования.

20. Основные производственные фонды как материально-техническая основа процесса производства на предприятии.

21. Обновление основных фондов. Влияние конкуренции на ускорение обновления основных фондов.

22. Система показателей использования основных фондов. Пути повышения эффективности использования основных фондов.

23. Амортизация основных фондов, способы ее начисления.

24. Оборотные фонды предприятия. Резервы экономии оборотных фондов. Значение экономии.

25. Система показателей использования оборотных фондов. Пути экономии оборотных средств.

26. Нематериальные активы, их состав, оценка, методы амортизации.

27. Организация труда на предприятии, ее совершенствование.

28. Формирование трудового коллектива на предприятиях различных организационно-правовых форм.

29. Нормирование труда на предприятии. Нормы труда, их характеристика.

30. Производительность труда: сущность, методика определения и планирования.

31. Сущность и основные принципы оплаты труда в современных условиях.

32. Тарифная система оплаты труда, ее совершенствование в современных условиях.

33. Коллективные формы оплаты труда, их сущность, значение.

34. Зарубежный опыт организации и оплаты труда.

35. Качество продукции. Закон «О защите прав потребителей», его действие в сегодняшних условиях.

36. Себестоимость продукции (работ, услуг), ее сущность, значение. Факторы, влияющие на себестоимость.

37. Система учета неполной себестоимости («Директ-костинг»).

38. Цены и ценообразование в современных условиях.

39. Финансовые результаты деятельности предприятия.

40. Рентабельность – показатель эффективности работы организации. Система показателей рентабельности.

41. Финансовое планирование – основа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

42. Показатели финансового состояния предприятия, методика их расчета.

43. Риски в деятельности предприятия. Способы снижения степени риска.

 

 

5. Методические рекомендации
по выполнению курсовых работ.

 

Введение

Целью курсовой работы «Разработка бизнес-плана» по дисциплине «Экономика организации» является выработкой навыков самостоятельной разработки плана деятельности вновь организуемой или действующей организации (предприятия), основанной на различных формах собственности и различного профиля деятельности.

План бизнеса – общепринятый прием менеджмента, который используется фирмами всех размеров для достижения целей создания или развития данных фирм в условиях рыночных отношений. Качество процесса планирования имеет существенное значение для успешного развития организации.

Ни одно коммерческое мероприятие невозможно успешно завершить без предварительной разработки плана действий и просчета его экономической целесообразности.

Бизнес-план обычно составляется на 3-5 лет, он может быть также ежегодным.

В процессе выполнения курсовой работы студенты закрепляют знания по структуре бизнес-плана, принципам и методам его разработки и приобретают навыки менеджера-плановика.

 

Структура бизнес-плана.

1. Цели создаваемой фирмы: необходимость производства данного вида продукции и (или) услуг.

2. Характеристика производимой продукции и (или) услуг.

3. Оценка рынка сбыта.

4. Оценка конкурирующих товаров и (или) услуг.

5. Стратегия маркетинга.

6. План производства.

7. Организационный план.

8. Юридический план.

9. Финансовый план.

10. Стратегия финансирования инвестиций.

 

Содержание разделов бизнес-плана.

1. Цели создаваемой фирмы.

В краткой форме необходимо обосновать целесообразность создания фирмы и производимых ею продукций и (или) услуг. Основное внимание уделяется вопросу: за счет чего и чем производимые фирмой продукция и услуги будут отличаться от продукций и услуг фирм-конкурентов и чем они привлекательней для покупателя.

2. Характеристика производимой продукции и (или) услуг.

В этом разделе бизнес-плана подробно описываются все характеристики продукции или услуг, необходимо ответить на вопросы:

- назначение продукции или услуг фирмы;

- чем оригинальная продукция: ее предполагаемая цена, дизайн и т.д.;

- каковы особенности продукции или услуг, могут ли они быть защищены патентами или авторскими свидетельствами;

- предположительный статус технологической жизни продукции;

- предполагаемые затраты на ее производство;

- будет ли продукция производиться только фирмой или необходимы субподрядчики;

- на какой стадии в настоящее время находится продукция – на уровне идей, модели, опытного образца;

- как будет организован сервис продукции.

3. Оценка рынка сбыта.

Это наиболее важная и сложная часть бизнес-плана, предполагающая сбор и анализ большого объема информации. Работая над этим разделом, необходимо ответить на следующие вопросы:

- кто буде покупателями продукции и (или) услуг фирмы;

- как предполагается реализовывать продукцию или услуги: путем прямой продажи, через бартерные сделки, опытными или экспортными поставками, с использованием транспорта;

- как долго продержится продукция фирмы на рынке.

Для разработки этого раздела потребуется информация о конкурентных продукции и (или) услугах. В настоящее время информацию можно найти в рекламах, справочниках, периодической печати («Экономика и жизнь», «Деловой мир», «Бизнес» и др.), в биржевых ведомостях, бюллетенях отраслевых и торговых ассоциаций, торговых палат.

4. Оценка конкурирующих товаров и (или) услуг.

Разработка реального бизнес-плана требует непредвзятой оценки продукции и (или) услуг фирм-конкурентов.

Оценивая конкурентов необходимо проанализировать:

- сколько фирм-конкурентов;

- объемы продаж конкурирующих фирм по данной продукции;

- основные характеристики продукции, уровень качества;

- дизайн;

- сервис конкурирующей продукции;

- прогноз внедрения новых моделей конкурирующей продукции.

5. Стратегия маркетинга.

В этом разделе прорабатываются вопросы:

- ценообразования (как определяются цены на продукцию);

- рекламы и затрат на нее;

- методов стимулирования продаж;

- распределения продукции;

- сервисного обслуживания клиентов (организация и затраты).

6. План производства.

В разделе определяются объем выпуска продукции (из области безубыточных – прибыльных объемов) – Ni.

Для планирования данного показателя необходимо варьировать:

- стоимостью единицы продукции;

- ценой единицы продукции.

Выполняется расчет стоимости сырья и материалов, исходя из норм расхода на единицу продукции (См).

Мj = Σi Мji Ni,

См = Сj Мj; См = Σj Смj,

Где Мji – норма расхода материалов вида j на производство единицы продукции i;

    Сj – стоимость 1 кг материала вида j;

    Мj – расход материала j на программу.

Определяются поставщики материалов. Выполняется расчет парка производственного оборудования, исходя из условия:

Σi Σg Ni Tij = Σg Qg Fxg Kсмg К загрg Кср.пр. g,

Где Tij – трудоемкость изделия i по виду обработки j;

    Qg – количество станков вида j;

    Fxg – действительный фонд станка при односменной работе;

    Ксм – коэффициент сменности;

    К загр. – коэффициент загрузки;

    К ср.пр. – коэффициент средней производительности станка.

Данный план содержит расчет площадей.

Sпр = Sа Sg Sа Qg,

Где Sа – удельная площадь на один станок;

    Sпр – производственная площадь.

Определяются поставщики оборудования. Через стоимость оборудования нормативно рассчитывается стоимость основных фондов (Фосн) и оборотных средств (Оср).

Оценка технологического уровня производства, выполняемая в данном плане, предназначена для корректировки трудоемкости с учетом повышения данного уровня. Корректировка должна быть на 3 года.

Утехн. = √Ким Кттп Кптп – 1,

Где Утехн. – уровень технологии,

    Ким – коэффициент использования материалов;

    Кттп – коэффициент типовых технологических процессов;

    Кптп – коэффициент прогрессивных технологических процессов.

Теоретическим пределом Утехн. Является 1.

Оценка качества планируется в виде методов контроля качества выпускаемой продукции:

- статистический контроль;

- выборочный автоматизированный контроль на КИМ (контрольно-измерительной машине);

- апостериорный контроль по рекламациям;

Каждый вид контроля должен быть учтен по затратам:

- времени (трудоемкости),

- стоимостным (текущие и единовременные затраты);

- по престижности продукции.

7. Организационный план.

В этом разделе разрабатываются:

- должностные и квалификационные обязанности рабочих и служащих фирмы;

- системы оплаты и стимулирования труда всех работников фирмы;

- количественный состав работников фирмы;

- организационная схема фирмы, которой определяется взаимосвязь всех подразделений фирмы;

8. Юридический план.

В разделе обосновывается форма собственности фирмы и ее правовой статус:

- государственное предприятие;

- общество с ограниченной ответственностью;

- акционерное общество;

- совместное предприятие и т.д.

9. Финансовый план.

Разработка финансового плана заключается в составлении следующих документов:

a. баланс поступлений и расходов,

b. баланс активов и пассивов,

c. таблица доходов и затрат,

d. прогноз объемов реализации,

e. график достижения безубыточности.

Баланс денежных поступлений и расходов – документ, в котором оценивается синхронность поступления и расходов денежных средств и проверяется ликвидность фирмы.

Ликвидность показывает, в какой степени краткосрочная кредиторская задолженность покрывается оборотными средствами фирмы.

Баланс активов и пассивов должен составляться на начало и конец года.

Баланс фирмы

Активы Пассивы
Оборотные средства Сырье, материалы Готовая продукция Незавершенное производство Денежная наличность Дебиторская задолженность Машины и оборудование Здания и сооружения Ценные бумаги Неосязаемые активы Заемный капитал Краткосрочная кредиторская задолженность Долгосрочная кредиторская задолженность Собственный капитал Резервный капитал Непредвиденные расходы

Расчет показателей доходов и затрат

Численные значения показателей доходов и затрат, получаемые в результате расчета, заносятся в таблицу доходов и затрат.

Показатели доходов и затрат Условные обозначения
Объем продаж Общая стоимость Общая прибыль от продаж Издержки производства Прибыль (до уплаты налога) Общий доход (убытки) Ор Собщ Побщ Ипр П Добщ

Расчет объема продаж

Ор = Σi NiYi + Σj NjYj,

Где Ni – объем продаж продукции i;

    Yi – цена единицы продукции i;

    Nj – объем продаж услуг j;

Yj – цена единицы услуги j.

Расчет стоимости продукции

Собщ = С + Ртр = Σi CiNi + Σi Ртрi,

Где Собщ – стоимость продукции,

    Ртр – транспортные расходы по реализации продукции,

    Сi – себестоимость единицы продукции i;

    Ртрi – транспортные расходы на i-тую единицу продукции;

Расчет валовой (балансовой) прибыли:

П = Ср – Собщ = Si (Цi – Сi) Ni + Sj (Цj – Сj) Nj.

Расчет затрат на единицу продукции:

С = Зпп + Зп + Знтп + Звоф + Зобс + Зтб + Зупр + Зстр + Зпр,

Где Зпп – затраты на подготовку производства,

    Зп – затраты на подготовку производства,

    Знтп – затраты на научно-технический прогресс,

    Звоф – затраты на воспроизводство основных фондов,

    Зобс – затраты на обслуживание,

    Зтб – затраты на технику безопасности,

    Зупр – затраты на управление,

    Зстр – затраты на страхование,

    Зпр – прочие затраты.

Расчет чистой прибыли.

Пч = П – (Вцел + Н),

Где Вцел – целевые выплаты,

    Н – налоги.

Расчет цены.

Цi = Сi + Пi или Цi = Сi (1 + Рi),

Где Рi – рентабельность.

Цена целевая может быьт определена по «Графику достижения безубыточности».

По данному графическому методу определяется целевая прибыль (Пцел), целевой объем выпуска (Nцел), целевой доход (Дцел), целевая цена (Ццел).

 

 


Точка безубыточности
Издержки постоянные
Объем выпуска

 

 


Ццел = Ор цел / N цел

10. Стратегия финансирования инвестиций.

Указываются источники и объемы финансирования инвестиций (кредиты, займы, выпуск акций и облигаций, фонд развития производства).

Выполняются инвестиционные расчеты: норма прибыли капитала, затраты на финансирование капитала, произведенные капитальные вложения на период инвестирования, эффективность инвестиций.

 

Содержание курсовой работы.

Курсовая работа заключается в разработке студентами варианта бизнес-плана по всем его разделам.

Для разработки бизнес-плана студент должен ознакомиться со структурой плана, выбрать или сформировать свой вариант курсовой работы.

Исходные данные представлены таблицами 1 и 2: четыре варианта таблицы 1 дополняются четырьмя вариантами таблицы 2, что позволяет сформировать 16 вариантов.

Основными задачами бизнес-плана являются:

- расчет себестоимости, прибыли, цены,

- определение точки безубыточности,

- определение объемов выпуска, валового дохода (объема продаж),

- планирование инвестиций, составление баланса активов и пассивов.

 

Исходные данные по вариантам.

Показатели

Варианты планирования

1 2 3 4
Цели развития (создания) фирмы Получение макс. прибыли при фикс. затратах Получение мин.затрат при фикс.прибыли Максимальный охват рынка Завоевание потребителя
Характеристика продукции Пылесосы Стиральные машины Кофемолки Кухонные комбайны
Программа выпуска изделия = 45 тыс.шт. = 36 тыс.шт. = 30 тыс.шт. = 18 тыс.шт. = 360 тыс.шт. = 225 тыс.шт. = 22 тыс.шт. = 18 тыс.шт.
Трудоемкость единицы Тп1 = 40 Тп2 = 50 Тс1 = 60 Тс2 = 100 Тк1 = 5 Тк2 = 8 Ткк1 = 80 Ткк2 = 100
Ориентировочная себестоимость (затраты) Сп1 = 2500 Сп2 = 3000 Сс1 = 4000 Сс2 = 6000 Ск1 = 500 Ск2 = 1000 Скк1 = 8000 Скк2 = 12000
Дизайн Откладывается в виде табурета Имеет вид яркой игрушки Поверхность оформлена в виде зерен кофе Каждая приставка имеет свой цвет
Гарантия на 1 год 2 года 1 год 2 года
Срок тех. эксплуатации 8 лет 10 лет 5 лет 8 лет
Наличие субподрядчиков Нет Да Нет Да
Организация сервиса - - на предпродаже - при продаже - после продажи     Нет Да Да     Да Да Да     Нет Да Нет     Да Да Да

 

Исходный массив для формирования произвольного варианта

Показатели А Б В Г

Оценка рынка сбыта

1. Кто покупатели Семьи с доходом 3000 р./чел. в месяц Организации Молодые семьи Многодетные семьи
2. Метод реализации Прямая продажа (розничная) Бартерные сделки Оптовая торговля Экспортные поставки
3. Период интенсивной продажи 1 год 3 года 1-1,5 года 3 года

Оценка конкурирующей продукции

4. Сколько конкурентов? 4 5 3 2
5. Кто главный производитель продукции Пылесосы САЗ Стиральные машины УАПК Кофемолки МРТЗ Кухонные комбайны 3н.труд
6. Объемы продаж фирмы 20 тыс. в год 10 тыс. в год 400 тыс. в год 20 тыс. в год
7. Уровень качества, дизайн продукции Высокий, нет сертификата Сертификат Высокий, сертификата нет Сертификат
8. Прогноз внедрения новой продукции Через 1 год Через 3 года Через 1,5 года Через 3 года
9. Стратегия финансирования - кредиты - займы, акции - облигации        

Стратегия маркетинга

10. Метод ценообразования Ц = З + Пмакс Ц = З + Пнорм Ц >= З Ц <= З
11. Реклама Рекламный журнал Рекламный плакат Рекламные объявления Рекламный ролик
12.Затраты на рекламу 3% от затрат 3% от затрат 1% от затрат 1,5% от затрат
13.Стимулирование продаж 1% от объема продаж продавцу 0,5% от объема продаж продавцу 2% от объема продаж продавцу Снижение цены на 5% при оптовых закупках 1% от объема продаж Бесплатная продажа каждого 100 изделия
14.Распространение продукции Система торговых точек общего назначения Фирменные магазины Фирмы-коммивояжеры Специализированные магазины фирмы
15. Способ организации сервисного обслуживания Доставка на дом, ремонт с доставкой на фирму, гарант.ремонт Доставка на дом, ремонт на дому, гарант.ремонт Консультации, гарантийный ремонт Доставка на дом, консультации, гарант.ремонт
16. Затраты на сервис 5% от затрат 4% от затрат 1% от затрат 2% от затрат

Стратегия снабжения

17. Основные фонды Фондовая биржа Учредитель Ассоциация «У» Учредитель
18. Основные материалы Товарно-сырьевая биржа Малое предприятие «Х» Сырьевая биржа Учредитель
19. Оборотные средства Товарная биржа Система МП Кооперативы Учредитель
20. Труд Биржа труда Биржа интеллект.труда Училища, техникумы, университеты Рекламные объявления

 

Форма представления курсовой работы

Результаты в описательной форме должны быть представлены по всем разделам бизнес-плана, все необходимые расчеты должны быть не только выполнены, но и показаны в виде формул и промежуточных расчетов.

Главными расчетными разделами плана являются план производства и финансовый план, которые разрабатываются интерактивно (возвратом).

Численные значения плановых показателей необходимо представить в виде таблиц.

Определение безубыточного выпуска продукции необходимо иллюстрировать рисунком.

КР завершается расчетами:

- экономического потенциала фирмы;

- эффективности деятельности фирмы на планируемый период;

- конкурентоспоспобности продукции.

При выполнении КР рекомендуется использовать справочные данные (приложения).

 

Приложение.

Рекомендуемые для расчета численные значения планируемых показателей.

Таблица 1.

Коэффициенты средней сравнительной производительности станков.

Уровень оптимизации

Группы станков

Год выпуска

1997 1998 1999 2000 2001 2002
1 Станки универсальные 1 1,02 1,06 1,07 1,08 1,1
2 Полуавтоматы и автоматы 2,5 2,6 2,7 2,8 2,9 3,0
3 Станки специальные 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9 4,0
4 Станки с ЧПУ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5
5 Станки типа «Обрабатывающий центр» 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5

 

Таблица 2.

Коэффициенты условной производительности для групп токарных станков

Группы станков К усл. пр.
Токарно-универсальный 1,0
Токарно-револьверный 3,5
Токарный с ЧПУ 3,0 – 4,0
Токарный многоцелевой 4,5 – 6,0

 

Таблица 3.

Коэффициенты загрузки оборудования по типам производства.

Типы производства К загр. об.
Массовое и крупносерийное 0,7
Среднесерийное 0,8
Мелкосерийное и единичное 0,85

 

Таблица 4.

Коэффициенты сменности оборудования.

Типы производства Группы станков К см.об.
Массовое Автоматические линии 3,0
Крупносерийное Обрабатывающие центры 2,5 – 3,0
Среднесерийное Станки с ЧПУ, ГПС 2,0 – 2,5
Мелкосерийное Станки с ЧПУ, ГПС 2,0
Единичное Универсальные станки 1,0 – 1,5

 

Таблица 5.

Нормативы потерь рабочего времени.

Тип оборудования

Режим работы (смены)

1 2 3
Металлорежущее оборудование 2,0% 3,0% 4,0%
Немеханизированные рабочие места (верстаки) - - -
Немеханизированные рабочие места с измерительной аппаратурой - 0,5 – 1,0% 1,0 – 1,5%

 

Таблица 6.

Укрупненные нормативы оборотных средств от затрат производства.

Группа заводов Норматив (%)
Самолетостроительные 30
Двигателестроительные 35
Агрегатные 20
Приборостроительные 30
Станкостроительные 30
Металлургические 15

 

Таблица 7.

Удельные площади на 1 станок механических цехов.

Габариты станков Габариты изделия (1, bD) Удельная площадь (Sуд)
Мелкий станок Средний станок Крупный станок - D<=25 мм D<=200 мм D>1000 мм, 1>3000 мм 1<=1000 мм, b<=500 мм 2000<1<=3000мм, b<=1500 мм 4000<1<=8000 мм 1500< b<=3000 мм 14±18 м2 18±22 м2 35 м2 120 м2 40 м2 100 м2 200 м2

 

Справочно-нормативные значения необходимого количества технологического оборудования.

Годовая производственная программа (ст/час) Коэффициент сменности (Ксм) Необходимое количество технологического оборудования (Соб)
10 000 1 1,1 2,1 5 4 2
100 000 1 1,5 2,5 48 39 32
1 000 000 1 1,5 2,5 483 393 322
4 000 000 1 2,5 3,0 1932 1289 967
10 000 000 1 2,5 3,0 4832 3221 2416
12 000 000 1 2,5 3,0 5797 2319 1932

 

 

6. ЛИТЕРАТУРА

В.П. Грузинов, В.Д. Грибов Экономика предприятия. Учебник. М; Финансы и статистика, 2002

В.В. Жиделеева, Н.Ю. Каптейн Экономика предприятия. Учебное пособие. М; ИНФРА – М, 2002

Н.Л Зайцев Экономика промышленного предприятия. М; ИНФРА – М, 1999

Н.Л Зайцев Экономика промышленного предприятия. М; Экзамен, 2002

В.А. Крайлер Экономика предприятия. М; ИНФРА – М. Новосибирск. НГАЭ и У, Сибирское приглашение, 2000

А.И. Михайлушкин Экономика. Практикум. М; Высшая школа, 2001

Н.И. Новицкий Организация производства на предприятиях. М; Финансы и статистика, 2001

С.М. Пястолов Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М; ИНФРА – М, 2000

Б.А. Райзберг, Р.А. Фахутдинов Управление экономикой. М; ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999

И.В. Сергеев Экономика предприятия. М; Финансы и статистика, 2001

Н.А. Сафонов Экономика предприятия. Москва; Юрист, 2002

Л.Н. Чечевицына Микроэкономика, Ростов-На-Дону, Феникс, 2001

В.А. Швандара Стандартизация и управление качеством продукции. М; ЮНИТИ, 1999

В.А. Швандара Экономика предприятия. Тесты, задачи, ситуации. М; ЮНИТИ, 2001

 

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: