Тема 6.1. Организация (предприятие) на внешнем рынке

Понятие внешнеэкономической деятельности (ВЭД) предприятия. Внешнеэкономическая деятельность предприятия.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия – это сфера производственно-хозяйственной деятельности, связанная с международным производственной и научно-технической кооперацией, с экспортом и импортом товаров и услуг.

Предприятие является основным звеном внешнеэкономической деятельности. Выход предприятия на международный рынок приводит к целому ряду положительных моментов как для самого предприятия, так и для экономики страны в целом.

1. Внешнеэкономическая деятельность является существенным фактором дополнительного стимулирования стабилизации национальной экономики. В настоящее время механизм осуществления внешнеэкономических связей в РФ коренным образом реформируется.

2. Предприятия могут гибко и оперативно реагировать на изменения внешнеэкономических факторов, оптимально мобилизовать определенные производственные ресурсы в целях рационального использования преимуществ мирохозяйственных связей.

3. Существует и обратная связь: партнеры из разных стран в рамках осуществления сотрудничества с Россией существенно влияют на развитие производства, повышение его технического и технологического уровня, что в конечном счете ведет к экономическому росту.

4. Предпринимательство с замкнутой структурой, лишенное здоровой конкуренции извне, развивается не столь эффективно.

К основным формам внешнеэкономических связей относят внешнюю торговлю, движение услуг, капитала, технологий, разного рода платежей и переводов, рабочей силы.

 

Виды сделок во внешнеэкономической деятельности. Совместное предпринимательство.

Основными методами регулирования внешнеэкономической деятельности являются экспортно-импортные тарифы, квотирование, лицензирование.

Во внешнеэкономической деятельности различают следующие формы ВЭД:

· экспортные сделки;

· импортные сделки;

· реэкспортные сделки;

· встречные сделки.

Экспорт – вывоз товаров за границу без обязательств по обратному их ввозу и возможное представление иностранным лицам услуг и прав на результаты интеллектуальной собственности.

Импорт – ввоз товара на таможенную территорию покупателя.

Реэкспорт – покупка товара за границей, ввоз на территорию страны покупателя, перепродажа в изначальном виде за рубеж иностранному покупателю.

Встречная сделка – организационно-увязанные экспортно-импортные операции, где экспортер обязуется принять в оплату стоимости своего товара всю или часть стоимости встречного импортного товара покупателя (бартер).

В современных условиях выделяют два направления деятельности:

- совместное предпринимательство.

- заключение внешнеторговых договоров с иностранными контрагентами.

Внешнеторговый контракт – это договор о купле-продаже, поставке, проведении каких-либо услуг, заключаемый двумя или более сторонами (контрагентами).

Правовые вопросы совместного предпринимательства определяются нормами торгового и гражданского законодательства того государства, где создается совместное предприятие. Совместные предприятия характеризуют:

- совместный капитал, требование защиты и возврата капитала,

- единый производственный аппарат,

- согласование интересов партнеров.

На внешнем рынке могут осуществляться торговые операции, связанные с экспортом и импортом товаров, и неторговые операции - операции, связанные с финансово-кредитной деятельностью.

Организация международных расчетов.

В международной практике имеют место следующие виды платежей:

- документарное инкассо – взимание определенной задолженности плательщика непосредственно через банк в безакцептном порядке,

- документарный аккредитив – уплата по обязательству, которое берет на себя по распоряжению заказчика банк, включающее уплату определенной суммы указанному бенефициару (продавцу) по представленным документам к установленному сроку,

- банковский перевод – способ уплаты, когда покупатель дает поручение обслуживающему его банку перевести определенную сумму в другую страну и выплатить получателю перевод,

- открытый счет – оплата по обязательствам путем направления в банк платежного поручения, или непосредственно продавцу – чека, векселя, для перечисления его денежных средств на счет продавца, который при таком способе уплаты не имеет никаких гарантий платежа.

 

Вопросы аттестации

по дисциплине «Экономика организации (предприятия)»

для специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет

1. Роль и значение отрасли в системе рыночной экономики. Признаки отрасли и показатели развития, современное состояние.

2. Организация – понятие и основные признаки. Классификация организаций по отраслевому признаку, экономическому назначению, уровню специализации, размерам.

3. Предпринимательство – составная часть рыночной экономики. Виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое.

4. Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект в рыночной экономике. Организационно-правовые формы хозяйствования.

5. Производственная структура организации (предприятия), ее элементы.

6. Типы производства: по организационному типу, общественной организации производства.

7. Производственный процесс: понятие, содержание и структура.

8. Производственный цикл, его структура, длительность и пути его сокращения.

9. Автоматизированное производство. Типы поточных линий. Основы организации поточного производства.

10. Понятие основного капитала, его сущность и значение. Классификация элементов основного капитала и его структура.

11. Оценка основного капитала.

12. Амортизация и износ основного капитала.

13. Показатели эффективности использования основных средств. Фондоотдача, фондоемкость продукции. Способы повышения эффективности использования основного капитала.

14. Производственная мощность, ее сущность и виды. Расчет производственной мощности. Показатели использования производственной мощности.

15. Понятие оборотного капитала, его состав и структура. Классификация оборотного капитала.

16. Определение потребности в оборотном капитале. Оценка эффективности применения оборотных средств.

17. Материально-техническая база организации в современных условиях.

18. Ресурсы и ресурсосберегающие технологии.

19. Незавершенное производство организации.

20. Материалоемкость, понятие, виды, пути получения чистой прибыли.

21. Экономическая сущность и принципы аренды. Экономическое регулирование взаимоотношений арендатора и арендодателя.

22. Лизинг, зарубежный опыт.

23. Состав и структура кадров организации.

24. Планирование кадров и их подбор. Показатели изменения списочной численности персонала и методика их расчета.

25. Рабочее время и его использование. Бюджет рабочего времени.

26. Нормирование труда, методы нормирования труда.

27. Производительность труда – понятие и значение. Методы измерения производительности труда. Факторы роста производительности труда.

28. Мотивация труда и ее роль в условиях рыночной экономики. Основные элементы и принципы премирования в организации.

29. Тарифная система оплаты труда, ее сущность, состав и содержание.

30. Единый тарифно-квалификационный справочник и его значение. Бестарифная система оплаты труда.

31. Формы и системы оплаты труда: сдельная и повременная, их разновидности, преимущества и недостатки.

32. Понятие и состав издержек производства и реализации продукции. Классификация затрат по статьям и элементам.

33. Отраслевые особенности структуры себестоимости. Значение себестоимости и пути ее оптимизации.

34. Смета затрат и методика ее составления.

35. Калькуляция себестоимости и ее значение. Методы калькулирования.

36. Ценовая политика организации. Цели и этапы ценообразования. Ценообразующие факторы. Методы образования цены. Этапы процесса ценообразования.

37. Экономическое содержание цены. Виды цен. Механизм рыночного ценообразования. Ценовая конкуренция. Антимонопольное законодательство.

38. Прибыль организации, сущность, источники и виды. Распределение и использование прибыли.

39. Рентабельность, показатели рентабельности производства. Методика расчета уровня рентабельности продукции.

40. Финансы организации, состав, источники финансирования организации. Инвестиционный портфель организации.

41. Сущность внутрипроизводственного планирования организации. Этапы планирования, цели, контроль, показатели плана.

42. Структура бизнес-плана.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: