Практическое занятие

Задача 1. Определить рентабельность изделия А на основании следующих данных:

1. производственные затраты по изделию А 32000 руб.

2. внепроизводственные расходы намечены в размере 6% от производственной себестоимости изделия А.

3. оптовая цена 49000 руб., в т.ч. НДС 9,8 тыс.руб.

Решение.

Полная себестоимость = 32000 + 1920 = 33920 руб.

Цена без НДС = 49000 – 9800 = 39200 руб.

Прибыль от продажи = 39200 – 33920 = 5280 руб.

R продукции = 5280/33920 *100% = 15,6%

 

Задача 2. В отчетном году предприятие реализовало продукции на сумму 211200 тыс.руб. Чистая прибыль предприятия составила 33369,6 тыс.руб. Определить рентабельность продаж.

Решение.

R продаж = Пч / V рп * 100% = 33369,6/211200 *100% = 15,8%

 

Тема 4.4. Финансы организации (предприятия)

Финансовые ресурсы организации.

Финансовые ресурсы предприятия представляют совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенных для реализации его финансовых обязательств и затрат по расширенному производству. Финансовые ресурсы всегда имеют две сферы практического применения: денежные средства, инвестированные в основные фонды различного назначения, и денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения.

Управление финансами представляет собой процесс, цель которого – улучшение финансового состояния предприятия и получение определенных финансовых результатов.

 

Собственный и заемный капитал, источники их формирования.

Уставный капитал – первый и основной источник образования собственных средств предприятия, его величина фиксируется в уставе организации и подлежит регистрации в установленном законом порядке, из него формируется основной и оборотный капитал.

Добавочный капитал – денежный фонд собственных средств предприятия, поступающий в течение года (от прироста стоимости основных фондов в результате их переоценки, доход от продажи акций сверх их номинальной стоимости, безвозмездно полученные денежные и материальные ценности).

Резервный капитал – денежный фонд предприятия, образующийся в соответствии с законодательством РФ, условие поддержания устойчивости финансового положения предприятия.

Фонд накопления – предназначен для развития производства, образуется из чистой прибыли предприятия, финансирует капитальные вложения. Фонд потребления – денежные средства, образующиеся за счет чистой прибыли и направляемые на удовлетворение материальных потребностей работников, финансирование объектов непроизводственной сферы, на выплаты компенсационного характера. Валютный фонд – формируется на предприятиях, получающих валютную выручку от экспорта продукции.

Заемный капитал – финансовые средства, предоставляемые организации во временное пользование на условиях возвратности, платности и срочности. Источниками получения заемных средств являются коммерческие кредиты банков.

Инвестиционная деятельность организации, виды и источники инвестиций.

Инвестиции – процесс совокупного использования ресурсов, обеспечивающий увеличение капитала, расширение и модернизацию производства, освоение новейших технологий и техники, отвлечение денежных средств из текущего оборота и направление их с целью увеличения имущества предприятия.

Финансовые инвестиции – денежные средства, вкладываемые в акции, облигации и др. ценные бумаги, выпущенные государством, муниципалитетом, корпоративными компаниями. Реальные инвестиции – вложение денежных средств в основной капитал и на прирост материально-производственных запасов. Инвестиции в нематериальные активы – вложения денежных средств в приобретения научно-технических разработок. Совокупность практических действий по реализации инвестиций деятельностью называется инвестированием.

Субъектами инвестирования могут быть физические, юридические лица, в т.ч. иностранные, а также государства и организации.

Источниками финансирования инвестирования являются собственные и привлеченные средства, ассигнования из бюджета, заемные средства, иностранные инвестиции и др.

 

Раздел 5. Планирование деятельности организации (предприятия)

Тема 5.1. Планирование деятельности организации (предприятия)

Рынок и план. Основные принципы планирования.

В настоящее время в условиях все более широкого распространения рыночных отношений на предприятиях и в организациях нашей страны бурно протекает процесс совершенствования форм и методов работы.

Одним из таких методов служит планирование. Планирование – это систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях. В условиях рынка диапазон использования факторов, влияющих на деятельность предприятия, чрезвычайно широк, и субъект хозяйствования стремится к их оптимальному сочетанию. Основной формой внутренней увязки всех факторов является планирование производственной и финансовой деятельности. В условиях жесткой конкуренции планирование – важнейшее требование для выживания современных предприятий, их экономического роста и развития. Планирование позволяет оптимально связать имеющиеся возможности по выпуску продукции со сложившимися на рынке спросом и предложением.

В современных условиях одним из важнейших инструментов планирования является бизнес-план. Планировать свой бизнес необходимо по многим причинам. Ведь часто бывает, технологически бизнес просчитан безупречно, однако экономические аспекты являются причинами сбоев в технологии бизнеса. Сегодня можно сказать, что неустойчивость нашей экономики часто приводит к невозможности осуществлять нормальное планирование. Однако подвижность внешней среды, неопределенность развития некоторых ее факторов, усложняя процесс планирования, не отрицают необходимость его проведения.

                                                    

                                                     Бизнес-планирование.

Бизнес-план – это план развития бизнеса на предстоящий период, в котором сформулированы основные цели, предмет, стратегии, направления и географические регионы хозяйственной деятельности, в котором определены ценовая политика, емкость и структура рынка, условия осуществления поставок и закупок, транспортировки, страхования и переработки товаров, факторы, влияющие на рост/снижение доходов и расходов по группе товаров и услуг, являющихся предметом деятельности предприятия. 

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь своих целей и задач, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего предприятия.

       Бизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и на рынке, где действует фирма.

 

Структура и содержание внутрифирменного (производственного) бизнес-плана.

Структура бизнес-плана строго не фиксирована, но наиболее оптимальными являются следующее его строение и содержание:

1. Цели создаваемой фирмы; необходимость производства данного вида продукции и (или) услуг. Здесь необходимо в краткой форме обосновать целесообразность создания фирмы и производимых ею продукции и (или) услуг. Основное внимание уделяется вопросу, за счет чего и чем производимые фирмой продукция и услуги будут отличаться от продукции и услуг конкурентов и чем наша продукция привлекательней для покупателя.

2. Характеристика производимой продукции и (или) услуг. В этом разделе необходимо ответить на вопросы: какие потребности призвана удовлетворять продукция, что полезного покупатель извлечет из товара, чем оригинальна продукция. Также следует охарактеризовать основные качества товара, его внешний вид, если необходимо – и упаковку, и сервисное обслуживание, целесообразно предположить цену товара и затраты, которые необходимо будет осуществить при его изготовлении, что позволит определить предполагаемую прибыль, а значит, и шансы на успех или неудачу.

3. Оценка рынка сбыта. Это наиболее важная и сложная часть бизнес-плана, предполагающая сбор, обработку и анализ большого объема информации. Необходимо обратить внимание на следующие моменты:

· Кто именно будет покупать эту продукцию или обращаться к этим услугам.

· Как предполагается реализовывать продукцию и (или) оказывать услуги: путем прямой продажи, через бартерные сделки, опытными или экспортными поставками, с использованием транспорта.

· Как долго продержится продукция фирмы на рынке.

4. Оценка конкурирующих товаров и (или) услуг. Этот раздел требует непредвзятой, объективной оценки продукции и услуг конкурента, а также ответа на следующие вопросы:

· Кто сегодня является непосредственным конкурентом фирмы, сколько их, и в каком они состоянии.

· Кто является крупнейшим производителем аналогичной продукции.

· Каковы объемы продаж конкурентов.

· Основные характеристики продукции конкурирующих фирм: уровень качества, цена, дизайн, сервис конкурирующей продукции, прогноз внедрения новых моделей конкурирующей продукции.

· Каковы отличия нашей продукции от конкурирующей, в чем фирма рассчитывает превзойти конкурентов.

5. Стратегия маркетинга. В наиболее общем виде маркетинг представляет собой взаимосвязь двух сторон: всеобъемлющее изучение рынка и потенциальных потребителей и всестороннее продвижение товаров и (или) услуг к этому потенциальному потребителю. В этом разделе прорабатываются вопросы ценообразования, рекламы и затрат на нее, методов стимулирования продаж, распределения продукции, сервисного обслуживания клиентов.

6. План производства. Этот раздел содержит описание всего производственного процесса. Его главная задача – подтвердить расчетами, что создаваемая фирма в состоянии реально производить необходимое количество товаров (услуг) в нужные сроки и с требуемым качеством. В разделе определяется объем выпуска продукции. Для планирования данного показателя необходимо варьировать стоимостью единицы продукции и ее ценой.

7. Организационный план. Речь в этом разделе идет о том, с кем фирма собирается сотрудничать и как организовывать свою деятельность для достижения успешных результатов. Здесь необходимо задействовать ответы на вопросы организационной схемы фирмы, должностных и квалификационных обязанностей рабочих и служащих, систем оплаты и стимулирования труда всех работников фирмы, количественного состава работников.

8. Юридический план. В разделе обосновывается форма собственности фирмы и ее правовой статус.

9. Финансовый план. Он обобщает в стоимостном выражении возможные результаты принятых решений по предыдущим разделам бизнес-плана. Финансовый план включает: расчет величины и определение источника получения средств, необходимых для организации дела, прогноз объемов реализации, баланс денежных расходов и поступлений, таблицу доходов и затрат, сводный баланс активов и пассивов предприятия, график достижения безубыточности.

10. Стратегия финансирования инвестиций – характеризуются инвестиционная деятельность предприятия, источники и объекты инвестиций.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: